Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Арабская мысль Средневековья



В первой половине VII в. в Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение — ислам. Бог самого влиятельного племени куреймитов — Аллах — стал единственным богом. Новая религия была использована верхушкой кочевых и оседлых арабских племен для создания государства. Во главе государ­ства стоял основатель этой религии Пророк Мохаммед (ок. 570-632), объединив­ший в одних руках как духовную, так и светскую власть. Мохаммед считался посланником Бога на Земле; преданность ему была политическим требованием новой религии.

Новая религия — мусульманство («муслимы» — «покорные» Аллаху) — воз­никла в условиях столкновений кочевников-бедуинов с горожанами, пробужде­ния арабского национального самосознания в борьбе с персами и абиссинцами. Победа ислама явилась компромиссом между кочевым населением и городской беднотой, с одной стороны, и аристократией Мекки, с другой. Аристократии уда­лось стать во главе широкого народного движения и направить его в сторону внешней экспансии. Ее первыми объектами стали Иран и Византия.

Во второй половине VII в. под знаменем ислама развертываются грандиозные завоевательные войны. Образуется огромный Арабский халифат, охватывавший к концу первой трети VIII в. Аравию, Иран, Армению, Северо-Западную Индию, Сирию, Египет, Палестину, все северное побережье Африки и Пиренейский полу­остров.

В VIII—IX вв. на Востоке процветала мощная и своеобразная арабская культу­ра. Экономика стран Ближнего Востока в ряде отношений была развита выше ев­ропейской уже до арабских завоеваний и прогрессировала после них. В огромном многонациональном Арабском халифате ремесло, торговля, мореходство, техника земледелия были значительно более развиты, чем в странах тогдашней Европы. Средневековая арабская наука значительно превосходила западноевропейскую.

В начале IX в. при халифе Аль-Мамуне Багдад становится крупным научным центром, со школами и библиотеками, книжными лавками, научными общества­ми. Многие халифы покровительствовали росту и распространению научных зна­ний. «Величайшее украшение человека — знание»; «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика» — вот некоторые изречения халифов. В Багдаде образовалась группа переводчиков и переписчиков, издавшая на араб­ском языке произведения Платона, Аристотеля и их комментаторов, врачей Гип­пократа и Галена, работы по математике и астрономии Евклида, Архимеда и Пто­лемея. В большинстве случаев переводчики пользовались сирийским текстом (переводами с греческого на сирийский язык).

В X в. создается второй центр арабской культуры — на Пиренейском полуост­рове, в частности в Кордове. Происходит разветвление арабской культуры на две ветви — восточную и западную. В XII в. начинает преобладать западная. Развитие культуры на Востоке было приостановлено монгольским нашествием.

Коран. Коран по своему содержанию и структуре отличается от Биб­лии. В Коране нет последовательного повествования, его суры часто повторяют одно и то же, описания отрывочны.

В Коране есть места, перекликающиеся с Библией. Так же как и в Библии, в Ко­ране говорится о сотворении мира Богом — Аллахом. Аллах — «Бог единый, нет божества кроме Него, милостивого, милосердного». Говорится о том, что Бог «нис­послал Тору и Евангелие». Говорится об Иисусе, Марии, апостолах, об Адаме и его жене. «И Мы сказали: "О, Адам!" Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, что­бы не оказаться из неправедных». В Коране рассказывается о Моисее, исходе ев­реев из Египта и т. д.

В Коране неоднократно выдвигается требование веры в Аллаха. Аллах предло­жил людям договор: «Вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; к родите­лям — благодеяние, и к родичам, и сиротам, и беднякам. Говорите людям хорошее, выстраивайте молитву, приносите очищение». Кораном предписано соблюдение поста.

