Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Свобода представляет одну из традиционных проблем этики, возникающую в связи с проблемой морального выбора, определением условий, делающих такой выбор возможным (наличие альтернатив), осмыслением оснований выбора, активности личности в процессе его совершения. Последнее необходимо связано с ответственностью личности за результаты ее выбора, за поиск средств, адекватных условиям реализации принятых в результате морального выбора целей.
В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый круг общественных отношений, отсутствующих до его совершения. Эти отношения могут иметь положительное или отрицательное значение для других людей, могут отвечать, или частично отвечать интересам одних людей и не отвечать интересам других. Соответственно, моральная ответственность возникает в связи с тем, что выбор затрагивает интересы других людей, что он способствует стабилизации некоторых общественных отношений, воспроизводству общественной взаимосвязи (в том числе в расширенном, прогрессирующем масштабе) в том случае, если найден правильный баланс сочетания разных интересов, или, наоборот, приводит к конфликтам, к напряжениям, разрушающе действующим на общественную жизнь. В личном плане выбор также имеет значение в смысле влияния на развитие мотивационной сферы личности. Его совершение, реакции людей на объективный результат выбора оказывают обратное влияние на характер мотивов, способствующих совершению данного выбора. Причем позитивное влияние на нравственное сознание личности может оказать даже негативный в объективном смысле результат. Например, возникновение конфликтной ситуации, в результате определенного выбора, может способствовать тому, что человек начинает более глубоко анализировать мотивы своего нравственного поведения. Если в результате этого он даже не откажется от мотивов поведения, вызвавших конфликт, он может как-то их скорректировать, найти средства для разрешения конфликтной ситуации, убедить других людей изменить мотивы их поведения и т. д. Так что негативный в одном отношении и в одних временных параметрах результат морального выбора может в ряде случаев оказаться позитивным в других временных параметрах. Все это показывает невероятную сложность проблемы морального выбора и сложность определения меры ответственности личности за его совершение.
Данное обстоятельство вызывает значительный разброс решений, по поводу определения меры свободы и ответственности, представленных в этической мысли. От таких, в которых свобода объявлялась просто иллюзией (стоическая философия), до таких, в которых личности вменяется абсолютная ответственность в глобальном смысле, так как ее индивидуальный выбор полагается влияющим на все процессы, развивающиеся в обществе, в связи с тем, что он становится примером для других людей, выбирающих свой образ жизни (экзистенциализм). Абсолютный детерминизм, идея отсутствия свободы в логическом плане создает трудности для представления о реальной ответственности личности за результаты ее поступков. Однако это не означает отрицания моральной ответственности. Решая данную проблему, абсолютистская этика идет по пути утверждения ответственности личности за мотивы ее поступков, не принимая во внимание или и в меньшей мере принимая во внимание ответственность за результаты (Кант). В консиквенциальной этике (эвдемонизме, этике разумного эгоизма, утилитаризме), наоборот, главным образом принимается во внимание именно ответственность за результат поступка. Решение данной проблемы усложняется также тем, что во многих концепциях мир, хотя он и рассматривается как недетерминированный и совместимый со свободным действием, тем не менее представляется как непознаваемый или настолько сложно организованный, что говорить о реальной ответственности за результат оказывается невозможным. Так, в экзистенциалистской философии, несмотря на тезис о глобальной ответственности, отсутствие оснований выбора (Сартр) делает личность практически безответственной, как за мотив, так и за результат своего поступка. В деонтологическом интуитивизме (Росс) личность полагается ответственной только за мотив поступка в силу утверждения о невозможности предсказания результата.
В принципе названная проблема должна быть разрешена на пути оценки поступка в единстве мотива и результата. Именно такой точки зрения придерживались Аристотель, Гегель, Маркс. Гегель в «Энциклопедии философских наук» говорит, например, следующее: «Каков человек внешне, т. е. в своих действиях (а не в своей внешней наружности, как это само собой разумеется), таков он и внутренне, и если он лишь внутренний, т. е. если он остается только в области намерений, умонастроений, если он «добродетелен», «морален» и т.д., а его внешнее не тождественно с его внутренним, то одно так же бессодержательно и пусто, как и другое»*. В современной этике необходимость оценки поступка в единстве мотива и результата признается А. Макинтаиром, X. Йонасом.
