Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Данный закон называют еще законом диалектической противоречивости. Он раскрывает причины развития, отвечает на вопрос: почему происходит развитие? В отличие от метафизики, которая причины изменений видит во внешних факторах, диалектика вскрывает внутренний источник развития, которым являются противоречия. Это позволяет углубить учение о движении до учения о самодвижении, развитии объективного мира. Основными категориями, позволяющими раскрыть содержание закона, выступают категории: диалектическое противоречие, диалектические противоположности.
Основные категории закона. Уже обыденное сознание людей издавна отмечало наличие противоположных сил, сторон, тенденций в явлениях природы и общества: свет и мрак, жизнь и смерть, холод и жара, любовь и ненависть, война и мир и т.д. Наука выявила и обнаруживает все новые противоположности в мире. Механика изучает притяжение и отталкивание, действие и противодействие тел, физика открыла положительные и отрицательные заряды, корпускулярные и волновые свойства материи, астрономия исследует процессы рассеивания и концентрации материи во Вселенной, биология изучает механизмы наследственности и изменчивости, ассимиляции и диссимиляции и т.д. Борьба противоположных сил с особой остротой проявляется в общественной жизни, где сталкиваются интересы противоположных классов, личности и коллектива, государства и гражданского общества и др.
Открытие противоположных сторон, тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для осмысления и формулировки закона диалектической противоречивости. Но диалектика, ее искомый закон не сводится к констатации противоположностей (полярностей) в мире, к сумме примеров, иллюстрирующих их наличие, а стремится понять роль противоположностей в изменении, развитии всего сущего. Поэтому противоположности она рассматривает в их взаимосвязи, т.е. как диалектические противоположности, входящие в состав диалектического противоречия.
Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных сторон и тенденций системы (предметов, явлений), которое делает систему самодвижущейся, развивающейся и проявляется через их единство и борьбу. Это определение позволяет выделить структуру противоречия, сторонами (элементами) которого являются диалектические противоположности, а связь между ними характеризуется понятиями единства и борьбы.
Диалектические противоположности – это стороны противоречия. Не всякие противоположности составляют противоречие, т.е. являются диалектическими противоположностями. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны, во-первых, являться частями единого целого, в котором один момент также необходим, как и другой, и во-вторых, находиться во взаимодействии (единстве и борьбе), обусловливая тем самым развитие. Например, черное и белое, большое и малое, гениальное и примитивное и т.п. не являются частями единого целого и потому не содержат в себе никакого импульса к развитию. «Правая и левая сторона дома», «верх и низ стола», «южный и северный полюсы» являются противоположностями, но они не имеют отношения к развитию, а характеризуют статичное бытие предметов.
Единство противоположностей – это их взаимополагание, взаимообусловленность, взаимоопределение, взаимодополнение в составе целостной системы. Единство противоположностей обеспечивает момент устойчивости, равновесия развивающихся систем.
Борьба противоположностей – это их взаимоотрицание, взаимопроникновение, взаимоотталкивание, взаимоисключение в рамках единой системы. Борьба противоположностей обусловливает бесконечность процесса развития. Противоборство противоположных тенденций связано со стремлением одной из них вытеснить, преодолеть другую, с их взаимопроникновением. Иногда, поэтому, закон формулируется как «закон взаимного проникновения противоположностей».
Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития. Эта функция реализуется тогда, когда противоположности образуют диалектическое противоречие, взаимодействуют в рамках какой-либо целостности. Поэтому словосочетания «единство и борьба противоположностей» и «диалектическое противоречие» заключают в себе одно и то же содержание и равно указывают на источник, движущую силу развития.
Противоречие неотрывно от развития, как и развитие от противоречия. Диалектическое противоречие есть только там, где есть развитие, самодвижение. Противоречия присутствуют в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, степень их интенсивности, остроты и зрелости, значимость их в системе. Поэтому диалектика рассматривает противоречия в динамике, а не статике, рассматривает этапы развития самого противоречия. Проблема этапности развития самих противоречий еще недостаточно исследована, в литературе встречаются разные точки зрения по этому вопросу.
