Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Социальные нормы представляют собой формализованные правила поведения. В них наиболее четко и с наибольшей степенью императивности, обязательности исполнения выражаются отвечающие условиям организации общественной жизни способы взаимодействия людей. Именно поэтому функционирование социальных норм всегда предполагает соответствующие средства, гарантирующие исполнение заключенных в этих нормах предписаний. В юридической литературе в качестве элементов социальной нормы выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. В гипотезе очерчивается круг лиц, к которым обращена данная норма, и определяются иные ограничения сферы ее действия и условий применения. Диспозиция раскрывает основное содержание нормы. Санкция выражает способ обеспечения исполнения нормы, показывает, какой мере общественного воздействия подвергнется ее нарушитель. Иногда санкция рассматривается как отдельная норма, связанная с условиями применения нормативных требований. Хотя многие социальные нормы, например нормы морали, не имеют однозначно выраженной санкции, их реальное функционирование в обществе все равно предполагает определенное воздействие общества на нарушителя нормы, то есть санкцию.
Действие социальных норм реализуется, следовательно, только в системе общественных отношений, возникающих по поводу самих этих норм. Будучи важнейшим регулятором поведения людей, социальные нормы не могут функционировать вне этой системы, охватывающей собой и способы обеспечения норм и способы их закрепления в общественном сознании, позволяющей установить зависимости между реальным массовым поведением и его идеальным выражением.
В эмпирической социологии под нормами поведения часто понимаются просто повторяющиеся явления во взаимоотношениях людей, проявляющиеся в массовом поведении как устойчивые реакции на поступки определенного типа. Соотношение между массовым поведением и его идеальным выражением не носит, однако, характера однозначного отражения одного другим. «Социальная функция норм двуедина: это и отражение действительности и воздействие на нее»*. Такое воздействие, разумеется, не ограничивается просто пресечением отклонений от распространенных образцов поведения, но предполагает поощрение развития или ограничение некоторых тенденций, проявляющихся в поведении людей. Поэтому в социальной норме не только подводятся итоги каких-то принятых черт поведения, но именно определяются такие условия деятельности людей, которые способствуют превращению желательных для того или иного субъекта нормотворчества поступков в массовое общественное явление.
* Пеньков Е.М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории.— М., 1972.— С. 49.
Невозможность сведения социальной нормы лишь к идеальному отражению действительности, видимо, порождает стремление некоторых исследователей рассматривать норму и в виде образования общественного сознания, и в виде компонента самой объективной связи общественной жизни. Однако однозначного решения этот вопрос в литературе еще не получил*. Ясно, что специфику социальных норм как общественного явления нельзя понять вне анализа реальных условий взаимосвязи сознания и поведения людей, определяемого практикой их общественных взаимодействий, успехами осуществления управленческой, организационной деятельности. Тем не менее данное обстоятельство еще не означает, что сама норма представляет (включает в свое содержание) эти практические взаимодействия.
* А.К. Уледов отмечает, что под нормами поведения следует понимать реальные отношения между людьми (См.: Уледов А.К. Структура общественного сознания: Теоретико-социологическое исследование.— М., 1976.— С. 83.). Близкую к этой позицию занимает В.Д. Плахов (См.: Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории.— М., 1985.— С. 24). В то же время другие авторы считают неправомерным смешивать понимание нормы как элемента общественного сознания с реальными отношениями. (См.: Поросенков С.В. Социальные нормы как форма отражения действительности // философские науки.— 1981.— №5.— С. 138-139).
Позиция прямо отождествляющая норму с теми отношениями, которые становятся предметом нормативной регуляции и поведением людей, вступающих в эти отношения, методологически слаба тем, что не позволяет учитывать момент развития общества, изменения характера общественных отношений и соответствующего им массового поведения людей.
В работе В.Д. Плахова, где наиболее последовательно проведен этот взгляд, делается попытка понять природу социальных норм на основе одной единственной категории меры, в связи лишь с одним законом диалектики. На наш взгляд, такой подход в принципе ошибочен. Измерение, оценка составляют лишь одну из функций норм, причем не только социальных. Для социальных норм основное составляет, несомненно, не измерение, а утверждение определенного типа социальной связи через предписанный эталон действия. С помощью нормы, конечно, можно измерять. Но это не главное. Еще до такого измерения необходимо направить поведение, что фактически означает сконструировать новую реальность, открыть простор для новых практических взаимодействий людей.