* Гегель. Соч.— Т. 1.— М., 1959.— С. 234.
Говоря о значении результата поступка для оценки морального действия, Аристотель различает действия по неведению и в неведении. Первые это такие действия, результаты которых было принципиально невозможно предположить. Вторые — действия, совершенные в состоянии, за которое сам субъект действия несет ответственность, например, действия, совершенные в состоянии опьянения. «...Когда неведение — причина какого-то поступка и человек совершает его не по доброй воле, он не нарушитель справедливости; когда же человек сам причина своего неведения и делает что-то в неведении, он ведет себя несправедливо, и его по праву будут звать несправедливым. Возьмем пьяниц. Совершившие зло в пьяном виде — нарушители справедливости, потому что они сами причина своего неведения»*.
* Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: В 4 т.— Т. 4. М., 1984.— С. 329.
Поднятая Аристотелем проблема действия по неведению и в неведении имеет огромное значение и по-новому встает в современном мире. Дело в том, что в таком мире, где человек имеет дело со сложными технологиями, где на него обрушиваются потоки информации, нередко достаточно агрессивной, активно влияющей на характер выбора и, по существу, зачастую устраняющей его действительную свободу, вопрос ответственности все более предстает как вопрос о компетенции. Отсутствие компетенции становится таким же состоянием неведения, как и опьянение. Поэтому уровень компетенции, необходимый для определенных форм общественной активности, становится моральным требованием. В современной западной этике для определения условий, в которых можно говорить об ответственности личности, часто используется термин эвойдабилити (avoidability), что в дословном переводе означает способность избежать. Это означает признание в компетенции личности реальной возможности избежать ожидаемый с той или иной степенью вероятности негативный результат. Например, в ситуации, когда из-за отказа тормозов происходит авария, водитель автомобиля не виноват с точки зрения логики непосредственно разворачивающихся в данный момент времени событий. Но он все равно отвечает за негативный результат, так как ситуация отказа тормозов является ожидаемой, для ее предотвращения нужно проводить периодический технический осмотр машины, то есть как раз поступать с должной степенью ответственности.
Возможны казусные ситуации, где возникает феномен разделенной ответственности. Например, в США однажды был судебный процесс, связанный с иском к железной дороге, вызванной увечьем пассажира. События разворачивались следующим образом. Машинист электропоезда вовремя не закрыл двери и начал движение с закрывающимися дверями, опаздывающий пассажир попробовал впрыгнуть в начавший движение вагон и получил увечье. Охранник, присутствующий на платформе, не успел помешать пассажиру. Впрыгивающему пассажиру начал помогать другой пассажир, который также оказался вовлечен в ситуацию. В конкретном случае железная дорога выплатила пострадавшему компенсацию в 21 тыс. долл. вместо 100, которые запрашивал адвокат. Сумма была снижена именно из-за того, что ответственность реально была разделена, прежде всего из-за вины самого пассажира. Наибольшая сложность возникает здесь с оценкой действий того пассажира, который помогал опаздывающему влезть в уже тронувшийся вагон. С одной стороны, он действовал из желания помочь. С другой стороны, его действия усугубили ситуацию, так как, не имея поддержки, тот, кто впрыгивал в вагон, мог бы отказаться от своего намерения и не получить увечье. Точно установить это, однако, невозможно, и можно даже предположить, что самостоятельные действия впрыгивающего пассажира привели бы к еще большему увечью.
Я думаю, что в моральном плане помогающий пассажир может быть оправдан, так как, наблюдая ситуацию, он просто не мог оставаться безучастным, хотя и не знал точно, как она будет развиваться. Принцип эвойдабилити лишь частично применим к данной ситуации. Он, конечно, может быть использован при установлении ответственности машиниста, но не может быть в полной мере отнесен к установлению степени ответственности охранника и, тем более, к ответственности помогающего пассажира.
