Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как особая форма отражения



Чтобы понять сущность сознания, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию – эволюцию форм отражения в развитии материального мира. Без признания этой эволюции появление человеческого сознания следует рассматривать как чудо, результат действия сверхестественных причин. Для научно-материалистических трактовок сознания свойственно искать истоки мыслящего духа в основании самой материи. В отличие от гилозоизма, наделявшего всю материю свойством сознания, способностью к ощущениям, современный материализм считает, что в фундаменте материи лежит свойство, родственное ощущению, но не тождественное ему. И это свойство называется отражением. Положение об отражении как всеобщем свойстве материи было выдвинуто В.И.Лениным и получило свое дальнейшее развитие не только в философии, но и в конкретных науках: физиологии высшей нервной деятельности, психологии, теории информации, кибернетики.

Понятие отражения. Отражение – это всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел, систем посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними систем. Отражение есть везде, где есть взаимодействие. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механических отпечатков, «следов», в общем же случае – в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем. Ряд авторов считает, что любое взаимодействие имеет информационную сторону, поэтому можно сказать, что отражение представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение носителем отражения свойств отражаемого предмета. Это не исключает того, что информационные процессы имеют специфику в различных сферах материального мира – в неорганической природе, в живых системах и социальных процессах.

Способность к отражению свойственна всей материи, но характер отражения определяется формой движения материи, уровнем ее организации. Чем выше форма организации материальной системы, тем сложнее форма отражения. Вместе с развитием материи способность к отражению прошла длительную эволюцию: от простых, низших форм, свойственных неживой материи, к такой сложной форме отражения как сознание. Было бы ошибкой отождествлять понятие отражения как всеобщего свойства материи с отражением в более конкретном гносеологическом смысле, когда оно понимается как способность получения адекватных действительности образов. Последняя является, если брать всю генетическую последовательность форм отражения, его наиболее сложной формой. Эта способность проявляется уже в животном мире, но полного и совершенного развития достигает у человека, в человеческом обществе.

Основные формы отражения. Принято выделять три основных формы отражения: отражение в неживой природе, живой природе и на социальном уровне.

Отражение в неживой природе связано с взаимодействием материальных систем, результатами которого являются механические деформации, перестройка и разложение атомов, молекул, изменения электромагнитных, гравитационных полей, химического состава веществ и т.д. Отражение на этом уровне пассивное, лишено направленности, избирательности, его результаты не используются носителем отражения для ориентации в окружающей среде. Скажем, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но не пробуждает какой-либо его активности. Сходство следа с отражаемым предметом (их физическое подобие), которое мы в обыденном сознании привычно ассоциируем с образностью, является ситуацией простейшего отражения. В этом случае отражение хотя и существует, однако образа в точном смысле слова еще нет. Гладь озера, зеркало совершенно равнодушны к тому, что в них отражается, образ существует в данном случае для нас, а не для зеркала, озера.

Отражение в живой природе имеет два уровня: допсихический (раздражимость) и психический (чувствительность).

В литературе существует точка зрения, согласно которой именно на уровне живого появляется информационное отражение, так как организм не просто испытывает внешние воздействия и соответственно меняет свое состояние, но и активно использует это воздействие в качестве средства для ориентации во внешней среде. Придерживающиеся этой точки зрения авторы считают, что отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, и следует называть информационным. Способность к получению и целенаправленному использованию витальной (жизненно важной) информации – фундаментальное свойство всего живого, осуществляющего приспособительную деятельность.

Информационное отражение (т.е. отражение на уровне живого) носит избирательный и опережающий характер. Избирательный в том смысле, что организм не просто испытывает воздействие внешней среды, а активно строит свои отношения с ней, используя те ее факторы, которые могут служить для ее самосохранения и развития. И, наоборот, отталкивается от тех факторов, которые способны разрушить его, препятствовать его функционированию и развитию.