Этапы развития противоречия. В развитии противоречия можно выделить следующие этапы: 1) этап «свернутого» противоречия, или этап зарождения противоречия, 2) этап ставшего или «развернутого» противоречия, 3) этап разрешения противоречия.
Первый этап. Противоречие своим истоком имеет единство тождества и различия внутри любого предмета, явления (или между ними).
Тождество – это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе (а также другим предметам). Оно означает устойчивость, определенность предмета, сохранение его в постоянном виде. Тождество выражает консервативную сторону бытия предметов или явлений. В метафизической философии тождество понимается как полное равенство предмета, явления самому себе как во времени, так и в пространстве, как по форме, так и по содержанию, т.е. как абсолютное тождество. В реальной жизни такого не встретишь, хотя теоретически допустить можно. Это допущение лежит в основе логического закона тождества (А=А), когда отвлекаются от совершающихся в предметах изменений и концентрируют внимание на его устойчивых характеристиках. В диалектической философии тождество с необходимостью содержит в себе различие – в каждый данный момент предмет уже не тот, что был.
Различие – это отношение нетождественности, неодинаковости предмета самому себе (а также другим предметам) по одному или нескольким признакам. Оно выражает внутреннее беспокойство, «убегание» предмета от себя, изменчивость его. «Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни тождественны с собой и, тем не менее, отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря дыханию, образованию и отмиранию клеток …», - писал Ф.Энгельс.
Тождество и различие – диалектически связанные между собой характеристики любого изменяющегося предмета как целого. В их взаимополагании и взаимоотрицании уже присутствует противоречие, хотя и в «свернутом» виде. В нем нет поляризации на противоположности, но есть различия. Любой предмет, явление как системное целое наряду со сходными, тождественными элементами имеет и отличающиеся элементы, различно направленные силы, тенденции. Различия, которые есть только тогда, когда существует тождество, имеют свои степени: они могут быть несущественными и существенными. Развитие любого предмета, явления идет по линии нарастания различий (возникновения новых элементов, свойств, признаков), которые сначала возникают как случайные, слабые, несущественные, и, в конечном счете, развиваются до существенных. Предельным случаем существенного различия является противоположность. Перерастание различий в противоположности означает становление противоречия.
Второй этап. Ставшее противоречие характеризуется сформировавшейся структурой: поляризацией сторон внутри целого, т.е. противоположностями, которые полагают и отрицают друг друга, находятся в отношениях единства и борьбы. В ставшем противоречии можно выделить такие его состояния как гармонию, дисгармонию, конфликт.
Греческое слово «гармония» (harmonia – согласованность, стройность в сочетании) имеет много значений. В данном случае оно означает такое соотношение противоположностей, для которого характерно их взаимоукрепление в рамках целого. При разнонаправленности противоположностей каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. При гармоничном развитии единство системы непрерывно укрепляется, наращиваются темпы позитивных изменений, увеличивается динамизм, пластичность системы в ее взаимоотношениях с окружающими системами, ее устойчивость, надежность. Например, гармоничными могут быть отношения в семье, которая отличается, несмотря на противоположность половой принадлежности ее членов, имеющиеся различия их функций, взглядов, взаимным соответствием коренных интересов и принципов действия.
Дисгармония связана с расшатыванием структуры целого, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Сбой в работе организма, разлад в семье ослабляет устойчивость системы. Дисгармония может преобразоваться в гармонию, а может перейти в конфликт. Это зависит от природы самой системы, ее возможностей преодоления возникающих рассогласований. В социальных системах велика роль сознательного фактора, который позволяет своевременно распознавать противоречия и влиять на ход их развертывания.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это крайняя степень обострения противоречия, при котором противоположности вступают в столкновение и от исхода его зависит само существование системы, предмета как целого. Конфликт как особая форма противоречия требует своего разрешения, как, впрочем, и любое противоречие.
Третий этап. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают развития, перехода к новому качеству. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться (преодолеваться). Разрешение противоречия означает появление нового качества.
