Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закон отрицания отрицания



Данный закон в литературе формулируется и как закон диалектического синтеза, либо называется также законом диалектических отрицаний (что, впрочем, не совсем корректно). Как и два предыдущих закона диалектики он характеризует развитие, но имеет свой аспект в выявлении закономерностей развития. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, какова направленность развития, раскрывает характер этой направленности.

В философии Гегеля диалектика выступает методом саморазвития, самопознания Абсолютной идеи (мирового разума), и сформулированный Гегелем закон отрицания отрицания действует, прежде всего, в сфере мышления (в бытии лишь постольку, поскольку философ исходит из тезиса о тождестве мышления и бытия). Разум начинает диалектическое движение с некоторого исходного положения, которое философ называл тезисом. Впоследствии этот тезис подвергается диалектическому отрицанию, превращаясь в свою противоположность – антитезис. Отрицание тезиса не следует понимать как его простое отбрасывание. Антитезис, отрицая, критически преодолевая то, что есть в исходном тезисе, удерживает, сохраняет в своем содержании все разумное, ценное из него. Выдвижением антитезиса (то есть отрицанием тезиса) процесс развития, самопознания Абсолютной идеи не заканчивается, он идет дальше, и со временем наступает новое отрицание или отрицание отрицания. Этот третий этап в развитии мысли Гегель называл синтезом. Разум, по представлениям Гегеля, обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах его развития, как бы возвращается к исходному положению. Но это не простое возвращение, не замкнутый «круг», а скорее «спираль»: итог включает в себя то новое, что было достигнуто на второй стадии (антитезис), что отсутствовало в исходном пункте развития (тезис).

В триаде Гегеля (тезис – антитезис – синтез) получил идеализированное, мистифицированное выражение действительный процесс мышления и познания. Каждый из нас десятки раз был свидетелем того, как спорят люди, заинтересованные в достижении истинного знания о каком-либо предмете. Один человек предлагает исходное положение, гипотезу. Другой критикует, выдвигает свои доводы, догадки. В конце концов, возражая друг другу и вместе с тем стремясь выявить все ценное, что содержится во взглядах и доводах собеседника, участники диалога могут прийти к общему выводу, содержащему новое знание.

В познании диалектическое отрицание проявляет себя как конструктивная критика. Не отрицание ради самого отрицания, не «зряшное», бесплодное отрицание, а отрицание, содержащее в себе позитивную установку на ростки нового, лежит в основе конструктивной критики. Такая критика, является необходимой, полезной, плодотворной для развития познания. В этом отличие её от деструктивной критики, имеющей целью тотальное отрицание, неприятие любой точки зрения, отличной от той, которой придерживается сам критикующий.

Для философии важно понимание законов развития не только мышления, познания, но и самой природной и социальной действительности. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания, его основные категории наполняются бытийственным содержанием, рассматриваются как отражение реального процесса развития объективного мира.

Остановимся на категории «диалектическое отрицание», без которой нельзя раскрыть содержание закона отрицания отрицания.

Диалектическое отрицание. В мире все имеет свое начало и конец, на смену старому приходит новое, которое также устаревает и уступает место вновь нарождающемуся. Сменяются поколения людей, формы общественной жизни, происходит смена фаз, периодов, этапов в бытии того или иного предмета. Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Скажем, эмбриональное существование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступит место детству, оно затем будет вытеснено подростковым возрастом, перейдет в юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через ряд фаз. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

По характеру действия в объективной действительности (как и в познании) различают два типа отрицаний: деструктивные и конструктивные. Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивное отрицание, наоборот, детерминируется главным образом внутренними факторами, внутренним противоречием. В диалектике, писал Ф.Энгельс, отрицать – не значит сказать «нет», или объявить вещь не существующей, или разрушить ее любым способом. Диалектика имеет дело с конструктивным отрицанием, то есть отрицанием, которое являются условием и моментом развития. Это находит отражение в определении диалектического отрицания.

Диалектическое отрицание – это закономерный процесс смены старого качества новым на основе разрешения свойственных предмету, явлению внутренних противоречий, при котором старое качество не уничтожается, а «снимается» новым качеством. Новое качество содержит в себе всё значимое, перспективное, жизненное из старого.

Таким образом, диалектическое отрицание, во-первых, выступает результатом не внешнего вмешательства в природу объекта, а итогом разрешения внутренних противоречий и потому выступает как самоотрицание, и, во-вторых, диалектическое отрицание – это не уничтожение старого новым, а его снятие, обеспечивающее связь, преемственность между ними. Примером диалектического (конструктивного) отрицания-снятия может служить прорастание брошенного в землю зерна, а деструктивного – размол зерна на мельнице, превращение его в муку.

