Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать  
 

Исторические этапы диалектики. Диалектика и метафизика



В философском учении о мире помимо вопроса о том, что есть бытие, каковы его основы, важным является вопрос о том, как это бытие существует, каковы способы его познания. Решение этого вопроса растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики как учения о движении, развитии и всеобщей связи. Диалектика прошла сложный путь своего становления, прежде чем сформировалась в ее современном виде, сам термин «диалектика» использовался в разных смыслах и значениях. Рассмотрим основные исторические этапы диалектики.

Исторические этапы диалектики.В учебной литературе принято выделять три наиболее значимых этапа диалектики: этап стихийной античной диалектики, этап идеалистической диалектики в рамках немецкой классической философии и этап материалистической диалектики. Не отрицая важности отмеченных этапов, которые знаменуют собой действительно ключевые вехи в становлении диалектики, заметим, что развитие диалектики не прерывалось на всем протяжении истории философии. Поэтому выделим все те исторические этапы, в рамках которых диалектика углубляла свое содержание, получала новые импульсы своего развития.

1 этап – античная философия. На этом этапе закладывается традиция понимания диалектики в двух ее разновидностях – субъективной и объективной диалектики.

Понятие диалектики происходит от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать. Родилось это искусство в древнегреческой культуре, где – с развитием античной демократии – стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. Под диалектикой стало пониматься искусство спора, дискуссии, умение вести диалог путем сопоставления и обсуждения разных точек зрения, зачастую противоположных. Цель диалога – отыскание истины путем преодоления односторонности суждений, учета разных точек зрения. Такое понимание диалектики нашло свое отражение в учении Сократа, величайшего мастера диалога, выработавшего ряд общих приемов в развитии мысли на пути к истине. Он практиковал ведение ученых бесед (диалогов) о смысле общих понятий, и целью этих бесед был переход от частных случаев использования понятия (например, красивая девушка, красивый конь, прекрасный кувшин и т.п.) к искомому общему его определению (красота как таковая). Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений понятий (случаев употребления) к общим понятиям – идеям, выражавшим, по его мнению, истинно сущее.

Сократ и Платон стоят у истоков развития субъективной диалектики – диалектики мышления, познания. Развитие мысли через столкновение взглядов путем разрешения противоречий, выявление общего в различных, даже противоположных подходах характерно для субъективной диалектики.

Диалектика присуща не только человеческим размышлениям, но и самому объективному миру. Изменчивость бытия, противоположные стороны, тенденции в развитии предметов, процессов мира – это объективная диалектика. Мысли об изменчивости мира высказывались в философских учениях не только Древней Греции и Рима, но и Древнего Китая, Индии. Одним из первооткрывателей объективной диалектики был Гераклит. Мир представлялся ему в образе «живого огня» или потока (реки), в убегающие струи которого нельзя «войти дважды». В текучем, подвижном мире со временем все утрачивает прежние черты, переходит в свою противоположность: влажное высыхает, а сухое становится влажным; переходят друг в друга холодное и горячее, живое и мертвое и т.д.

Античная диалектика носила наивный, стихийный характер. Представление об изменчивости природы основывалось на непосредственном наблюдении, гениальных догадках, а не на результатах научных исследований. Греки, писал Энгельс, еще не дошли до расчленения природы, она ими рассматривается в общем, как одно целое. «Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания». Несмотря на отсутствие достаточного эмпирического материала, научных фактов, разработанного категориального аппарата для отображения движения, связей мира, античная диалектика дает образец того понимания мира, которое оказалось плодотворным для дальнейшего развития философии и науки.

Правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то нового, необратимого. В мире, с их точки зрения, все подвержено циклическим, возвратным изменениям. Концепция великого круговорота, согласно которой все в мире повторяется, и после великого года, равного многим тысячелетиям, все снова возвращается «на круги своя», не совместима с идеей развития.

2 этап – средневековая философия. В христианском мировоззрении преодолевается цикличность античной модели мира, разрабатывается идея векторного времени (направленного от прошлого к будущему, от начала к концу). Применительно к социальному бытию это позволило, хотя и на идеалистической, религиозной основе, представить историю общества во временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни, т.е. сделать шаг в направлении теории развития. Христианская философия истории в одном из ранних ее вариантов разрабатывалась, например, Аврелием Августином.

Но преимущественное развитие в Средние века получила субъективная диалектика. Как искусство спора она ярко представлена в книге Пьера Абеляра «Да и нет», которую он построил по античному образцу, как систему вопросов, задаваемых учителем, и ответов учеников. В средневековой схоластике искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. В сфере теологии приемами диалектического мышления обосновывался, к примеру, так называемый тринитарный догмат (о единстве Бога в трех лицах, их нераздельности и неслиянности).

3 этап – философия Возрождения. В пантеистических воззрениях этого периода содержались элементы диалектики. Отождествление пантеизмом Бога и природы приводило к тому, что Бог из творца и устроителя мироздания превращался в принцип самодвижения всего сущего. У Н.Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом, о совпадении максимума и минимума и т.д. Диалектические идеи единства противоположностей развивались Дж.Бруно.

4 этап – философия Нового времени. В новоевропейской философии, несмотря на господство метафизических воззрений, выдвигались диалектические идеи. Декарт развивал идею развития применительно к космологии. Спиноза дал диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя», рассмотрел диалектику необходимости и свободы, а связь идей в мышлении трактовал как отражение связи вещей. В философии Лейбница присутствует идея о самодвижущихся, активных субстанциях – монадах, а также глубокая диалектическая идея о внутренней связи пространства, времени и бытия.

