Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Движение, его основные формы. Противоречивая природа движения



Существование любого материального объекта возможно только благодаря внутреннему взаимодействию его образующих элементов. Кроме внутреннего взаимодействия происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Как внутреннее, так и внешнее взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение представляет собой неотъемлемую характеристику бытия и обозначается в философии понятием движения

Понятие движения. Движение – это любое изменение, изменение вообще. Мир находится в постоянном движении. Движение многообразно. Движение – это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и смена форм собственности в обществе и т.д.

В истории философии большинство мыслителей признавало движение как важнейшую характеристику бытия. То, что существует – находится в движении, а то, что не способно к изменениям – не может существовать. Для мыслителей древности (Китая, Индии, Греции) все в мире находится в состоянии вечного возникновения и уничтожения, непрекращающегося изменения. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного, и он подобен речному потоку.

Противоположные гераклитовским взгляды в античной философии высказывал Зенон, доказывавший в своих апориях невозможность движения. Кстати, Пушкин в основу своего стихотворения «Движение» положил сюжет о гипотетическом споре мудреца (Зенона) с его оппонентом (то ли Гераклитом, то ли Антисфеном, а может быть и Диогеном), который в ответ на доводы Зенона «смолчал и стал пред ним ходить». Несмотря на конечный вывод, заслуги Зенона в изучении движения велики. Аристотель назвал его изобретателем диалектики, т.к. в своих апориях Зенон, пытаясь понять природу движения, вскрыл противоречивость движения. Сам Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».

Особый взгляд на движение сложился в философии XVII-XVIII вв. Преимущественное развитие в этот период получила наука механика. Среди ученых в силу этого сложилось убеждение, что механическое движение является единственной формой движения, составляющей основу всех процессов природы, а механика – универсальная наука, лежащая в основе всего знания. Из естествознания механистические представления о мире были перенесены в философию. Материалисты рассматривали движение исключительно в его механической форме, а все изменения, происходящие в природе, независимо от их сложности и специфики, сводили к пространственному перемещению тел или составляющих эти тела частиц. Механистический взгляд на движение был свойственен Р.Декарту, Т.Гоббсу, И.Ньютону. Сведение движения к его механической форме содержит возможность теологических выводов, т.к. заключает в себе представление о силе как внешней причине, вызывающей движение. К идее божественного первотолчка как причине движения пришел И.Ньютон.

Французские материалисты XVIII века (Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.) признавали и другие формы движения, но сводили их к механической как простейшей. Они развивали идею о неразрывной связи материи и движения и критиковали идею первотолчка. Русский ученый и философ М.В.Ломоносов выдвинул принцип сохранения материи и движения, обосновал возможность превращения одного вида движения в другой.

У материалистов, для которых основы бытия материальны, движение выступает способом существования материи. Материя без движения так же немыслима, писал Ф.Энгельс в работе «Анти-Дюринг», как и движение без материи, следовательно, оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. Движение подобно материи не может быть создано из ничего и не может исчезнуть, оно может лишь переходить из одной формы в другую (например, механическое движение – в тепловое, тепловое – в химическое и т.д.). Естественнонаучным выражением неуничтожимости движения материи является закон сохранения и превращения энергии. Согласно этому закону, какие бы процессы или превращения форм движения ни происходили в мире, общее количество энергии – меры движения – остается неизменным.

Для идеалистов, у которых основой бытия выступало духовное начало, изменчивость связывалась со сферой духа. У объективного идеалиста Гегеля Абсолютная идея находится в постоянном изменении, проходит три этапа в своем развитии, прежде чем достигает самопознания. Действительность Гегель представил в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, развитии. Движение для Гегеля – это не только пространственное перемещение, механическое движение, но это и самодвижение - внутренне необходимое, содержащее в себе импульс активности движение, развитие. Субъективных идеалистов интересовали, в первую очередь, движения души человека, ее порывы, изменчивость внутреннего мира личности.

В конце XIX века среди ученых получили распространение идеи энергетизма, выдвинутые немецким физико-химиком В.Оствальдом. Он провозгласил «чистую энергию» без материального носителя основой мира, что по сути означало попытку мыслить движение без материи. В целях обоснования энергетизма его сторонники апеллировали к открытому А.Эйнштейном закону эквивалентности массы и энергии: E = mc2 , который рассматривался «энергетиками» как, якобы, доказательство возможности превращения массы (а следовательно, материи, которая отождествлялась ими с массой) в энергию. В действительности же этот закон выражает неразрывную связь двух двух важнейших свойств материальных объектов – массы как меры инерции тел, и энергии как меры движения, и представляет собой одно из доказательств неразрывной связи материи и движения.

Основные формы движения. Движение абсолютно, и это обусловлено его всеобщностью, несотворимостью и неуничтожимостью. Но эта абсолютная природа движения реализуется в качественно специфичных, преходящих формах движения. И в этом смысле движение относительно. Формы движения многообразны, они соответствуют уровням структурной организации материи.

