Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Логоцентристские модели истории различных эпох



1.Модели истории греко-римской культуре и историографии.

2.Модели истории в средневековой культуре и историографии.

3.Модели истории в культуре и историографии эпохи Возрождения.

4.Модели истории эпохи Просвещения. «Идея прогресса». История как научно обоснованный проект.

Контрольные задания:

1.Что мы понимаем под онтологическими схемами истории? Каково их происхождение? Что, в конечном счете, они выражают? Как можно определить количество онтологических схем?

2. Что такое теоретические модели истории? Как соотносятся количества онтологических схем и теоретических моделей истории?

3. Какие онтологические схемы истории можно выделить в различных типах рациональности? Как онтологические схемы соотносятся между собой?

4. Охарактеризуйте историчность представленную в античной культуре на основе космоцентрического миропредставления. Что нового вносит она в понимание историчности, характерной для архаических культур?

5.Как возникает «идея истории» в античности?

6. Как представлена «идея истории» в греко-римской историографии?

7. Охарактеризуйте понимание историчности в средневековой христианской культуре и историографии? Что нового вносит в понимание «идеи истории» и историчности средневековая европейская христианская культураи историография?

8. Как в исторических представлениях эпохи Возрождения нашло свое выражение антропоцентристское мировидение?

9. Что нового вносит эпоха Просвещения в понимании «идеи истории»? Какие другие представления об историчности существовали в эту эпоху?

10. Почему понимание историчности в различные эпохи не исчерпывается «идеей истории»?

11. Установите связь между представлениями о динамике социальной реальности, существовавшие в различные эпохи и методами и жанрами исторических сочинений.

Проблемные вопросы:

? Почему вопрос о наличии у древних греков «идеи истории» является дискуссионным? Какова ваша позиция в дискуссии по этому вопросу?

? Как вы понимаете смысл высказывания «История перед судом разума и Разум перед судом Истории» применительно к эпохе Просвещения?

Упражнения:

•Выберите и прочитайте из списка источников по данной теме наиболее интересного для вас автора. Опираясь на текст, покажите наличие многомерности в понимании историчности как характеристики общественного развития присущее конкретному мыслителю и эпохе, которую он представляет.

Источники:

Августин А. Исповедь (любое издание).

Августин А. О граде Божьем (любое издание).

Аристотель. Политика. Афинская полития. – М.: Мысль, 1997.

Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.,2000

Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций. М.; Киев: 1994.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

Геродот История. В 9 кн.- М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир»,

Макиавелли Н. Государь (любое издание).

Платон. Государство / Диалоги. – Харьков: Фолио, 1999.

Платон. Законы. – М.: Мысль, 1999.

Фукидид. История. - М.: «Ладомир», ООО «Фирма и Издательство АСТ», 1999.

Основная литература:

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.:"Мысль", 1987. С.28 – 290.. См. Зубова И.Л. Хрестоматия по теории и методологии истории. Электронный учебный курс. Ульяновск: УлГУ, 2009.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. М. –СПб.: Университетская книга, 1999. С.43 – 98.. См. Зубова И.Л. Хрестоматия по теории и методологии истории. Электронный учебный курс. Ульяновск: УлГУ, 2009.

Кесседи Ф.Х. Была ли у древних греков идея истории?//К истокам греческой мысли. –СПб..: Алетейя, 2001. См. Зубова И.Л. Хрестоматия по теории и методологии истории. Электронный учебный курс. Ульяновск: УлГУ, 2009.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. с англ. М.: Наука, 1980. Части I, II.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2000.

Нисбет Р. Прогресс: история идеи. М., 2007.

Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов/ Л.П.Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004. С.50-152.

Дополнительная литература:

Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.: Логос, 1995.

Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки по философии истории. М.:2007.

Кроче Б. Теория и история историографии.М.:1998.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. (любое издание)

Майнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЭН, 2004.

Мегилл А. Историческая эпистемология: Научная монография. М., 2007.

Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.,2003.

Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М.,2004.

На двух первых семинарских занятиях по онтологической проблематике истории главное внимание уделяется логоцентристским моделям социальной реальности, сконструированным на основе принципа историзма. Онтологическая схема социальной реальности в этих моделях представлена развернутой «идеей истории».

Появление и осмысление «идеи истории» связано с возникновением и развитием теоретико-логической формы мышления в античности. Будучи теоретическим выражением процесса становления (как оно мыслилось Платоном), «идея истории» привходит в философию и науку через процедуру объективации, в которой оформляется временная последовательности операционно-процедурного содержания мышления. «Идея истории» оказалась устойчивой структурой, выражающей деятельностно-продуктивное содержание жизни социума, включая мышление как мыследеятельность. Она непременно актуализировалась, модифицировалась (простое становление; телеологический процесс; прогресс; регресс; целенаправленное прогрессивное развитие; прогрессивный альтернативный процесс) различными культурными эпохами с присущими им духовными интенциями.

