Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Типология обществ. Общество исторически изменчиво, более того, в каждый кон­кретный период может существовать множество различных об­ществ



Общество исторически изменчиво, более того, в каждый кон­кретный период может существовать множество различных об­ществ. Различия обществ проявляются как явно (язык, геогра­фическое положение, культура), так и не столь открыто (степень интеграции, возможности самореализации личности). Для срав­нения обществ необходимо выделить параметры, на основе кото­рых возможна их классификация. Поэтому социологическая на­ука уделяет большое внимание проблеме типологии общества.

Одним из важнейших аналитических подходов к типологии социальных систем является детерминизм - выделение такого основания формирования и жизнедеятельности общества, кото­рое определяет его облик в целом.

Существуют различные точки зрения на то, какой именно фактор определяет характер общества. Так, теории, которые ре­шающее значение в развитии общества придают искусственно из­мененной человеком географической среде, называются концеп­циями экологического детерминизма (А. Хайт, О. Дункан и др.), согласно которым определяющим фактором общественного раз­вития является характер взаимодействия человека с естественной окружающей средой. Экологический, экономический, политичес­кий и моральный порядок располагаются сторонниками экологи­ческого детерминизма в виде иерархии и как бы образуют своего рода пирамиду, основание которой составляет экологической по­рядок, а вершину - моральный порядок общества. Экологический детерминизм предупреждает о непредсказуемости последствий нарушения экологического равновесия.

Теории демографического детерминизма (О. Шпенглер) объ­являют численность и качество народонаселения важнейшей проблемой социального развития. Они ставят вопрос о необхо­димости сбалансированного роста населения и соответствующих материальных ресурсов.

Возвеличивание роли и места техники и науки в современном социальном развитии является теоретической основой техноло­гического детерминизма (У.Огборн, Л.Мэмфорд и др.). Они счи­тают, что в наше время главными детерминантами социального развития выступают техника и наука, в то же время обращают внимание на разрыв между прогрессом техники и современным моральным уровнем общества, что ведет к росту и усложнению социальных конфликтов.

Можно выделить также теории экономического детерминизма, которые связывают социальные процессы и экономические отно­шения. К ним относится марксизм. Он утверждает, что единство вещественных элементов труда и экономических отношений об­разует способ производства, из которого вытекают, во-первых, определенная социальная структура общества, а во-вторых, опре­деленное отношение людей к природе. Общественная структура, политические отношения и государство постоянно возникают из жизненного процесса действующих и участвующих в материаль­ном производстве индивидов.

Недостатком жесткодетерминистского подхода является то, что при рассмотрении общества и анализе социальных отноше­ний трудно выделять конечные основания социальных процессов вследствие взаимосвязанности и даже взаимозависимого функ­ционирования всех подсистем общества. При типологизации со­циальных систем следует учитывать, что общественная деятель­ность людей детерминирована воздействием множества факторов. Социальная деятельность людей - это совокупность социальных действий, осуществляемых субъектами (общество, группа, лич­ность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социаль­ные цели и интересы и использующих во имя достижения целей и удовлетворения интересов различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические.

Главная особенность социально-исторического детерминизма со­стоит с том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектами деятельности. Движущими силами социального развития выступают действующие личнос­ти, и именно из совокупности их социальных действий склады­вается исторический процесс, как по его характеру, так и по со­держанию.

Поскольку общество является крайне сложным, многоуровне­вым образованием, то невозможна его какая-либо универсальная классификация. Исследователь вынужден из многообразия призна­ков, характерных для общества, выбирать отдельный признак, де­лая типообразующим и на этой основе создавать свою типологию.

Одним из вариантов типологии общества является марксист­ская теория общественно-экономических формаций. Категория общественно-экономической формации является целостной ха­рактеристикой исторически определенной ступени человеческого общества. Она характеризуется определенным способом произ­водства, составляющим материальную основу ее развития как це­лого, специфическим экономическим базисом и соответствующей ему надстройкой. На основе категории общественно-экономичес­кой формации создается историческая типология обществ: пер­вобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталисти­ческое, социалистическое (К. Маркс).

Пожалуй, самым распространенным вариантом типологиза- ции общества является выделение доиндустриального (традици­онного) и индустриального (современного) обществ.

Одно из наиболее важных исследований различий между тра­диционным и современным обществом было проведено немецким социологом Ф. Тённисом. Он ввел в научный оборот термины «ге- майншафт» (Gemeinschaft - община) и «гезельшафт» (Gesellschaft - общество), которые отражают различия между доиндустриаль­ным (сельским) и индустриальным (городским) обществами.

Возможны и иные варианты названий тех же самых понятий. К. Поппер, например, использует понятия закрытого и открытого общества, в основе различий между которыми лежит соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племен­ное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, пред­ставляет собой закрытое общество, а общество, в котором индиви­ды вынуждены принимать личные решения, - открытое общество.

Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и основанным на традиции спо­собом социокультурной регуляции. Примитивность, отсталость и крайне низкие темпы развития производства, большая инерцион­ность и невосприимчивость к нововведениям являются его харак­терными чертами. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными института­ми, которые считаются незыблемыми. Свобода личности, являю­щаяся условием инновационного процесса в обществе, подавлена интегрирующими функциями социальных институтов.

Основные черты традиционного общества: естественное разделение труда (преимущественно по половоз­растному признаку); персонализация межличностного общения (без формально должностного аспекта на межличностном уровне); неформальное регулирование взаимодействий (неписаными социальными нормами религии и нравственности); эмоциональная родовая (кровная) связанность членов, «семей­ный» тип организации взаимоотношений; примитивная система управления (наследуемой властью, правлением старейшин).

Индустриальное общество - это сложное, развитое обще­ство на промышленной основе с гибкими структурами, тре­бующими непрерывной модификации, и обладающее способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества.

Термин «индустриальное» общество» впервые ввел А. Сен- Симон, подчеркивая производственную основу общества. Позже эту идею развивали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Турен и др. Идеи индустриального общества получили развитие в теории постиндустриального общества как наиболее развитого общества на информационной основе с приоритетом структур образования и коммуникации, несущего в себе противоречивые возможности как обеспечения более высокого уровня свободы личности, так и появления новых, более сложных, скрытых форм социального контроля над ней.

Этот тип общества обеспечивает интеграцию своих членов не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулиру­ющими их совместную деятельность.

Современное общество отличается:

развивающимся разделением труда (профессионализация тру­довой деятельности требует специализации и соответствующей квалификации);

преобладанием ролевого характера взаимодействия (ожида­ния и поведение индивидов предопределяются их социальным статусом и социальными функциями);

усложнением структуры социальной системы многочисленными разнотипными формами социальных общностей и организаций;

формальной системой регулирования общественных отноше­ний (на основе писанного права: законов, положений и т.п.);

сложной системой социального управления (выделением госу­дарства из общества, развитой системой публичных институтов власти);

секуляризацией религии (отделением религии от прямого участия в социальном управлении).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 570 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...