Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Понятие личности в социологии
Социология как наука об обществе стремится установить закономерности общественного развития, понимая общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. В этом стремлении она не может не интересоваться и самим человеком как основным элементом общества.
Проблема изучения человека в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками человека. Социальное поведение личности, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
Рассматривая человека с социологической точки зрения, необходимо, прежде всего, указать на те особенности человека, которые дают ему возможность создавать общество как специфическое объединение человеческих существ. Такими особенностями принято считать: творчество, свободу и социальность. Творчество - это субъективный акт, в котором субъект опредмечивает себя, превращает мир ценностей в мир реальности. Свобода, как существенное свойство человека, - есть выбор между несколькими возможностями, выбор, совершаемый не только на основе психологической свободы, но и на основе создаваемых им духовных творений. Социальность - это такое свойство человека, которое направлено на других людей и существует потому, что существуют другие люди. Оно имеет наибольшее значение для социологии. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.
Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория не «человек», а «личность». Исходя из такого взгляда на человека можно дать социологическое определение личности: личность есть общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Социология, таким образом, занимается изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Такой подход позволяет рассмотреть проблему «личность и общество» в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.
Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности, насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.
Второй ракурс проблемы «личность и общество» - как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, способна ли она проявить свою независимость, автономность, или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
Исследование проблемы «личность - общество» предполагает ее одновременное рассмотрение как субъекта и как объекта социальных отношений. Личность как субъект социальных отношений - это избирательное восприятие и освоение личностью социальных предписаний общественной среды, обусловленное развитием ее потребностей и ее социальным опытом. При рассмотрении личности в качестве социального субъекта, деятеля, уясняется прежде всего то, как социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах и потребностях индивида. Личность как объект социальных отношений - это система объективно заданных социальных функций-предписаний, связанных с социальным положением индивида в конкретной социальной ситуации. При рассмотрении личности как объекта социальных отношений выделяются те ее свойства, которые делают индивидов похожими в их социальных качествах в силу общности жизненных условий.
2. Социологические теории личности
Наиболее распространенными теориями личности являются марксистская, диспозиционная, поведенческая, психоаналитические теории, теории когнитивного и нравственного развития личности, ролевая теория.
В марксистской теории личности акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения. Но в марксистской социологии большое значение придается исследованию и субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения.
Диспозиционная теория личности выясняет роль мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов жизни личности в саморегуляции социального поведения. Основателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию разрабатывал В.А. Ядов. Данная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, мышления и воли, способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, в диспозицию личности. Она представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию, означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают:
1) концепцию жизни и ценностные ориентации;
2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации;
3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.
Низшие личностные диспозиции - это поведение человека в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие диспозиции, являясь продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.
Психоаналитическая теория личности 3. Фрейда рассматривает человека как субъект, стремящийся к удовольствию, а общество - как систему запретов, табу.
Согласно его теории, психика человека состоит из нескольких компонентов. Первый и самый значительный пласт - сфера бессознательного - Оно (id). Она включает подавленные и вытесненные из сознания влечения, страсти, инстинкты сексуального характера. За ними следует область сознательного - Я (ego). Эта сфера напоминает светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире и содержит легкодоступный материал: лица, имена, предметы. Ego регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего удовлетворить наши побуждения. Наконец, верхний пласт человеческой психики - Сверх-Я (super-ego), включающий идеалы, ценности и нормы общества. Его назначение состоит в постоянной оценке действий личности. По Фрейду, собственное Я не определяет поступки и действия людей, ими руководит сфера бессознательного - либидо (сексуальное влечение), означающее «инстинкт жизни», и врожденная склонность к агрессии («инстинкт смерти»).
Бессознательные стремления личности (Id, или Оно) образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме (Id, или Оно), из-за необходимости ориентироваться в окружающем мире на основе принципа реальности (Ego, или Я), а также из-за социальных нормативных ограничений (Super-ego, или Супер-Я) человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Наиболее жестокие, агрессивные и воинствующие элементы структуры личности - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества Супер-Я неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается 3. Фрейдом как история нарастания психоза. Более того, Фрейд убежден в том, что «большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура».
Согласно психоаналитической теории личности Э. Эриксона, личность в своем развитии последовательно проходит восемь стадий: первые пять приходятся на детство, а остальные три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса.
Поведенческая концепция личности (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.) рассматривает личность как систему реакций на внешние стимулы. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами- рефлексами и называются отвечающим (респондентным) поведением. Этот тип поведения составляет определенную часть репертуара поведения, но не обеспечивает адаптацию к реальной среде обитания. Реальный процесс приспособления строится на основе так называемого оперантного поведения, предполагающего в качестве регулирующего фактора взаимное подкрепление в процессе общения.
Исходя из данной теории обучения, Б. Скиннер для решения социальных проблем современного общества предложил технологию поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими, контроль над режимом подкрепления, позволяющий манипулировать людьми.
Теория когнитивного развития личности Ж. Пиаже рассматривает процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира, которая вытесняет представление о том, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят.
Второй период, от двух до семи, - предоперациональный. На этой стадии дети учатся различать символы и их значение, понимать различие между символами и предметами, которые они обозначают: дом из песка и собственный дом.
В возрасте от семи до одиннадцати лет - стадия конкретных операций - у детей формируется способность мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками: счет при помощи палочек и счет «в уме».
Четвертый период, от двенадцати до пятнадцати лет, - период формальных операций - это формирование умения решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.
