Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философское мышление открывает всеобщие черты, связи, присущие не каким-то отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в категориях. Категории философии – это предельно общие понятия, отражающие всеобщие свойства, связи и отношения реальности. Можно говорить и о категориальном аппарате той или иной науки. Наука оперирует понятиями разной степени общности и значимости. Её основополагающие понятия, вокруг которых выстраивается вся система понятий данной науки, чаще всего и называют категориями.
Философские категории воспроизводят свойства, связи, отношения реальности в максимально общем виде. К фундаментальным категориям философии относятся такие как: «бытие», «материя», «сознание», «движение», «пространство», «время» и другие. Есть в философии категории, которые характеризуют существенные аспекты только познавательной деятельности («истина», «заблуждение» и др.), социальной реальности («труд», «практика», «отчуждение» и др.), а также некоторых других предметных областей философии.
Для диалектики как философского учения о связях и развитии характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов: «причина – следствие», «случайность – необходимость», «возможность – действительность» и др. В этих противоположных и взаимосвязанных понятиях, переходах их друг в друга отражаются связи, подвижность и противоречивость бытия.
Среди бесконечного многообразия связей реального мира можно выделить два типа всеобщих связей, дающих основание подразделить категории диалектики на две большие группы. Первую группу категорий образуют категории, отражающие корреляционные связи и выражающие «устройство», «организованность», системность бытия. К ним относятся: «структура – элемент – система», «целое – часть», «единичное – особенное – общее», «вещь – свойство – отношение», «содержание – форма», «сущность – явление» и некоторые другие. Ко второй группе категорий относят те, в которых находит отражение сложный характер каузальных связей. Это категории: «причина – следствие», «необходимость – случайность», «вероятность», «возможность – действительность», «закон» и некоторые другие. С опорой на эти группы категорий раскрывается содержание современной диалектической концепции детерминизма.
Категории – это ступени проникновения человеческого сознания в объективный мир, узловые пункты человеческого познания. Они возникали, формировались постепенно, по мере развития человеческой практики, углубления и обогащения знаний. Между старыми и новыми категориями устанавливались связи, формировалась система категории, в которой каждая категория получает свою определенность через соотношение с другими.Нельзя, например, понять объективную реальность посредством одной категории «материя», не прибегая к категориям «сознание», «движение», «пространство», «время» и т.д. Невозможно раскрыть природу причинности только на базе категории «причина» без соотнесения ее с категориями «следствие», «необходимость», «случайность» и т.д. Для осмысления реальности необходимо привлекать весь строй философских категорий и понятий, где одно характеризуется через другое, в единстве с другим. Порядок расположения категорий в системе основывается на учете все возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному.
Большой вклад в разработку системы категорий внесли такие философы, как Аристотель, Кант, Гегель. Аристотель в свою систему включил 10 категорий и сделал попытку рассматривать категории как отражение общих свойств объективно существующих предметов и явлений, но он не раскрыл внутренней диалектической взаимосвязи категорий. Кант проанализировал 12 категорий, его заслугой является исследование логических функций категорий, их роли в мышлении, в обработке данных чувств. Но Кант совершенно оторвал категории от объективного мира, с его точки зрения они являются априорными (доопытными) формами рассудка. Гегель пошел дальше Канта, поскольку рассматривал категории не статично, как извечно данные, а в процессе движения, как внутренне связанные между собой. Вместе с тем, будучи идеалистом, Гегель представлял категории, их взаимосвязи и взаимопереходы результатом саморазвития Абсолютной идеи. Материалистическая диалектика подчеркивает объективное содержание категорий, их гибкость, подвижность рассматривает как отражение изменчивости объективного мира.
Содержание категорий не остается неизменным. По мере совершенствования общественно-исторической практики, развития познания оно уточняется, дополняется. Современное содержание, например, таких категорий, как «материя» и «сознание», «причина» и «следствие» существенно отличается от того, как они мыслились, скажем, в философии Нового времени, а тем более в древности. Система категорий должна постоянно совершенствоваться и обогащаться, чтобы полнее отображать взаимосвязанный мир и соответствовать современному уровню его познания.
В познании категории выполняют методологическую функцию. Они организуют познавательную деятельность, определяя и поле мысленно обозреваемой реальности, и угол зрения, под которым она осмысливается, позволяют обнаруживать в объективной действительности новые свойства, отношения. Например, категориальная пара «необходимость – случайность» ориентирует научное исследование на обнаружение за случайными процессами и явлениями необходимой и закономерной связи, а категории «возможность» и «действительность» нацеливают познание на выявление в актуальном бытии возможных тенденций его развития и выделение определяющей тенденции. Исследователь, владеющий современным содержанием категорий «причина» и «следствие», получает возможность обнаружения новых каузальных связей при анализе, например, исторических событий, обусловленных многими факторами.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2696 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!