Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Справедливость



Справедливость — одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно оп­ределяет отношения между людьми по поводу их вза­имных обязанностей и по поводу распределения со­вместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязан­ности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц и уравнительное распреде­ление или разные обязанности для разных лиц (на­пример, дифференцированный уровень ответственно­сти при выполнении разных работ) и дифференциро­ванное распределение.

В связи с тем, что вопросы распределения благ и характер ответственности в развитых обществах регу­лируется не только моралью, справедливость также является категорией политического и правового созна­ния. Тем не менее, в той мере, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравствен­ной оценке, о том, согласны ли люди жить в обществе, имеющем такие законы и проводящим данную полити­ческую линию, или же они отвергают его как негуман­ное, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей.

Категория справедливости играла важную роль в этике Аристотеля, была основополагающей для таких мыслителей, как Дж. Локк, Д. Юм, Г. Спенсер, П. Кро­поткин. Интерес к категории справедливости особен­но проявляется в этических исследованиях в Новое время, когда начинается развитие буржуазных демок­ратий, обосновываются идеи правового государства.

Отношения людей друг к другу отражаются в по­нятии справедливости в связи с их принадлежностью к некоторому целому. Вне понимания значения сохра­нения этого целого в интересах всех оценка отдель­ных нравственных действий как справедливых или не справедливых теряет смысл. Аристотель верно обра­тил внимание на то, что справедливость выражает не какую ту одну добродетель, а охватывает их все. Он говорил, что «...правосудность (справедливость — прим. ред.) есть полная добродетель, [взятая], однако, не бе­зотносительно, но в отношении к другому [лицу]. По­этому правосудность часто кажется величайшей из добродетелей, и ей дивятся больше, чем «свету вечер­ней и утренней звезды»*.

* Аристотель. Сочинение: В 4т.— Т. 4.— С. 147.

Производность представления о справедливости от идеи о том, что нужно обеспечить стабильность неко­торого целого, что без этого нельзя сохранить условия собственного бытия, подтверждается примитивными верованиями древнего человека. На сохранение цело­стности направлены магические действия, предпола­гающие воскрешение убитого на охоте зверя, симво­лические порезы наносимый охотником себе после того, как на охоте была пролита кровь добычи. В работе П. Кропоткина «Этика» из идеи сохранения целостно­сти непосредственно выводится идея равенства возда­яния, а затем и более развитые представления о спра­ведливости. Справедливость связывается со стремлени­ем к восстановлению нарушенной из-за неправильных действий гармонии целого. Первобытные дикари и более цивилизованные народы по сию пору понимают под словами «правда», «справедливость» восстановле­ние нарушенного равновесия*.

* Кропоткин П.А. Этика.— М., 1991.— С. 75.

Более развитые представления о справедливости требуют, однако, не просто воспроизводить идею сохра­нения равенства, но также отразить индивидуальный вклад каждого в производство общественного богатства.

В связи с этим в концепции Аристотеля различает­ся «распределительная» и «уравнительная» (направи­тельная) справедливость. «...Распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное дос­тоинство».

* Аристотель. Сочинение: В 4т.— Т. 4.— С. 151.

Направительное право фактически означает, что соблюдается эквивалентный обмен моральными каче­ствами, что правила, одинаковые для всех, должны все­ми обязательно выполняться. Это составляет содержа­ние направительного права (утверждающего равное отношение к закону) и направительной справедливости, оценивающей такое состояние как позитивное, необходимое. «Ведь безразлично, кто у кого украл — добрый у дурного или дурной у доброго — и кто сотво­рил блуд — добрый или дурной; но если один поступа­ет неправосудно, а другой терпит неправосудие и один причинил вред, а другому он причинен, то закон учи­тывает разницу только с точки зрения вреда, с людьми же он обращается как с равными»*.

* Аристотель. Сочинение: В 4т.— Т. 4.— С. 153.

По существу Аристотель в своих рассуждениях о направительной справедливости улавливает одну из самых существенных характеристик права как приме­нения равного масштаба к неравным лицам. Но он рас­сматривает это не только в качестве специфической черты правовой регуляции, но и в качестве неотъемле­мого элемента морального понимания справедливос­ти. В целом здесь нет никакого противоречия. Прин­цип равного обмена нравственными характеристика­ми работает в морали. Он только представлен здесь не столь формально, как в праве, и не исчерпывает всего многообразия нравственных отношений. Например, я могу быть милосердным, могу прощать человека, кото­рый обошелся со мной дурно, и тем самым не соблю­дать эквивалентного обмена нравственными характеристиками. Такой тип поведения, собственно, уже выходит за рамки обычного понимания справедливос­ти, хотя прощение тоже можно считать справедливым, если учитываются все обстоятельства, вынудившие того или иного человека совершить дурной поступок.

По мере того, как индивидуализация личности осоз­нается в качестве все большей и большей ценности, в идеях справедливости также отражаются условия лич­ного бытия, необходимые для индивидуального самовы­ражения. В этой связи уже само общество подвергается оценке с точки зрения того, насколько оно защищает индивидуальные права личности и насколько оно дает возможность для самореализации каждого человека.

Однако возможность самореализации каждого все­гда соотносится в понятии справедливости и с интереса­ми всех, с исходной идеей сохранения целостности и приумножения принадлежащего всем богатства. В силу этого категория справедливость показывает — до какой степени допустима индивидуализация. Превращение удовлетворения личного интереса в единственный кри­терий ориентации поведения всегда оценивается в нравственном сознании как несправедливое, как эгоизм. Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:

– уравнивание, направленное на сохранение це­лого (одинаковый обмен моральными каче­ствами);

– оценка индивидуального вклада каждого в уве­личение общественного богатства (в укрепле­ние могущества целого) — общественно санк­ционированное поощрение;

– защита индивидуальности — гарантии основ­ных прав человека;

– условия для утверждения индивидуальности — возможности для самореализации, предоставляемые обществом, включая право на образо­вание, обеспечение стартовых условий для удовлетворения собственного интереса;

– допустимая степень выражения собственного интереса;

– интеграция в мировое сообщество (связано с гарантией права на свободу передвижения, выбора места жительства, условиями для раз­вития культурной жизни). Если запросы идеа­ла намного обгоняют действительность, возни­кает желание построить общество, изолирую­щее себя от других обществ. Так возникает утопическая и несправедливая по отношению к человеку практика самоизоляции, связанная с ограничением доступа к информации, созда­нием препятствий для контактов с гражданами других государств, запрещением поездок за рубеж и т. д.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 946 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...