Согласно теории нравственного развития личности Л. Колберга человек в своем нравственном развитии может пройти шесть стадий, которые сменяют одна другую в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). Причем Л. Колберг не связывал стадии нравственного развития с определенным возрастом. Большинство людей достигают, по его мнению, по крайне мере третьей стадии, а некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о «хорошем» и «плохом». Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрения (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнение других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на этой стадии начинают формироваться собственные представления о «хорошем» и «плохом», люди в основном стремятся приспособиться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии формируется нравственное сознание, люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, так как «это правильно». Пятая стадия - это стадия осмысления возможных противоречий между различными нравственными убеждениями. Здесь формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Бывают случаи, когда может быть оправдана «ложь во спасение», в некоторых случаях - ложь неприемлема. На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательно нравственные принципы, лишенные эгоцентризма: люди предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому. Например, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, мать Тереза и др.
Наиболее значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Ч. Кули, Дж. Мидом и Т. Парсонсом.
Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающей средой. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:
1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обратили внимание на мое новое платье);
2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им (не) понравилось мое новое платье);
3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Я, видимо, (не) буду носить это платье).
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.
Дж. Мид продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Внутренне мы принимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.
Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом «я» (I), а объективный - словом «меня» (Me). Мид считает, что человеческое «Я» состоит из двух частей «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом («Я-сам» реагирует на критику, обдумывая ее суть). «Я-меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других людей («Я-меня» осознает, что люди считают меня справедливым человеком). Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого (других), человек учится воспринимать впечатление о себе. В начале жизни, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, научившись думать о себе, ребенок начинает приобретать чувство своего Я. По Дж. Миду, процесс приобретения своего «Я» включает три стадии:
1) имитация - дети копируют поведение взрослых, не понимая его;
▼ Пример
К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.
2) игровая стадия - дети понимают поведение как исполнение определенных ролей;
▼ Пример
Например, если в бейсболе игрок с битой отбивает мяч на третью базу, игрок первой базы должен хорошо представлять себе действия питчера, подающего на третьей базе, и «гасителя» мячей. Каждый игрок должен представлять свою роль во взаимодействии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанными с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.
3) стадия коллективных игр - дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой».
3. Социальный статус и социальная роль личности
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит какой-либо одной группе. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия «социального статуса» и «социальной роли».
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Социальный статус представляет собой социальную позицию человека в обществе или группе, наделенную определенными правами и обязанностями и связанную посредством них с другими позициями.
Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Человек может иметь несколько статусов. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, составляет статусный набор.
Но чаще всего только один статус определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе.
Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальное положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, называется личным статусом.
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус - это положение, навязанное обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д.
Приобретенный (достигнутый) статус - это положение, которое определяется усилиями самого человека или благодаря везению, удаче (например, писатель, директор и т.д.).
Достигаемый статус требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.
Замечено, что чем более демократично общество, тем больше в нем достигаемых статусов, то есть таких социальных позиций, которые люди занимают благодаря своим стараниям и собственным заслугам, а не в соответствии с социальным происхождением, полом, расой, национальностью.
В статусном наборе можно выделить основные статусы, то есть те социальные позиции, которые определяют общественное положение его носителя, главное в его жизни; и неосновные статусы, то есть временные социальные позиции, права и обязанности, носителей которых трудно определить (статусы участника толпы, читателя, телезрителя, пешехода и т. д.).
Любой человек обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к титульной (основной) нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству, и т.д. В общественном мнении вырабатывается иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом.
Несовпадение статусов отражает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Они представляют собой две формы несовпадения статусов, возникающего при двух обстоятельствах. Во-первых, тогда, когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий. Во-вторых, в тех случаях, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, женщина, руководитель банка (высокий профессиональный ранг) скорее вызовет сомнение у подчиненных в ее профессиональных качествах по причине устойчивого стереотипа, что женщины являются плохими руководителями.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус в социальной системе, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определит иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.
Роль именуют еще динамической стороной статуса. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности и обязанностей.
Именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений, межличностных и социальных. Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Роль - индивидуальное поведение в соответствии со статусом.
Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Р. Мертон совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, назвал ролевым набором.
Социальные роли попытался систематизировать Т Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
эмоциональность - одни роли (например, врач, полицейский) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (например, болезнь, смерть), другие - раскованности (члены семьи, друзья);
способ получения - одни предписываются (дочь, юноша), другие завоевываются (студент, актер);
масштаб - часть ролей ограничена строго определенными аспектами взаимодействия людей (руководитель - подчиненный), другая - размыта (муж - жена);
формализация - некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии со строго установленными правилами (покупатель - продавец) либо произвольно (брат - сестра);
мотивация - разные роли обусловлены различными мотивами: личной прибылью (предприниматель), общее благо (священник) и т.п. Как считал Т. Парсонс, любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти характеристик.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания - того, что ждут согласно «правилам игры» от той или иной роли, и ролевого исполнения - того, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Всякий раз, взяв на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей система социальных санкций - от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.
Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида, при непрерывной социализации, когда опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Наше современное сложное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов (первый источник ролевого напряжения). Так, детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Часто юноша, окончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире.
Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты личности вызываются рядом конкретных причин и приобретают различную социальную и психологическую форму. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.
1. Внутриролевой конфликт между целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными ролевыми ожиданиями.
2. Внутриролевой конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и окружающими (обществом). Он может быть вызван сменой личностью социокультурной среды.
3. Внутриролевой конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли.
4. Внутриролевой конфликт, обусловленный тем, что различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли.
5. Конфликт между ролями. Ориентация на две противоречащих друг другу социальных роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению.
Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Следовательно, необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.
Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действия, то он используется в основном осознанно и рационально.
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.
Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия: выполнения им той или иной роли. Это означает, что организация и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально не одобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизм бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2685 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!