Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Из воспоминаний его дочери
Борковской Надежды Ивановны
Мой папа, Пономарёв Иван Тимофеевич, родом с Кубани, а именно из Ставропольского края, станицы Черкесской (в настоящее время г. Черкесск). Но о том, как он, кубанский казак, оказался на нашей уральской земле, рассказывать не любил. Частенько, подвыпив, плакал. Однако на наши расспросы отвечал: «Не спрашивайте меня. Не ворошите душу». И всё же кое-что о нём и его родных мне удалось выяснить из рассказов его сестры Марии, которая живёт сейчас в г. Черкесске. Из этого города прекрасный вид на горы Казбек и Эльбрус, причём расстояние от них до города гораздо меньше, чем от Полюда до Рябинино.
В 1928 или 1929 году земельный участок деда дал хороший урожай пшеницы и проса. К тому же отелились 2 коровы.
Милиционеры пришли ночью, один стоял поодаль и незаметно что-то кинул в подтопок. Тётушка Мария (сестра папы) всё это видела, но так была напугана, что не посмела ничего сказать. Начали обыск, и нашли в подтопке царский червонец. Обвинили в том, что укрывают урожай и прячут царские деньги, велели собираться. В спешке дед с бабушкой почти ничего не взяли в дорогу. Однако казацкую одежду: шапку, рубашку с воротничком-стоечкой и казакином - не забыли захватить. Ею папа всю жизнь очень дорожил.
Повезли их в холодных теплушках. Поговаривали, что в Казахстан, а привезли на Северный Урал.
В дороге умер Петя, самый младший, а в Губахе сильно заболел Миша (ему было всего 4 года). Его отправили в больницу, а поезд двинулся дальше. Больше Мишу не видели. Ещё один из братьев (Алексей) по дороге сбежал, потом вернулся на родину. Жил в Минводах, там и умер.
До Соликамска репрессированных везли на поезде, а потом до Ельни, что находиться дальше Ныроба, шли под конвоем пешком. Иногда кого-то подсаживали в сани.
Когда привезли на место, ужаснулись: кругом лес и больше ничего. Занялись строительством землянок, надо же где-то жить.
Кормили очень плохо. Однажды одна из лошадей заболела, её убили и залили керосином, а убрать не успели. Репрессированные затащили лошадь в барак, разделали её и съели, не смотря на то, что она была залита керосином.
Как-то охранник гарцевал на лошади, дед не успел увернуться и получил удар оглоблей. Удар был настолько силён, что вскоре дед умер. А через некоторое время с голоду умерла и бабушка.
Потом стало небольшое послабление. Более слабых отпускали в деревни, может, кто чего подаст. Но обязательно нужно было вернуться.
В это время тётушка решилась на побег. Он был очень длинным, с помощью добрых людей добралась сначала до Соликамска, потом до Губахи, и наконец до Баку. Там устроилась в больницу санитаркой, участвовала в финской войне. Затем вернулась в Черкесск. А во время Великой Отечественной войны работала в больнице.
Старший брат Аким с началом войны был призван в ряды Советской Армии, воевал, имеет много наград. После войны тоже вернулся на родину.
|
А папа остался на Урале. Здесь познакомился с мамой, женился. Появились мы, дети. Работал на Лобанихе, большую часть времени проводил в командировках. С 1951 г. мы живём в Рябинино
Перед смертью папа о нас беспокоился: «Плохо вам, ребята, сейчас придётся жить, некому за вас будет заступиться». Ему, рано оставшемуся без отца и матери, это было очень хорошо известно.
Дата публикования: 2023-10-24; Прочитано: 1476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!