Противоположности диалектика рассматривает не как мертвые и застывшие, а как взаимно проникающие, способные переходить друг в друга, т.е. как живые, подвижные. Им присуща гибкость, доходящая до тождества противоположностей. Об этом гласит и народная мудрость: «Крайности сходятся». В политике, например, анархия и деспотизм переходят друг в друга, а, скажем, в сознании человека неразрывно переплетены личностные и общественные черты. Противоположности взаимопроникают друг в друга, образуя множество сочетаний, переходов. Эта их способность к взаимопереходам, образованию различных сочетаний, в том числе опосредующих крайности, обеспечивает возникновение новых качеств, т.е. развитие.
Значение противоположностей неодинаково для развития: одна из сторон противоречия может играть прогрессивную роль, другая – тормозить развитие, одна - быть ведущей силой, вторая – ведомой, обе противоположности могут выполнять созидательную функцию в развитии, но выполнять по-разному и т.д. В силу неравноценности противоположностей в развитии разрешение противоречия происходит в разных формах.
Основными формами разрешения противоречий действительности выступают: а) сохранение противоположностей на основе перехода их друг в друга и соответственно в более высокие формы; б) «победа» одной из противоположностей и гибель другой; в) исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы.
Процесс разрешения противоречия представляет собой скачок, итогом которого выступает новое качество. Это новое качество отрицает (хотя и по-разному) обе стороны исходного противоречия, поэтому его рассматривают и как результат диалектического синтеза противоположностей. Противоположности не суммируются, а снимаются в новом качестве посредством диалектического отрицания, о котором речь впереди.
Противоречия как источник развития носят всеобщий характер и проявляют себя в неживой природе, в органическом мире, в обществе и в познании. Разрешение противоречий несет на себе отпечаток этих сфер, их особенности сказываются на механизме, способах разрешения противоречий. Так, в неживой природе противоречия разрешаются стихийно, вне всякой регуляции, под влиянием многих факторов, в том числе и случайных. В живой природе противоречие между организмом и средой, например, разрешается при регуляции со стороны специального центра – нервной системы. Разрешение противоречия происходит в форме приспособления к внешним условиям среды через механизмы наследственности и изменчивости. В обществе противоречия разрешаются в ходе практической деятельности людей при участии человеческого сознания. Люди способны на основе познания законов развития управлять движением противоречий. Искусство диалектика заключается в умении видеть, распознавать и оценивать противоречие, выявлять тенденцию его развития, своевременно и в адекватной природе объекта форме разрешать противоречие.
Говоря о социальных противоречиях, следует выделить два способа их разрешения: насильственный и без применения насилия. Оба имели место в истории общества. Насилие неустранимо из общества, в котором имеются антагонистические, непримиримые противоречия между социальными группами, классами, в котором личность преступает закон, и государство в лице своих властных органов применяет в отношении преступников силу. В своих крайних формах насилие ведет к тому, что одна сторона противоречия гибнет, а другая торжествует, но случается и так, что гибнут обе стороны, истощая себя в борьбе. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире с накопленным арсеналом вооружения, в том числе ядерного, разрешение противоречий с использованием военной силы может привести к необратимым последствиям и гибели цивилизации. Поэтому диалог как средство выявления и понимания разных, порой диаметрально противоположных точек зрения становится необходимым условием для мирного разрешения противоречий.
Мирный, ненасильственный способ разрешения противоречий – это более или менее длительный процесс адаптации борющихся сторон друг к другу, это путь взаимных уступок и разумного компромисса, достижение согласия на основе некоего общего начала. Этот способ разрешения противоречий невозможен вне овладения искусством диалога, цель которого – не подавить оппонента, не уничтожить его (пусть даже духовно), а выработать обоснованный подход к разрешению противоречия, сложной социальной проблемы. Разрешение противоречий на путях достижения единства, гармонизации противоположностей может выступать в качестве цели общественного развития по мере его гуманизации.
Формы и способы разрешения социальных противоречий, таким образом, многообразны и зависят как от характера самих противоречий, так и от условий их действия, в том числе и от уровня развития личности, общества.
Можно дать следующую формулировку закона единства и борьбы противоположностей: диалектическое противоречие, сторонами которого являются противоположности, находящиеся в отношении единства и борьбы, выступая источником развития, имеет свою динамику - зарождается, развертывается, разрешается, и в результате разрешения противоречия возникает новое качество, т.е. происходит развитие.