5 этап – немецкая классическая философия. В рамках философии Нового времени немецкая классическая философия в лице ее представителей: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля - внесла особый вклад в разработку диалектики, что позволяет выделить разрабатываемую в ней диалектику в качестве особого этапа. По словам Энгельса, И.Кант пробил «первую брешь» в метафизическом воззрении на природу, выдвинув гипотезу о происхождении солнечной системы из газопылевой туманности. Но главная заслуга Канта, а также других философов, заключается в разработке на идеалистической основе диалектики как теории и метода познания мира. Анализируя познание, Кант вскрывает противоречия (антиномии) разума, связи чувственного и рационального познания.

Вершиной классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Ф.Энгельс). У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, рассмотренных в «Науке логики», переходя далее к природе, чьи изменения в пространстве, но не во времени описаны в «Философии природы», и заканчивая развитием духа в его индивидуальных и общественных формах в «Философии духа». Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась им как воплощение духа, идей.

Как идеалист, Гегель рассматривал весь природный и социальный мир воплощением Абсолютной идеи, которая находится в постоянном развитии. На первом своем этапе развития, в рамках чистой мысли диалектика воплощается через изменчивость, развитие понятий от абстрактных, бедных содержанием к конкретным, богатым содержанием. В «Науке логики» Гегель излагает целостную систему понятий (категорий) диалектики (качество, количество, мера, сущность, противоречие и др.); формулирует основные законы диалектики как законы развития мышления (закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания), принципы диалектики. Именно потому, что основой построения диалектики у Гегеля служит не объективная реальность, а мышление, диалектика Гегеля носит логико-гносеологический характер. В диалектике понятий Гегель гениально угадал диалектику вещей, писал Энгельс.

6 этап – марксистская философия. Формирование марксистской диалектики было связано с переосмыслением гегелевского учения о развитии на основе материализма. «Мистификация, - писал К.Маркс, - которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное ядро». В первую очередь, К.Маркс дал критику гегелевского идеалистического понимания истории общества – наиболее яркого поля действия диалектики. Это привело к диалектико-материалистическому пониманию общественной жизни в единстве ее материальных и духовных проявлений. Затем, с новых диалектико-материалистических позиций, Ф.Энгельсом были обобщены результаты изучения живой и неживой природы. Под учение диалектики был подведен солидный конкретно-научный фундамент. Природа, по Энгельсу, является пробным камнем для диалектики. В.И.Ленин внес свой вклад в развитие марксистской диалектики, обогатив ее учением о диалектике познания, соотношения в нем абсолютного и относительного, чувственного и рационального. Согласно Ленину, диалектика есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся реальности.

Материалистическая диалектика выступает в единстве двух ее сторон – объективной и субъективной. Субъективная диалектика развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного мира – объективной диалектики. Диалектика мира (объективная диалектика) постигается через диалектику мысли (субъективную диалектику), они развиваются в тесном единстве и разделить их «сплав» невозможно. Совершенствование диалектической мысли позволяет глубже и полнее понять сложный, изменяющийся мир. Таков материалистический принцип истолкования соотношения объективной и субъективной диалектики в их единстве.

Понимание того, что мир диалектичен, требует диалектического мышления, диалектического подхода к нему. Иначе говоря, субъективная диалектика выступает не только как отражение, теория объективной диалектики, но и как способ, метод ее постижения.

В самом общем виде соотношение теории и метода можно представить так: если теория есть результат процесса познания, то метод – это способ достижения и построения этого знания. Однако, если в частнонаучном знании метод, как правило, надстраивается над содержательной частью теории, то в философии каждое теоретическое понятие, положение выступает одновременно и методологическим принципом. Применительно к диалектике это означает: любая категория, любой принцип, закон диалектики, отражая объективную реальность, вместе с тем указывает на то, как правильно мыслить о соответствующей области действительности и в соответствии с этим действовать. Вот почему диалектика есть не просто учение, теория – констатирование того, что происходит в действительности, а и метод – орудие научного познания и преобразования мира.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение диалектики, свойственное марксистской философии. Диалектика – такое понимание мира и такой способ (метод) мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

7 этап – русская философия. Русская философия прошла долгий путь своего развития, и на всем протяжении демонстрировала умение проникать в многообразные связи действительности, постигать подвижное, изменчивое бытие. Средневековое мировоззрение на Руси определялось христианством в его православной версии, и все диалектические идеи этого периода имели религиозную оболочку. Первый опыт философии истории митрополита Иллариона, изложенный в его «Слове о законе и благодати», исихастские идеи единения человека с Богом посредством истечения (эманации) идей-энергий, а также традиционные для религиозной философии положения о противоположности добра и зла, духа и тела и т.п., развиваемые средневековыми мыслителями, свидетельствуют об изначальной диалектичности содержания русской философии.

В XVIII веке мыслителем мирового значения выступал М.В.Ломоносов. У него идея единства мира тесно связана с идеей всеобщей связи и развития природы, что говорит о наличии в его взглядах элементов диалектики. «Твердо помнить должно, - писал Ломоносов, - что видимые на землú вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены …».

Однако диалектика в ее зрелом теоретическом виде предстает, конечно, в русской философии XIX-XX веков. В учении славянофилов принцип соборности заключал в себе диалектически трактуемую связь общего и единичного, индивидуального и социального, свободы и необходимости, а выдвинутый ими принцип «цельности духа» означал диалектическое преодоление крайностей рационализма и эмпиризма в познании, соединение всех духовных и душевных сил человека в поиске истины. Русские революционные демократы: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский высоко ценили диалектику Гегеля, материалистически ее переосмысливали применительно к природе и человеческой истории. Герцен назвал диалектику «алгеброй революции», видя в ней метод преобразования общественной жизни.

