Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В литературе данный закон еще формулируется как закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Если определить место рассматриваемого закона среди трех основных законов диалектики, то можно сказать, что закон перехода количества в качество (и такая формулировка приемлема) раскрывает механизм развития, отвечает на вопрос: как осуществляется развитие?
Чтобы раскрыть содержание закона, обратимся сначала к основным категориям, входящим в его состав: свойство, качество, количество, мера, скачок.
Свойство. Мир предстает перед человеком как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не одним, а целым рядом свойств. Свойство – это способность предмета проявлять свою природу, те или иные стороны, черты при взаимодействии с другими предметами. Свойства не порождаются отношениями предметов, вещей, но лишь обнаруживаются, проявляются в таких отношениях. Среди совокупности свойств выделяются как существенные, так и несущественные для данного предмета, специфические и неспецифические, внутренние и внешние, актуальные и потенциальные (диспозиционные) и др. Свойства проявляются с разной степенью интенсивности, могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать.
Качество предмета неразрывно связано с его свойствами, но свойства неравноценны для характеристики качества предмета. Предмет может потерять то или иное свойство, не перестав быть самим собой, т.е. сохранив свое качество. Свойство дает частичную характеристику вещи, обозначая одну из сторон ее как единого целого, тогда как качество характеризует вещь, предмет как целое.
Качество. Категория качества выражает:
- определенность предметов и явлений, их выделенность из окружающего фона. Категория качества дает возможность отличать одну вещь от другой, указывает на специфику вещи, позволяет сравнивать предметы, отождествлять и противополагать их. Качественную определенность предмета связывают с его вещественным составом, структурой, функциями;
- целостность предметов, которая находит отражение в системе их свойств, признаков. Качество вещи связано, прежде всего, с существенными (необходимыми) свойствами, которые детерминируют все остальные свойства. Качество – это не механическая сумма свойств, а их структурно упорядоченное единство. Качество выступает целостной характеристикой предметов как систем с определенной структурой, выполняющих те или иные функции;
- относительную устойчивость вещей и процессов, сохранение их как определенных целостностей, единства элементов и структуры. Понятие качества помогает уяснению границ между живой и неживой природой, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классификации минералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и т.д.
Под качеством, таким образом, понимается целостная, интегральная характеристика предмета (явления, процесса), устойчивая система его важнейших, существенных свойств, благодаря которой предмет выступает как данный предмет, как внешняя и внутренняя определенность. Гегель определял качество как «тождественную с бытием определенность». Он писал: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». Качество, следовательно, неотделимо от предмета, и изменение качества означает изменение самого предмета, переход его в новое состояние, другой предмет.
Мир сквозь призму категории качества предстает как качественно многообразный. И каждый отдельный предмет в нем многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в различные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике (вспомним ленинский пример со стаканом). Человек, например, выступает различными своими гранями для врача, правоведа, социолога, анатома, психолога. В одной системе связей (в семье) человек предстает в качестве сына, в другой (в университете) – в качестве студента, в третьей (в общественном транспорте) – пассажира и т.д. В данных ситуациях речь идет не о различных качествах различных предметов, а о «многокачественности» одного и того же определенного, данного предмета. Вопрос о том, обладает предмет одним качеством или многими (вопрос однокачественности или многокачественности предмета), является в литературе дискуссионным. В любом случае, диалектика приучает к гибкому, многогранному, разностороннему подходу к одним и тем же предметам, явлениям. Умение видеть в предметах разные аспекты, грани, «качества», не теряя при этом представления об их единстве, требует навыка.
Количество. На протяжении веков в философии и науке наряду с качественным складывался и иной, количественный, подход к миру, при котором стиралось его качественной многообразие. Сквозь призму категории количества мир предстает как единообразный.
Большое внимание количественной стороне бытия уделяли пифагорейцы, разработавшие учение о числах как выражении сути бытия. Обобщая мысли пифагорейцев и других своих предшественников, Аристотель писал: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина – если измеримо». Здесь к количественным характеристикам вещей причислены те, что доступны математическому выражению (счету) и измерению.