Кроме того, ясно, что принцип эвойдабилити относится к ситуациям, где мораль может выполнить контрольные функции, он неприменим к оценке позитивной нравственной активности, направленной на улучшение общих условий жизни людей, на вклад каждого в общественное благо, заботу о будущих поколениях и т.д. Очевидно, что здесь должны работать другие критерии ответственности, связанные с представлениями о нравственном достоинстве личности, с добровольно принятыми ею обязательствами, соотносимыми в каждом конкретном случае с уровнем индивидуальных моральных запросов (притязаний личности на свое особое моральное достоинство).
Важное значение при оценке поступка имеет представление о так называемом непредметном результате, то есть таком результате, который выражается в косвенном влиянии на состояние нравственного сознания масс, на развитие нравственных мотивов у самой личности, совершившей определенный поступок, и у других людей. Следует учитывать, что нравственная ответственность это такая форма ответственности, которая принципиально ориентирована на максимум человеческих возможностей. Действия, порожденные моральными мотивами, подчас разворачиваются на грани невозможного. Поэтому, например, гибнут спасатели, разбиваются вертолеты, спасающие погибающих альпинистов, сгорают пожарники, пытающиеся вытащить гибнущих людей из огня. Хотя позитивный результат здесь не наступает, а количество жертв может даже увеличиться, эти действия, разумеется, не могут быть оценены как нравственно отрицательные.
Важна также не только оценка отдельного поступка, но и рассмотрение реакции личности на мнения людей об этом поступке, ее дальнейшее поведение, в котором происходит коррекция мотивов, предпринимаются усилия по развитию моральных и иных социальных качеств, способствующих тому, что поведение становится более ответственным, что дальнейший выбор становится более компетентным.
В социологическом плане, с точки зрения условий выживаемости определенного человеческого сообщества, ответственность — способ обеспечения взаимосвязи участников совместной деятельности, основанный на их субъективно мотивированной активности. Ответственность предполагает, что в обществе выполняются взаимные ожидания людей относительно их постоянных, а также возможных и необходимых в особых обстоятельствах действиях в отношении друг друга. Например, отношения ответственной взаимозависимости предполагают не только то, что за выполненную работу будет выплачена заработная плата, но также то, что человек, попавший в беду, может рассчитывать на помощь со стороны специальных служб спасения и отдельных граждан. В зависимости от характера отношений и степени активности субъекта деятельности ответственность может быть классифицирована как естественно обусловленная (ответственность родителей, ответственность детей), вмененная, то есть зависимая от такой социальной функции, избежать выполнения которой личность не может (например — воинский долг), добровольно принятая, то есть связанная с выполнением каких-то особых социальных функций, на исполнение которых личность может и не соглашаться. Последний вид ответственности может быть назван контрактным. Он содержит много оттенков: от простого соглашения между работником и работодателем до присяги Президента. Многие виды ответственности выступают в смешанном виде. Например, обязанность службы в армии сочетается в то же время с присягой, представляющей в нравственном смысле форму добровольного обязательства.
Ответственность может быть фиксирована различными способами, например, посредством формального определения прав и обязанностей в праве, что приобретает форму ответственности перед законом, ответственности за неисполнения своих обязанностей. На своем начальном, и в то же время базовом уровне моральная ответственность, также как и правовая, получает определенную формализацию, фиксируется с помощью норм, которые, хотя они и имеют рекомендательный характер, тем не менее достаточно жестко очерчивают круг обязанностей личности, оказавшейся в ситуации, попадающей под действие той или иной нормы. Однако, в силу того, что мораль предполагает добровольность исполнения требований, обычные эмпирически фиксируемые формы ответственности приобретают в ней вид ответственности личности перед самой собой, ответственности за развитие позитивных нравственных качеств и социально значимых способностей. В этом смысле предполагается, что в процессе своего нравственного развития личность преодолевает закон, поднимается выше его формальных требований в силу такого отношения к себе, которое делает закон ненужным. Многие мыслители считали, что мудрец не нуждается в законе как внешнем ограничении, потому что закон у него в душе. Н. Бердяев рассматривал этику закона именно как низший вид этики, кроме которой он выделял также этику покаяния и этику творчества.