В.С.Соловьев занимает особое место в русской религиозно-идеалистической философии, т.к. он был универсальным мыслителем, создавшим систему, что позволяет некоторым исследователям его творчества даже называть его «русским Гегелем». Это не означает отсутствие самостоятельности, оригинальности его творчества, а говорит, скорее, об уровне его философии, соответствующем и даже превосходящем в чем-то достижения европейской философии. Эта оценка справедлива и по отношению к проблеме развития, как ее понимал Соловьев. Он и его последователи разрабатывали «диалектику теокосмического Всеединства». В основе развития, по Соловьеву, лежит принцип диалектической триады. В этой триаде тезисом является «внешнее единство» частей, элементов, антитезисом выступает процесс «обособления или выделения» частей, приобретающих известную самостоятельность, а синтезом выступает свободное и внутреннее соединение распавшихся частей, и в этом состоянии они «поддерживают и восполняют друг друга в силу своей внутренней солидарности». Данная триада является для Соловьева универсальной, под нее подводятся и становление вселенной, и исторический процесс, и духовное развитие. А.Ф.Лосев считал, что приверженность Соловьева триадической диалектике нигде не задерживала «живую текучесть» его мысли, не была насилием над ней.

Исключительное значение диалектики в формировании мировоззренческой картины мира подчеркивал П.Флоренский. Его «антиномическая диалектика» характеризовала разум, направленный на познание истины, выступала методом постижения текучей, подвижной жизни. Флоренский высоко ценил диалектику Сократа-Платона, искусство постановки вопросов-ответов, в которых пульсирует диалектическая мысль. Философия, она же – диалектика, начинается с удивления, писал он, «диалектика есть организованное удивление». Удивление рождает мысль. Человек, потерявший способность удивляться, изумляться перестает быть мудрецом, философом. Как религиозный философ он заключает, что «единственный христианский – смиренный – путь рассуждений – это диалектика», она не претендует «на абсолютную истинность своих высказываний. (Таковые принадлежат Церкви, а не мыслителю.)».

8 этап – современная западная философия. Понимание диалектики в современной западной философии претерпело существенные изменения по сравнению с классическим периодом развития западной философии. Для западных философов характерно подчеркнуто субъективистское понимание диалектики. Все природные процессы, рассматриваемые сами по себе, вне их отношения к человеку и его деятельности, а также значительная часть социальных явлений считаются не имеющими никакого отношения к диалектике.

В экзистенциализме К.Ясперса, М.Хайдеггера, А.Камю и др. представлена концепция «трагической диалектики», в которой акцент делается на противоречиях индивидуальной жизни, человеческой судьбы. Центральной категорией «трагической диалектики» является категория жизненного страха, связанного с конечностью жизни. Страх – это такое глубинное, «метафизическое переживание», которое разрушает рационалистические надежды на достижение единства, гармонии противоположностей индивидуального и исторического бытия. Такие категории, как страх, беспокойство, забота, тревога и др. призваны передать жизненную диалектику во всей ее остроте и конфликтности. Человеческая жизнь наполнена трагическими настроениями и одновременно мужеством, героизмом, в человеке живет дух свободы и нравственная самостоятельность. «Трагическая диалектика» противостоит логическим, рационалистическим построениям классической диалектики, она иррациональна и алогична, как иррациональна и алогична, считают ее сторонники, сама жизнь.

Во Франкфуртской школе (Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас и др.) получила развитие «негативная диалектика» с ярко выраженной абсолютизацией отрицания, неприятия западной культуры с ее культом потребления. Наиболее известным критиком западного общества с позиций «тотального отрицания» стал Г.Маркузе. В современном обществе человек становится бездуховным и обреченным на «одномерное потребительское существование». Выход из духовного кризиса усматривался им в «тотальном освобождении», «великом отказе» от ценностей буржуазной культуры.

Помимо рассмотренных концепций, в западной философии имеются и другие трактовки диалектики.

Разнообразие трактовок диалектики в современной философии, а также на всем протяжении истории философии говорит о многогранности и многоуровневости диалектики, ее разных гранях и аспектах. Выступая в разных обличиях, диалектика сохраняет свою суть, оставаясь способом постижения взаимосвязанного, противоречивого, изменчивого и такого многообразного мира.

Диалектика и метафизика. Диалектика возникла и развивалась в борьбе с метафизикой, метафизическим методом мышления, которые выступают альтернативой диалектики, диалектическому методу мышления. Как и диалектика, метафизика в ходе развития философии претерпевала изменения. Можно выделить три исторические формы метафизики.

Первая историческая форма метафизики заявила о себе в античности в рамках элейской школы. Учению о подвижности бытия Гераклита было противопоставлено понимание его как устойчивого, неизменного основателем элейской школы Парменидом. Трудности понимания движения привели его ученика Зенона к выводу о том, что изменчивость – это лишь внешняя, поверхностная, чувственно наблюдаемая черта действительности. В сущности же бытие лишено движения. В своих знаменитых апориях Зенон вскрыл противоречивую природу движения, абсолютизировав при этом такую его черту как прерывность. Не сумев разрешить обнаруженные противоречия движения, Зенон объявил движение «иллюзией чувственности». Его попытка непротиворечивым образом помыслить противоречивую природу движения изначально не могла быть успешной. Но именно за глубокую постановку вопроса о движении, за попытку постичь мышлением природу движения Аристотель назвал Зенона «изобретателем диалектики».

Вторая историческая форма метафизики проявилась в философии XVII-XVIII вв. Из наук наибольшее развитие в этот период получает механика, исследующая движение в его механической форме – как простое пространственное перемещение. Абсолютизация законов механики, распространение их на все области действительности, сведение всех форм движения, в конечном счете, к механической форме лежит в основе метафизического материализма этого периода. Метафизика на этом этапе не отрицает присущего миру движения, но дает ему одностороннюю механистическую трактовку.

