Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Определяя понятие ценности, очень часто обращают внимание на желательность объекта, обозначенного той или иной ценностью для человека, способность той или иной вещи, идеи, художественного произведения и т. д. удовлетворять определенную личную или общественную потребность. В таком случае ценность определяется через значение, она соответственно предстает как объективное отношение, а оценка представляется его субъективным выражением. В работе известного исследователя морали С.Ф. Анисимова, посвященной вопросам аксиологии, критикуются характерные для многих западных ученых определения ценностей, в которых это понятие утверждается в независимом от человека, универсально объективном смысле. «Подлинно научное определение философского понятия ценности,— пишет С.Ф. Анисимов,— может быть дано только в границах той полной реальности, каковой является целостная человеческая жизнедеятельность как совокупность субъект-объектных отношений: практических, познавательных, ценностных, в которой объективное и субъективное находятся в неразрывной связи друг с другом. В аксиологии совершенно необходимы понятия: значения, значимость, значимое, ценностное отношение, шкала значений, иерархия ценностей и др.»*. С этими выводами автора можно в полной мере согласиться. Однако само определение ценностей, предлагаемое в рамках настоящего подхода, вызывает некоторые вопросы. «...Ценность,— отмечает С.Ф. Анисимов,— есть положительное значение. А значение вообще — любое качество ценностного отношения, состоящее в способности (или отсутствии) удовлетворить какую-либо потребность действующего субъекта этого отношения. Значимость — количественная мера этой способности, то есть значения»**. В приведенном определении, на первый взгляд, казалось бы, тоже все выглядит вполне корректно, логически правильно. Однако возникает вопрос о том, кто устанавливает значение, из каких потребностей субъекта мы должны исходить, определяя значение для него тех или иных предметов? Сами потребности человека развиваются исторически, являются весьма подвижными, они формируются у каждой отдельной личности под влиянием культурных представлений данного общества, следовательно, и под влиянием определенных ценностей. Здесь закономерно возникает вопрос о том, что же нужно поставить на первое место: ценность или потребность? Определение ценности через значение не учитывает, с нашей точки зрения, исторической относительности и индивидуальных психологических особенностей в отношении человека к миру, не дает возможности понять это отношение как субъективно интерпретированное. Характерное для западной аксиологии стремление интерпретировать ценностное отношение как независимое от субъекта, как обладающее по отношению к нему нормативным, обязывающим смыслом, должно быть объяснено, и принято во внимание, а не просто отвергнуто как несостоятельное.
* Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию.— М., 2001.— С. 64.
** Там же.— С. 69.
Представляется неправильным отличать ценности от норм, утверждая желательность первых в личном восприятии и вызванную принудительной императивностью отчужденность вторых, ибо как желательная воспринимается лишь наполненная личностным смыслом общественная ценность. У личности могут быть сформированы стремления, отвечающие ценностным представлениям о преимуществах того или иного образа жизни, о назначении человека. Однако свободное самоутверждение на основе общественных ценностей начинается, с нашей точки зрения, тогда, когда уже проявляют себя потребности к творчеству, труду, познанию. Такие потребности невозможно сформировать без включения личности в соответствующие им виды деятельности. Но это во многом происходит как раз под воздействием общественных требований. В них же ценности представлены именно как надличностные образования, соотносимые с социальными нормами. Они так же, как и нормы, имеют определенные способы выражения в общественном сознании, независимые от понимания отдельной личности.
Без норм ценности лишаются общеобязательного значения и, собственно, перестают быть ценностями общественного сознания, превращаясь в индивидуальные оценки. В культуре каждого общества существует единая система общественного требования. Последнее включает две стороны: нормативную и ценностную. Нормативная непосредственно предписывает желательные для общества образцы поведения. Ценностная же сторона способствует аргументации данных образцов как желательных для общества и самой личности в смысле свободного выбора разделяемых ею с другими людьми условий собственного бытия, условий достижения личного счастья.
Это может быть выражено следующей схемой:
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!