Снятие – одна из центральных категорий диалектики Гегеля. Снятие, по Гегелю, это появление нового качества путем отрицания предыдущего, результат борьбы противоположностей. Снятие имеет «… двоякий смысл: оно означает сберечь, с о х р а н и т ь и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц» (Гегель). Заключая в себе момент разрушения, деструкции, преодоления, изживания старого, снятие не сводится к нему; снятие предполагает кумуляцию, частичное сохранение старого, его трансляцию в новое, утверждает связь, преемственность в развитии.

Развитие характеризуется не разрывом нового со старым, а преемственностью. Удержание в новом всего положительного, жизнеспособного из старого и есть преемственность. В социальном развитии преемственность проявляется, в частности, через связь прошлого, настоящего и будущего, через традицию. Прошлое (старое) участвует в созидании настоящего и будущего (нового), образуя живую связь времен в виде традиций. Традиция представляет собой определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в новое и продуктивно «работает» в нем, способствуя его прогрессивному развитию. Бережное отношение к прошлому, традициям есть показатель меры культуры. Но «бережное» не означает «минералогическое», только охранительно-консервативное отношение, традиция должна дополняться новаторством и только при их разумном сочетании возможно прогрессивное развитии общества.

Закон отрицания отрицания. Развитие можно представить как цепь диалектических отрицаний. В ходе любого развития каждая ступень развития объекта, будучи отрицанием предыдущей, сама отрицается последующей. Но есть относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным диалектическим отрицанием-снятием. Он обусловлен тем, что развитие осуществляется на основе закона единства и борьбы противоположностей.

Первое отрицание представляет собой переход исходного состояния системы (объекта) в свою противоположность. И как таковая противоположность содержит в себе односторонность, неполноту проявления в развитии сущности объекта. Эта неполнота и односторонность должны быть преодолены вторым отрицанием.

Второе отрицание, или отрицание отрицания, - это снятие противоположностей (исходной ступени и ее отрицания) в их новом качественном единстве, их диалектический синтез. Исходя из того, что синтез является итогом развития, результатом двойного отрицания-снятия (отрицания отрицания) соответствующий закон можно называть и законом диалектического синтеза.

Диалектический синтез означает достижение более высокого содержания системы, чем это имелось на первых двух этапах. И это не простая сумма одного и другого (исходного и ему противоположного, «тезиса» и антитезиса»), а нечто новое, возникшее как результат разрешения противоречий предыдущих этапов развития. Диалектический синтез обеспечивает полноту проявления сущности объекта, сохранение компонентов содержания и обретение новых связей, развитие новой целостности. Итогом двойного отрицания является переход системы на новую, более совершенную ступень развития, что указывает на существующую поступательность в развитии.

В действии закона отрицания отрицания (или закона диалектического синтеза) можно выделить ряд этапов (ступеней), характеризующих развитие и обнаруживающих его фундаментальные черты: преемственность, повторяемость, поступательность.

Обозначим исходную ступень цифрой 1, последующий этап первого отрицания цифрой 2, а завершающий этап цикла развития, связанный со вторым отрицанием, цифрой 3. Переход от 1-го этапа ко 2-ому, а также от 2-го к 3-ему этапу осуществляется посредством диалектического отрицания-снятия и тем самым обеспечивается преемственность в развитии. Более того, на 3 этапе (этапе диалектического синтеза) происходит возврат к 1 этапу, но это не абсолютное, буквальное воспроизведение структуры и содержания исходной ступени, а ее возрождение, восстановление на новой, более высокой основе. Повторение на новой ступени того, что уже было пройдено на старой, низшей ступени, - характерная черта развития, фиксируемая данным законом. Повторение уже пройденного не означает движения по кругу, круговорота в развитии, поскольку осуществляется «якобы возврат» к уже бывшему, исходному. Слово «якобы» указывает на то, что уровень содержательного развития 3 ступени выше, чем он был на исходной, 1 ступени. Поэтому повтор на высшей ступени некоторых особенностей исходной ступени обусловливает не круговорот, а особую форму поступательного развития – спиралевидную.

Поступательность – третья черта развития, раскрываемая данным законом. Она является определяющей, так как именно с ней связан ответ на вопрос о направленности развития. Спираль указывает на специфический, внутренне противоречивый характер поступательности развития.

Направленность развития с точки зрения закона отрицания отрицания не есть круговорот или прямая линия. Развитие носит поступательный характер и может быть представлено в виде спрессованной конусообразной спирали, расширяющейся кверху (чем изображается и рост содержания, и убыстрение темпов развития). Спираль отражает противоречивость развития, в котором есть и движение по прямой, и круговороты. При общем поступательном развитии системы спиралевидность включает в себя диалектическое единство движения вперед и одновременно назад, прогресс и регресс. Поступательность не тождественна прогрессу, но означает такую направленность развития, в которой доминирует, преобладает прогрессивная направленность. Поэтому в указанном контексте понятия поступательности и прогресса могут использоваться как синонимы. Спираль позволяет отобразить глубокую сущностную противоречивость поступательного, прогрессивного развития материальных систем.

