Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Смысл регулирующего действия любой нормы заключается в упорядочивающем воздействии, оказываемом данной нормой на поведение людей. Последнее зависит от того, насколько и как принятая в обществе социальная норма становится элементом индивидуального сознания. Следует, однако, подчеркнуть, что принципиальное значение имеет не только то, какие именно элементы нормативного сознания общества вошли в сознание личности, в конце концов, каждая личность обязательно имеет представление об основных нормах, а то, как нормы представлены в сознании, на основе каких доминирующих мотивов они выполняются.
Непосредственный мотив исполнения нормы определяется личностным смыслом (А.Н. Леонтьев), формируемым у личности в связи с ее содержанием. Личностный смысл не тождествен понятию ценностного отношения к действительности. Оттого, что личность сознает общественную ценность поведения, фиксируемого данной нормой, последняя не перестает быть формализованным средством регуляции, достаточно жестко определяющим характер взаимоотношений между людьми. Именно поэтому человек, скажем, испытывает угрызения совести от вынужденного нарушения нравственной нормы, несмотря на то, что это может диктоваться какими-то чрезвычайными обстоятельствами, определяющими ценность иного по отношению к данной ситуации, не соответствующего норме поведения (ложь во имя победы над неприятелем при ведении справедливой войны, убийство при защите собственной жизни или жизни другого человека). В личностном смысле исполнение норм включает не только сознание их общественной ценности, но содержит также и представленное на эмоциональном уровне психической организации, закрепленное в автоматизмах поведения стремление к бессознательному подчинению требованиям общества.
Без последнего формализованные средства регуляции в принципе не могут существовать. И даже если личность, переосмысливая содержание нормы, решается на ее полное или частичное нарушение в силу исторической целесообразности, бессознательные установки служат сдерживающим фактором, предохраняющим человека от поспешных решений.
Во многих моральных нормах отдельные требования к поведению увязаны с реализацией общих целей бытия. Это непосредственно определяет личностный смысл их исполнения. Наиболее явно такая увязка осуществляется в религиозных системах, где наградой за правильное поведение чаще всего оказывается освобожденная от страданий жизнь в раю или соединение с абсолютными началами бытия. Но и в светской морали можно найти связь между общими целями бытия и отдельными нормами. Например, в средние века в феодальных государствах, где на первый план был поставлен статус личности, связанный с ее происхождением, значительное внимание уделялось правилам этикета, внешним признакам достоинства, отражающимся в кодексах дворянской чести. Сознание своего статуса позволяло точнее понять содержание правил этикета и норм чести в конкретных ситуациях общения с равными себе по званию или стоящими на ступеньку ниже.
Сложнее оказывается раскрыть содержание нормы в ситуациях, когда речь идет не просто об отношениях людей, соответствующих общим чертам социальной связи, а о совершении конкретных предметных действий, всегда требующих значительного разнообразия во взаимоотношениях партнеров, занятых какой-то одной работой или непосредственно связанных взаимной зависимостью в связи с результатами труда друг друга. В сильно формализованных правовых регуляторах противоречие между общим характером выражения некоторых норм и конкретным поведением, которое должно строится на их основе, часто разрешается путем утверждения инструкций, разъясняющих, какое именно поведение соответствует данной норме в данных условиях, а что считается нарушением нормы. В морали толкование требований, зафиксированных в тех или иных нормах, во многом остается задачей, которую выполняет сама личность. При этом она, конечно, опирается на силу примера и мнения других людей, на культурно-исторический опыт и собственную практику жизни.
Понятно, что норма не была бы нормой, если бы ее трактовка целиком оставалась в сфере компетенции личности. В то же время в морали мы часто не находим четко выраженных, вербально зафиксированных правил поведения. Имеется лишь общее представление о необходимом, соответствующем нравам данного общества поведении.
Раскрывая смысл нормы, личность соотносит известные ей общие вербальные положения с условиями действия в данных обстоятельствах, в ряде случаев — с совокупностью организационно-технических норм, определяющих порядок совершения предметных действий. Это, разумеется, предполагает творческую активность, направленную на поиск средств, адекватных задаче реализации данной нормы. Творческий поиск стимулируется также тем, что поведение очень часто попадает под действие ряда норм, между которыми возможны противоречия. Разрешение этих противоречий всегда остается творческой задачей, выполняемой самой личностью.