Предвидение результатов совершаемых поступков, желание их достижения требует необходимой компетенции, знаний свойств окружающего мира, а также наличие практических способностей к совершению определенных видов деятельности. Развитие таких способностей и становится предметом ответственности личности перед самой собой. Человек, согласно Канту, должен встать всем тем, чем он способен стать. Это означает, что он обязан развить все свои таланты, обрести все способности, позволяющие ему быть членом общества. Фактически человек ответственен перед собой за свою собственную судьбу, ведь от его судьбы по большому счету зависит и судьба других людей.
В религиозном сознание покаяние, признание ответственности за свои дела перед Богом рассматривается в качестве высшего типа нравственного отношения. В то же время следует учесть, что в основе религиозной этики лежит идея спасения, обретения личного бессмертия или иной формы продолжения существования, что вносит в мотивы нравственного поведения эгоистический элемент.
Ответственность отличается от простой предусмотрительности, суть которой заключается в осторожном отношении к действительности, направленном прежде всего на сохранение условий собственной жизни. Ответственность это прежде всего отношение к другим. Однако в той мере, в какой личная жизнь рассматривается в качестве общественной ценности, предусмотрительное отношение приобретает черты ответственного. Например, позаботиться о собственной безопасности, учитывая то, что от твоей жизни непосредственно зависит судьба других людей, скажем, на войне, во время выполнения спасательных работ, есть не только предусмотрительное, но и ответственное отношение.
Принципиально важным вопросом в жизни современного общества становится вопрос о правильном распределении различных форм ответственности: моральной, юридической, административно-правовой, экономической.
Многие виды ответственности выступают в смешанном виде. Введение правовых норм, определение уголовной или административной ответственности за какие-то правонарушения не означает, что отношения этого класса выводятся за рамки моральной оценки. Просто необходимость обеспечения более высокой степени надежности взаимных ожиданий, гарантируемой независимо от уровня нравственного развития различных членов общества, требует в ряде случаев добавления к моральным мотивам иных, более жестких средств контроля поведения, основанных на внешних санкциях. Экономическая ответственность основана прежде всего на личном интересе различных субъектов деятельности, хотя это не исключает того, что удовлетворение личного экономического интереса может предполагать и моральную ответственность перед всем обществом. Это касается прежде всего определения допустимых средств расширения экономической активности, скажем, сознание ответственности за рекламу, которая способна вовлекать потребителя в пользование ненужными и даже вредными для его здоровья продуктами производства, а также сознания ответственности за состояние окружающей среды, за социальные процессы, развивающиеся под влиянием бизнеса.
Опыт развития Советского Союза показал, что система командного планового управления сковывала инициативу отдельного производителя, снижала его заинтересованность в производстве качественной продукции. В истории социалистического общества неоднократно делались попытки преодолеть этот недостаток за счет соединения рынка и плановости, использования возможностей влияния на производство товарно-денежных отношений, то есть за счет расширения поля экономической ответственности субъектов производства. Но действительно научной концепции соединения рынка и плановости в интересах общества выработано не было. Отсюда с самого начала использования денежных отношений, еще при нэпе возникла тенденция подмены экономической ответственности административной и правовой. Ленин в письме Г.Я. Сокольникову от 1 февраля 1922 г. писал, что руководители социалистических предприятий на хозяйственном расчете при неуспехе их деятельности «должны быть привлекаемы к суду и караться в составе всех членов правления длительным лишением свободы (может быть, с применением по истечении известного срока условного освобождения), конфискацией всего имущества и т. д.»*. Апелляция к необходимости уголовной ответственности при организации хозяйственной деятельности выглядит здесь весьма показательной. В реальности такой подход ничего, кроме снижения инициативы, дать не может.