Можно дать следующую формулировку закона отрицания отрицания: в процессе прогрессивного развития материальная система проходит относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным отрицанием-снятием старого качества и появлением нового, которое является результатом диалектического синтеза предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе некоторые особенности структуры исходной ступени развития, в силу чего направленность развития обретает вид спирали, которая содержит в себе указание на такие черты развития как преемственность его этапов, повторяемость характерных черт исходного этапа, поступательность.

Специфика проявления закона отрицания отрицания. Как никакой другой закон диалектики, закон отрицания отрицания требует при своем установлении строго конкретного подхода. Нельзя подгонять под триаду любые отрицания, нужно конкретно анализировать действительность, устанавливать факты, чтобы определить, действует ли в развитии данной системы этот закон или нет.

Закон отрицания отрицания действует тогда, когда предмет дважды претерпевает превращение по типу отрицания-снятия. Два отрицания-снятия выступают составными частями данного закона. Однако наличие любых двух отрицаний, следующих друг за другом, еще не есть критерий закона отрицания отрицания. В смене агрегатных состояний воды (пар – жидкость – лед) или в переходах от неорганической природы к живой и от нее к обществу (неорганический мир – живая природа – общество) налицо по два следующих друг за другом отрицания, но закон отрицания отрицания не устанавливается. В первом явлении есть движение, но нет развития, а следовательно, нет и закона развития. Во втором примере имеется развитие, но нет повторения на высшей ступени характерных черт исходной ступени, а без этого признака нет закона. Таким образом, чтобы установить действие закона, недостаточно обнаружить следующие друг за другом два отрицания независимо от их вида и типа.

В повторяемости на высшей ступени характерных черт (структуры) исходной ступени, обусловливающей спиралевидную форму развития, - существо закона. Причем, может быть и так, что прежде, чем в развитии системы обнаружится данная закономерность (повторяемость исходного), система может претерпеть несколько промежуточных отрицаний. Поэтому действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь на достаточно протяженном временном отрезке, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать относительно завершенный цикл в развитии системы.

Еще одна особенность связана с областью действия закона. Сфера действия закона отрицания отрицания ограничивается поступательным, прогрессивным направлением развития материальных систем. Он не действует в регрессивной, нисходящей ветви развития. Поэтому он, например, менее экстенсивен, чем закон диалектической противоречивости, который действует также и в регрессе. Более того, закону отрицания отрицания подчинены не все системы с прогрессивной ветвью развития, а лишь те, которым присуща спиралевидная форма развития. Спиралевидная форма прогрессивного развития – одна из возможных. Прогрессивное развитие может иметь и другие формы, например, «лестнично-поступательную», а также иметь вид «раскручивающейся спирали» (то есть, спирали, переходящей в прямую восходящую линию), ломаной восходящей линии и т.п.

Таким образом, закон диалектического синтеза (или отрицания отрицания) требует для своего установления повышенного внимания и конкретности.

Метафизическое истолкование закона. Содержание закона раскрывается через категорию отрицания. Метафизическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1) абсолютизация момента деструкции, разрушения, полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития и 2) абсолютизация момента преемственности в развитии.

Первую форму можно встретить в концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы. Её представитель Т.Адорно провозглашал необходимость безоговорочного отрицания старого в целях обновления социальной действительности. Недостаточная эффективность отрицания должна быть снята вторым отрицанием, отрицанием отрицания. С позиции «тотального отрицания» Т.Адорно, Г.Маркузе и др. критиковали современное им западное общество. Эта философия послужила отправной точкой формирования идеологии «новых левых», которая включала в себя пропаганду насильственных и террористических методов борьбы с капиталистической цивилизацией и была на практике востребована студенчеством в массовых выступлениях 60-70-х годов XX века против существующей системы образования, буржуазной культуры в целом. Кульминацией студенческого протеста стало выступление студентов в мае 1968 г. в Париже, когда, наряду с требованием реформы высшего образования, был выдвинут лозунг «Вся власть – студентам!».

Абсолютизация момента разрушения, деструкции в теории развития ведет на практике к социальному нигилизму. Нигилизм – это негативная установка на восприятие мира, проявляющаяся в конкретных действиях. Спектр нигилистического восприятия мира широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». В общественной жизни нигилизм проявляется в развитии социальных болезней (алкоголизме, наркомании, в росте преступности, моральной деградации). Крайними формами социального нигилизма выступают политический анархизм, экстремизм, терроризм, акты геноцида.