Понятие опережающего отражения было введено известным физиологом П.К.Анохиным для обозначения способности живых организмов к своего рода «преднастройке» в отношении будущих событий на основе заложенных в них внутренних программ. Например, деревья сбрасывают листву в преддверии зимних холодов, птицы строят гнезда в отдалении от водоема, «предвидя» затопление берега и т.п.

Генетически исходной формой отражения, специфичной для живой природы, является раздражимость. Она свойственна растениям, простейшим одноклеточным животным и выражается в реакциях организма на действие биологически значимых раздражителей. Например, растение тянется к солнцу, закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени. Это допсихическая форма отражения, она проявляется в физиологической реакции организма на внешнее раздражение, а не в формировании образа объективного мира.

Дальнейший этап в развитии форм отражения связан с возникновением у более высоких форм живой материи такого нового свойства как чувствительность (способность к ощущению). Если раздражимость присуща как растениям, так и животным, то ощущение – форма отражения, специфичная для животного мира. Ощущение проявляется уже на уровне простейших животных и предполагает способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, связаны с биологически значимыми факторами и несут тем самым важную для организма информацию. Например, если питательные вещества находятся в освещенной части бассейна, в котором обитает данный организм, скажем, амеба, и отсутствуют в затемненной его части, то амеба, реагируя на свет и двигаясь к нему, получает возможность добраться до этих питательных веществ. Свет выступает здесь как сигнал, несущий информацию о пище и вызывающий определенное внутреннее состояние, которое и называется ощущением. Это внутреннее состояние опосредствует отношение между воздействующим фактором внешней среды и ответным действием организма.

Если начальная форма психики – ощущения – возникли у животных, не имеющих нервной системы, то дальнейшее развитие психики связано с формированием нервной системы. Психическое отражение (отражение посредством восприятий, представлений, а не только ощущений) возможно у высокоразвитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой, органами чувств, головным мозгом. Наличие нервной системы позволяет организму не просто регистрировать внешние воздействия, отвечать на него однозначными реакциями, а активно строить свое поведение в окружающей среде. Психика и формируется на основе нервной системы и того взаимодействия организма со средой, которое называется поведением. Психический образ в этом смысле представляет собой способность живого существа именно как субъекта поведения. Процесс развития психики животных связан с генезисом форм поведения.

Можно выделить два типа ситуаций, в которых идет внутренняя работа по формированию схем поведения, т.е. осуществляется психическое отражение.

К первому типу относятся ситуации, когда для решения возникающих жизненных задач достаточно закодированных в нейрофизиологических структурах схем поведения, аккумулирующих видовой опыт организма. В этих случаях отражение сводится к мобилизации, актуализации при внешнем воздействии уже сформированных программ действий. Это так называемое инстинктивное поведение, которое, несмотря на достаточно сложные формы, не носит осознанного характера, протекает на бессознательном уровне психики.

Ко второму типу относятся такие ситуации, когда живое существо вынуждено решать задачи, где не срабатывают автоматизмы прошлого видового опыта, где необходим активный поиск того, что требуется организму для решения стоящих перед ним задач. Эта поисково-ориентировочная деятельность по обследованию реальной объективной ситуации, построению схем поведения и является основой психических форм отражения, возникновения психических образов. На этом уровне психики происходит отражение свойств и отношений внешнего мира, устанавливаются простейшие связи между явлениями, возникают обобщенные представления. Все это позволяет говорить о наличии у животных мышления, интеллекта.

Мышление животных достигает своего высшего уровня у человекообразных обезьян. Разумеется, оно существенно отличается от мышления человека. Это наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, которое определяется конкретной жизненной ситуацией. Характерная черта такого мышления в том, что решение жизненной задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации и предметных манипуляций, с помощью оперирования наглядными, сенситивными образами. Животное не может мысленно оперировать абстрактными понятиями, осуществлять развернутую аналитико-синтетическую деятельность в уме. Все его мыслительные операции вплетены в предметно-практические действия.