* См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч.— Т. 54.— С. 150.
Проблема поиска соединения способа обеспечения ответственности перед всем обществом и инициативы, связанной с личной экономической ответственностью в действительности составляет кардинальный вопрос современной экономической теории, который относится не только к социалистической экономике. Дело в том, что современное производство, которое становится все более и более наукоемким, все более использующим развитые информационные технологии, не умещается в узкие рамки личной экономической ответственности, построенной на рыночных основаниях по классической либеральной схеме.
Особенностью современного информационного общества является то, что становится все более и более невыгодно скрывать знания. Информация о каждом новом открытии порождает лавинообразное развитие знания. Эффект от внедрения этого знания в производство может намного перекрыть эффект от конкуренции, связанной с сохранением коммерческой тайны. Весьма привлекательной выглядит в этом плане общественная собственность на средства производства, позволяющая обеспечить быстрое распространение новых знаний, отрицающая коммерческую тайну. Однако, как показала историческая практика, в том варианте, в каком общественная собственность существовала в бывшем СССР, она оказалась несостоятельна в обеспечении быстрого роста производительности труда, решении задачи соединения науки и производства. На наш взгляд, это было связано с недостаточной проработкой концепции стимулов труда, соответствующих общественной собственности, и с преувеличением значения всеобщей плановости как метода управления, якобы позволяющего придать труду общественный характер еще до производства (то есть не только в результате рыночного обмена). Система командного планового управления сковывала инициативу отдельного производителя, снижала его заинтересованность в производстве качественной продукции. Кроме того, формальные критерии отчетности производителя перед вышестоящими органами во многих случаях были обманчивыми, что приводило к тому, что получить точные сведения о состоянии системы производства оказывалось невозможно.
Тем не менее, неудачный опыт решения проблемы еще не означает, что ее вовсе не существует. Дело в том, что современное производство, в котором все большую роль начинает играть всеобщий труд, то есть такой труд, результаты которого непосредственно сказываются на всем обществе, которые также часто имеют глобальные последствия экологического и социального характера, нуждается в иных механизмах обеспечения ответственности, по сравнению с теми, которые были характерны для прошлых эпох.
С возрастанием роли всеобщего труда К. Маркс связывал выступающие со стороны способа стихийной рыночной регуляции пределы капиталистического производства, так как всеобщий труд это такой труд, результаты которого не могут быть адекватно оценены на основе меновой стоимости*. Внедрение какого-либо научного открытия в производство действительно приводит к удешевлению стоимости сразу во всей отрасли, причем так, что экономический эффект не соотносится здесь непосредственно с величинами затрат умственного труда. Отсюда может показаться, что производство, в котором овеществленный труд играет несравнимо большую роль, по сравнению с трудом живым, действительно нельзя осуществлять на основе производственного распределения, регулируемого меновой стоимостью. Это действительно огромная проблема. И именно упомянутое положение, касающееся роли всеобщего труда, было наиболее важным обстоятельством, определяющим, по мнению Маркса, историческую ограниченность капиталистической системы производства. Кризисный характер развития не был на первом месте.
* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 46.— Ч. 2.— С. 214.
Радикальное изменение общества, вызванное процессами автоматизации и развитием новых информационных технологий, порождает три связанных проблемы.
Первая проблема — это проблема критерия для оценки эффективности научных разработок и для решения о необходимости их применения в системе общественного производства.
Вторая проблема касается выбора эффективных стимулов индивидуального труда в новых условиях, когда сам труд приобретает всеобщий интеллектуальный характер.
Третья проблема связана с определением общей юридической и моральной ответственности в условиях всеобщего труда. Очевидно, что последствия неправильных решений в процессе всеобщего труда гораздо более опасны, чем ошибки конкретного труда.
