Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Марксистско-ленинская парадигма



Марксизм был одним из самых мощных интеллектуальных прорывов, которые когда-либо совершались в истории человеческой цивилизации. В его основе лежали два великих открытия: материалистическое понимание истории и раскрытие тайны капиталистической эксплуатации. Последствия марксизма, его влияние на мир были столь грандиозны, что невозможно рассматривать марксизм как очередную теорию.

Марксизм - это эпоха, схваченная в мыслях, это отпечаток реальной социальной среды и политической культуры своего времени. Многие принципиальные положения марксизма сохраняют свое непреходящее значение. Однако в новых исторических условиях они нуждаются в критическом переосмыслении. Марксизм вошел в сокровищницу интеллектуальной мысли человечества, в сознание политических и социальных сил, вписался в реальную ткань исторического бытия. Под его воздействием возникла новая геополитическая карта мира.

Возникновение марксизма было поворотным пунктом в развитии человеческой мысли, открылась возможность познать и осознать глубинные корни социального отчуждения, условия его устранения. Марксизм дал мощный импульс философии, политологии, социологии. В сфере философской мысли марксизм обогатил науку методом диалектического анализа. Маркс блестяще применил качественно преобразованную им гегелевскую диалектику к анализу общественного развития, прежде всего, к анализу противоречий и тенденций капиталистического развития.

Необходимо отметить, что коммунизм рассматривался Марксом не в качестве цели, а в качестве способа эмансипации человечества. «Коммунизм, - писал он, - есть необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего, но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества». У Энгельса в работе «Положение рабочего класса в Англии» аналогичное понимание коммунизма. Коммунизм, по мнению Энгельса, «является делом не одних только рабочих, а всего человечества».

По словам Ленина, марксизм есть целостное учение, вылитое из одного куска стали. Его нельзя препарировать на части «плохие» или «хорошие». Марксизм это не только насилие, как повивальная бабка нового общества, не только диктатура пролетариата и репрессивные методы освоения мира. Марксизм это идея практической актуализации интеллекта, это рационализация, доведенная до предела, это диалектический характер философской теории, деятельный анализ бытия. К числу констант марксистского проекта относятся идеи социальной справедливости и коллективистской солидарности. Беспристрастная инвентаризация идей и выводов марксизма, их новое осмысление должны показать историческую роль марксизма сегодня. Марксизм был основой идеологии, культуры, мышления нескольких миллионов советских людей. Тогда как западная философия была и остается уделом узкого круга интеллектуалов. Марксизм может стать исходной базой новой культуры, новой системы. В арсенале новой культуры необходимо сохранить то положительное, что выдержало испытанием временем. Это материализм, как исходный принцип бытия, рациональная диалектика, исторический детерминизм. Марксизм не растворился в истории философско-политической мысли, он далеко не исчерпал себя. Марксизм содержит в себе потенциал нового взлета философии, новой культуры, нового мышления. Наверное, необходим гений, современный Маркс, который бы понял дух своего времени, дух своей эпохи и совершил бы новый интеллектуальный прорыв.

Отношение к марксизму было различным. От тотального отрицания до стремления использовать его идеи. Объектами нападок со стороны западных исследователей были социально-экономические взгляды Маркса, теория познания, учение о диктатуре пролетариата. Нет ни одного более или менее значительного теоретического положения марксизма, которое бы не подвергалось критике, сомнению, опровержению. Например, мысль об определяющей роли бытия по отношению к сознанию, о значении экономического фактора в социальном развитии, закона стоимости и прибавочной стоимости, утверждение о пауперизации, о тенденции к снижению нормы прибыли, об уничтожении капитализма, о ходе и способе осуществления социальной революции.

Для западной науки характерным явлением является стремление ассимилировать отдельные фрагменты, идеи, понятия марксизма, заимствовать его методы исследования, определенную проблематику. Например, К. Мангейм в 20-х годах перенял от марксизма проблематику социальной обусловленности познания, назвав ее социологией знания. Э. Фромм попытался трансформировать марксистскую теорию отчуждения и использовать ее в критике современного капитализма. Веберовская теория идеальных типов является заимствованием марксистского метода идеализации. Й. Шумпетер вслед за Марксом стал исследовать проблематику экономического развития. В своей концепции капитализма Шумпетер использует марксистские методологические принципы – анализ структурных и институциональных аспектов капиталистической системы, рассмотрение этой системы в динамике.

Западные теоретики также пытались обосновать существование различных «марксизмов» противостоящих друг другу или по территориальным параметрам: «европейский», «азиатский», «африканский» «марксизмы»; или по национальным: «советский», «китайский»; или по политическим «тоталитарный», «этатистский» «марксизмы». Западные исследователи стремились найти противоречия в марксистском учении и на этой основе представить различные варианты марксизма – ленинизма. Они утверждали, что имеются значительные различия и противоречия между «молодым» Марксом и «зрелым» Марксом; между Марксом и Энгельсом; между Марксом и Лениным; между «молодым» Лениным (времени «Материализма и эмпириокритицизма») и «зрелым» Лениным (периода «Философские тетради»), что существуют противоречия между ленинизмом и марксизмом, между ленинизмом и «советским» марксизмом. Западные марксологи считали, что ленинизм является «теорией революции в докапиталистических обществах или, что ленинизм следует характеризовать как «приспособление марксизма к странам с неиндустриализированной экономикой и с преобладающим крестьянским населением.

Тем не менее, несмотря на тотальную критику со стороны западных философов, политологов альтернатива марксизму равной ему по глубине, по масштабности, по практической воплощенности в западной науке отсутствует. Шумпетер не будучи марксистом однажды заметил, что все пишущие об обществе хотели бы иметь тот же коэффициент реализованных предсказаний как Маркс – коэффициент исключительно высокий даже при немалом числе ошибок. Марксизм был философией, связанной с революционным практическим действием, не только объясняющий мир, но и указывающий, как его нужно изменить. Марксизм был основой мировоззрения миллионов людей. Это учение ставило в центр своих проблем самые жгучие социальные проблемы своего времени и являлось важнейшей духовной силой современности. Противостояние марксизма и западной идеологии было нервом жизни, нервом, пронизывающим всю эпоху. И сегодня это учение остается в статусе одной из наиболее теоретически разработанных и получивших мировое признание парадигм.

В советской системе марксистская философия служила основой всех социальных наук и обеспечивала их единство, на Западе такое единство отсутствует. Западная наука не может противопоставить марксизму ни одной целостной, последовательной альтернативы, способной стать основанием естественнонаучного и социального познания.

Опыт политического существования марксистско-ленинской парадигмы в советское время, независимо от эмоциональных оценок, есть и останется как бесценный исторический материал для изучения, понимания и осмысления сложной и зачастую противоречивой логики развития нашего общества.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1582 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...