Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Постнеклассические модели истории



1.Теоретические модели исторического процесса в концепциях космизации и ноосферичности истории (А.Л.Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Гумилев, П.Тейяр де Шарден и др.).

2. Теоретические модели истории в свете идей постмодернизма (Р.Барт, М.Фуко, Х.Уйат, Ф. Анкерсмит и др.).

3. Теоретические модели истории в свете идей синергетики

Источники:

Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историка. М.,2003.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.– М.: Айрис – пресс, 2003.С.247-293. См. Зубова И.Л. Хрестоматия по теории и методологии истории. Электронный учебный курс. Ульяновск: УлГУ, 2009.

Гумилев Л.Н. От Руси до России (любое издание). См. Зубова И.Л. Хрестоматия по теории и методологии истории. Электронный учебный курс. Ульяновск: УлГУ, 2009.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Рольф, 2001.С.342-368. См. Зубова И.Л. Хрестоматия по теории и методологии истории. Электронный учебный курс. Ульяновск: УлГУ, 2009.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2002. С.349-406.

Уайт Х. Метаистория. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2002. С.494. См. Зубова И.Л. Хрестоматия по теории и методологии истории. Электронный учебный курс. Ульяновск: УлГУ, 2009.

Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924.С.35-49. См. Зубова И.Л. Хрестоматия по теории и методологии истории. Электронный учебный курс. Ульяновск: УлГУ, 2009.

Основная литература:

Зубова И.Л. Историческое познание и знание в различных типах рациональности. Дис.канд.филос.наук: 09.00.08 /Ульяновский гос.техн.ун-т.–Ульяновск, 2004.– С.57-96.

Зубова И.Л. Континуалистская трактовка историчности в постнеклассической рациональности Актуальные проблемы современной науки. Информационно-аналитический журнал. № 1(28) 2006 г. М., 2006.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной организации) СПб.: Лань, 1999.

Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.,2001.

Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки: Под. Ред. И.П. Дементьева, А.И. Патрушева – М.: Простор, 2002.

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Лесков Л.В. Футуро-синергетика. Универсальная теория систем. М.,2005. С.43-72.

Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.

Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000. С.245-294.

Миронов Г.Ф., Зубова И.Л. Креативное содержание социума и способы его представления в историческом знании. Творчество как форма выражения мира человека: сборник научных трудов/ под ред. О.Ю.Марковцевой.- Ульяновск:УлГТУ, 2005.

Уайт Х. Метаистория. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2002. С.494.

Дополнительная литература:

Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки по философии истории. М.:2007

Мегилл А. Историческая эпистемология: Научная монография. М., 2007.

Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. – М.,2000.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.- М.: Прогресс,1986.

Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.,2003.

Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.,2004.

Контрольные задания:

1. Какие факторы динамики социальной реальности выявляются на основе постмодернистского, синергетического и ноосферного видения истории? Как эти факторы взаимодействуют с другими факторами динамики социальной реальности?

2. Что означают концепты «континуум» и «коэволюция» в динамике социальной реальности?

3. Как предстает прогресс и глобализация в концепции П.Тейяра де Шардена?

4. Какой статус имеет научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, в жизни биосферы?

5. Почему В.И. Вернадский подчеркивает необходимость осознания и описания истории научного знания? Как это осуществляется в современном историческом познании?

6. Что А.Л. Чижевский понимает под историометрическим циклом? Какие социално-психологические характеристики полного цикла он выявил?

7. Какие аспекты динамики социальной реальности актуализируются в свете основополагающих идей синергетики и постмодернизма?

Проблемные вопросы:

? Сравните масштабы измерения динамики социальной реальности в концепциях классического историзма и концепциях постмодернистского, синергетического и ноосферного видения истории? Чем на ваш взгляд стимулируется появление нового масштаба измерения динамических состояний жизни человека и социума? Подумайте, так ли уж новы эти представления?

? Как можно понять и протрактовать микро- и макро- исторические потоки, а также их сочетание в свете основополагающих идей синергетики и постмодернизма?

Упражнения:

• Опишите события 1917г. опираясь на базисные положения классического историзма и базисные положения синергетики?

• Какова роль личности в истории в свете основополагающих идей синергетики и постмодернизма? Сравните статус человека в истории, определяемый на основе различных онтологических позиций.

Динамика социальной реальности в постнеклассике актуализирует вписанность человека в универсальные мирообразующие связи и трактуется в терминах континуалистского миропонимания.