Маркс решил эти проблемы путем их упрощения. Фактически он предполагал, что в условиях общественной собственности каждый будет работать на благо общества, исходя из того, что труд превратится в первую жизненную потребность, а любая новая научная идея рано или поздно принесет пользу общественной производительности. Этот идеал отражается в его идее о новом типе социальной связи, как свободном общении гармонически развитых индивидов. Она сменяет отношения вещной зависимости, отвечающие капиталистическому способу производства. Стремление к преодолению в социальной жизни отчуждения, порождаемого общением через посредство вещей, конечно, выглядит привлекательно. Однако проблема стимулов труда, отвечающих новому типу социальной связи, определение форм ответственности за результаты труда осталась совершенно не разработанной. В результате предполагаемое Марксом свободное общение индивидов приобрело абстрактные черты. Свобода оказалась необходимой потому, что не было найдено никакого реального критерия для оценки эффективности всеобщего труда. Что же касается необходимой ответственности, то предполагалось, что она полностью может быть обеспечена одной моралью.
В целом можно отметить, что мораль имеет огромное значение в условиях всеобщего труда, из-за невозможности его прямого внешнего контроля. Внешний контроль, несомненно, во многом не может быть применен в условиях современного производства. В России это было очевидно продемонстрировано полной неудачей введения государственного контроля за качеством продукции во время горбачевской перестройки (так называемая «государственная приемка»). Контрольные операции потребовали такого количества людей, освобожденных от непосредственных производственных функций, и такой затраты времени, что все это оказалось невозможным. Условия всеобщего труда порождают ситуацию, в которой при попытке внешнего контроля любой контролер, во-первых, должен иметь такую же квалификацию, как и реальный производитель, во вторых — затратить принципиально такое время, как и человек, подвергающийся контролю. Таким образом, это ситуация, в которой на каждого отдельного производителя необходимо иметь отдельного контролера, что делает внешний контроль невозможным.
По этой причине значение моральных факторов труда необычайно возрастает. Но для реального увеличения производительности труда одной морали недостаточно. Без объединения моральных мотивов с другими видами социальной мотивации сама мораль вполне может быть понята в виде одного ограничения, предстать просто как желание не делать вреда другим, не использовать их как средство, что в действительности не содержит позитивной мотивации. Одного творческого вдохновения также недостаточно для стимуляции труда, так как сам творческий процесс содержит большое количества рутинных операции, что снижает интерес к творческой работе. Необходимо поэтому также иметь и обычные материальные стимулы.
Общество пока решает названные проблемы, скорее эмпирически, чем пользуясь какой-то разработанной научной концепцией. Но возникновение такой концепции в будущем представляется мне неизбежным. В ее основу, как мне кажется, мог бы быть положен принцип дополнительности. В соответствии с ним соотношение рыночных и плановых начал должно быть организовано так, чтобы они могли существовать, не ограничивая друг друга, чтобы прогресс, обеспечиваемый на базе одних стимулов труда, не ограничивал другие. Например, можно предположить проведение планового начала через сеть мощных инновационных фирм, работающих под контролем государства и предлагающих на рынок труда и капитала новые идеи как обычный коммерческий продукт, иногда обеспечиваемый льготным кредитом, но никогда не внедряемый за счет прямых государственных инвестиций. Это, думается, позволило бы расширить скорости развития наукоемких технологий и, в то же время, сдерживало бы инфляционные процессы, связанные с вкладыванием денег в проекты, не обещающие быстрый практический эффект.
Однако создание абсолютно совершенной системы распределения ответственности между различными субъектами деятельности и совершенного сочетания различных способов фиксации ответственности невозможно. В силу того, что само общество развивается, что в нем появляются новые явления, новые угрозы, несовместимые с прежними формальными способами определения меры ответственности, а также в силу того, что многие ситуации, в которых приходится принимать решения, уникальны, определенные противоречия между разными видами ответственности всегда будут иметь место.
Так, вполне возможны противоречия между моральной и правовой ответственностью тогда, когда новые явления не укладываются в привычные схемы человеческих отношений. Это может быть связано, например, с применением новых технологий, последствия воздействия которых на человека всесторонне не обследованы, с вмешательством общества в природную среду, которое производится в соответствии с юридическими нормами и компетентными решениями, но все равно может вызывать опасения в смысле отдаленных непредвиденных последствий. Например, открытия в области генной инженерии, перспективы, связанные с клонированием человека, использованием трансгенных животных, не могут не вызывать нравственных вопросов, даже если все это и производится в соответствии с определенными законом возможностями.