Перед личностью возникает проблема вычленения многих социальных, особенно моральных норм, не имеющих четкого вербального выражения, из совокупности различных образований общественного сознания, фиксирующих представления о правильном поведении (например, образов художественной литературы, народных сказаний, прямых указаний, опирающихся на авторитет церкви, государства, общественных организаций), с одной стороны, и из реально наблюдаемого поведения людей и реакции общественного мнения на отклоняющиеся поступки,— с другой. Сравнение того и другого дает личности представление о степени императивности выделяемой нормы, позволяет оценить возможные последствия своих будущих действий.
Освоение содержания общественных требований имеет активный и заинтересованный характер, во-первых, потому, что личности необходимо прогнозировать реакцию окружающих на ее поступки (для чего нужно как можно более точное понимание нормы), во-вторых, потому, что сознание человека стремится к целостному охвату действительности, хочет снять те моменты отчуждения, которые возникают в связи с непроясненными до конца мотивами поведения, не принятыми к добровольному исполнению нормами. Последнее достигается через ценностное обоснование норм. При этом в тех нормах, которые касаются совершения предметных действий, такое обоснование неизбежно связано с общими проблемами взаимоотношения общества с природой, вопросами целесообразной организации системы производства, что требует расширения рациональных форм познания, приобретения специальных знаний.
Таким образом, в процессе обоснования нормы, во-первых, более глубоко постигается ее содержание (раскрывается короткая вербальная формулировка, в том числе — обобщается определенный класс соотносимых сданной нормой поступков). Во-вторых, обоснование дает стимул к развитию персональных качеств личности, необходимых для конкретной практики общественной жизни.
Подобный процесс обоснования не означает полного освобождения от нормативности. Историческая эволюция этических учений в целом показывает, что человек стремится к онтологизации своих моральных воззрений. Это оказывается необходимым для того, чтобы по отношению к отдельной личности они имели объективное выражение, которое в ряде случаев приобретает абсолютный характер. Несмотря на свободу морального выбора, отсутствие жестких санкций за нарушение моральных норм, в обществе возникают институты, присваивающие себе право трактовки моральных понятий и выражающие обобщенные реакции общественного мнения, соответствующие определенной идеологии. Церковь, общественные организации, профессиональные объединения и даже политические партии разрабатывают собственные нравственные кодексы и производят соответствующие им оценки поступков.
По сравнению с воззрениями античности, в которых, особенно в период эллинизма, добродетели в основном аргументировались через стремление к правильному выражению сути индивидуального бытия (даже если для этого и приходилось обращаться к единому закону универсума), в средние века происходит переориентация на внешний источник нравственных установлений. Онтологизация и институционализация морали осуществляется здесь в гораздо большей степени. Личность в парадигме мышления, подчиненного ортодоксальной христианской религии, уже не сама ищет возможные критерии правильного поведения, а воспринимает нравственные требования как безусловные, основанные на божественном откровении.
В протестантской теологии, несмотря на исходные положения Лютера об индивидуальном общении человека с Богом, институционализация нравственных отношений также постепенно усиливается, указываются авторитетные источники, придающие моральным понятиям всеобщий смысл. Желание найти веские основания для практически ориентированной активной нравственной позиции личности явно прослеживается и в эволюции взглядов К. Барта и Д. Бонхёффера. Так, первый от концепции диалектической теологии, оставляющей для личности возможность поиска собственного пути к Богу, переходит к трактовке теологии как знания, непосредственно опирающегося на церковь, к исследованию конкретного содержания веры, основанной на откровении. «Барт, в юности страстно выступавший против обезличивания и нивелировки индивида в обществе, к концу жизни начал ясно и недвусмысленно высказываться в защиту авторитета церкви, а также в пользу подчинения внутренней, субъективной жизни человека общественным интересам»*. У.Д. Бонхёффера Бог постепенно устраняется из «повзрослевшего мира», человек находит в себе самом моральные основания социальной ответственности. Но институт церкви при этом сохраняется, его роль даже возрастает, что закономерно, так как на смену одному внешнему источнику норм морали приходит другой.