Норма оказывает активное воздействие на действительность, а не просто измеряет и подправляет поведение. Последнее становится устойчивым именно благодаря тому, что оно регулируется с помощью социальной нормы, запрещающей или предписывающей личности необходимый для воспроизводства данных общественных отношений вид действий. Многие виды бытовых, семейных, политических отношений, хозяйственных взаимосвязей попросту не могут сложиться без соответствующих, выступающих способом их закрепления, социальных норм. Поэтому в норме, представленной в общественном сознании, отражается не просто само поведение, а прежде всего — вызывающие его условия общественной жизни.
В то же время реальное функционирование социальных норм в системе общественных отношений показывает невозможность их рассмотрения исключительно как элементов общественного и индивидуального сознания (идеальных образов) в противопоставлении поведению и тем практическим отношениям, которые складываются между людьми по поводу исполнения норм. Разрыв единства сознания и поведения людей связан с недооценкой человеческой практики, недостаточным пониманием механизмов обратного влияния сознания на бытие людей.
Нормы сами по себе, собственно, предполагают идеальные модели взаимодействия, устойчивые формы коммуникации людей. Но тогда, когда идеальное превращается в устойчивую форму коммуникации, оно уже, собственно, перестает быть только идеальным, а получает некоторую степень материализации и новую степень истинности. Это уже не просто соответствие образца действительности, способное, скажем, существовать в голове отдельного субъекта, а некоторое интерсубъективное отношение, взаимно разделенная ценность. Материализация данного отношения выражается в том, что вокруг него, т. е. вокруг действующей нормы, складываются некоторые практические отношения по поводу ее исполнения. В них фиксируются привычные реакции на нарушение нормы, в юридических нормах — определяются условия применения санкций.
Данные отношения являются необходимым условием функционирования социальных норм в качестве действенных регуляторов поведения людей, так как в них выражаются практические реакции общества на исполнение или нарушение норм, а соответственно, определяются и условия представления этих норм в индивидуальном сознании. Любая социальная норма является значимой для того или иного лица, влияет на индивидуальные мотивы поведения только в том случае, если имеется отношение данного лица к другим лицам или учреждениям, обусловленное исполнением соответствующей нормы. Однако данные отношения следует, конечно, отличать от тех отношений, которые составляют предмет нормативной регуляции. То, насколько в отношениях по поводу исполнения некоторой нормы оказываются приняты во внимание смыслы отношений, подвергающихся нормативному регулированию, зависит от многих обстоятельств. Прежде всего,— от состояния массового общественного сознания, от степени нравственного развития большинства членов общества. Данные обстоятельства в основном и определяют степень формализации, заключенную в том. или ином конкретном способе нормативного регулирования, в той или иной конкретной норме.
Нормативное регулирование, как уже говорилось, обязательно предполагает наличие мотива, связанного с исполнением нормы, вне непосредственной связи данной нормы с некоторой потребностью личности. В морали этот мотив связан в основном с внутренними санкциями, основан на угрызении совести, чувстве стыда, а также на упреждающей активности сознания, направленной на то, чтобы не испытывать подобных чувств, то есть не совершать плохих поступков.
Я думаю, что в той мере, в какой мораль выступает как система нормативной регуляции, ее предписания реализуются именно на базе отрицательных эмоций, которые личность стремится избежать, предвосхищая возможные последствия нравственно неодобряемого действия. В отдельных ситуациях человек рассуждает по принципу «я не буду человеком», «я не смогу жить, если не сделаю этого» (например, оставлю другого человека в беде) или, наоборот, сделаю что-то решительно нравственно неодобряемое (например, выдам тайну врагу). Предвосхищающая роль отрицательных эмоций подтверждается известным феноменом из практики воспитания, который подчеркивал, в частности. Сухомлинский. Он утверждал, что ребенка ни в коем случае нельзя быстро прощать, иначе у него возникнет мысль о вседозволенности, т. е. как раз не формируется устойчивый комплекс негативных эмоций, возникающих в связи с нарушением нравственного требования. Отрицательные эмоции, возникающие в связи с мыслью о нарушении нравственного требования, как раз и обеспечивают мотив поведения, не связанный непосредственно с какой-либо определенной личной потребностью.