Естествознание XVII-XVIII вв. делало определенные успехи в познании природы, несмотря на то, что в мировоззрении рассматриваемого периода доминировало представление об абсолютной неизменяемости природы. (Идея развития природы стала проникать в естествознание позже, в конце XVIII - первой половине XIX века.) Разложение природы на отдельные части, классификация и систематизация предметов и явлений природы, изучение внутреннего строения тел, собирание и описание фактов – все это было условием успехов, которые были достигнуты в области познания природы. Но этот способ изучения природных явлений в их обособленности, вне развития, перенесенный из естествознания в философию, способствовал утверждению метафизического метода мышления.

Метафизический метод мышления был подробно проанализирован Гегелем. Именно Гегель стал употреблять термин «метафизика» в смысле метода мышления, противоположного диалектике. Метафизик расчленяет целое на части и рассматривает их обособленно, вне связи с целым; вырывает объект из связей и взаимодействия с другими объектами, что не позволяет уяснить суть объекта, его роль в составе и динамике целого. Метафизическое мышление оперирует застывшими, раз и навсегда данными определениями. Для него характерна односторонность, абсолютизация той или иной стороны явления, объекта: повторяемости или уникальности, общего или единичного, случайного или необходимого и т.д. Оно знает лишь жесткие противопоставления (по схеме «или – или»), его образно называют «черно-белым мышлением». Люди с таким мышлением не улавливают оттенков, переходов между полюсами, их связей, взаимодействия. Метафизик не схватывает мыслью противоположности в их единстве, наоборот, разводит их: для него положительное исключает отрицательное, устойчивое не предполагает изменчивого, доброе абсолютно противопоставлено злому, мертвое – живому и т.д. Для метафизика вещь не может быть собой и в то же время иной. Это говорит о том, что метафизическому мышлению, в силу его неспособности осмыслить связи, единство противоположностей, оказалось недоступным для понимания и развитие.

Метафизическое мышление не есть нечто противоестественное, чуждое самой сути человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целое на его составные части (эта операция лежит в основе аналитической способности мышления). Нельзя также обойтись в познании без невольного, а иногда и сознательного, упрощения, огрубления действительности. Такова «техника» мышления: человеческие понятия гораздо статичнее и обладают большей дискретностью, чем реальность, которую они выражают. Нельзя понять мир, «не прервав непрерывного, не упростив, не огрубив, не разделив, не омертвив живого» (Ленин). Можно сказать, таким образом, что метафизический способ мышления имеет свое оправдание, он приемлем в определенных границах. Гегель связывал метафизическое мышление с деятельностью рассудка, который жизненно необходим человеку в определенных обстоятельствах и условиях (например, в процессе образования, которое требует четких, однозначных, а не туманных определений). Но познавательные возможности метафизического мышления ограничены. Рассудок – опора для человека в обыденной жизни, но, выходя за пределы повседневного обихода, метафизический способ понимания достигает своего предела. Снимается ограниченность метафизического способа мышления диалектическим мышлением, которое свойственно, по Гегелю, человеческому разуму.

Диалектическое мышление анализирует предметы всесторонне, в их связях и взаимодействии, оно способно отразить в понятиях движение, изменчивость мира. Подлинная диалектичность мышления – это его гибкость, схватывающая переливы противоположностей, переходы одних явлений в другие, словом, развитие. Диалектика исследует предметы и явления в генезисе, в процессе их становления и развития.

Диалектическое мышление – не прирожденная способность. Овладеть навыками диалектического мышления, диалектическим методом объяснения явлений непросто. Владение диалектикой предполагает не только знание ее теоретических положений, но и навык, тренировку. Нельзя выучить диалектику в готовом виде, но можно учиться диалектике - самостоятельными усилиями приобщаться к накопленной в веках культуре диалектического мышления, творчески осваивать ее.

Третья историческая форма метафизики возникает в XX веке, когда принцип развития утвердился в науке и получил дополнительные аргументы для своего существования в философии. Поэтому своеобразие метафизики этого периода в том, что она выступает по форме своего проявления не антиподом диалектики, а рождается на «живом теле диалектики». С принципом развития в это время, по словам В.И.Ленина, были согласны все, и вопрос заключался лишь в том, как понимать это развитие. Метафизика в этих условиях выступила как концепция развития наряду с диалектикой. Различие между этими двумя концепциями развития заключается в трактовке причин развития, его механизма и направленности. При первой (метафизической) концепции развитие выступает как простое уменьшение или увеличение, как повторение, источник движения выносится «во вне». Признание внешней силы в качестве источника движения приводит, по Ленину, к невозможности понять движение как «самодвижение», т.е. по сути как развитие. Простое согласие с принципом развития, таким образом, еще не означает его глубокого, адекватного понимания. Первая концепция, по Ленину, «мертва, суха, бледна». Тогда как вторая (диалектическая) концепция – жизненна. Она «дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового» (Ленин). Более подробная характеристика некоторых современных метафизических взглядов на развитие будет приведена при конкретном рассмотрении содержания диалектики, ее категорий, принципов и законов.

Содержание диалектики. Основные принципы диалектики

Содержание диалектики раскрывается через ее основные элементы, их соотношение. К элементам диалектики относятся: принципы, категории, законы. Все элементы связаны между собой. Основные принципы могут быть развернуты с помощью законов и категорий. Категории входят в состав законов и принципов. Законы нельзя сформулировать без определений входящих в них категорий.