* Исаев С.А. Теология смерти.— М, 1991.— С. 149.
В современном мире одно религиозное сознание, конечно, не способно создать авторитетный источник интерсубъективного смысла нравственных понятий. Требуются иные основания. В светской жизни авторитет моральных требований может подтверждаться в декларациях разного рода союзов, движений, в уставах и программах политических партий. Конечно, по своему эмоциональному воздействию эти декларации не могут сравниться с действием христианских заповедей на сознание верующего человека. Но ведь и сама вера не является непоколебимой.
Думается, что в наше время обоснование социальных норм, раскрытие содержания общественных требований все более требует комплексного подхода, осуществляемого на базе развитых способностей личности к саморефлексии, заинтересованному отражению оснований собственного бытия. Это предполагает достаточно глубокое знание каждым человеком психологии, философии, наличие у него представлений об историческом процессе развития общества и целях собственной жизни.
Особую роль в комплексном постижении системы общественных требований играет именно моральное сознание. По мере того как личность все более и более сталкивается с многообразием окружающей действительности, в ее нравственном сознании возникает необходимость обосновать все общественные требования с точки зрения их справедливости, что толкает к поиску ответов на вопросы об условиях организации социальной жизни, закономерностях развития общества, т. е. стимулирует развитие ее общественного мышления в целом. Нравственное сознание поэтому является своеобразным мостиком между элементарными, выраженными на уровне общественной психологии стереотипами поведения, представлениями о социальных нормах, исполнение которых осуществляется бездумно, как конформное поведение, и теоретическим сознанием, причем сознанием уже не только собственно нравственным, но и представленным в других общественных формах (политической идеологии, правосознании, научном познании).
Глубина понимания основ социальной жизни на данном этапе развития общества влияет на нравственные запросы, наполняет общие представления о долге более конкретными характеристиками. Но такая конкретизация происходит не только в результате работы сознания. Она во многом представляет такой же процесс духовно-практического освоения действительности, какой совершается и в ходе социально-исторического творчества новых моральных норм. В процессе жизни меняется в определенных пределах характер нравственных отношений, складывающихся вокруг каждого действующего субъекта. В них отражаются конкретные социальные роли, результаты прошлых, запечатленных в собственной памяти человека и памяти других людей поступков, личные симпатии и антипатии. Эта новая реальность в свою очередь становится предметом отражения, материалом для саморефлексии.
В силу сказанного можно сделать вывод о том, что содержание норм, имеющих общий характер выражения, а также смысл общих моральных понятий раскрывается не путем простого сообщения, передачи информации от общества к личности, и не за счет элементарного копирования поведения других людей (наблюдения, подражания, приспособления и т. д.), а в результате творческого процесса освоения социальной действительности, в котором ведущим является желание субъекта утвердить свое «Я», найти собственное место в жизни на основе разумного сотрудничества с другими людьми.
Принципиально важным представляется подчеркнуть здесь и то, что для субъекта, осуществляющего развитые виды общественной деятельности (работа, политическая борьба, воспитание, содержательный досуг), нравственные отношения воспринимаются в связи с определением возможностей общества в обеспечении его потребностей, условиями самовыражения, оценкой собственного трудового вклада в создание общественного богатства, т. е. в связи с теми отношениями, которые не имеют уже исключительно нравственного характера. Это показывает невозможность абсолютизации морали, не позволяет создать представление о ней как об особой высшей сфере бытия личности.
Достижение гармоничного представления о всей системе общественных требований и фактический успех жизни в этой системе служит способом подтверждения истинности смысла общих нравственных понятий, полученного в процессах духовно-практического освоения, ведь их содержание зависит не только от абстрактных установок личности на сотрудничество с другими людьми, но и от конкретных форм социальной связи, поддерживаемой внеморальными нормами, а также от социально опосредованных целей развития личности.
Личность, сформировавшая целостное представление о всей системе общественных требований, постигшая качественную разницу между различными типами норм, выявившая определенные тенденции общественного развития и глубоко понимающая задачи собственной профессиональной деятельности, оказывается способной творчески действовать в непредусмотренных обстоятельствах. Способность к таким действиям, разумеется, в разной степени присуща различным личностям, как различна и степень постижения ими социальной реальности, осознание ситуации, требующей творческого действия.
