Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политическая мысль раннего Средневековья



Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н. э. Уче­ние, созданное на периферии огромной Римской империи, становится государст­венной религией этой империи в IV в. н. э.

Одной из причин успешного распространения христианства было то, что христианство предложило монотеизм — веру в единого и всемогуще­го Бога. В этот период уже стал очевидным кризис политеизма. Дело в том, что в пределах Римской империи развивались контакты между различными народами. Торговцы и воины, попадая в разные страны, сталкивались с верой в разных бо­гов, вследствие чего возникали сомнения в истинности своих богов — ведь жители других стран поклоняются другим богам, а живут не хуже. Появляется стремле­ние к признанию какого-то единого, общего Бога.

В прежних религиях был слабо развит моральный аспект. Каким будет божест­венное воздаяние людям за совершенное ими добро и зло? Христианство предло­жило учение о неизбежном наступлении дня Страшного суда и воздаяния за доб­ро и зло. Праведникам оно обещало «спасение души», т. е. вечную и блаженную жизнь в Царстве Небесном, в раю, а грешникам — вечные мучения в аду. При этом у бедных и страдающих в земной жизни было больше шансов попасть в рай, чем у богатых.

Христианство предложило новое понимание Бога. Обратимся к Ветхому заве­ту. Бог за грех Адама и Евы наказал все их потомство, в частности обрек всех жен­щин на то, чтобы рожать в муках. Во время Всемирного потопа Бог уничтожил за грехи всех людей, кроме семьи праведника Ноя. Этот Бог не был добрым. Христи­анство предложило новое учение о добром и милосердном Боге, который послал, своего Сына для того, чтобы тот ценой своих страданий и мучительной смерти ис­купил грехи всего человечества. У всех людей есть возможность спасения и веч­ной жизни в раю; для этого нужно искренне раскаяться в прошлых грехах.

По мере формирования христианского вероучения складывается христианская философия. Наибольшим авторитетом на Западе пользовался Аврелий Августин (354-430). Его родителями были обедневший римский патриций и христианка. Августин одно время был членом секты манихеев. В 386 г. он обращается в христианство.

Абсолютным существованием обладает только Бог, «благо абсолютно наивысшее, выше которого ничего не может ни быть, ни быть помыслено». На существование этого наивысшего блага указывает восходящая лестница благ, имеющихся в мире. Абсолютное и неизмен­ное бытие Бога есть источник и причина всякого иного бытия, ограниченного и изменяемого. Бытие, Истина, Любовь (Благо) — атрибуты Бога. Истина — это идеи, мысли Бога.

Августин рассматривает проблему свободы воли и зла. Он выделяет три вида зла: онтологическое, моральное и физическое. В онтологическом аспекте Авгу­стин утверждает, что существуют различные ступени бытия и его совершенства. Зло — низшая ступень, отсутствие блага. Оно необходимо для гармонии целого; зло допущено Богом как часть всеобщего порядка и служит украшению целого. Без контраста добра и зла добро не имело бы своей цены.

Моральное зло — грех. Грех происходит от порочной воли, когда воля ошибоч­но предпочитает высшему благу низшие, Богу — его создания. «Удаление от того, что сияет на вершине бытия, чтобы прислониться к тому, что на порядок или бо­лее ниже, означает порчу воли».

Зло физическое — болезни, страдания, душевные муки и смерть — последствия первородного греха. «Порча тела, что отяжеляет душу, — не причина, но кара за первый грех: не тело порочное делает душу греховной, но порочная, увязшая в гре­хе душа делает тело тяжелым и порочным».

Первородный грех сделал волю уязвимой, нуждающейся в Божественной бла­годати. «Пока человек пытается жить, опираясь лишь на свои силы, без Божест­венной благодати, его освобождающей, он добыча греха; все же у человека всегда есть сила верить в своего Спасителя и, в свободном волении, достичь благодати».

Активность личности, свобода воли влечет человека к греху, поэтому истин­ный христианин истребляет в себе «греховное своеволие». Августин проповедует пассивность, смирение, веру во всемогущего Бога, любовь к Богу, надежду на не­бесное спасение. Он требует аскетизма, отказа от собственной индивидуальности, беспрекословного следования служителям Бога.

Зло — это любовь к себе, надменная спесь; благо — любовь к Богу. «Две разно­видности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный («Град божий»)». Эти два «града» — град дьявола и град Бога. Тот, кто в земном граде предопределен к проклятию, в небесном — к спасению. Цель истории человечества — за рамками земной жизни.

Достойный человек — любящий человек. Ценность человеческой личности определяется способностью любить: любить Бога, любить других, ближних и даль­них, любить вещи как образы Бога. «Люби, и тогда делай, что хочешь».





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 853 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...