Можно дать следующее определение рассматриваемой категории. Количество – это характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития присущих им свойств (присущего им качества), выражаемая в числах и величинах. В отличие от качественной характеристики предмета, неразрывно связанной с определенностью его бытия, количественная характеристики выступает как внешняя, безразличная к природе предмета характеристика. Как писал Гегель, количество есть «безразличная к бытию, внешняя ему определенность». Число 10 может означать количество студентов в группе, деревьев в саду, страниц в книге и т.д.
Количественная характеристика реальных предметов предполагает выделение в них общих свойств, присущих как однородным, так и разнородным по своей природе предметам. Каждая совокупность однородных предметов есть некоторое множество. Если множество конечно, то его можно сосчитать. Чтобы, например, сосчитать стадо коров из 100 голов, надо отвлечься от всех качественных особенностей каждого животного. Число «100» является количественной характеристикой данного множества, а также любого другого из 100 предметов (будь то книги, студенты и т.д.). Количественно характеризоваться могут и качественно разнородные предметы по какому-то сходному, общему свойству, скажем, по весу, твердости, скорости движения, температуре и т.д. Рассмотрение различных предметов с количественной точки зрения на основе некоторого общего свойства как бы стирает их качественные различия. Так, качественно различные товары – хлеб, одежда, автомобили – «уравниваются» при их погрузке, разгрузке, транспортировке на основе того, что все они имеют вес.
Лишь выделение общих свойств позволяет определить количественные характеристики вещей. Только как выражение одного и того же единства они являются соизмеримыми величинами. Невозможность обобщения в единой количественной характеристике качественно совершенно разнородных предметов и явлений передает известная шутка А.П.Чехова: «Шел дождь и два студента».
«Уравнивание» качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение. Процедура измерения той или иной величины предполагает установление соответствующей единицы измерения. Например, метр – единица длины, килограмм – единица массы. Измерить нечто – значит установить количество укладывающихся в нем единиц.
Количество выражается числом, заключающим два основных смысла: меру общности, однопорядковости элементов множества и меру раздельности объекта на однородные элементы. Число 5, выражающее, например, количество 5 человек – это не просто нечто одно, а специфически раздельное единство качественно однородных пяти единиц. При этом количество не тождественно числу: такая количественная характеристика как величина (например, протяженность при измерении длины) может выражаться в разных единицах измерения (метрах, сантиметрах), а потому и в разных числах.
Количественный подход и основанный на нем математический аппарат играют важную роль в современной науке. Применение количественных, математических методов ведет к обнаружению фундаментальных законов бытия, позволяет достигать точности в исследовании и более эффективно овладевать природой объекта, способствует ускоренному развитию не только естественнонаучного, но и социально-гуманитарного познания. Однако формально-математические, количественные методы имеют свои границы применимости и должны дополняться содержательным, качественным анализом объектов. Чем сложнее явление, тем труднее подвергнуть его изучению с помощью количественных методов. Не так просто считать и измерять, например, явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия мира. Качественные и количественные показатели в их единстве важны для осмысления, например, экономического развития страны.
Мера. Категория меры была одной из основных для философов древности. К ней прибегали, когда рассуждали о космосе, о сущем, о человеке, о познании. Гесиод учил: меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай. Фалес считал: мера – наилучшее. Софист Протагор акцентировал внимание на ценностном моменте меры: человек есть мера всех вещей. По словам Демокрита, если перейдешь меру, то самое приятное станет неприятным. В этом же духе и Платон говорил: мера – середина между избытком и недостатком. Идеей меры проникнута вся история философии со времен античности.
Понятие меры имеет множество значений. Это и предпринятое действие («крутая мера»), и характеристика поведения человека («намерение»), и граница дозволенного («преступить меру»), и единица измерения («мера времени, объема»), и присущее человеку «чувство меры» и т.д. В диалектике понятие меры служит выражением взаимосвязи качества и количества.
Не только в научном познании, но и повседневном опыте люди сталкиваются с двумя типами изменений. Первые затрагивают само бытие конкретного предмета – он становится другим, и это качественные изменения. Второй тип изменений протекает в рамках данного качества, не затрагивает изменения сущности предмета, и это количественные изменения.
Мера – это такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Например, растительные и животные организмы сохраняют свою жизнеспособность только в четко определенных границах температуры. Существуют температурные меры агрегатных состояний различных веществ. Так, ртуть существует в жидком состоянии при температуре от −39° до +357°, при −39° ртуть затвердевает, а при +357° начинает кипеть. Знание мер агрегатных состояний важно, например, в металлургии.