А.Л. Чижевский (1897-1964) создатель гелиобиологии. Им проводилось исследование влияние физических факторов на исторические процессы. За исследование о влиянии солнечной активности на людей, явления массового характера, прослеженные на материалах исторических источников за период с V в. до н.э. до XIX в. была присвоена степень доктора исторических наук. Солнечное пятно, характеризующее состояние солнечной активности, с точки зрения Чижевского, представляет собой гигантский магнит, берущий начало в веществе солнца и обращенный другим полюсом на Землю. В период максимальной активности солнце представляет собой радиоактивное тело, излучающее огромное количество положительно и отрицательно заряженных частиц. Они наполняют атмосферу Земли, действуя на физико-химические процессы всего вещества биосферы, всей материи. Человек, состоящий из того же физико-химического состава, что и все живое, испытывает на уровне физико-химических реакций то же влияние солнечных излучений. Их изменения влияют на весь человеческий организм, изменяя его психические реакции. Психика изменяется вместе с изменениями материи в целом, подчиняясь космической пульсации Солнца. Жизнь земли, взятой в целом, со всеми растениями, животными и со всеми населяющим землю человечества как одного общего организма. Весь космос – живой организм. А.Л. Чижевский выделил 11- летний цикл колебаний пятнообразования на солнце. В исторических явлениях массового характера, описанных в хрониках и анналах, он заметил приблизительно ту же цикличность. 11-летний период он назвал историометрическим циклом. Число 11 условно (среднее арифметическое, поэтому в исторической реальности нет прямого соответствия. Существует множество различных различных периодов циклической деятельности. В столетии примерно девять 11-летних циклов. Каждый из них делится на четыре этапа. В первом при достаточно спокойном поведении солнца в первый период во всемирной истории происходит заключение мирных договоров, капитуляции, сокращения парламентов, усиление единовластия правления немногих, завоевательные экспедиции не носят массового характера. Во втором периоде в массах возникают некоторые идеи, массы группируются вокруг этих идей, выявление одной основной верховной идеи, поглощающей многие группы идей, и объединении отдельных групп вокруг верховного психического центра, подчиняющего массу.

На третьем этапе происходит активное вмешательство солнечной активности в жизнь Земли. 60% всех массовых выступлений – войн, революций – приоисходит именно в этот период. Движение масс достигает пика. Четвертый период – падение возбудимости, отличается депрессивным состоянием масс, которое иногда сопровождается физическим истощением и усталостью. Мир, по Чижевскому не делится на духовное и материальное. Человек – часть человечества, человечество – часть природы, прмрода часть Земли, Земля – часть Космоса. Физические факторы добавляют к Пространственно-Временным характеристикам исторического развития – Энергетическую. Различные физические факторы, накладываются на экономические, политические, духовные, происходит наложение различных ритмов и циклов жизни. Историческая динамика понимается как континуум и коэволюция.

Энергетические характеристики динамики континуального образования «географическая среда – человек – этнос (социум) – космос» явились основополагающими в концепции этногенеза Л.Н. Гумилева. Импульсивность рассеивания, инертности, концентрации, накала биохимической энергии живого вещества, т.е. степень энергетического напряжения названной системы обозначена им концептом «пассионарность». Причем степень энергетического потенциала социума коррелирует со степенью развитости и проявленности коммуникаций его агентов как во «внутреннем» пространстве, так и с «внешней средой». В коммуникации возникает синергетический эффект за счет концентрации в определенной «точке» «здесь-и-сейчас» разнородных агентов социального бытия, качественно изменяющий его состояние. Коммуникация также способствует рассеиванию и перераспределению энергии во всем континуальном образовании, потенциализируя его преобразования. Переменная степень пассионарности придает нелинейную, колебательную, дискретную динамику бытию человеческого сообщества. Пространственно-Временные характеристики, выражающие его жизнь значительно усложняются. Они включают не только параметры последовательной смены энергетических состояний (фаз) общественной динамики: подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурация, мемориальная), цикличности рождения и смерти этносов, но и параметры ее актуально-потенциального состояния, в том числе скачков и моментов прерывности в ее изменении.

Идеи Л.Н. Гумилева корреспондируются с новейшими научными и философскими представлениями, где динамику социума принято выражать через соотношения «порядка и хаоса» с выделением особых его состояний – неравновесных, в которых повышается степень вероятности возникновения новых качественных образований. В исследованиях неравновесных состояний было показано, что на всех уровнях структурной организации бытия именно такого рода состояния выступают источником возникновения иного порядка. Не менее важным выводом в синергетике явился вывод о том, что в неравновесных состояниях систем имеет место их адаптация к внешним условиям за счет активизации и актуализации так называемых когерентных связей, что означает превращение внешних связей во внутренние, т.е. система становится нелокальной. Дальнодействующие корреляции обеспечивают единство как совместное действие многообразных систем как целого. Здесь речь идет уже не о взаимо-действии различных локальных систем, а о со-в-местном их действии, что и дает основания квалифицировать их совместность как энергетические состояния.

