Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Записаны со слов жены
Порфенович Е.И.
Виктор Степанович родился в 1940 году в Белоруссии. Когда началась война, оказался на оккупированной территории. В 1943 году вместе с бабушкой был посажен в эшелон и отправлен в Германию. Но на германо–польской границе эшелон был отбит партизанами. И освобождённые люди, сбиваясь в группы по 10-20 человек, бежали кто куда. Держась в группе, скрывались от бомбёжек с воздуха. Группа, в которой находился маленький Витя, добежала до картофельной ямы и разместилась там. В яме было очень душно, поэтому мальчику там не понравилось. Он выскочил из ямы и побежал. Чтобы помочь бабушке поймать внука, за ним бросилось несколько человек. В это время с воздуха самолёт сбросил бомбу, и она попала в яму, в которой находились беженцы. Разумеется, все, кто там был, погибли.
|
Ребёнку жалко всех, но больше всего животных. Навсегда врезалась в память лошадь, которую Виктор увидел на одном полустанке. Лошадь была без передней ноги и неистово ржала, а из раны лилась кровь.
Когда мальчику исполнилось 9 лет, его привезли в Рябинино (так как здесь находился его репрессированный отец Жерносек Степан Сафронович), разместили в бараке, который находился на берегу реки Вишера.
Эти детские воспоминания оставили отпечаток на всю его жизнь. Виктор Степанович был хорошим отцом, семьянином, руководителем и просто порядочным человеком. До конца своей жизни он переживал за каждого рабочего вверенного ему участка и всегда помогал им в трудные моменты их жизни.
Приб Евгения Рейнгольдовна
Из архива школьного музея
( 23 октября 2000 года)
Я родилась 5 июля 1925 года в Крымской области. Детство было прекрасным. Я училась в образцовой школе, училась хорошо, прекрасно говорила на немецком языке (нередко на уроках немецкого помогала учительнице).
Наступил 1937 год. Каждое утро узнавали, что кого-нибудь арестовали. Осенью этого же года арестовали отца. Было тяжело сознавать, что отец – враг народа. Через 40 дней отца отпустили, но весной 1938 года снова арестовали, и больше он не возвращался.
Осенью 1938 года нашу школу закрыли, учителей посадили, а нас, учеников, отправили в школу-новостройку. Учиться там было тяжело, так как все предметы были на русском языке.
Июль 1941 года – война.
Бомбили Севастополь. Вечером (после 9 часов вечера) не разрешалось ходить по улицам. 17 августа 1941 года объявили эвакуацию. Приказали собраться в 24 часа. Потом нагрузили в товарные вагоны, привезли в хутора, поселили в деревянной школе. Я работала на уборке плещевины (кустов, которые растут рядами, висят кистями, как виноград). Из них делали авиамасло. В сентябре всех девчонок отправили на строительство аэродрома. Здесь получила первую зарплату (мне тогда было 16 лет). И снова эвакуация. Месяц в пути, осень, холодно. Есть варили на остановках.
Нас высадили в Северном Казахстане, поселили в крохотный дом, в котором жили женщина и четверо ее детей (две девочки и два мальчика). Вскоре эта женщина умерла, и колхоз попросил нас позаботиться о детях.
Весной 1942 года брата забрали в трудармию. Он умер от воспаления легких.
В январе 1943 года забрали в трудармию меня. Всех привезли в Пермскую область, станция Соликамск. На следующий день пришлось добираться до Ныроба. Был двухдневный отдых. Потом всех отправили в лес на работу. Было голодно, но все надеялись вернуться домой. Прошел год, другой, закончилась война. Я уже хорошо знала лес, лучше других изъяснялась на русской языке, поэтому меня назначили бригадиром.
С октября 1946 года жила на Лобанихе, летом начался сплав. Здесь же находились ребята из трудармии. Тут я познакомилась с парнем, который хорошо пел (Шмидт Иван Адамович). Весной 1974 года сошлась с ним. Жили в бараке. Потом родились два сына. Через несколько лет оказались в Рябинино, где прожили всю жизнь, работая на Рябининской сплавном рейде.
Дата публикования: 2023-10-24; Прочитано: 1574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!