В праве мотив исполнения нормы связан с угрозой санкции. Не исключено, конечно, что личность может следовать правовой или моральной норме на основе убеждения в ее справедливости, понимания ее общественной целесообразности. Это означает, что она переходит уже к другому — ценностному уровню саморегуляции. Но для понимания специфики социально-нормативного регулирования важно подчеркнуть, что личность реагирует на факт существования нормы даже тогда, когда не убеждена или не полностью убеждена в ее целесообразности, когда сомневается по поводу того, применима ли норма к данной ситуации. Поэтому даже в морали, где человек свободно выбирает надлежащий тип поведения, элемент формализации, факт противостояния индивиду придуманной не им нормы не может быть совершенно исключен.
В морали элемент формализации, однако, выражен не столь явно, как в праве. Нормы имеют здесь расширенное основание. Они аргументируются через систему ценностей и представляются в нравственном сознании общества как необходимые для нормального общежития и блага самой личности. Последнее показывает огромное значение той проблематики, которую можно было бы назвать метафизической, т. е. не связанной непосредственно с прагматическим интересом какого-либо субъекта социального управления, стремящегося более рационально организовать общественные взаимодействия людей. Но абсолютизация этого момента также может привести к неверным выводам, принизить значение нормативного элемента, а следовательно, и всего процесса духовно-практического освоения действительности.
Выделение в механизмах регуляции собственно социальных норм происходит на достаточно поздней ступени общественного развития, главным образом в процессе возникновения и развития классового общества. До этого господствуют более элементарные правила, которые либо непосредственно закрепляют целесообразность каких-то действий сугубо производственного характера (правил общения со средствами труда), либо регулируют сложившиеся в данной общности индивидуальные ролевые распределения. Возникновение собственно социальных норм осуществляется двумя путями. Во-первых, это абстрагирование в содержании нормы общественного значения действия (различение этого значения с простой последовательностью операций, необходимой для достижения какого-то производственного результата). Для понимания сути данного процесса большое значение имеет предложенный в свое время Н.Н. Мокроусовым принцип разграничения действий на действия-операции и действия-поступки*. Первые выражают технологические моменты отношения людей к природе, вторые — людей друг к другу, т. е. представляют поведение в собственно общественном смысле слова, фиксируют значимость совершаемых действий в связи с отношением людей к обществу, коллективу и т. д. Данное разграничение используется многими авторами для обозначения предмета социально-нормативного регулирования. Во-вторых, формулирование социальных норм происходит в связи с необходимостью воспроизводства отношений, возникающих в результате крупного общественного разделения труда, т. е. таких отношений, которые закрепляют социальные и классовые различия между людьми. Во втором случае создание социальных норм означает возникновение принципиально новой реальности, не имеющей до того каких-либо фактических природных или искусственных (накопленных опытом) производственных аналогов в действительности.
* См.: Мокроусов Н.Н. Проблема нравственной оценки поступков (поведения) // Вопросы философии.— 1965.— №9.— С. 38 — 39.
Оба названных пути формирования развитых норм социальной регуляции, конечно, не являются независимыми друг от друга. Общественное значение действия, в сколь бы абстрактной форме оно не выражалось в социальной норме, тем не менее чаще всего воспринимается все-таки через призму социальной принадлежности личности. И это происходит не только потому, что у представителей разных социальных групп, классов имеется различное понимание задач воспроизводства социальных связей. Различаются весь их образ жизни, представления о приоритетных ориентациях жизнедеятельности, о том, что они лично могут сделать для общества в смысле выражения общечеловеческого интереса. Понятно, что возможности для этого неодинаковы даже в силу различия профессий.