Идея прогресса, изобретенная Просвещением может быть рассмотрена в контексте неклассической и постнеклассической рациональности и понята иначе. Ее можно помыслить как насыщение Вселенной креативным потенциалом через перманентные акты творчества, что понимается ныне как ноосферичность, как «возрастание сознания» (Тейяр де Шарден)*.

Постмодернистская философия так же внесла свою лепту в осмысление социальной динамики в различных формах ее проявления вплоть до «постмодернистской чувствительности», граничащей со смыслопорождением. Радикальный демонтаж, деконструкция классических онтологических схем истории позволил ей выявить целый ряд неэксплицированных моментов в состояниях социальной реальности как континуальной целостности. В частности, ею были выделены такие моменты, как децентрированность всякой реальности ранее мыслимой как структура с центром (такое мышление Ж.Деррида называет логоцентристской метафизикой); как «дискретность истории» (М.Фуко), выражающей разрывы в самом существе человека; «смерть» субъекта и его «воскрешение» (М.Фуко, Ю.Кристева, Ж.Деррида); интертекстуальный характер* собственно человеческого существования и др.

Постмодернистское видение истории основывается на текстуальном и интертекстуальном понимании жизни сознания, организующим себя и историю по «ризоматическому принципу». Он, пожалуй, и точнее всего, на мой взгляд, воспроизводит «картину» («модель») креативных ситуаций в состояниях социальной реальности. Согласно этому принципу история «ризоматична», то есть отлична от замкнутых, локальных, линейных, строго центрированных по различным осям и точкам, с иерархической структурой процессов, какою она мыслится в классической рациональности. Характерные признаки такой структуры, интерпретируемой через нелинейное пространство и время, удачно представлены образами дерева или стержневого корня. Преобразование «древесного», стержневого физического пространства в ризомное пространство сознания символизируют трава или луковичное растение, способные неравномерно разрастаться в разных направлениях. Этот и другие имеющиеся образы ризомы помогают уловить нелинейность, неоднородность, децентрированность и в то же время динамичную целостность Пространства Истории. Конституирующий фактор, обеспечивающий его целостность, - презентативная связь. Любая произвольно выбранная точка такого пространства свободно соединяется с любой другой точкой независимо от того, в какую конфигурацию связей она включена и какова ее траектория в «тексте истории». Бытование исторического в этом пространстве совсем не знает стагнации; история не стоит на месте, (даже в «цезурах» - временных паузах как бы концентрируется готовность для дальнейшего движения); здесь нет ни прогресса, ни регресса в традиционном значении этих понятий; здесь все лишено каких-либо изначально заданных целей. При этом история не становится бессмысленной, а пре-бывает в со-стоянии, мною квалифицируемого, либо как «присутствие отсутствующего», либо как «отсутствие присутствующего». Здесь нельзя мыслить «общий смысл истории» для всех народов и государств.

Единая всемирная история распадается на множество равноценных, равноправных историй, они, как трава, разрастаются на рельефной поверхности. Напомню, что в классических представлениях с их моделями линейно-осевой центрации, процессов и событий (выражением их выступает логика), требующих строгого распределения исторических знаний по степени значимости и ценности, «распад времен» не допускался. Иначе говоря, в постмодернизме упраздняется глобальная макроистория. Всемирный процесс и локальная микроистория региона, края, населенного пункта, истории «избранных» и развитых европейских народов и «отсталых», всеми забытых африканских племен связаны принципиально иначе. Здесь акцент делается на паритет между «историями» социально-классовых образований и отдельных людей, политической историей и историей повседневности, устной и письменной историями, между историей супердержав и мелких государств. Они все разные, но не противостоящие друг другу, скорее, они открыты и взаимодополнительны, сосуществуют все в одном месте и в одно время. Характер взаимодействия зависит от форм сцепления множеств историй, благодаря чему возможны варианты пересекающегося, взаимовключенного, параллельного и последовательного повествования. При этом исключается так называемый «метарассказ» в виде глобальной схематики исторического процесса на гегелевский манер.

