Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Политическая мысль Нового времени подготавливалась рядом факторов. Это возрождение классической древности в искусстве и науке, церковная реформация, желание ученых добиться независимости от исторически установившихся, признанных авторитетов. Формированию нового мировоззрения дали толчок те значительные социально-экономические и технические перемены, которые происходили в жизни народов Европы. Вступившая на капиталистический путь развития и достигшая на этом пути значительных успехов Англия становится родиной политической мысли Нового времени.
Томас Гоббс (1588-1679) родился в семье приходского священника. Первоначальное образование получил в приходской, затем в частной школе. В возрасте 15 лет он стал студентом Оксфордского университета, который закончил через пятьлет, получив ученую степень бакалавра искусств. Затем Гоббс работал гувернером-воспитателем сына барона У. Кавендиша. Со своим воспитанником совершилряд путешествий; во Франции и Италии провел три года. Вернувшись в Англию, Гоббс познакомился с Ф. Бэконом. В 1629 г. началась полуторагодовая поездка во Францию, во время которой он изучил «Начала» Евклида, труды Галилея(и познакомился с ним самим), сочинения Декарта. Накануне революции Гоббс выступал в защиту монархии. С 1640 г. находился в эмиграции во Франции. После упрочения диктатуры Кромвеля в 1651 г. вернулся на родину. Главные работыГоббса: «Основы философии», состоящая из трех частей — «О теле», «О человеке», «О гражданине», и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (опубликована в 1651 г.)
Политическая концепция. Гоббс говорит о трудностях, которые препятствуют созданию наук об обществе. Учения в этой области «постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей... Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата,противоречила бы чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью... учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии».
Природа людей — совокупность потребностей, страстей, способностей и сил. Гоббс считает, что на первом плане — эгоистическая природа человека. «Люди от природы могут испытывать страсть, страх, гнев и прочие животные аффекты», «всякое общество создается либо ради пользы, либо ради славы, то есть из любви к себе, а не к ближнему». При этом Гоббс подчеркивает равенство людей как природных существ. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Гоббс придерживается концепции утилитаризма; для людей «добро» означает все то, что им полезно и нравится, к чему они стремятся, а «зло» — все противоположные состояния.
Гоббс развивает социально-политическую концепцию, положив в основу ее идею о двух состояниях человеческого общества: естественном и государственном, гражданском. В первом, естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями. В этом состоянии, до того как появляется какая-либо власть, каждый человек хочет не только сохранить свою собственную свободу, но и приобрести господство над другими. Оба эти желания диктуются инстинктом самосохранения. Отсюда возникает война всех против всех, что делает жизнь «беспросветной, звериной и временной». Вследствие взаимных столкновений люди озлобляются, и в этом состоянии человек «является более хищным и жестоким зверем, чем волки, медведи и змеи» (повторяя слова римского драматурга Плавта, Гоббс говорит, что в этом состоянии «человек человеку волк»). Дело доходит до того, что людям делается неприятен вид чужого счастья и, наоборот, приятен вид несчастья своих собратьев. Страсти и расчеты на выгоду толкают людей на всевозможные измены, в том числе измену истине.
В естественном состоянии существует опасность для жизни каждого человека, такое состояние грозит самоистреблением человечества. Страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, государственному. Главный его признак — наличие суверенной и обязательной власти для всех граждан. Эта власть, считает Гоббс, учреждается путем общественного договора. Заключая общественный договор, люди выбирают верховный орган, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех. Заключение договора не было каким-то одномоментным актом. Важную роль в заключении общественного договора сыграла речь; «без способности речи у людей не было бы ни государства, ни общества, ни договора, ни мира, так же как этого нет у львов, медведей и волков».
Хотя в естественном состоянии идет война всех против всех, однако в этом состоянии есть изначально находящиеся в человеческом духе естественные законы человеческой природы. Гоббс выделяет 19 «естественных законов»:
1. «Общее правило разума гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне».
2. Закон Евангелия: «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
3. Закон справедливости: «Люди должны выполнять заключенные ими соглашения». Следствие — «Соглашения не следует заключать с порочными людьми, не выполняющими свои обязательства».
4. Закон благодарности: «Человек, получивший благодеяние от другого лишь из милости, должен стремиться к тому, чтобы тот, кто оказывает это благодеяние, не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте».
5. Закон любезности: «Каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным».
6. Закон прощения обид: «При наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого».
7. Закон отмщения: «При отмщении люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением».
8. Закон против оскорбления: «Ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестов выказывать ненависть или презрение другому».
9. Закон против гордости: «Каждый человек должен признать других равными себе от природы».
10. Закон против надменности: «При вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-нибудь права, предоставить которое любому другому человеку он не согласился бы».
11. Закон беспристрастия: «Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми... чтобы он беспристрастно их рассудил».
12. Закон равного использования общих вещей: «Неделимые вещи должны быть, если это возможно, использованы сообща».