Принцип – это основополагающая идея, которая раскрывает содержание учения. Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип историзма, принцип объективности, принцип диалектической противоречивости, принцип детерминизма, принцип системности. В познании данные принципы выполняют методологическую функцию: ориентируют на поиск и открытие истины, постижение противоречивой сущности объектов и характеризуют диалектику не только как теорию, но и как всеобщий метод познания.

Принцип всеобщей связи означает, что вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Всё взаимодействует со всем. В истории даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не «побеспокоив» всего мироздания. Вселенная, по Г.Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Принцип всеобщей связи отражает материальное единство мира, его организованность.

Связь - это выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Выделяют многообразные типы и виды связей. В зависимости от уровня организации материи можно говорить о связях в неорганической природе (механические, физические, химические связи), в живой природе (внутривидовые, межвидовые связи, связи организма с внешней средой и др.), в общественной жизни (производственные, классовые, семейные, национальные и прочие). Кроме того, существуют такие формы связей, как внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, причинно-следственные и т.д. Любая форма связи всегда имеет определенное основание, которое делает ее необходимой или случайной, постоянной или временной. Человек своей деятельностью опосредствует существующие в природе связи и отношения предметов и процессов. При этом человек не всегда в состоянии учесть все существующие в природе связи и отношения, бывает, что он сознательно или бессознательно нарушает всеобщую связь явлений и процессов. Например, истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожая.

Принцип всеобщей связи ориентирует познание на всесторонность анализа предмета, на учет связей его с другими предметами. В одной из своих работ В.И.Ленин приводит выразительный пример, показывая «многогранность» обыкновенного стакана. Стакан – стеклянный цилиндр, сосуд для жидкости, тяжелый предмет и т.д. Его можно употребить не только для питья, но и для бросания, как пресс-папье, помещение для пойманной бабочки. Он может иметь художественную ценность (резьба, рисунок). При различных способах использования меняется связь предмета с окружающим миром и человеческой практикой. Отсюда следует вывод: чтобы действительно знать предмет, надо изучить все его стороны, все связи.

Если данное требование понимать формально, то оно может увести мысль в дурную бесконечность связей и отношений, ведь каждый предмет имеет множество свойств, качеств, сторон, взаимоотношений со всем миром. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться другого требования диалектики: стремиться к охвату самых важных, необходимых сторон, отношений и из их состава выделять определяющую, интегративную сторону («главное звено», по Ленину), от которой зависят все остальные. В современной литературе такая сторона называется субстанциальной стороной (или субстанциальным свойством). Формальное понимание требования всесторонности познания объекта ведет к эклектике.

Эклектика – это такой способ изучения и объяснения предметов и явлений, когда механически сопоставляются и соединяются их различные, произвольно выбранные, в том числе и противоположные, стороны и свойства. Из всего многообразия присущих предмету связей эклектик не выделяет связи главные, определяющие, и поэтому предмет рассматривается то «с одной», то «с другой», то «с третьей» и т.д. стороны. Эклектика, таким образом, не имеет ничего общего с диалектическим принципом всеобщей связи, требованием всестороннего подхода к явлениям, который включает конкретный учет «удельного веса» каждой связи, выделение «главного звена», требование анализа противоположных сторон и тенденций развития явлений.

Понятие связи является одним из центральных понятий диалектики. В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие всё бытие. Формой познания сложных, гибких универсальных связей бытия служат категории диалектики.

Принцип развития.Развитие выступает основным предметом изучения диалектики. Диалектика – это философская теория развития, основные законы диалектики – это законы развития. Несмотря на тесную связь с движением, развитие не тождественно движению. Качание маятника – пример движения, а вот рост ребенка – пример развития. Если движение обнимает собой все происходящие в мире изменения, то развитие характеризует определенный тип изменений. Можно выделить основные признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их закономерность, 3) необратимость и 4) направленность. Рассмотрим эти признаки подробнее, но прежде одно замечание.

Развитие не есть «развитие вообще», «всего», «всей материи», «Вселенной в целом», «всего и вся в предмете». Развитие связано с конкретными материальными или духовными системами: развивающейся системой может быть Солнечная система, отдельный организм, общество, теория и т.д. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи («Вселенной в целом») можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем и реализацию бесконечного множества возможностей к новообразованиям, заключенным в материи. При этом следует иметь в виду, что развитие осуществляется только через конкретные целостные органичные системы (суммативные неорганичные системы лишены способности к развитию).

1). Качественный характер изменений. Само возникновение целостной органичной системы, а также момент ее распада, прекращения существования не есть еще собственно развитие. Развитие связано с внутренними качественными изменениями системы при сохранении её наличного бытия, т.е. исходного (основного, интегративного) качества, которое и делает систему данной конкретной системой. Выражение «изменение качества», таким образом, следует понимать не в смысле исчезновения у системы ее основного, собственного качества, а как качественные изменения её элементов, комплексов элементов, способа связи элементов данного целого, поведения, функций, состояний, стадий. Например, развитие общества предполагает качественные изменения его социальных институтов, управления, образа жизни людей, переход на новый экономический, культурный уровень и т.д. Качественные изменения связаны с движением от старого к новому, при этом новое качество, сменяя старое, несет в себе все перспективное из старого, обогащая его новым содержанием.

2). Закономерность изменений. Этот признак означает, что в основе развития лежат не случайные изменения, которые обусловлены внешними для данной системы факторами, а те, которые носят необходимый характер, вытекают из самой сути объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром. Для диалектической концепции развития качественные изменения системы обусловлены противоречиями системы, которые и определяют закономерную логику ее развития.

3). Необратимость изменений. Данный признак означает, что в процессе развития системы невозможен возврат к уже пройденным состояниям. Невозможно, например, обратное движение организма от старости к молодости. Противоположное понятие обратимости связано с круговоротом и функционированием, представляющими собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям. В отличие от метафизики диалектика считает, что нет абсолютной обратимости, как нет и чистой необратимости. Если круговороты и функционирование в основном обратимы, то развитие – в основном необратимый процесс.