Классификация противоречий. Существует множество оснований для классификации противоречий. Исходным, наиболее фундаментальным подразделением противоречий является их деление по степени охвата действительности. Выделяются следующие два типа: 1) общедиалектические, охватывающие материальную и духовную действительность, и 2) специфически-диалектические, разделяемые, в свою очередь, на два подтипа: а) противоречия материальных систем (предметные противоречия) и б) диалектические противоречия познания (познавательно-диалектические противоречия).
1). Общедиалектические противоречия классифицируются на виды на основании того, в каких всеобщих сторонах действительности они функционируют. Если противоречие действует в области формы предмета, то говорят о противоречиях формы (формальных противоречиях), если в области содержания – противоречиях содержания (содержательных). Выделяют противоречия на уровне явлений (феноменологические) и сущности, причем, сущностные (эссенциалистские) противоречия, связанные с глубинной сутью предметов, интересуют диалектику в первую очередь. Выделяются также противоречия внутренние и внешние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п.
Рассматривая роль внутренних и внешних противоречий в процессе развития, следует подчеркнуть, что, в конечном счете, именно внутренним противоречиям здесь принадлежит решающая роль. Даже если исходным толчком для развития системы служит внешнее противоречие, то все равно, прежде чем стать истинной движущей силой развития, внешнее противоречие в той или иной форме должно перейти во внутреннюю структуру развивающегося объекта, после чего только и возможно развитие как таковое. Более того, следует помнить об относительности понятий «внешнее», «внутреннее» в силу иерархичности системной организации действительности. Поскольку меньшая система включается в большую по своим масштабам систему, постольку внешнее для бытия системы противоречие оказывается внутренним при рассмотрении ее элементом большей системы.
Бытие конкретной системы определяется и внешними и внутренними детерминантами, а ее развитие – и внешними и внутренними противоречиями. Для метафизики характерно преувеличение либо внешних, либо внутренних противоречий, их противопоставление. Диалектика рассматривает внутренние и внешние противоречия во взаимосвязи, и те и другие являются источником развития при ведущей роли в формировании качественной основы системы внутренних противоречий. Именно внутренние противоречия являются источником самодвижения сложноорганизованных систем.
2). В рамках специфически-диалектических противоречий предметные противоречия подразделяются по разным основаниям: по формам движения материи (противоречия физической, химической и т.д. форм движения), по уровням организации материи (противоречия на уровне микро-, макро-, мегамира), по сферам действия (противоречия в растительном, животном, социальном мире). Возможны и другие основания деления.
В обществе, как и в других сферах материальной действительности, действуют разные противоречия (в области экономики, политики, культуры и т.п.). Существуют противоречия отдельных этапов, стадий развития общества, действующие только в рамках одного общества (общественно-экономической формации), а также противоречия глобального характера, характерные для любой общественно-экономической формации, например, противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
Применительно к социальным противоречиям используется понятие «антагонизм». Под антагонистическими противоречиями понимаются противоречия между социальными силами (социальными группами, классами), интересы которых в корне противоположны и обусловлены разным отношением к собственности на средства производства. Они, как правило, заостряются до конфликта и выливаются в социально-политическую революцию либо разрешаются иными средствами вооруженной борьбы. Неантагонистические противоречия – это противоречия между индивидами, социальными группами (включая классы), странами, имеющими общность их коренных интересов и целей. Разрешаются такие противоречия мирным путем, через реформирование общественной жизни, перестройку ее экономических, политических, социальных структур, совершенствование механизмов управления.
3). Познавательно-диалектические противоречия, которые также выделяются в рамках специфически-диалектических противоречий, затрагивают сферу духовную, познавательную. Познание – это сложный, внутренне противоречивый процесс, включающий в себя многообразные стороны, элементы, уровни, формы, способы постижения истины. Противоречия между субъектом и объектом познания (субъективной и объективной его сторонами), чувственным и рациональным, эмпирическим и теоретическим, интуитивным и логическим познанием и др. обозначаются как философско-гносеологические противоречия.