Многое здесь определяется также тем, насколько общество поощряет активность личности, способную вывести ее за привычные формы детерминации, предложить новые способы организации жизни. При жестком определении условий деятельности, отвечающем застойному характеру производства, социальные связи меняются очень медленно. Наоборот, там, где само производство уже не может обойтись без быстрой перестройки технико-организационных структур, невозможно обойтись и без высоко развитой способности личности к совершению самостоятельных действий. Но сказанное не означает полного преодоления нормативности в морали. Автономия нравственного сознания и свобода морального выбора выражаются не в том, что совершенно устраняется нормативный элемент морального сознания, а в том, что личность, идентифицирующая себя с нормой, наполняет ее конкретным содержанием, применяет к особым условиям своей общественной деятельности. Но любая индивидуальная трактовка должна быть в то же время произведена так, чтобы быть понятой со стороны других людей, чтобы они могли считать целесообразным и морально оправданным действовать так же в подобных обстоятельствах. Без апелляции к такому общезначимому выражению поведение уже нельзя будет рассматривать как ориентированное на данную норму.
Как видим, процесс освоения содержания общественных требований во многом протекает в соответствии с теми же механизмами духовно-практического освоения, которые имеют место и в процессе возникновения новых социальных норм. Неизбежным и закономерным поэтому является то, что, обосновывая общественные требования, личность пытается развить их содержание. В ряде случаев это связано с необходимостью формулирования новых требований, которые, будучи подержанными другими людьми, приобретают формализованный характер, получают определенную институционализацию, т. е. становятся новыми социальными нормами.
В эпохи быстрого преобразования общества, когда привычные условия детерминации нарушаются, необходимость теоретической рефлексии бытия, направленная на изменение всей системы социально-нормативной регуляции, возрастает. При этом возрастают и условия для многообразия нравственной практики. Множится число организаций, разного рода кружков, тайных обществ, политических партий, пытающихся предложить новые нравственные принципы бытия и вообще новые способы организации социальной связи, поддерживаемые новыми нравственными идеями. Так что теоретическая рефлексия и в этом случае не устраняет работы механизмов духовно-практического освоения.
Но познание действительности, понимание значения упорядочивания определенных сторон общественных отношений еще недостаточно для того, чтобы сформулировать норму. Последнее предполагает также знание о некоторых общих чертах, способах организации самой нормативной связи, например, наличие представление о том, что есть договор, какими способами он может быть обеспечен. В зависимости от степени формализации нормы можно, скажем, предположить, что для выполнения договора достаточно простого удостоверения, или же, наоборот, утверждать, что для этого требуются какие-то особые внешние подкрепления, показывающие, что будет с человеком, отступившим от этого договора. Но в любом случае требуется общее понятие о том, что есть договор. Точно так же в более развитых средствах регуляции оказывается не-обходимым знание о том, что есть правоотношение, что такое права и обязанности и т. д.
Для формулирования нормы необходимо иметь представление и о том, какие способы и формы взаимодействия людей являются целесообразными, наиболее оптимальными в тех или иных конкретных условиях практической деятельности. Это определяется, во-первых, общим характером общественной взаимосвязи, во-вторых,— характером непосредственных производственных задач, конкретной сферой деятельности людей, в которой их отношения подвергаются нормативному регулированию. Во втором случае субъект нормотворчества должен иметь развитые представления уже не только об общих способах организации социальной связи, но и о конкретных производственных задачах, включая технологическую сторону вопроса, а также знания об управлении производством в его конкретных звеньях, об эффективных стимулах труда, условиях обеспечения должной степени ответственности.
Таким образом, нормотворчество как особый общественный процесс включает в себя не только познание действительности, но и творческую деятельность по созданию самих норм, предполагает способность к моделированию образа будущей действительности, что в свою очередь требует целого ряда специальных знаний или способностей к лидерству (в процессе создания неинституциональных норм).