Введение в историческое познание принципа плюрализма меняет представления о целостности всемирно-исторического процесса. Если в классике он мыслится как закономерный и прогрессивный, единый для всех стран и народов и унифицирующий всех, а в неклассике как открытый, многомерный и неопределенный, то сейчас целостность истории мыслится как единство всех многообразных и взаимодействующих ее модусов. Каждый из них имеет свою динамику в форме непредсказуемых направлений по бесконечным тропкам ризомного пространства, разделившего их, чтобы соединить целостностью иного порядка и сложности вплоть до спонтанно рождаемых смыслов.

Целостность ризомы не элиминирует инаковое, самоценное и равноправное, в ней нет насилия одного над другим, соприсутствующее обогащается, расширяется, усложняется, становясь более жизнеспособным.

От той или иной трактовки целостности зависит понимание острой и крайне актуальной проблемы глобализации истории, процесса усиления взаимозависимости, взаимопроникновения, взаимообусловленности различных компонентов в жизни народов мира. Если глобализацию помыслить как систему, обеспечивающую интересы ее главного элемента - «золотого миллиарда» - за счет всех остальных, то эскалация насилия (борьба противоположностей) неизбежна, а трагический конец истории в результате самоуничтожения человечества обретает зримые черты. Глобализация же как ризомная целостность предлагает равные шансы на более или менее благоприятное существование для всех. Многообразие независимых и равноценных культур и народов создает условия для возникновения нового в истории человечества.

История в классическом понимании не знает разломов, то есть ее линейная организация в физическом пространстве и времени практически лишена дискретности. Оно задается «дискурсом легитимации», проструктурировано причинно-следственными связями и представляет собой «большую наррацию». Единый текст повествует о европоцентрированном всемирно–историческом процессе, имеющим единую постулируемую и логически развертывающуюся идею. Разрыв данной «метанаррации» означает нарушение связей, потерю цели движения и, в конечном счете, утрату смысла. История в неклассическом понимании связана с разрывом «большой наррацией», находящей выражение в ее многомерности, альтернативности и вариативности. Постмодернистская наррация, являясь презентацией топологии и темпоральности ризомного сознания, содержит неисчислимое множество полюсов центрации, где нет одного центра, нет изначально присущего смысла и где нет закономерного движения истории к его исполнению. Прекращение одной наррации как проявления дискретности в нелинейной метрике пространства совершенно не опасно, так как ризома в точке разрыва может породить целый «разнотравный букет» (часто используют для обозначения этого феномена термин «коллаж» - произвольное соединение дискретных частей) исторических нарраций, но опять же с произвольно сменяющейся центрацией и семантикой, реализующих себя в своем языке и стилистике. Путем такой игры структуры и смыслов любая наррация может бесконечно пересказываться-реинтерпретироваться, остановившись в любой точке или коллажировать множеством фрагментов, цитат, метафорических выражений, полисемантикой слов. Все зависит от моментов, переживаемых сознанием одновременно в «нигде» и «здесь-сейчас», незавершенном, изменяющемся, маскирующимся, постоянно пересоздающимся. Пространство и время выступают не только в качестве форм, содержательно наполненных происходящими событиями и организующих их, но как пустые формы они сами становятся «агентами исторического действия» в виде условия обретения способности к этому действию.1

Ускользающие мгновения переживания историчности невозможно выразить понятийным аппаратом, унифицирующим и отождествляющим неповторимые и единичные по самой своей природе события и явления истории на основе одного легитимного рационального дискурса. Это под силу симулякру. Он способен артикулировать различие в положительном, а не в негативном платоновском смысле, где симулякр не имеет истинного бытия. Будучи всего лишь копией, воспроизведением какой-либо вещи, он приближается, в той или иной мере к образцу, не достигая его совершенства, идеи, обладающей истинным бытием. Конечно, войны, государственные перевороты, экономические кризисы и т.п. имеют особенность повторяться. Но имели ли в реальной исторической действительности и в сознании «нигде» и «здесь и сейчас», переживающим опыт, место «война вообще», «политический переворот вообще» и «экономический кризис вообще»? Реально осуществились и возникали в сознании каким-либо определенным образом не «понятия-вообще», а конкретные события: Пунические войны между Римом и Карфагеном в III-II веках до нашей эры и Вторая мировая война 1939-1945годов; государственный переворот 18 брюмера VII года Наполеона Бонапарта и чилийский государственный переворот 1973 года; экономический кризис 1825 года в Англии и мировой экономический кризис 1929-1932 годов и т.д. Поэтому симулякр есть такая же настоящая реальность. Выделенные здесь пары-двойники включают присущее подлинному двойнику максимальное изменение. Повторение, возникающее в «здесь-сейчас» не является эмпирическим соответствием прошлого и настоящего, которое упорно и дотошно ищет позитивистски настроенный историк, «но сколь бы ни была богата эта сеть исторических соответствий, они образуют повторение только по сходству или аналогии».1 Следовательно, постмодернистская наррация – это игра повторений и различий, «повторение старого и современного текста, одного в другом». 2 Иначе говоря, речь идет о презентации неодновременно существующего, но порождающего нечто новое в качестве автономного, независимого произведения.