Идея о формах движения материи и их взаимосвязи была выдвинута Ф.Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, материальным носителем; 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф.Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию:

- механическое движение – перемещения тел в пространстве;

- физическое движение – тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.;

- химическое движение – взаимопревращения веществ, реакции синтеза, катализа и др.;

- биологическое движение – жизнь во всем ее многообразии и проявлениях (обмен веществ, саморегуляция и т.д.);

- социальное движение – все изменения в обществе, включая область мышления (смена форм собственности, политических режимов и т.д.).

Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Поэтому энгельсовскую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохраняют свою ценность, ибо схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической форм движения, живую – биологическая, а общество – социальная форма движения материи. Основные генетические связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классификации. Что же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то современная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок.

Наука XX века открыла новые формы физического движения, неизвестные в XIX столетии: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня; процессы мегамира – галактические взаимодействия и расширение Метагалактики.

По новому поставлена проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам.

В новом свете предстает проблема соотношения механического и физического движения. В своей классификации Энгельс исходил из представлений науки второй половины XIX века, согласно которым любое физическое движение является результатом механического движения частиц эфира, атомов, молекул. Поэтому механические процессы рассматривались им как генетическая основа физической формы движения. Наука XX века изменила эти представления. Она не только отказалась от концепции мирового эфира, но и вообще перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Скорее наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Современная наука внесла много нового и в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях (кроме белковых молекул в качестве молекулярного носителя жизни были выделены ДНК и РНК). Сложилось представление о целостности биосферы как условии дифференциации и развертывания всех уровней организации живой материи и соответственно формирования различных подвидов биологической формы движения.

Выделение социальной формы движения материи свойственно марксистскому философскому взгляду на мир и возможно на базе разработанного ею материалистического понимания истории. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества. В реальной действительности они взаимодействуют, благодаря чему и существует общество как особый уровень организации материи. Следовательно, когда речь идет о социальной форме движения материи, имеется в виду не просто взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое предполагает участие сознания.

Будущий прогресс науки приведет, бесспорно, к открытию новых форм как материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления.

Проблема соотношения форм движения. Учение о формах движения предполагает не только их классификацию, характеристику, но и рассмотрение соотношений между ними. Принято выделять высшие и низшие формы движения. Высшие формы движения возникают на основе низших, содержат их в себе, но не сводятся к ним. Они обладают качественным своеобразием, им присущи новые свойства, закономерности, которые отсутствуют у низших форм. И сама низшая форма в составе высшей преобразуется, по новому формируется. Так, биологическая форма движения возникает на основе предшествующих форм, включает в себя механические, физические, химические процессы, но не исчерпывается ими. Ей присущ закон естественного отбора, которого нет в неорганическом мире. Точно так же развитие человеческого общества невозможно понять, опираясь только на биологические закономерности, не принимая во внимание особенности социального развития.

В истории философии игнорирование качественной специфики высших форм движения совершалось неоднократно и принимало форму редукционизма. Редукционизм – это познавательная установка, суть которой в сведении высших форм движения к низшим, в стремлении объяснить исчерпывающим образом сложное только и единственно на базе простого. В XVII-XVIII вв. редукционизм принял форму механицизма. Механическое движение и его законы объявлялись универсальными, к ним сводились все социальные, биологические, химические процессы. Французский философ-материалист Ламетри написал книгу «Человек-машина», в которой человеческий организм рассматривался подобно часовому механизму. Позже, на почве кибернетики возникла своеобразная разновидность механицизма, сторонники которой игнорировали отличие живых систем от автоматов, человеческого сознания от интеллектуальных операций кибернетических устройств. Тенденция к упрощенному пониманию человеческого сознания присутствует при обсуждении такой современной проблемы как искусственный интеллект.

Редукционизм может выступать не только в форме механицизма, но и в форме биологизаторства. Это происходит тогда, когда социальные процессы объясняются только из закономерностей биологического развития человека. Редукция к биологическому присутствует, например, в трактовке З.Фрейдом высших форм поведения человека как обусловленных инстинктами, а также у сторонников социобиологии при объяснении нравственных качеств человека исключительно генетическими факторами.

Яркую критику редукционизма дает русский религиозный философ Б.П.Вышеславцев в работе «Этика преображенного Эроса». Редукция, или как он называет «спекуляция на понижение», имеет не только значение теоретического приема, но это и метод действия. Это ставка на низшие ценности в поведении, деятельности человека. Если человек есть «только животное», то простая животная жизнь есть самое ценное. С каким восторгом, пишет Вышеславцев, человек узнает, что он произошел от обезьяны, по-видимому, всякое «только» доставляет глубокое облегчение («спуск всегда легче возвышения»). Установка на понижение, упрощение ведет к убеждению, что все святое и возвышенное – иллюзия, к сведению всего на низшие мотивы (сознание – это только нервно-физиологический процесс, любовь – это только сексуальный инстинкт и т.д.). Но есть и другой путь - движение по ступеням вверх: «не только, но и». Человек – не только природа, но и свобода, творческий дух; сознание – не только нервно-физиологический процесс, но и сфера идеального; любовь – не только сексуальный инстинкт, но и самоотречение, жертва и т.д. Установка на высшие ценности, высшие формы бытия требует от человека усилий, смелости, героизма, предполагает благоговение, стремление к совершенству. Точка зрения на ценность величия, возвышенного, благородного гораздо труднее дается человеку, чем противоположная ей ставка на ценность величины, высокого, сильного.