Социальная группа, вставшая во главе политического движения и предлагающая новые принципы социальной взаимосвязи, естественно, видит эту связь в такой форме, которая максимально отвечает ее интересам, позволяет ей занять лидирующее положение в системе общественного производства, и, в конечном счете, получать экономические выгоды от того, что именно она управляет процессом воспроизводства социальных связей. Но никакая общественная группа, в то же время, не может конструировать социальную связь произвольно, без учета объективных потребностей общественного производства и интересов других людей, ведь по самой логике своего образования общественная взаимосвязь предполагает объединение всех участников общественного производства. Данная связь, следовательно, создается так, что она в определенной степени отвечает интересам всех.
Поскольку мораль отражает единство коренных интересов личности и общества, поскольку в конечном счете критерием нравственной ценности любой общественной деятельности выступает ее значение для человечества в целом, общность, вырабатывающая нравственные императивы, в своем сознании как бы идентифицирует себя с человечеством. Но последнее не живет еще по тем нормам, которые отражают сознание передовых общественных групп, не хочет принимать предлагаемые ими новые формы социальной связи. Отсюда возникает конфликт нравственных ценностей, в котором выражается социально-критическая роль морали. Моральное сознание действует в периоды радикального преобразования общества в единстве с сознанием политическим, оно отражает необходимость утверждения в общественной жизни новых экономических и политических отношений. «Если нравственное сознание массы объявляет какой-либо экономический факт несправедливым, как в свое время рабство или барщину,— отмечал Ф. Энгельс,— то это есть доказательство того, что этот факт сам пережил себя, что появились другие экономические факты, в силу которых он стал невыносим и несохраним»*.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 21.— С. 184.
Процесс формирования социальных норм, как уже говорилось, содержит в себе момент абсолютности, так как сознание общности часто не сохраняет представление о творце, воспринимает норму как появившуюся ниоткуда, обусловленную незыблемым порядком бытия, или, наоборот, рассматривает самого творца в священном смысле. Данная абсолютная сторона нормативного содержания морали влияет на формирование и сохранение устойчивости любого значительного политического субъекта, несмотря на то, что в своей политической идеологии он способен к достаточно быстрому переосмыслению старых нравственных представлений, подгонкой их под новые условия своего фактического социального положения. Но этот субъект обязательно оказывается нежизнеспособным и закономерно приходит к своему краху, если он нарушает те «абсолютные» (нормативные) основания, которые первоначально утверждались им же самим как условия собственного бытия.
Выводы
· Духовно-практическое освоение действительности является важнейшим механизмом практической коллективной адаптации человека к условиям его бытия, к природной и социальной среде его обитания. Такое освоение включает в себя элемент отражения, познания окружающей реальности. Но познание составляет лишь исходный пункт духовно-практического освоения действительности. Принципиально важным является то, что в процессе практической адаптации к условиям собственного бытия человек вырабатывает специфические, искусственно сконструированные адаптационные инструменты, прежде всего — социальные нормы и ценности. С помощью них в результате того, что определенные массы людей начинают подчиняться данным искусственным образованиям, всегда создается новая действительность, возникают новые социальные отношения. Эти отношения оказываются устойчивыми в том случае, если они воспроизводятся в жизнедеятельности социально-исторических общностей людей, если сами эти общности прогрессируют в своей жизненной практике. Таким образом, в ходе духовно-практического освоения действительности познание мира, конструирование новой реальности и ее практическая проверка на истинность (целесообразность) происходят как единый процесс.