В нашей стране социальный нигилизм проявил себя в первые годы после Октябрьской революции в так называемом «пролеткультовском движении». Под предлогом буржуазности сторонники «Пролеткульта» призывали отбросить достижения предшествующей культуры. Выдвигались положения: «Никакой преемственной связи с культурой буржуазного общества», «Пролетарская культура должна быть построена заново», люди пролетарского происхождения должны заменить старых специалистов, прийти в вузы, Академию наук, Большой театр и т.п. Об опасности для страны такого рода революционного пафоса писал А.В.Луначарский, бывший в то время народным комиссаром просвещения.

В наиболее варварской форме политический экстремизм проявил себя в Китае в годы так называемой «культурной революции». Тогда под лозунгом борьбы с буржуазной идеологией была истреблена значительная часть интеллигенции, был нанесен большой ущерб развитию науки, культуры.

Вторая форма метафизической трактовки отрицания выражается, как уже было отмечено, в абсолютизации не разрушения, а наоборот, преемственности в отношении к прошлому этапу развития. Это происходит тогда, когда в любом социальном явлении пытаются найти рациональные моменты. Но есть такие явления, которые в силу их антигуманного, бесчеловечного содержания следует подвергнуть безоговорочному отрицанию, разрушению. Например, бессмысленно искать в фашистской, расистской идеологии «рациональное» содержание, она подлежит полному отрицанию.

Помимо недиалектической трактовки основной категории закона - категории отрицания, метафизика может проявить себя в противоположном диалектике истолковании направленности развития.

Закон отрицания отрицания, характеризуя спиралевидную направленность развития, указывает на сложное сочетание в развитии движения по прямой с круговым движением. Метафизическая трактовка направленности развития связана, во-первых, с абсолютизацией имеющихся в действительности круговоротов, и, во-вторых, с упрощенной трактовкой прогрессивных, поступательных изменений.

Согласно метафизической теории круговорота мир замкнут и все в нем нескончаемо повторяется: ничто не ново под Луной. То, что существует ныне, уже некогда было и снова вернется на круги своя. В мире нет поступательного развития, нет переходов от простого к сложному, от низшего к высшему. Происходит лишь чередование одних и тех же форм бытия, подобно повторению времен года или смене дня и ночи.

Применительно к обществу концепция круговорота была предложена в XVIII в. итальянским философом Дж.Вико. Согласно его концепции общество не стоит на месте, а развивается, но в своем развитии проходит три, вечно повторяющиеся последовательные ступени: «век богов», «век героев», «век людей». Эти ступени соответствуют трем этапам развития человека и человечества: детству, юности, зрелости. Каждому периоду соответствует свой тип мировоззрения, специфические формы правления, нравы и т.д. Подлинно человеческие порядки периода зрелости существуют недолго. Общество, раздираемое конкурентной борьбой и войнами, страстью к наживе, идет к упадку и возвращается к «первоначальной простоте первого мира». Человечеству предстоит снова повторить пройденные ступени, ибо это является всеобщим законом для всех времен и народов, установленным божественным провидением.

В XIX-XX вв. идея круговорота (цикла) получила своеобразное воплощение в концепциях локальных культур (цивилизаций) Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Характерной чертой этих концепций выступает отрицание всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития. Человеческая история распадается на ряд самобытных культур (цивилизаций), которые проходят в своем развитии этапы зарождения, расцвета и гибели.

Отрицание круговорота, циклизма и признание восходящего, поступательного развития еще не есть диалектика. В философии долгое время имело место метафизическое представление об однонаправленности развития, недиалектическое отождествление развития с одним из его существующих направлений – прогрессивным, при этом сам прогресс получал поверхностную, метафизическую трактовку.

Еще в XVIII веке теория круговорота была подвергнута критике со стороны французских просветителей, идеологов революционного в то время класса буржуазии. Идея прогресса – развития человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным, родилась в период подъема капитализма и нашла выражение в работах А.Тюрго, И.Гердера, Ж.Кондорсэ. Однако трактовка прогресса была упрощенной, развитие рассматривалось как прямолинейный процесс, без внутренних противоречий, зигзагов, отступлений. Критерий прогресса усматривался в уровне просвещения и науки.

В наши дни метафизическая трактовка прогресса также связана с неумением видеть многомерность развития, противоречивое единство прогресса и регресса, учитывать разные виды прогрессивного развития и сложный, системный характер критерия прогресса.

Рассмотренные выше законы диалектики с различных сторон характеризуют развитие. Обладая спецификой и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга. В единстве они дают полную картину развития.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 6489 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...