Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация форм правления по Платону



Правление по закону   Правление по произволу правящих
Монархия Власть одного Тирания
Аристократия Власть группы лиц Олигархия
Демократия (хорошая) Власть большинства Демократия (плохая), т.е. анархия

Самой худшей формой Платон признает тиранию. Деятельность тирана Платон условно разбивает на три этапа: первый – когда тиран скрывает свое истинное лицо и с помощью лицемерия захватывает власть, второй – когда тирану уже нет нужды прятаться под маской и он показывает свою истинную сущность, третий – когда деятельность тирана приводит к плачевным результатам. В «Государстве» тирания называется «как нельзя более рабской», «крайним заболеванием государства», то есть она представлена полной противоположностью идеальному полису. Тираном, по мнению Платона, становится выходец из народа, охваченный жаждой власти. Добившись власти, он изгоняет состоятельных людей, так как они способны противостоять беззаконию. Тирана он представляет как образец безрассудства и жестокости, самим своим существованием отрицающий понятие «справедливость». Платон подчеркивает одну особенность: незаконный правитель и управляемое им государство становятся очень похожими друг на друга. Нет более бедного государства, чем государство, управляемое тираном. В нем горя, стонов, страданий больше, чем в любом другом.

Другим худшим типом правления, по Платону, является государство с демократической формой правления. Платон характеризует демократию как «строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных. Демократия, по Платону, плоха тем, что власть распределена среди большинства, а такое правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Но при все неприятии демократии Платон отмечает, что элементы должны обязательно присутствовать в государстве, которое претендует на звание «правильного». Главным достоинством идеального государства является справедливость, а она достигается за счет равенства в определенном смысле. Неумеренная свобода в условиях демократии приводит к тирании. Народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов. А происходит это оттого, что любая крайность чревата своей противоположностью.

По Платону, «олигархия – это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят богатые, а бедные не участвуют в правлении» [Платон. Государство.]. При олигархии деньги заменяют закон. Платон подвергает олигархию всесторонней критике, он указывает в не шесть крупных недостатков. Первый заключается в том, что должности в государственных органах занимают не по способностям, а по богатству. Второй - государство раскалывается на две противоборствующие партии (бедняков и богачей), а это неизбежно ведет к ослаблению государства. Третий - ослабленное олигархическое государство не способно вести эффективную войну. Четвертый – при олигархии смешиваются функции граждан, а это большой недостаток с точки зрения кастовой социальной структуры. Пятый недостаток этой формы – при олигархии происходит падение нравов молодежи, так как власти заинтересованы в этом, извлекая прибыль из распущенности молодых людей. Шестой недостаток – олигархия порождает высокий уровень преступности. В итоге олигархическое государство приходит к печальному финалу, так как в нем плодятся паразиты и нищие, многие порядочные и благородные граждане разоряются и замышляют переворот. По мнению Лосева А.Ф., Платон был антиолигархистом не в меньшей мере, чем антидемократом. Именно поэтому он остался в стороне не только от участия в делах демократического государства, но и от олигархического переворота 404 года до н.э.

Тимократия – правление честолюбцев. Платон заключает, вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать, между тем, война – главный источник частных и общественных бед, когда она ведется.

Аристократия. Кроме монархии Платон хорошей формой правления считает аристократию, т.е. правление немногих в соответствии с законом. Правление немногих в условиях беззакония – это олигархия. По Платону, аристократы правят по закону и желают исключить из политики ремесленников и малоимущих. В диалоге «Законы» Платон создает конституцию, которая приближена к умеренной аристократии: все жители города, в количестве 5400 человек, получают земельный надел, который делает их зажиточными землевладельцами.

Монархия. В диалоге Платона «Законы» философ прямо симпатизирует единоличной власти перед остальными формами правления. Монархия, считает Платон, скрепленная благими предписаниями, который мы называем законами, - это вид, наилучший из шести; подлинное государственное устройство, при котором искусно правит один человек. Платон не жалеет ярких красок для монархии. Он считает, что монархия появилась в результате соглашения между народом полиса (города-государства) и выбранным этим народом царем. Платон показывает эволюцию монархии на примере Спарты: сперва на место одного царского рода был установлен двойной, потом власть двух царей уравновесили властью 28 старейшин и наконец еще позднее добавили власть пяти выбранных на год народным собранием эфоров, которые руководили политической жизнью государства.

Большое внимание Платон уделял вопросу о законах. Этот вопрос – один из главнейших во всей системе политических взглядов Платона. Закон и порядок понятия тождественные, считал Платон. В диалоге «Законы» - закон для философа – это основная несущая опора, на которой держится государство. Закон должен быть выше правителей, которые лишь слуги закона. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государств и все блага, какие только могут даровать государствам боги». [Законы.].