Особое место в познавательной деятельности занимают логико-методологические противоречия – антиномии, которые выступают источником развития познания. С их помощью воспроизводятся предметные противоречия, которые открывает наука, изучая объективную действительность. Противоречивость эволюции органического мира через соотношение в нем наследственности и изменчивости, двойственная корпускулярно-волновая природа явлений микромира, конечное и бесконечное в существовании Вселенной постигались через постановку и разрешение антиномий-проблем. Об антиномичности познания свидетельствует история не только биологии, физики, но и других наук. Антиномии-проблемы служат источником развития познания, стимулом его совершенствования. Разрешение антиномий-проблем связано с глубокими преобразованиями в содержании знания, с выходом к принципиально новому пониманию явлений.
Антиномии-проблемы как особый вид познавательно-диалектических противоречий следует отличать от формально-логических противоречий в познании, которые являются результатом нарушений правил рассуждения, допущенной логической ошибки, ложно принятой посылки и других причин, которые коренятся в нечеткости, неряшливости, непоследовательности мышления, в неумении мыслить логически.
Метафизическая трактовка закона. В отличие от диалектического понимания развития, при котором источником развития выступают внутренние противоречия в их связи с внешними противоречиями, метафизика, как уже было ранее замечено, противопоставляет эти два вида противоречий.
Преувеличение внешних противоречий ведет к той или иной разновидности механицизма, при котором не учитывается самодвижение систем. Так, метафизической крайностью является представление о том, что эволюция живого определяется внешним противоречием организма со средой, а развитие личности – исключительно влиянием на нее социальных факторов, противоречивым взаимодействием ее с обществом. Внутренняя активность личности, ее способность к самоконтролю, самовоспитанию через внутреннюю борьбу, преодоление себя, а также особенности его внутренней биологической природы недооцениваются.
Абсолютизация внутренних противоречий (несмотря на их действительно определяющую роль в развитии) также означает метафизическую односторонность: игнорирование системности и диалектической относительности внутреннего и внешнего в устройстве мира, изолирование развивающейся системы от ее внешнего окружения. Так, в рамках генетического детерминизма высказывается мысль о «запрограммированности» личности ее биологической наследственностью. Источником развития личности объявляется генетическая программа, полученная человеком от рождения. Влияние общества, коллектива (трудового, учебного), семьи на развитие человека, воздействие внешних для данного индивида социальных норм, ценностей на становление его как личности считается настолько несущественным при абсолютизации детерминирующих его развитие внутренних противоречий, что ими пренебрегают.
Разновидностью метафизического понимания развития является теория равновесия. Ее сторонники объявляют равновесное состояние системы, когда все ее части сбалансированы между собой и система обладает устойчивостью, абсолютным. Равновесие лишено противоречий, нарушение равновесия происходит под воздействием внешних сил и преодолевается за счет приспособления системы к внешней среде. Это обеспечивает новое равновесие. Развитие идет по формуле: Равновесие1 – Неравновесие – Равновесие2. При объяснении общества теория равновесия стремится представить общество гармоничным, лишенным противоречий. Всякий конфликт (противоречие) считает негативным, губительным для системы. Применительно к обществу старается проповедовать «классовый мир», исключить тезис о столкновении классовых сил из анализа социальной реальности. Можно сказать, что в данном случае имеет место абсолютизация единства противоположностей, момента устойчивости, равновесия развивающейся системы.
Другой концепцией, абсолютизирующей в развитии не единство, а борьбу противоположностей, является известная в современной западной социологии теория конфликта. По мнению ее сторонника Р.Дарендорфа везде, где есть жизнь, наличествуют конфликты. «Вся социальная жизнь в целом есть конфликт», - утверждает он. Источником конфликтов в обществе, по его мнению, является система управления с ее господством и подчинением, порождающая столкновение интересов. Конфликты вечны, неустранимы, абсолютны, а возникающее в обществе в какой-то момент равновесие – относительно, оно с неизбежностью переходит в новый конфликт. Развитие идет по формуле: Конфликт1– Равновесие – Конфликт2.
Диалектика несовместима ни с теорией равновесия, ни с теорией конфликта, она подчеркивает неразрывность единства и борьбы противоположностей в процессе развития.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 8227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!