В Коране предписывается возмездие за убитых — «свободный — за свободного, и раб — за раба, и женщина — за женщину», вводятся ограничения на употребле­ние свинины, вина; рекомендуется очищаться, совершать омовения. «Вору и во­ровке отсекайте их руки». Нельзя брать в друзья иудеев и христиан. Нельзя нару­шать меры длины, веса. Нужно побивать «прелюбодея и прелюбодейку». «Если вы взяли что-либо "в добычу", то Аллаху положена пятая часть».

Посланник Аллаха — Мохаммед. «И те, которые с ним, — яростны против не­верных, милостивы между собой».

В исламе не было организованной, централизованной церкви, иерархизированного духовенства, церковных соборов. Довольно быстро среди духовенства наметились различные толкования Корана. Постепенно наряду с теологией развивалась собственно арабо-аристотелевская философия.

Крупный мыслитель арабского Востока — Аль-Фараби (870-950). Его труды разнообразны; еще при жизни ему присвоили почетное прозвище «Второй учитель» (т. е. второй Аристотель). Свою основную задачу Аль-Фараби видел в очищении философии от мистических и теологических наслоений, а также от извращенных толкований, которые были распространены на Востоке. Он проком­ментировал многие работы Аристотеля; кроме того, создал ряд оригинальных ра­бот. Наибольшей известностью пользовалось его сочинение «Жемчужина пре­мудрости» — небольшой трактат, излагающий в сжатой форме его учение. Аль-Фараби написал книгу о Мохаммеде, в которой, в частности, рассказывалось о том, как Мохаммед ночью был перенесен в Иерусалим и там по лестнице взобрал­ся на небо, наблюдал Рай и Ад, разговаривал с пророками.

Аль-Фараби — первый арабский философ, обративший внимание на проблемы общественной жизни. Он рисует идеал государства в виде некоего города. Добро­детельный город (идеальное общество) «призван обеспечить благополучные усло­вия для свободного выбора, который позволит людям стать счастливыми». В про­тивоположность добродетельному городу «заблудший город» — тот, «который полагает, что счастье будет после этой жизни», а в этой жизни «не знали счастья, и им в голову никогда не приходило к нему стремиться».

В идеальном обществе части его уподобляются органам человеческого тела. Они «помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сде­лать ее наиболее полной». Путь к счастью в добродетельном городе Аль-Фараби видел в просвещении.

Ибн-Рушд (1126-1198) подвел итог всей предшествующей арабской филосо­фии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. В Европе он был известен под именем Аверроэс. Возникновение этого имени объясняется следую­щим образом: когда по инициативе Раймунда, архиепископа Толедского, в средне­вековой Европе стали переводить на латынь произведения арабо-мусульманской философии, имена философов зачастую искажались. Имя Ибн-Рушд преобра­зовалось в Абен-Рошд, затем — Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд и наконец — в Аверроэс.

Ибн-Рушд жил в Андалузии и Марокко, занимал должности судьи и придвор­ного врача. Незадолго до смерти подвергся гонениям как еретик. Ибн-Рушд был автором многочисленных сочинений по философии, естественным наукам, меди­цине, юриспруденции и филологии. Он прокомментировал все известные произведения Аристотеля. Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Аверро­эс — Аристотеля». Но он не был просто комментатором; Ибн-Рушд — оригинальный ученый и философ.

Счастье, по Ибн-Рушду, достижимо в полной мере лишь в идеальном государстве. «Для приоб­ретения своей добродетели человек нуждается в других людях, и поэтому он по своей природе есть существо гражданское». Гармоничное развитие государства как цельного организма достигается, когда его граждане специализируются каж­дый в каком-нибудь направлении. Ибн-Рушд высоко оценивает узкую специали­зацию — если человек выбирает себе профессию с ранней молодости и занимается ею в течение долгого времени, он может достичь высокого мастерства, а это отве­чает интересам государства в общем и данного индивида в частности.

Вслед за Платоном Ибн-Рушд считает, что в идеальном государстве существу­ют три сословия: производители материальных благ, защитники от врагов и муд­рецы, устанавливающие законы, управляющие государством, осуществляющие обучение и воспитание граждан.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1417 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...