13. О порядке пользования: «Если устанавливается поочередное пользование, первоочередное владение предоставлялось по жребию».
14. О жребии: «Жребий бывает двоякого рода: установленный и естественный»Первый — по соглашению, второй по первородству (или первовладению).
15. О посредниках: «Всем людям, которые являются посредниками мира, должн быть гарантия неприкосновенности».
16. О подчинении арбитражу: «В случае спора стороны должны подчинить свое право решению арбитра».
17. «Никто не может быть судьей самого себя».
18. «Никто не должен быть судьей в деле, в котором он в силу естественных причин имеет пристрастие».
19. О свидетелях: В спорах о фактах не доверять сторонам, а доверять третьим ли Естественные законы, выражающие разумную природу человека, в принципе могут действовать в условиях естественного состояния, но их проявление подавляется страстями. Когда же заключается общественный договор, устанавливающий государственную власть, действие этих законов проявляется в полной мере. Дело в том, что здесь государственная власть гарантирует силой выполнение общественного договора, основывающегося на законах естественного права. «Соглашение без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопас- ность».
Только в условиях гражданского состояния человек становится подлинно моральным существом, каковым он не может быть в естественном состоянии. «Вне государства — господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, невежество, дикость; в государстве — господство разума, мир, безопасность, богатство, благообразие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательность». Государство должно обеспечить безопасность народа. «Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства».
Гоббс говорит, что вместе с государством возникает частная собственность и деньги («кровь государства»).
Гоббс — сторонник сильной нейтрализованной власти, противник ее разделения. Разделение власти только ослабило бы ее. Какой будет форма государства — демократия, аристократия или монархия, — это не столь уже важно, если в государстве все подчинены законам в равной мере. Гоббс требует безусловного подчинения правительству. Даже если власть деспотична, это все же лучше, чем анархия.
Гоббс называет государство «великим Левиафаном» (используя библейский образ некоего чудовища, созданного людьми). Государство-Левиафан, созданное людьми, выходит из-под их контроля. В этом проявляется негативная сторона государственного, гражданского состояния. Гоббс говорит о том, что есть исключение из правила подчинения правителям: человек не имеет обязанностей перед правителем, у которого нет силы защищать его. Подчеркивая необходимость сильной государственной власти, Гоббс выступает против чрезмерного регулирования жизни людей, которое угнетает личную инициативу граждан и убивает их волю к жизни.
Джон Локк (1632-1704) родился в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствующей в стране англиканской церкви, монарху Карлу I. Учился в Оксфордском университете. В 1656 г. получил степень бакалавра, в 1658 г. — магистра. Оставшись в университете в качестве преподавателя, занимался химией, минералогией, медициной. С 1672 г. по предложению лорда Эшли (впоследствии лорда-канцлера) занимает место домашнего врача, воспитателя его сына, секретаря. Затем находится на службе в высших правительственных учреждениях. Вместе с Эшби несколько лет провел в эмиграции, после провозглашения Вильгельма Оранского королем Англии вернулся на родину, был на правительственной службе. В течение 19 лет, с 1671 г., работал над книгой «Опыт о человеческом разумении».
В своих политических взглядах Локк исходит из концепции естественного права. Локк считает, что в естественном состоянии закон природы «учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого». В естественном состоянии люди были взаимно доброжелательными, каждый обладал необходимой частной собственностью. Локк убежден в «благотворности» частной собственности. Поскольку источником частной собственности является труд, постольку частнособственнические отношения — вечный атрибут человеческого общежития. Локк выделяет четыре этапа в жизни людей:
1) естественное состояние;
2) начавшееся разлагаться естественное;
3) нормальное общественное, которое сохраняет лучшие черты естественного состояния;
4) отклоняющееся от нормы общественное состояние.
На втором этапе «различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его». Одни стали богатыми и влиятельными, и именно они оказались более других заинтересованными в создании государственности. Таким образом, неравенство — вполне нормальное явление, следствие неравенства талантов и прилежания. Кроме того, говорит Локк, в давние времена вследствие роста народонаселения появились тревожные симптомы перерастания естественного состояния в «войну всех против всех». И тогда люди решили учредить государство.
Заключается общественный договор всех граждан друг с другом и образованным ими правительством. Каждый человек, заключающий общественный договор, «уполномочивает общество или, что все равно, его законодательную власть создавать для него законы, каких будет требовать общественное благо... И это переносит людей из естественного состояния в государство».
Общественный договор был заключен «молчаливым» образом. Он вошел в жизнь людей постепенно в различных внешних формах. Государство является гарантом равных свобод и равных возможностей всех людей и охраны частной собственности. Локк отстаивал идею разделения властей (законодательной, исполнительной и федеративной), чтобы исключить злоупотребление властью. Он выступал против абсолютной монархии, за «умеренную», т. е. конституционную монархию. Он сторонник невмешательства церкви и государства в дела друг друга и веротерпимости (которая, впрочем, не распространяется на атеистов).
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1129 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!