Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фома Аквинский. Грандиозную попытку приспособить Аристотеля к учению католической церк­ви, систематизировать и обосновать христианскую догматику предпринял Фома Аквинский



Фома Аквинский (1225-1274) родился вблизи местечка Ак-вино недалеко от Неаполя. Воспитывался в аббатстве Монте Кассино бенедектинцев. Затем учился в университете Неапо­ля. Здесь познакомился с членами недавно созданного доми­никанского ордена и, несмотря на возражения семьи, стал монахом этого ордена. С 1248 по 1252 г. Фома — ученик Аль­берта Великого, в Кельне. Затем учится в Парижском универ­ситете, становится бакалавром, затем магистром теологии и главой кафедры университета (с 1256 по 1259). В эти годы пи­шет работы: «О сущем и сущности», «О началах природы», «О спорных вопросах истины», «Сумма против язычников». Затем — период странствий; Фома посещает университеты в Кельне, Болонье, Риме, Неаполе. Пишет ряд работ. Магистр ордена вызывает Фому в Париж, чтобы сразиться с авверои-стами и противниками Аристотеля. Фома пишет работы «О вечности мира», «О единстве теологического интеллекта» и продолжает начатую в Риме работу «Сумма теологии», огромную по объему, которую не успел закончить. Скончался по пути в Лион, где должен был участвовать в работе Лионского собора. После смерти Фомы ему был присвоен титул «ангельский доктор» («doctor angeli- cus»). В 1323 г. он был причислен к лику святых. В 1567 г. Фома провозглашен папой Пием V «пятым учителем» католической церкви (после Григория Великого, Амвро­сия Медиоланского, Аврелия Августина и св. Иеронима).

Грандиозную попытку приспособить Аристотеля к учению католической церк­ви, систематизировать и обосновать христианскую догматику предпринял Фома Аквинский (1225-1274).

Первая проблема, которую рассматривает Фома, — взаимоотношение веры и ра­зума. В предшествующей средневековой философии существовали три основные точки зрения по этой проблеме: 1) полное отрицание ценности разума, науки (на­пример, Тертуллиан); 2) концепция двойственной истины — вера и разум имеют разные предметы, и каждая сохраняет ценность в свой области (например, аверроисты); 3) рационалистическая точка зрения — предлагалось подвергнуть догма­ты веры оценке разума как высшего критерия истины и заблуждения (например, Абеляр). Ни одна из этих концепций в полной мере не принималась церковью. И Фома ставит перед собой и успешно разрешает задачу: не проповедуя полного пренебрежения к разуму, сохранить примат веры над разумом.

Теократическая концепция государства. Человек — существо социальное и по­литическое. Государство необходимо для нормальной жизни общества. В рамках теократической концепции государства Фома утверждает, что государство берет свое начало от Бога. Фома говорит о трех видах закона:

· от Бога исходит «вечное право», «вечный закон» — рациональный план, уни­версальный порядок вещей;

· далее следует «естественное право», «естественный закон» — отражение боже­ственного права в умах людей, участие человека в вечном законе;

· «человеческое право», «человеческий закон», установленные юридические за­коны, применение принципов естественного права к жизни людей. Люди с дур­ными наклонностями сначала по принуждению, затем по привычке научаются делать должное. ^

Фома различает три типа государства: олигархию, монархию и тиранию. Раз­новидностью тирании он считает демократию. «Если несправедливое правление осуществляется многими лицами, то это называется демократией; господство народа имеет место именно тогда, когда широкие массы благодаря своей силе и жиз­ненному превосходству подавляют богатых». Наиболее естественная форма госу­дарственной власти — монархия. Как Бог один во всем мире, как душа одна в теле, как пчелиный рой имеет только одну матку, а корабль, гонимый ветрами, направ­ляется волей единственного рулевого, так и государственный корабль лучше все­го может функционировать, если во главе его стоит единственный правитель — монарх.

Хотя власть происходит от Бога, Фома говорит, что могут быть случаи, когда правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств, когда он правит несправедливо. Дело в том, что Бог в соответствии со своими планами может уста­новить плохую власть в целях наказания людей. Если власть выступает против божественных установлений, церковных заповедей и моральных норм, подданные имеют право восстать против государственной власти.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 937 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...