Принципиальное важное значение имеет определение точного баланса соответствия между мерой правовой и моральной ответственности. Моральная ответственность в высокой степени отвечает природе творческого труда, так как сами, возникающие в процессе творчества ситуации являются индивидуальными, не поддающимися точному предсказанию и высокой степени формализации. Тем не менее, полностью определить меру ответственности в процессе научного и даже художественного творчества только с помощью моральной ответственности нельзя. Это грозит опасностью для общества, связанной с риском последствий субъективных решений.
Однако в ряде случаев правовая ответственность, для которой характерна высокая степень формализации, точное определение характера действий, которые должны быть предприняты или, наоборот, не предприняты в определенной ситуации, сковывают инициативу. Например, капитан российского корабля отвечает в уголовном порядке за последствия своих действий по гораздо большему числу показателей, чем капитан американского корабля. Его действия более регламентированы должностными инструкциями, и это реально сковывает инициативу во время критических ситуаций, требующих принятия быстрых самостоятельных решений.
Противоречие между моральной и правовой ответственностью не означает, однако, что право не может усиливать моральные мотивы деятельности, ведь многие правовые нормы непосредственно принимаются под влиянием нравственного сознания общества. В нашем уголовном кодексе есть статья, которая предусматривает ответственность за оставление человека без помощи. Например, если вы видите, что человек ранен и вы единственный, кто может отвести его в больницу, вы обязаны это сделать. Но такое же действие отвечает и обычному нравственному отношению одного человека к другому. Во многих странах такой статьи в уголовных кодексах нет. Например, ее нет в уголовном кодексе США. Это усложняет ситуацию моральной оценки. Вот, например, один из реальных случаев, обсуждавшийся с точки зрения моральных мотивов поведения человека. Водитель нашел на дороге раненого человека. Последний получил ранение, перелезая через изгородь, т. е. в определенной степени сам был виноват в своем несчастье. По счастливой случайности пострадавший оказался студентом медиком и определил, что рана не угрожает его жизни, но угрожает потерей руки, в том случае, если ему не будет немедленно оказана медицинская помощь. Он сказал об этом водителю, но тот поставил условием доставки его в больницу выплату денежной компенсации в 1000 долларов за испорченную обивку автомобиля, так как рана была кровоточащей. Стороны не пришли к соглашению, после чего водитель уехал. Он сообщил о случившемся в ближайшем населенном пункте. Пострадавшему была оказана помощь, но он все-таки потерял руку. Конечно, нравственные мотивы водителя не выглядят здесь как благородные. Но в правовом плане эта ситуация не влечет его ответственности по американскому законодательству.
Значительную проблему в обеспечении системы ответственности современного общества составляет вопрос о распределении полномочий индивидуальной и коллективной ответственности. Он еще не получил однозначного решения. Некоторые исследователи считают, что во всех случаях целесообразно доводить дело до определения индивидуальной ответственности конкретного лица, принимающего окончательные решения. Другие считают, что допустима и коллективная, корпоративная ответственность. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Известно, что коллективная ответственность очень легко оборачивается формой личной безответственности. Это особенно опасно тогда, когда речь идет о принятии решений, касающихся глобальных проектов преобразования природной среды, принятия решений о прямых государственных инвестициях и т. д. Однако иногда коллективные и анонимные решения выглядят более демократичными. Идея тайного голосования, положенная в основу избирательной системы всех цивилизованных государств, фактически является формой анонимной коллективной ответственности. Тот же принцип используется в случае проведения референдумов по поводу тех или иных конкретных решений политического и экономического характера. Характер процедуры принятия коллективных моральных решений, условия участия в этом каждой отдельной личности и степень ее ответственности становятся предметом особого внимания в одной из современных этических теорий, получившей название этики дискурса.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!