4). Направленность изменений. Данная характеристика развития связана с необратимостью и показывает определенную преемственность между качественными изменениями на уровне системы, связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях. Направленность в развитии не следует отождествлять с прогрессом. Прогресс – восходящая тенденция развития, связанная с переходом от простого к сложному, более совершенному и богатому по своим возможностям. Наряду с прогрессом развитие включает в себя и противоположную тенденцию – регресс, которая является нисходящей линией развития и означает упрощение, разложение, вырождение, упадок. Таким образом, прогресс и регресс – это две разные, однако находящиеся в сложной взаимозависимости и переплетении тенденции развития. В пределах сложных систем один элемент или уровень может регрессировать, а система в целом – прогрессировать или, наоборот, общий регресс системы может сопровождаться прогрессивным развитием ее отдельных элементов. Так, старение организма – это регрессивная тенденция развития, которая может сопровождаться прогрессивной тенденцией в развитии духовных потенций личности. Прогресс в экономической сфере общества может существовать вместе с регрессом в сфере нравственности.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение развитию. Развитие – это качественные, закономерные, обусловленные противоречиями системы, необратимые и направленные изменения.

Развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его направленность и необратимость.

Принцип развития обладает большой эвристической силой в познании, он ориентирует познающего субъекта на рассмотрение материальных систем в их динамике, развитии. Для диалектического мышления это означает и развитие самих знаний о сложных системах, ибо отразить изменчивый, развивающийся мир можно только через постоянный процесс совершенствования, уточнения теорий о нем. Противоположностью диалектике в этом аспекте выступает догматизм.

Догматизм – это недиалектическое (метафизическое) мышление, оперирующее абстрактными, неизменными положениями (догмами). Догматизм препятствует развитию познания, т.к. объявляет всякую истину абсолютной, вечной, непререкаемой. Для него характерна слепая вера в авторитеты, некритичность мышления, абсолютизация достигнутых результатов познания, что делает догматическое мышление оторванным от развивающейся, изменчивой жизни.

Расширяет и углубляет диалектические представления о развитии принцип историзма.

Принцип историзма. Данный принцип означает требование брать материальные системы во временном аспекте, как изменяющиеся во времени; если система существует в настоящий момент, то – в аспекте прошлого настоящего и будущего. Принцип историзма нацеливает на выделение этапов (стадий, фаз, периодов) развития предмета, выявление их качественного своеобразия, установление их последовательности, преемственности. Изучать явление надо с точки зрения того, как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь. Еще одним познавательным императивом принципа историзма является требование определять направление и характер развития предмета, раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее. Содержание принципа историзма включается также требование изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений. Поскольку те или иные положения, понятия развиваются в дискуссиях, спорах, в столкновениях различных взглядов, постольку субъект познания должен самостоятельно, со своей точки зрения проанализировать историю исследуемой проблемы, разные точки зрения в их генезисе.

Принцип историзма имеет особое значение в познании социальных явлений. Он позволяет объективно оценить относительную завершенность того или иного исторического этапа развития общества и на этой основе предвидеть тенденции его будущего развития, наметить конкретные меры к достижению тех или иных целей общественного развития.

Принцип объективности. Диалектика мира (объективная диалектика), как уже было сказано ранее, постигается через субъективную диалектику (диалектику мышления, познания). В процессе познания человеку постоянно приходится сталкиваться с мнениями, ссылками на мнения других людей, недостаточно проверенной информацией. Субъект познания, постигая связи и развитие окружающего мира, должен сознательно руководствоваться принципом объективности, ориентироваться на рассмотрение вещей согласно их собственной природе, рассматривать, как они существуют сами по себе в их противоречивой сущности. Гибкость понятий, переходы одного понятия в другое должны соответствовать связям, отношениям объективного мира. Произвольность в оперировании понятиями, нарушение принципа объективности ведет к подмене диалектики софистикой.

Софистика как познавательный прием – это сознательное применение формально правильных, но по содержанию ложных аргументов, оснований, доводов в споре, доказательстве с целью ввести в заблуждение; синоним пустого мудрствования, чисто внешнего красноречия и демагогии. Софистика абсолютизирует факт изменчивости, противоречивости, относительности (релятивности) знания, в своих построениях использует различные уловки и логические ошибки: подмену понятий, многозначность терминов, всякого рода словесные ухищрения, игнорирует содержание в угоду форме. Гибкость, изменчивость, подвижность понятий с точки зрения диалектического принципа объективности есть отражение изменчивого, развивающегося мира. Та же гибкость, примененная субъективно, т.е. в нарушении принципа объективности, ведет к отрыву от действительности, к софистике.

Софистика и эклектика зачастую выступают под видом диалектики, являясь на деле её антиподами.

Принцип диалектической противоречивости. Противоречия, свойственные миру (их еще называют предметные, «онтологические»), выступают источником его развития. Кроме предметных противоречий, существуют познавательно-диалектические противоречия, являющиеся источником развития знания. Они могут быть двух видов. Первые - философско-гносеологические - связаны с соотношением субъекта и объекта в познании, разных сторон познавательной деятельности, о них речь пойдет в темах, посвященных теории познания. Вторые - логико-методологические - связаны с воспроизведением в познании предметных противоречий, способами их постижения. На них остановимся сейчас.