Игра различных дискурсов, форм рациональности, языковых стилистик, текстового и словесного смыслов, повторений и различий, без четких пространственно-временных границ, снимающих бинарные оппозиции «истинное-ложное», «временное-вневременное», «историческое-вечное», «центральное-перефирическое», «низкое-высокое», «глобальное-локальное» и т.д. и есть подлинная свобода исторического творчества. Она не скована жесткими правилами и нормативами (здесь в силу вступают ризомные принципы); она направлена на порождение новых смыслов, на реализацию возможности осуществления гуманной, ненасильственной истории.

Должное, возможное, сущее как своеобразные меры историчности, становятся плюральными и включаются в игровую установку пространства ризомы, где все равноценно и все принимается. Каждый новый момент настоящего порождает очередное новое сочетание сущего, возможного и должного. Постмодернистский подход к трактовке стихии языка оказывается адекватным способом описания и представления исторического.

Синергетика (от греч. synergeia — со-трудничество, со-действие, со-участие, со-вместное действие) - современная научная, философская теория самоорганизации структур различной природы, новое мировидение, связанное с изучением феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос». (Г. Хакен, И. Пригожин, Г. Николас и др.). Синергетика также может быть позиционирована как современная парадигма научного познания и как новая научная картина мира и его динамики.

Базисные тезисы синергетического миропонимания: а) открытость всех систем; б) их чувствительность к изменениям (флуктуациям), нарушающим организационный порядок системы («хаос») и ведущим к возникновению точек бифуркации – напряжения, критического неравновесного состояния системы, содержащих в себе все иные потенциальные состояния системы; в) возникновение нового актуального состояния системы в результате акта ее самоорганизации с возникновением новой упорядоченной структуры («порядка»); г) динамика открытых систем является нелинейной, вероятностной, вариативной, непредсказуемой. Как меняется понимание динамики социальной реальности в свете идей синергетики. Динамика будет иметь локально-нелокальный характер. Основанием динамики является все что есть, связанное презентативной связью. Человек, Общество, Природа, Космос не имеют простой локализации. Их соприсутствие составляет единое континуальное образовании. Человек-Общество- Природа – Космос. В описании динамики реальности энергетический подход сочетается с Временным, Пространственным, Информационным. Пересматривается физическое содержание понятия «Энергия». Energia понимается как универсум активностей, как со-в-местное действие реалий, где одно универсально связано со всем, где нет деления на внутреннее и внешнее. «Вещь», «явление», «процесс», «акт» мыслятся как состояния, выраженные через энергетический потенциал, а их соотношения как взаимоотношение и выражается через распределение энергии в Целом, как флуктуация (от лат. fluctuatio - колебание) в энергетическом континууме. Флуктуация выражает значение энергетического потенциала наблюдаемого явления в его со-от-несенности с гармонизированным состоянием и ритмом универсального движения. Все явленности в Универсуме находятся в состоянии колебательного движения. Говоря иначе, флуктуация – это колебание в вибрационной структуре мироздания. Она понимается через Информацию и выражается ритмами, дискретностями. Событие понимается через энергетический потенциал, возникающий из соотнесенности с энергетическим потенциалом всей целостности. Плотность событий – выражение энергетического состояния социума. Цель и смысл истории невозможно определить. Неопределенность – невозможность указать поведение элементов системы (на микроуровне), пребывающей в неравновесном состоянии, а значит и поведение системы в целом. Действие необходимости, как принудительной детерминационности, заменяется фактором случайной флуктуации. Каждый человек является одновременно наблюдателем и деятелем, зрителем и актером.

Различные варианты теоретических моделей истории и онтологические схемы, выражающие историчность в постнеклассической рациональности обеспечивают целостное восприятие социальной реальности и ее динамики, так как сочетают в себе различные ее измерения, выраженные и представленные соответствующими формами знания. Такая модель социальной реальности и ее динамики является адекватной в современной ситуации и весьма актуальной, так как приоткрывает в качестве осмысливаемой сферу возможного в общественном бытии человека, в которой создается и вызревает его духовный потенциал.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...