· Социальные нормы в целом представляют собой формализованные правила поведения. В них наиболее четко и с наибольшей степенью императивности, обязательности исполнения выражаются отвечающие условиям организации общественной жизни способы взаимодействия людей. Именно поэтому функционирование социальных норм всегда предполагает соответствующие средства, гарантирующие исполнение заключенных в этих нормах предписаний. В юридической литературе в качестве элементов социальной нормы выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. В гипотезе очерчивается круг лиц, к которым обращена данная норма и определяются иные ограничения сферы ее действия и условий применения. Диспозиция раскрывает основное содержание нормы. Санкция выражает способ обеспечения исполнения нормы, показывает, какой мере общественного воздействия подвергнется ее нарушитель. Иногда санкция рассматривается как отдельная норма, связанная с условиями применения нормативных требований. Хотя многие социальные нормы, например, нормы морали, не имеют однозначно выраженной санкции, их реальное функционирование в обществе все равно предполагает определенное воздействие общества на нарушителя нормы, а также внутренние санкции, связанные с угрызением совести, идеальным предвосхищением состояния неспокойной совести, что удерживает от нарушения выраженного в норме требования. Это означает, что любые нормы предполагают мотивы поведения, связанные с самой нормой, а не с теми или иными потребностями индивида. Последние выражают общие отношения человека к миру, которые проявляют себя не во всех конкретных случаях поведения. Норма как социокультурное явление самим фактом своего существования, конечно, удовлетворяет определенную общественную потребность (потребность в упорядочивании общественной жизни, сохранении общества как целостного образования), но это совсем не означает того, что мотив исполнения нормы связан с какой-то определенной потребностью личности. Более того, сами индивидуальные потребности в ряде случаев могут формироваться под воздействием обычаев, традиций, морали, то есть под воздействием средств нормативной регуляции поведения. Но в отличие от обычая, традиций, мораль не просто транслирует некоторые культурно обусловленные цели деятельности от одних поколений людей к другим, она подвергает их критическому рассмотрению, делая тем самым предметом критики и потребности человека. В морали формулируется обращенный к личности призыв переделать ее собственную природу, отказаться от одних желаний ради обретения других, полагаемых высшими, отвечающими заданному в нормах и ценностях идеалу совершенства.
· Представляется неправильным отличать ценности от норм, утверждая желательность первых в личном восприятии и вызванную принудительной императивностью отчужденность вторых, ибо как желательная воспринимается лишь наполненная личностным смыслом общественная ценность. Свободное самоутверждение на основе общественных ценностей начинается тогда, когда уже проявляют себя потребности к творчеству, труду, познанию. Последние, однако, невозможно сформировать без включения личности в соответствующие данным потребностям виды деятельности. Но это во многом происходит как раз под воздействием общественных требований. В них же ценности представлены именно как надличностные образования, соотносимые с социальными нормами. Они так же, как и нормы, имеют определенные способы выражения в общественном сознании, независимые от понимания отдельной личности. Без норм ценности лишаются общеобязательного значения и, собственно, перестают быть ценностями общественного сознания, превращаясь в индивидуальные оценки.
· В культуре каждого общества существует единая система общественного требования. Последнее включает две стороны: нормативную и ценностную. Нормативная непосредственно предписывает желательные для общества образцы поведения. Ценностная же сторона способствует аргументации данных образцов как желательных для общества и самой личности в смысле свободного выбора разделяемых ею с другими людьми условий собственного бытия, условий достижения лично го счастья.
· Моральные нормы отличаются от других социальных норм тем, что они имеют всеобщую форму выражения, то есть в основном (кроме норм профессиональной морали) обращены ко всем людям, даже шире — ко всем существам, обладающим сознанием. Это обусловлено тем, что способ жизни, предлагаемый авторами моральных требований, представляется как наиболее желательный и, в принципе, доступный для всех. В данном аспекте мораль существенно отличается от норм обычая, традиционных норм, требования которых обращены к локальным сообществам. В праве тоже имеют место всеобщие императивы, но они выполняют там иную роль, подчеркивая не просто общедоступность, желательность определенного образа жизни, а жестко определяя сами его условия как строго необходимые для всеобщего исполнения. Функционирование правовых норм предполагает поэтому создание специальных общественных институтов, призванных следить за тем, чтобы нормы соблюдали все члены общества.
· Полагая собственные требования доступными для всеобщего подражания, мораль одновременно рассматривает их как справедливые, приемлемые для различных групп людей, объединенных в то же время единой социальной (в том числе и моральной) связью. Но условия воспроизводства социальной связи не являются постоянными. Они из меняются в критические периоды развития общества, прежде всего при переходе от одного способа производства к другому. Новые социальные силы, выступающие за более гуманные, более прогрессивные способы организации производства опираются на широкую поддержку народных масс. Их идеи о необходимости новых форм взаимоотношения людей вызревают в недрах старого общества постепенно и органично включаются в спонтанно развивающиеся процессы духовно-практического освоения действительности. Поэтому неудивительно, что в периоды ломки старого общества возникает множество неформальных объединений людей, политических партий, тайных обществ. Их деятельность способствует консолидации новых социально-исторических общностей, что, в конечном счете, составляет условие возникновения новых норм и принципов морали.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1599 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!