При подготовке к семинарскому занятию покажите представленность «идеи истории» в греко-римской историографии (Геродот, Фукидид, Полибий, Тацит и др.), ее модификации в Средние века в телеологическом понимании динамики социальной реальности (А.Августин, Оттон Фрезенгенский,Уильям Мальмсберийский и др.), а в эпоху Возрождения на основе антропоцентристского миропредставления (Дж. Боккаччо, Ж. Боден, Ж. Боссюэ Бишоп, Л.Бруни, Л. Валла, Дж. Вико, Н. Макиавелли, и др). Далее объясните как в эпоху Просвещения «идея истории» превращается в «идею прогресса» и почему модели истории принимают характер научно обоснованного проекта (Вольтер, Руссо, Монтескье, Кондорсе, Тюрго и др).

Дискуссия по вопросу наличия у древних греков «идеи истории» напоминает о том, что «идея истории» содержательно не исчерпывала понимание историчности и динамики социума в целом в каждой конкретной эпохой и культурой. Так неклассическое понимание историчности, связанное с признанием состояний открытости сознания человека и социальной реальности в античной, средневековой культуре. Такие состояния возникают в результате сильных чувственных потрясений и переживаний, когда человек теряет равновесие в будничном смысле слова. Человек обращается к основаниям своего собственного бытия в мире через одновременное переживание им его бессмысленности и обретение нового смысла. В античной культуре человек как микрокосм начинал отчетливо ощущать себя носителем всех атрибутов макрокосма, непременно стремящимся к установлению гармонии, соответствующей их состоянию. Одним из основополагающих постулатов христианского мировоззрения о творении Господом человека по своему образу и подобию выражает сопричастность человеческой души и Бога, своим провидением поддерживающим порядок бытия. Однако, чтобы пережить акт откровения, являющий связь с Богом, человек в душевном смятении и терзании должен был ощутить потребность установления этой связи.

Понимание динамики реальности в ее континуальной целостности, адекватное постнеклассической рациональности представлено в античном космоцентричном мировидении. Живой космос является одной из форм упорядоченности и порождения нового в бытии человека. Целостность космоса вбирает все реалии - порядок, мир чувственный и умопостигаемый, человека и природу и т.п.. Она обеспечивается презентативными связями, а принципом, ее выражающим, выступает принцип тождества (его не следует трактовать в гегелевском духе) микро- и макрокосмов, где «все во всем», где «всякая единичность уже содержит в себе любую обобщенность, и – наоборот», а также «неразделенностью причин и следствий».1 Она же является и децентрированной в «повсюдности космического центра»2, и пребывающей в «Настоящем».

Пространственная организация космоса коррелятивна мифологическому времени, доминировавшему в античной культуре. Мифологическое время - это линейное время равное нулю. Вечное настоящее (или вечное теперь) является той «точкой», которая потенциально содержит все времена и все возможные формы динамики космоса: круговорот с вечным возвращением; круговорот с полной заменой существующего; ритмы, уравновешивающие ставшие несоизмеримыми реальности, а вместе с этим линейную динамику как становление. Это топос и хронос актуального бытия духовности, в которых дано измерение космоса. В критических состояниях космической целостности человек обнаруживал, созерцая и прикасаясь к бытию, предел в беспредельном, меру, организующую и выражающую целостность. Не случайно исторический процесс являлся для Платона «каким-то тканьем, каким-то плетением»[11]. И такое плетение не есть логика рассуждений, а создание нового рисунка, нового образа единого космического целого. Идея динамики космоса как нераздельной связанной целостности по сути является выражением современной актуальной и популярной сегодня идеи коэволюции континуума «Человек-Общество-Космос».

В христианстве также присутствует постнеклассическое понимание динамики социальной реальности. Человеческое бытия мыслится безосновный. Человек не может найти основания в природном мире, так как он наделен бессмертной душой и выведен за его пределы. Грехопадение, как акт и одновременно факт*, лишило его божественного бытия. Он должен постоянно воссоздавать основы и целостность собственного бытия через акты божественного откровения. Они возможны благодаря открытости сознания Богу в экзистенциальном переживании сопричастности человеческого и божественного. Осознание целостности и полноты бытия, соединенного универсальной Божественной связью, наполняющей все тварное, превращало пространство возможного в креативное, в котором верующий открывал в себе божественный смысл.

Далее студентам рекомендуется найти наличие нелинейного понимания историчности в историографии эпохи Возрождения и Просвещения.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...