Если придерживаться точки зрения многокачественности предметов, явлений, то это приведет к признанию и их многомерности. Нарушение верхнего предела меры воды как жидкого агрегатного состояния (100°) не будет означать изменения качества воды как химического соединения. Для этого необходим выход за пределы другой меры – температурной границы существования молекул воды. Термическое разложение молекул воды и, следовательно, исчезновение ее качества как химического соединения начинается при температурах, превышающих 1000°.
Мера часто выражается числом, но не всегда она поддается точному числовому описанию. В нравственной сфере, например, отмечается размытость граней между осторожностью и трусостью, прямотой и грубостью, гибкостью и беспринципностью, щедростью и расточительностью и т.п. В таких случаях численное значение меры установить нельзя, но мера существует и здесь.
Говоря о «безразличии» количественных изменений для данного качества, следует иметь в виду, что оно относительно, т.е. не безгранично. Еще Аристотель ставил вопрос: может ли данная вещь иметь любую степень величины или малости? И отвечал: нет, только при определенной величине стол остается столом. Выход количественных изменений за границы меры, свойственной предмету, явлению означает переход его в другое качественное состояние, со своей новой количественной определенностью, новой мерой. Это дало Гегелю основание представить развитие в виде «узловой линии мер», где «узлы» - это границы меры, переход за которые означает появление нового качества.
Скачок. Переход от одного качества к другому в результате превышения меры носит название скачка. Существуют разные типы скачков (качественных изменений).
Скачки различаются по формам движения материи – в рамках физической, химической, биологической, социальной форм движения.
Второе основание разделения скачков – время их протекания. По этому признаку все скачки подразделяются на разовые (скачки-взрывы) и стадиобразные (постепенные). Есть скачки, совершаемые в миллионные доли секунды, и есть скачки в миллионы, а то и в миллиарды лет. При скачке-взрыве изменяется сразу вся система, при постепенном скачке – поочередно отдельные подсистемы, стороны и части системы. Скачки взрывного, «разового» типа характерны для систем со сравнительно жесткой организацией или структурой, а постепенные скачки свойственны преимущественно системам с пластичной, гибкой организацией. Примером скачка первого типа может служить поломка детали машины из-за «усталости» металла, свертывание белка при нарастании температуры, ядерный взрыв и др. Это скачки с резко выраженной границей перехода из одного качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсивной, целостной перестройкой всей исходной системы. К скачкам второго типа можно отнести многие геологические процессы (образование угля, нефти, руд), возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, возникновение общественно-экономической формации. Скачки такого крупного масштаба, растянутые во времени, включают в себя множество скачков менее крупных и малых. Эти меньшие скачки по отношению к более масштабным скачкам выступают как их количественная подготовка. Имея в виду это обстоятельство, Энгельс говорил, что природа не делает скачков именно потому, что она вся состоит из скачков.
Третье основание для деления – количество систем или подсистем, включенных в скачок – дает два вида скачков: одинарные и комплексные (интегральные). Революция в физике на рубеже XIX-XX вв. – это пример одинарного скачка, современная же научно-техническая революция – это интегральный скачок, вовлекший в свою орбиту и естествознание, и общественные науки, и технику, и производство.
Четвертое основание классификации скачков – отношение к сущности предмета, его системной организации. На этом основании скачки подразделяют на коренные (общие), связанные с качественным изменением системной сущности предмета, и не-коренные (частичные, единичные), связанные с качественными изменениями отдельных элементов, комплексов элементов, состояний на «подсистемном» уровне предмета.
И последнее, пятое основание деления скачков – их роль в развитии. С этой точки зрения скачки бывают прогрессивные, регрессивные и одноуровневые (нейтральные по отношению к восходящей или нисходящей линии развития).
Выделяются и другие виды скачков: глобальные и локальные, необходимые и случайные и т.п. Многообразие типов скачков определяется и природой развивающейся системы, и условиями, в которых она развивается, т.е. внутренними и внешними факторами развития.
Диалектика количественных и качественных изменений. Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. Примеров подобного рода можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость. Коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотиков к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду, достигая со временем катастрофического уровня.
Философия видит в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. Общий смысл этого закона заключается в том, что качественные изменения (переход от одного качества к другому) могут происходить только на основе количественных изменений. Существует многообразие количественных изменений: это прибавление или убавление вещества, энергии, структурных, информационных элементов, изменение скорости движения, степени проявления того или иного свойства и т.п.