В завершении этого раздела приведем краткое изложение еще одной глубоко диалектической мысли русского философа Б.П.Вышеславцева. Высшие формы бытия – наиболее сложные, обусловленные, зависимые и потому наиболее слабые и хрупкие. Тогда как низшие формы наименее обусловлены и потому безусловны и крепки. Жизнь человека требует бесконечно сложной суммы условий – особой температуры, наличия воды, воздуха и если хоть одно из этих условий пошатнется, то рухнут все высшие ступени и формы жизни: прекратится культура, исчезнет человек и органическая жизнь. Однако камни и скалы на земле останутся, ибо они гораздо прочнее, требуют гораздо меньшего количества условий для своего существования. Что касается атомов и химических процессов, то они незыблемы при всякой мировой катастрофе, ибо низшая физико-химическая ступень бытия есть самая прочная ступень. Скелет более прочен в своей ужасающей простоте, чем хрупкий и гениально построенный человеческий организм. Бытие пирамиды крепче и устойчивее, нежели жизнь фараона. В этом трагизм бытия. Все возвышенное, благородное есть вместе с тем самое хрупкое и уязвимое. Человек более уязвим, чем растение, растение более уязвимо, нежели камень; благородное растение, как роза и виноград, гораздо менее живучи, чем бурьян и плющ. Как раз самое высшее может страдать и умирать, а не самое низшее. Надо спасать полноту высших ступеней жизни, их блестящий расцвет, заключает Б.П.Вышеславцев. Наверное, следует задуматься над этим рассуждением русского философа.

Противоречивая природа движения. Движение есть единство противоположностей: абсолютного и относительного, прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости.

Движение абсолютно, поскольку оно есть способ бытия, материи без движения не существует. Оно относительно, т.к. нет движения как такового, оно всегда существует в конкретных формах, видах.

Движение обладает свойством прерывности (дискретности) и непрерывности. На противоречивую природу движения с этой точки зрения обратил внимание еще древнегреческий философ Зенон в своих апориях. Доказательство отсутствия движения было построено им на абсолютизации прерывности и игнорировании непрерывности движения. Отдельные точки пространства (а движение происходит в пространстве) не только отделены друг от друга (дискретны), но и связаны между собой.

Движение есть единство устойчивости и изменчивости. Всякий объект, обладая определенной качественной спецификой и тем самым устойчивостью, в то же время своим содержанием имеет процесс изменения. Каждый организм, каждое живое существо, писал Энгельс, в каждый данный момент является тем же и все-таки иным (в организме постоянно идут процессы ассимиляции и диссимиляции, разрушения и восстановления клеток и т.д.). Т.е., сохраняя свою качественную определенность, живое существо подвержено одновременно внутреннему процессу изменения, количественным изменениям. Любые сохраняющиеся состояния – тела, вещи, явления – имеют свои внутренним содержанием процессы, изменения.

Противоречивое единство изменчивости и устойчивости конкретизируется через связь движения и покоя.

Для метафизического мышления движение и покой выступают как абсолютные противоположности. Если движение – это изменение, то покой – это отсутствие изменений. То, что движется, то не покоится, а то, что покоится, то не движется. Подобное абсолютное противопоставление противоположностей не свойственно диалектическому мышлению.

Для диалектика «движение должно находить свою меру в своей противоположности, в покое» (Ф.Энгельс). Понятие движения, изменения имеет смысл лишь как понятие изменения чего-то пребывающего в определенном состоянии, относительно устойчивого. Само изменение пребывает, сохраняется, обладая моментом устойчивости. Сохранение самого состояния движения и есть покой. Покой проявляется в форме равновесия, временной стабильности, устойчивости явлений. Благодаря устойчивости, временным состояниям равновесия в мире возможна дифференциация на отдельные предметы, процессы, их существование в качестве данных, определенных предметов, процессов.

Покой, выступая необходимым условием существования мира, носит относительный характер.

Во-первых, покой как сохранение состояния определенного вида, формы движения относителен во времени (тело находится в движении: стрела летит, река течет, человек живет и т.п., но это состояние со временем переходит в другое – стрела падает, река высыхает, человек умирает и т.п.).

Во-вторых, состояние покоя имеет место лишь по отношению к тем или иным материальным объектам, но не ко всей материи в целом (например, тело может находиться в покое относительно Земли, но в то же время оно движется вместе с Землей относительно Солнца и других небесных тел).

В-третьих, покой может иметь место по отношению к отдельному виду движения, но не ко всем видам движения, присущим данному объекту (например, в теле, находящемся в состоянии покоя относительно поверхности Земли, происходят разнообразные физические, химические и другие процессы).

Таким образом, движение и покой, изменчивость и устойчивость неразрывно связаны друг с другом.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 13852 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...