Логико-методологическое противоречие находит свое выражение в постановке антиномии-проблемы и способах её решения в процессе познания противоречивой, двойственной сущности явления. Это фиксируется в формулировке суждений, которые сначала выражают противоположные стороны противоречия в их раздельности, а затем в форме синтеза. В логико-методологических противоречиях воспроизводятся предметные противоречия, свойственные развивающимся материальным системам, а также отражается двойственная природа относительно статичных материальных систем. Поясним сказанное.

При анализе капиталистического общества К.Марксом были сформулированы два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения: «Капитал возникает в обращении» и «Капитал не возникает в обращении». Это означало постановку антиномии-проблемы, которую надлежало решить в ходе изучения вопроса. После конкретного исследования Маркс пришел к выводу: «Капитал возникает в производстве при посредстве обращения». Углубление мышления в сущность предмета привело к снятию антиномии-проблемы и к формулировке нового положения, отражающего внутреннюю противоречивость исследуемого предмета.

Другой пример. При познании природы света были обнаружены две стороны этого объекта (корпускулярная и волновая). На этой основе развивались две концепции, которые располагали фактами в пользу своей правоты и «несостоятельности» противоположной. В ходе дискуссий, при дальнейшем познании противоположных сторон природы света, их взаимосвязи осуществлялся синтез противоположных концепций, формировалось учение о двойственной корпускулярно-волновой природе света.

Таким образом, принцип диалектической противоречивости ориентирует познание на отражение в результатах познания предметных противоречий, на формулировку антиномий-проблем, которые бы толкали познание вперед, на учет в познании разных и даже противоположных точек зрения. В наши дни все большее распространение в науке получает «янусианское» мышление (название «янусианское» - от Януса, бога, имевшего несколько лиц). Янусианское мышление - это одновременное восприятие прямо противоположных, казалось бы, исключающих друг друга идей, образов или представлений, которое способствует научным открытиям.

Принцип детерминизма. Под детерминацией в философии понимается обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями. Основой детерминации (обусловливания) выступает всеобщая связь и взаимодействие явлений. В процессе связи и взаимодействия происходит обретение и сохранение признаков вещей, их взаимное изменение, т.е., реализуется отношение детерминации. Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

Развернутое содержание принципа детерминизма может быть представлено в совокупности следующих тезисов:

- посредством всеобщей обусловленности каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки, существует и изменяется;

- в основе всего многообразия отношений детерминации (обусловливания) лежит причинная детерминация. Причинность – это один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которых одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Эта генетическая производительность сопровождается переносом вещества, энергии, информации. Признаками причинно-следственных отношений являются: 1)отношение порождения причиной следствия, 2)отношение предшествования во времени причины следствию, 3)необходимый характер связи между причиной и следствием, 4)пространственно-временная непрерывность причинно-следственного отношения. Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть беспричинных явлений, всё причинно обусловлено. Причинные связи, отношения (их еще называют каузальными, от лат. causa – причина) присутствуют не только в процессах развития, но и при любых изменениях, как естественно наступающих, так и искусственно и целенаправленно производимых людьми;

- причинные отношения выступают главными отношениями детерминации, но не единственными. К непричинным видам обусловливания (детерминации) относятся такие виды связей и отношений как функциональная зависимость, связь состояний, пространственно-временная корреляция, отношение симметрии и др. Например, день и ночь, времена года связаны между собой функционально, отношения воды и пара – это отношения разных состояний и т.п. Непричинные отношения детерминации между явлениями можно определить как такие отношения, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними. Однако при этом между явлениями отсутствуют очень важные, находящиеся в единстве, признаки причинного отношения: генетическая производительность, временная асимметрия, необратимость;

- отношения детерминации как причинные, так и непричинные носят регулярный, закономерный характер. Процесс обусловливания выступает как закономерный процесс, каждое явление и событие в процессе своего существования и изменения подчиняется закономерным отношениям детерминации (законам). Другими словами, принцип детерминизма тесно связан не только с принципом причинности, но и с принципом закономерности.

В литературе иногда встречается отождествление принципа детерминизма с принципом причинности. Действительно, они неразрывно связаны, отрицание причинности ведет к отказу от детерминизма, однако сведение детерминизма только к учению о причинности обедняет концепцию детерминизма.

Формы детерминизма. Выделяют две исторические формы детерминизма, обусловленные различной трактовкой принципов причинности и закономерности.

Механистический детерминизм, получил еще название лапласовского детерминизма – по имени французского ученого Лапласа (1749-1827), сформулировавшего его основные идеи. Лапласовский детерминизм базируется на понимание причинно-следственной связи как жесткой, исключающей случайность, однозначной (то есть необходимой) и постоянной. Причинность, таким образом, приравнивалась к необходимости, случайность же считалась просто не существующей объективно, она рассматривалась лишь как продукт нашего незнания причин того или иного явления. Кроме того, детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями). Для механистического детерминизма характерна абсолютизация динамического типа законов, позволяющих однозначно предсказывать на основе известного состояния объекта все его будущие состояния. Известно высказывание Лапласа: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

В ходе научной революции на рубеже XIX-XX веков была выявлена ограниченность механистической формы детерминизма, постепенно укреплялось представление, что детерминация вызывается не только внешними причинами, а причинными факторами разного типа и «веса» и не обязательно является однозначной и точно определяемой. Углубление познания законов биологической эволюции, развития общества, проникновение в область микромира привело к становлению современной диалектической формы детерминизма.

Современная форма детерминизма полнее и тоньше отражает существующие связи и отношения мира.