Животные обладают способностью к чувственному отражению мира, которая даже в чем-то превосходит человеческую чувственность (летучая мышь, например, воспринимает ультразвук, недоступный органам чувств человека). Животным свойственна смекалка, любопытство, описано много случаев, когда животные спасали людей и преданно служили им. В экспериментальных условиях высокоорганизованные животные демонстрируют способность к образованию простейших абстракций. Но интеллектуальные способности обезьян достигают апогея в непосредственном общении с людьми, в естественных же условиях обретенные навыки чаще всего оказываются невостребованными и гаснут. Ни одно животное не создало научной теории, художественного произведения об окружающей его действительности, оно не осознает ни своих действий, ни своего места в мире, не обладает ни сознанием, ни самосознанием. Отражение мира животными осуществляется в рамках психики, которая может быть достаточно сложной, но она не тождественна сознанию. Сознание человека основано на ином, чем психика животных, типе взаимоотношения с внешним миром.

Обезьяна может использовать различные предметы при осуществлении своей жизнедеятельности (например, при добывании пищи), а в условиях эксперимента даже создавать элементарное орудие для решения поставленных задач, но эта деятельность носит характер предметно-орудийной, а не трудовой. Ей соответствует такая форма отражения как психика, тогда как сознание возникает на основе труда, практического отношения к миру. Психика животных обеспечивает адаптационное поведение и неразрывно связана с приспособительным отношением животного к миру, сознание возникает в рамках того способа бытия человека в мире, который называется практически-преобразовательным, трудовым и позволяет осуществлять человеку многообразную творческую деятельность.

Сознание как форма отражения. Сознание является высшей формой отражения, оно генетически связано с эволюцией психики животных, но с самого начала является общественным продуктом. Сознание означает высший уровень психической активности человека как социального существа. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их практики, труда и общения, которые неразрывно связаны с языком. Вовлекаясь в эти процессы люди вырабатывают соответствующие знания, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения.

К особенностям этой формы отражения можно отнести следующие ее характеристики.

1. Отражение осуществляется на двух уровнях: чувственном, который представлен ощущениями, восприятиями, представлениями, и рациональном, который связан с деятельностью логического мышления и выражается в создании абстрактных понятий, формулировке суждений и умозаключений, построении теорий. Сознание в его реальном функционировании есть единство чувственного и абстрактно-логического отражения, воплощенного в материальной оболочке – языке, системе знаков.

2. Сознание человека обладает способностью не просто к избирательному отражению, а к оценочным действиям, что находит свое воплощение в ценностном освоении действительности по критериям красоты, добра, справедливости и т.д.

3. Активный характер отражения проявляет себя в таком свойстве сознания как целеполагание. Прежде, чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет и ее результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Даже самый плохой архитектор, писал К.Маркс, отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.

4. Опережающее отражение действительности свойственно сознанию и свое максимальное воплощение находит в творчестве: выдвижении новых идей, опережающих наличную реальность, создании проектов, образов будущего, желаемого, должного.

5. Сознание связано со становлением самосознания, способностью человека отражать не только окружающий мир, но и себя в этом мире.

6. Отражение на социальном уровне включает не только индивидуальные формы отражения, но и формы общественного сознания (науку, искусство, мораль и т.д.). Люди в своей индивидуальной психике приобщаются к «коллективным представлениям» сознания, общественно выработанным нормам, усваивают их, и это позволяет осуществлять совместную деятельность. Вписывая свое поведение в систему общения и совместной деятельности с другими людьми, руководствуясь коллективными нормами, человек развивает в себе способность управлять и регулировать свое поведение уже сам, независимо от какой-либо внешней детерминации, руководствуясь установками своего сознания.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Из отмеченных выше характеристик сознания вытекает следующее определение сознания, данное современным автором, специалистом в области проблем сознания А.Г.Спиркиным. «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 24381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...