Из воспоминаний их дочери
Щипуновой Анны Иосифовны
Репрессии коснулись и моих родителей: Наркевич Надежды Тимофеевны, 1921 года рождения, и Иосифа Ивановича, 1916 года рождения. Родом они были из Белоруссии.
Наркевич Адельфина Адамовна
| |
Папа жил в с.Бороздынка, Заславского района, Минской области. Кроме него, в семье было ещё 3 брата и сестра Анна (в честь неё меня и назвали). По национальности они были поляки. Вроде и раскулачивать-то не за что было. Батраков не было, работали только члены семьи. В хозяйстве были корова, лошадь и овцы. Но посватался к сестре работник сельского совета, а она отказалась выходить за него замуж. Вот и признали хозяйство кулацким, и в 1931 году всю семью отправили на Северный Урал, в п.Лобырь, Чердынского района, так сказать в отместку.
Супруги Наркевич:
Надежда Тимофеевна и Иосиф Иванович
| |
А в 1937 году семью ещё раз подвергли репрессиям: забрали деда (отца папы) и отправили, а вот куда неизвестно. И сколько мы не искали его, следов найти так и не смогли: пропал бесследно.
С началом войны двух братьев отца (Илью и Феликса) забрали на фронт. Там они и погибли. Феликс до войны мечтал стать учителем, учился в Чердынском педучилище. Его имя занесено в областную Книгу Памяти.
Сестра тоже училась в педучилище, закончив его, работала учителем начальных классов сначала в Искоре, потом в Ныробе. Вышла замуж, но очень рано умерла (я в то время в 8 классе училась).
Из Лобыря семья отца перебралась сначала в Цыдву, а потом в Искор. Бабушка Адельфина Ивановна там и похоронена. А папа вместе с братом Эдиком перебрались в Рябинино.
Надежда Тимофеевна (слева)
| |
В маминой же семье, было семеро детей, а в хозяйстве – куры, гуси, утки. Жили они в д.Бояршина, Осиповического района, Могилёвской области. Когда узнали, что их должны выслать, скрывались в лесу. Но их выследили и выслали тоже на Северный Урал, только не в Чердынский, а в Красновишерский район, п. Булатово. Жили в бараке. Мама работала сучкорубом. Работа тяжёлая: зимой в морозы по снегу бродили, сучки рубили, а осенью в грязи. Формировала плоты, но не на катерах, как сейчас, а на больших лодках. Именно с этих пор она так ловко научилась управлять лодкой и грести веслами, что могла переправиться через реку в любую погоду, даже при сильном ветре с огромными волнами.
Дети Надежды Тимофеевны и Иосифа Ивановича:Валентина, Виктор, Надежда и Анна
| |
В 1937 году деда (отца матери) опять репрессировали. Спустя много лет, узнали, что он погиб при строительстве Беломорканала.Судьба всех его детей трагична, сейчас никого из них уже нет в живых. Первыми погибли два брата мамы, Илюша и Алёша (так она их называла). Ушли на фронт, и не вернулись, и никто не знает, где они похоронены и похоронены ли.
Брата Володю тоже забрали на фронт, он был участником Сталинградской битвы, потом попал в плен. После освобождения из плена работал в шахтах г. Кизела Всю жизнь скрывал, что был в плену, жил в страхе. Умер на родине, в Белоруссии. Там же в Белоруссии умерли и брат Толя, и сестра Таня. Ещё одна сестра Валя закончила медучилище, работала в Чердынской больнице, потом в Яйве. Последние годы жизни провела на Дальнем Востоке в г. Арсеньеве.
Мои родители познакомились в Рябинино, там же и поженились, а было это в 1942 году. Нас в семье пятеро, я самая старшая, родилась в 1947 году. Пока были маленькими, мама не работала. Но, чтобы прокормить такую семью, держали большое хозяйство. Мама пошла работать, когда мы чуть подросли. Сначала в столярке полы мыла, потом в теплице огурцы да помидоры выращивала. О времени репрессий папа ничего не рассказывал, а мама, хоть и рассказывала, но немного.
Наркевич Надежда Тимофеевна и Иосиф Иванович с детьми
и внучками
| |
Родители умерли друг за другом папа в 1994 году, а мама в 1997. Из их братьев и сестёр тоже никого уже нет в живых. Возможно, если б им не пришлось пережить репрессии, они были бы ещё живы.