Во-первых, она основана на признании сложного характера каузальной связи. Лишь в простейшем случае причинно-следственная связь выступает как одностороннее, однонаправленное действие одного явления на другое. В реальных процессах причина выступает как взаимодействие тел или явлений, вызывающее следствие (изменения во взаимодействующих телах или новое явление). Следствие оказывает обратное воздействие на причину, может быть порождено не одной, а рядом причин, а одна и та же причина может вызывать разные следствия. Каузальная детерминация, таким образом, включает не только элементарную причинно-следственную связь, но и основанные на ней причинные цепи (однолинейные, с обратной связью, разветвляющиеся и т.д.), причинные сети, причинные комплексы. Уточнение простой схемы причинности происходит за счет введения понятия полная причина, которая включает в свой состав собственно причину (специфицирующую причину), условия, содействующие порождению следствия причиной (кондициональную причину) и повод (реализаторную, пусковую причину).

Во-вторых, современная форма детерминизма раскрывает свое содержание не только через категорию причины, но и связанные с ней категории необходимости, случайности, вероятности, возможности, действительности. Согласно диалектической концепции детерминизма, причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер. В причине может содержаться ряд возможностей-следствий, это делает изменение, развитие многовариантным, не жестко заданным, а включающим в себя случайность. Это означает не отсутствие детерминации, а существование наряду с динамической другой – статистической формы детерминации. Статистическая детерминация касается ситуаций, в которых имеется несколько (иногда много) альтернатив.

Таким образом, можно говорить с современной точки зрения о наличии разных – динамических и статистических – способов проявления причинной связи, форм детерминации.

Индетерминизм. Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм. Существуют разные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации, либо с отрицанием причинности в принципе. Первый вариант индетерминизма характерен для философии Д.Юма и И.Канта. Не отрицая значения категорий детерминизма в научном познании, они трактуют причинность, необходимость, закономерность субъективистски: как присущие только нашему восприятию мира, но не самому миру.

Согласно немецкому философу Г.Риккерту, причинное объяснение действительно только в пределах «наук о природе» и неприменимо к «наукам о духе», т.е. к наукам о человеке и об обществе. Человеческая воля рассматривается индетерминистами как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, то есть абсолютно ничем не обусловленная.

В области наук о природе вспышка индетерминизма была связана с развитием квантовой физики на рубеже XIX-XX веков. Отсутствие однозначной предсказуемости для процессов микромира, их вероятностная природа и статистичность квантовых законов привели ряд авторов к выводу об отсутствии в области микроявлений причинности, всякой объективной необходимости. Однако дальнейший ход познания позволил сделать заключение о существовании специфических отношений детерминации, способов проявления причинной связи в микромире.

Принцип детерминизма играет важную роль в науке. Из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказания событий, имеющих как однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Мир в контексте данного принципа предстает как упорядоченный Космос, а не как неупорядоченный хаос. В таком мире возможно рациональное объяснение связей между явлениями, научный прогноз будущего, разумная ориентация в происходящих событиях.

Принцип системности.Согласно этому принципулюбой достаточно сложный объект может быть представлен в виде системы (единства элементов и структуры). Практически в любой сфере деятельности люди имеют дело не с отдельными, изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами (системами). При рассмотрении вопроса о системной организации материального мира (в главе IX) были даны определения понятиям «система», «элемент», «структура», раскрыты некоторые положения диалектической концепции системности.

Принцип системности как методологический принцип ориентирует познание на обнаружение внутренних и внешних сторон материальных систем в их единстве, раскрытие связей системы с окружающей ее средой, взаимосвязей элементов и их функций, постижение формы и содержания системного объекта в их отношениях со структурой. Принцип системности нацелен на воспроизведение сущности объекта, его интегративной основы, а также разнообразных проявлений сущности при взаимодействии объекта с другими объектами. Однако главное методологическое требование принципа системности – это требование целостности рассмотрения объекта.

Представление о целостности изучаемой материальной системы является исходным пунктом любого системного исследования, оно руководит познанием от начала до конца. Логика системного мышления опирается на диалектику части и целого.

Принцип целостности предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: 1)в соотнесении объекта как системного целого со средой, внешним окружением и 2)путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого. При этом свойства целого понимаются с учетом свойств элементов и наоборот. До появления системного подхода (до середины XIX века) процесс познания целого мыслился как простое суммирование знаний о частях. Естественным и единственно возможным направлением исследования считалось движение от частей к целому. В середине XIX века, когда в науке о себе заявила идея системности, господствовавшему ранее «ходу» исследования (от частей к целому) был противопоставлен другой: нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом. Утверждение системных представлений сделало привычным ход исследований от целого к частям.

Представление о целостности системы конкретизируется через анализ системообразующих связей – связей корреляции, то есть соответствия. Структура любой системы опирается на коррелятивные связи между ее элементами. Гармонически коррелятивные, согласованные действия элементов суть необходимое условие существования системы. Частными проявлениями коррелятивной связи являются координация и субординация, а также все виды функциональных зависимостей.

Коррелятивные связи – это связи между сосуществующими элементами системами. Здесь отличие отношений системности от отношений детерминации, при которых между явлениями существует временная последовательность, отношение порождения. Системные отношения (связи корреляции) обеспечивают стабильность, устойчивость системы, тогда как причинные отношения (генетические связи) лежат в основе изменений, развития систем. Корреляция не порождает новое явление, но определенным образом обусловливает как состояние системы, так и ее развитие. Причинность и системность объемлют большую часть всех известных на сегодня типов связей. Сосуществование и каузальная связь суть главные формы связи и взаимозависимости.

Таким образом, принцип причинности и принцип системности дополняют друг друга и в своей совокупности дают более глубокую картину всеобщей обусловленности явлений, т.е. составляют содержание современной формы детерминизма.

Системный подход нацелен на познание объекта как он существует в данный момент времени, в отвлечении от его истории. И это вполне законный прием познания. Но такое отвлечение является временным, так как для всестороннего познания необходим выход за пределы данного состояния объекта и выявление его истории.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 15659 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...Наверх