Диалектика качества и количества не сводится только к переходу количественных изменений в качественные. Имеет место и обратный процесс – переход качества в количество, который следует понимать следующим образом. Новое качество определяет меру нового предмета или явления, характер и направленность количественных изменений в новой системе, влияет на скорость, темпы протекания количественных изменений. Например, появление новой техники сопровождается изменением количественных показателей (переход от арифмометров к ЭВМ вызвал огромное увеличение скорости вычислений), а возникновение капитализма оказало влияние на темпы экономического роста.
Общая формулировка закона может быть такой: количественные изменения в состоянии материальной системы, нарушая определенную меру, закономерно приводят к ее скачкообразному качественному изменению, а возникшее новое качество, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на протекание соответствующих количественных изменений.
С точки зрения данного закона развитие представляет собой единство непрерывного (континуального) и прерывного (дискретного). Постепенные, непрерывные количественные изменения и прерывные, скачкообразные качественные изменения в их единстве раскрывают картину изменчивости, развития мира. Иногда в литературе постепенные количественные изменения обозначаются как эволюционные в противоположность взрывообразным качественным изменениям как революционным. Наряду с этим значением термин эволюция имеет и другое значение – им обозначается постепенный, длительный, многоступенчатый процесс развития систем, имеющих глобальный характер. Говорится, например, об эволюции вселенной, растительного и животного мира, а также самого человека.
Абсолютизация количественной либо качественной стороны, непрерывного либо прерывного, постепенного или взрывообразного в развитии, разрыв их единства ведет к метафизике.
Метафизическое истолкование закона. Метафизическая крайность, связанная с абсолютизацией количественных изменений, проявила себя в XVIII в. в биологической концепции преформизма (от лат. praeformare – заранее образую). Согласно этой концепции взрослый организм, якобы, предобразован в виде мельчайшего зачатка, дремлющего в яйце. Он уже существует в своем качественном своеобразии в зародыше в уменьшенном виде. Развитие организма сводится лишь к простому развертыванию (увеличению) этого зачатка, созреванию предзаданных наследственных данных.
Метафизическая трактовка развития содержится и в концепции «плоского эволюционизма» (градуализма) английского философа Г.Спенсера (1820-1903). Понимание им развития не только в природе, но и в обществе сводилось к исключительно постепенному характеру изменений. Нельзя сказать, что Спенсер при рассмотрении эволюции природы отрицал появление новых качеств, скачки. Основной недостаток этой концепции не в отрицании скачков вообще, а в отрицании скачков взрывообразного типа, каковыми являются в живой природе мутации, а в социальной действительности – политические революции. Абсолютизируя постепенные скачки (и в этом смысле эволюционную сторону развития), спенсеровская концепция разрывала представление о развитии как единстве непрерывного и прерывного. Кроме того, в концепции Г.Спенсера источниками развития материальных систем рассматривались внешние факторы, а не внутренние противоречия.
Абсолютизация качественных изменений присутствует в «теории катастроф» французского естествоиспытателя XIX в. Ж.Кювье. Согласно ей на Земле периодически происходят внезапные катастрофы, которые вызывают полное обновление животного и растительного мира, радикально преобразовывают внешний вид земной поверхностности. Между природой разных геологических эпох, по Кювье, нет никакой связи. Катаклизмы вызываются неизвестными нам силами.
Одной из влиятельных в XX веке на Западе концепций развития является концепция «творческой эволюции» А.Бергсона, согласно которой развитие представляет собой появление новых качественных образований под влиянием «жизненного порыва», последствия которого непредсказуемы. К ней примыкает концепция «эмерджентной эволюции» Л.Моргана, согласно которой новое качество образуется внезапно, взрывообразно, путем быстрого скачка и не может быть предсказано, исходя из начальных, исходных качеств. Отсюда Морган делает вывод о Боге как нематериальном источнике эволюции, всех изменений в мире. Таким образом, главной чертой эмерджентизма, творческого эволюционизма является абсолютизация скачков в развитии, причем, скачков интегративных, взрывообразных. Для этих концепций, как и для плоскоэволюционистской, также характерен отказ от внутренних противоречий как источника развития природы и общества.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3645 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!