Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.
Можно выделить следующие основные блоки и элементы сознания.
1. Когнитивный блок – включает в себя различного рода знание об окружающем мире и о самом человеке. Это знание, полученное на основе ощущений, восприятий, представлений, дающее человеку первичную информацию о мире, о своем собственном теле, позволяющее ориентироваться среди окружающих его природных и социальных объектов. Кроме того, это знание, полученное на основе деятельности мышления, позволяющее выходить за пределы чувственно данного в область существенных, закономерных связей действительности. Это область понятий, логических мыслительных операций, главной целью которых является поиск истины.
2. Эмоциональный блок – это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний. Сюда относятся: эмоции (радость, горе, удовольствие и т.д.), настроение, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные образы, но и эмоциональные «бури». Это следствие определенного отношения человека к миру, объекты которого имеют для него разную значимость.
3. Ценностно-мотивационный (или ценностно-смысловой) блок. Здесь сосредоточены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности. Нравственные, эстетические, политические и другие ценности выступают регулятивами человеческого поведения, наполняют жизнь человека смыслом.
4. Воля к ак элемент сознания. Движущей силой поведения людей является потребность – состояние нужды в чем-то. Такое состояние вызывает поисковую активность, волевое усилие. Воля – это психический процесс, обнаруживающий себя в действиях, направленных на удовлетворение потребности.
В структуре сознания также выделяют внимание, память и некоторые другие компоненты.
Самосознание как элемент сознания. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Обращение философов к самосознанию начинается с Сократа, с высказанного им призыва: «Познай самого себя». Он одним из первых философов понял, что осознание окружающего человека мира остается неполным без процесса осознания самого себя, своего внутреннего духовного мира.
В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Становление самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно вне общения человека с другими людьми. «Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (К.Маркс). Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, в которых отражается наши сущностные силы, способности, дарования. Ребенок, говорил Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.
Самосознание – это не только познание себя, но и самооценка. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, поддерживает достоинство человека. У разных людей – разная степень самосознания, разная с точки зрения ее адекватности самооценка (да и у одного и того же человека – в разное время и в разных ситуациях). Одной из важных функций самосознания является самоконтроль. Самосознающий человек предусматривает результаты своих действий, контролирует свои эмоции, поступки, берет на себя полную ответственность за них.
Говоря о сознании и самосознании, следует выделить такой их аспект как сознательность. Сознательность характеризуется, во-первых, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности (возможность понимания последствий поступка резко снижена, например, у детей, душевнобольных). Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность, предусмотреть последствия своего поведения и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Во-вторых, сознательность связана с мотивацией человеческого поведения. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, ответственности, тем выше уровень сознательности. Сознательность, таким образом, выступает как нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании себя и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – это размышления личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием.
Сознательное и бессознательное. Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся в данный момент контролю со стороны сознания. К бессознательному относятся:
- сновидения, гипнотические состояния, явления сомнабулизма, состояния невменяемости;
- установки, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации;
- инстинкты, которые порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы (позже они могут попадать в сферу сознания);
- автоматизмы – сложные действия человека, которые первоначально могут зарождаться под контролем сознания, но в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер (навыки игры на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.д.). Этот уровень бессознательного называют в силу его близости к сознанию подсознательным. На примере автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.
В философии общая идея о бессознательном встречается уже в учении Платона. Он трактовал познание как припоминание скрытых в душе неосознанных знаний, о которых сам субъект может и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему неизвестно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Но в целом в истории философской и научной мысли долгое время доминировала идея о тождественности психики и сознания. По мнению, например, Р.Декарта за пределами сознания протекают лишь физиологические, а не психические процессы. Впервые немецкому философу и ученому Г.Лейбницу удалось отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представлений (малых перцепций) в темной душе. В философии проблеме бессознательного впоследствии уделяли внимание И.Кант, А.Шопенгауэр, Э.Гартман, А.Бергсон и др. Однако самое скрупулезное исследование сферы бессознательного провел знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель З.Фрейд (1856-1939).
Как основатель психоанализа – нового направления в медицинской науке, Фрейд выявил решающую роль бессознательного в ряде психических заболеваний и разработал метод лечения, который был назван психоаналитическим. Суть его – в обнаружении на основе методики свободных ассоциаций и толкования сновидений вытесненного в подсознание «комплекса» («комплекса вины», «комплекса Эдипа», «комплекса Электры» и др.), который носит преимущественно сексуальный характер, доведении его до осознания пациентом и на этом основании излечение больного. Но деятельность Фрейда не ограничивалась только областью медицины, на основе представлений о бессознательном он сформировал свое миропонимание, свой взгляд на человека, его психику.
Психика человека, как считал Фрейд, имеет три сферы: «Оно», «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» – это глубокий слой бессознательных влечений, вытесненных переживаний (комплексов), инстинктов; здесь главенствует принцип наслаждения. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделил на две группы: первая охватывает инстинкты Эроса (жизни, половые инстинкты), а вторая – инстинкты Танатоса (смерти, разрушения, агрессии). «Я» – сфера сознательного, посредник между бессознательным («Оно») и миром; здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» – это инстанция, олицетворяющая собой установки общества: нормы, правила, заповеди, законы, своего рода моральная цензура, которая подавляет бессознательную сферу. «Я» стремится сделать «Оно» приемлемым для мира, а также привести мир в соответствии с желаниями «Оно». По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же – с помощью заимствованных из внешнего мира сил. Как всадник у, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это было его собственной волей. Бессознательное направляет поведение людей и в этом отношении решительным образом воздействует на сознание.
Заслуга Фрейда в том, что он обосновал важное место бессознательного в психике человека, подверг сферу бессознательного профессиональному анализу. Но он явно преувеличил ее роль в поведении здорового человека, который руководствуется в своих действиях разумом.
Важное значение для понимания бессознательного имеют работы К.Г.Юнга 91875-1961) – швейцарского психолога и психиатра, последователя Фрейда. Изучая бессознательное, Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы (прообразы). Если «комплексы» Фрейда есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследству из поколения в поколение. Архетипы не устраняют, а дополняют «комплексы» Фрейда. Но в отличие от личностного бессознательного, которое находится близко к порогу сознания, коллективное бессознательное находится на более низком уровне психики, в ее архаичных слоях, сформировавшихся в условиях первобытности. Архетип, по Юнгу, это не врожденные представления, а своеобразная установка, возможность репродуцировать представления, сложившиеся в глубокой древности. В них накопился опыт тех ситуаций, в которых бесконечному числу предков приходилось именно так воспринимать мир и действовать. Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, никакая аналитическая техника не поможет его «вспомнить», ведь оно (в отличие от личного бессознательного) никогда не было вытеснено или забыто. Архетип может достичь сознания только опосредованно, с помощью символов. Наиболее ярко проявляются архетипы в сновидениях, художественном творчестве.
Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов (прообразов), сложившихся в рамках мифологического мышления. К ним относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца, всемогущего существа и др. По мнению Юнга, все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и моральные понятия, с его точки зрения, не являются исключением. «Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее».
В заключении следует отметить, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними возможны противоречия, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!