Факты истории убедительно свидетельствуют, что дифференцированные социальные нормы появляются именно тогда, когда возникают какие-то постоянные социальные различия между людьми, за различными группами закрепляются особые производственные функции. Первыми собственно социальными нормами, развивающимися на указанной основе, были обычаи, закрепляющие особый статус лиц, выполняющих функции управления и отправления религиозных культов. Затем, вместе с возникновением классового общества, произошло правовое закрепление социальных различий, связанных с отношением к собственности.
При определении социальной нормы некоторые авторы стремятся к полному исключению действий-операций из сферы социально-нормативного регулирования*. Это выглядит не случайным. Ряд действий, совершаемых людьми в обществе, не имеет предметно-преобразовательной направленности, например, политическая борьба, защита определенной формы собственности. Воспроизводство некоторых субъект-субъектных отношений имеет целью гарантировать общие условия деятельности. Отношение к природе представлено в таких действиях весьма опосредованно, через всю систему существующих производственных отношений и может даже не осознаваться отдельной личностью, исполняющей какую-то конкретную норму.
* См.: Пеньков Е.М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности.— М., 1972.— С. 46.
С другой стороны, многие субъект-субъектные отношения появляются непосредственно в связи с предметно-преобразовательными действиями, выражают ответственные зависимости между.людьми, возникающие в связи с совершением таких действий. В этом плане справедлива позиция тех авторов, которые настаивают на том, что действия-операции и действия-поступки — одни и те же действия, взятые в разных отношениях*. Видимо, то, что такую позицию отстаивают ученые-этики, закономерно. Область распространения нравственной активности личности шире социальной. В нравственном отношении отражается не только заинтересованность в обеспечении исходных, выступающих со стороны данного способа производства, форм собственности, условий бытия общественного субъекта, но и выражается заинтересованность в существовании общества как такового, в росте всего общественного богатства и развитии личности как высшей общественной ценности. Все это заставляет более полно учитывать в мотивации нравственного поведения различные факторы, детерминирующие деятельность. В том числе — учитывать уровень развития производительных сил в плане осознания конкретного этапа развития противоречия общества и природы, нравственно обосновывать цели деятельности людей, порожденные стремлением разрешения данного противоречия.
* См.: Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.— М., 1979.— С. 27 — 28; Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, Результаты.— Томск, 1977,— С. 35.
Конечно, отношения людей к природе также являются и предметом правового регулирования, прежде всего тогда, когда речь идет о выполнении каких-то инструкций, правовом обеспечении организационно-технических отношений. Однако неизбежная для правовой регуляции значительная формализация взаимосвязей людей, а также цели правового регулирования, связанные с согласованием антагонистических интересов, никогда не позволяют выразить суть отношения людей к природе так широко, как в моральной регуляции, предполагающей единство коренных интересов. В современных условиях правовая регуляция, правда, часто сближается с нравственной волей масс в решении глобальных проблем. Это выражает тенденцию возрастания степени единства коренных интересов людей по поводу предотвращения ядерной войны, экологической катастрофы, поддержания стабильного роста производства и т. д. Тенденция возрастания единства коренных интересов является одной из практических причин популярности абсолютизма как способа обоснования морали. У людей появляется желание найти такое веское основание для нравственного действия, которое заставило бы всех отказаться от частных интересов, способных разрушить общественную организацию, уничтожить необходимые константы бытия, и вместо этого пойти на взаимные уступки во имя выживания человечества.
Более широкий, по сравнению с правом, круг общественных отношений, охватываемый в процессах моральной регуляции, а также тот факт, что нормы морали предполагают свободный выбор личности при их исполнении, определяет то, что в нравственности согласование интересов людей не может быть осуществлено без учета качественной природы этих интересов. Это означает, что мораль активно влияет на формирование интересов людей, в то время как право фиксирует в основном лишь общие условия удовлетворения интересов, показывает каналы, по которым они могут быть реализованы так, чтобы избежать резких конфликтов с интересами других людей. Регулятивные функции морали оказываются, следовательно, более разносторонними. Их реализация всегда выходит за пределы воли какого-то определенного субъекта социального управления, хотя влияние последнего на моральные представления в целом тоже исключить нельзя.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!