Платон предостерегает от абсолютизации роли закона. Разум человеческий должен стоять выше закона, в случае необходимости корректируя его или заменяя на новый.

Право менять закон Платон предоставляет властителям, людям богатым и знатным. Хотя Платон постоянно подчеркивает мысль о том, что закон должен быть полезным, прежде всего для государства, он понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям. Правителям государства трудно устоять перед соблазном, выдать свои корыстные интересы за интересы государства. Трудно также выдержать принцип равенства всех перед законом. С самим Платоном был случай, когда аркадяне и фиванцы основали новую колонию Мегалополь, они, по преданию, обратились за советом к Платону, Мыслитель предложил им свой любимый образец государства, но когда выяснилось, что на всеобщее равенство перед законом устроители города не согласны, Платон вынужден был отказаться от своего проекта.

В своей идеальной модели государственного устройства Платон делит всех граждан на три сословия. Первое – это сословие правителей, стражей или философов. Второе – сословие воинов. Третье – сословие земледельцев и ремесленников. Платон особо подчеркивает важность сословия правителей перед низшим сословием. Если кто-то из земледельцев и ремесленников плохо выполняет свою работу, то это не слишком большая беда для государства, но если кто-то из правителей плохо управляет, то это уже грозит государству гибелью. Если от плохой работы ремесленника могут пострадать 10-20 человек, то от плохой работы правителей разрушится государство и лишь сами правители будут процветать. Верность своему делу, проявляемая представителем каждого сословия, сделает государство, по мнению Платона, справедливым и единым, процветающим и богатым.

Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Он подробно описывает, какими качествами должны обладать правители государства, как их готовить к осуществлению функции управления, как их испытывать в практических делах, с какого возраста они могут стать полноправными правителями и в каком возрасте должны отойти от дел по управлению государством. Платон считает, что пока у руля государства не окажутся философы, до тех пор государство не выйдет из полосы несчастий. Совершенно очевидно, что под «философами» Платон имеет в виду мудрых государственных деятелей, способных осуществлять политическое управление. В истории, кроме древнеримского императора Марка Аврелия, трудно найти пример, когда философ-ученый одновременно был бы государственным деятелем. Карл Поппер считает, что портрет философа-правителя у Платона – это автопортрет.

Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и способности их зависят от природных данных. Детей со способностями отделяют от других и готовят к будущей государственной деятельности. Образование и воспитание этой молодежи продолжается до 35 лет, затем в течение 15 лет их испытывают на военном и гражданском поприще. Тех, кто не выдерживал испытаний практического управления, переводили в жрецы. И лишь немногие по достижению 50-летнего возраста могли претендовать на звание философов-правителей, т.е. входили в состав высшего сословия. Правитель должен был обладать следующими качествами: мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость. Все эти качества Платон называет одним словом – добродетель. Кроме того необходима также «способность охранять законы и обычаи государства». Также правитель должен быть глубоко религиозным или, как сказано у Платона, благочестивым. Для правителей необходимы и физические данные. Стражами государства должны быть люди одновременно и образованные, и опытные. Платон также считал, что два высших сословия не должны иметь частной собственности, чтобы она их не отвлекала от выполнения государственных функций. Самые пожилые стражи-правители осуществляют непосредственное управление государством, а молодые помогают им, проходя испытания на этой работе. Чтобы знать жизнь низов не понаслышке, правители регулярно «должны, каждый в свой черед, спускаться в обитель прочих людей и привыкать созерцать темные стороны жизни».

Платон жил во времена, раздираемые государственными переворотами, политическими потрясениями. Он направил все свои помыслы, энергетику на совершенствование правления. Создание Академии, поездки в Сицилию – все это свидетельствует о желании Платона преобразовать общество. Он попытался создать идеальное государство, как идеал, к которому общество должны стремиться. Анализируя формы правления, философ приходит к выводу, что среди существующих форм правления нельзя найти достойной. Демократия неприемлема, потому что власть толпы не способна осознать истину, так как не обладает знаниями. Аристократия, погрязнув в распрях и раздорах, была не способна к эффективному правлению. Симпатии Платона остаются на стороне монархии. При абсолютной единоличной власти большое значение приобретает личность. Образ идеального правителя, по мнению Платона, должен совмещать в себе философскую мудрость и политическую власть. Однако надеждам мыслителя не суждено было сбыться

У Платона есть замечание о том, что каждая форма правления должна иметь свой особый и присущий только ей язык. Это можно понимать так: соответствие слов и дел правителей государства; соответствие методов управления в государстве принципам построения государства; необходимость иметь свою государственную идеологию, вытекающую из сущности данного государственного строя; не подражать чужим принципам, идеологиям и методам, так как это чревато гибелью для государства.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 15427 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...