Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ценностная сторона:
1. (от общественных представлений о совершенной личности к индивиду)
2. (от личности к обществу), т. е. каким должно быть совершенное общество, чтобы в нем могла жить совершенная личность.
В результате обратного движения от представлений о совершенной личности к идее совершенного общества происходит формулирование общественного идеала. В этом процессе мораль выполняет социально-критическую роль. Так как идеальное общество всегда противопоставляется его наличному, современному состоянию.
Многие ценности, представленные в общественном сознании, непосредственно относятся к системе отношений, необходимых для воспроизводства данных социальных норм. Например в ценностях современного общества защищаются нормы, гарантирующие основные права и свободы граждан. Без ценностей оказывается невозможным раскрыть смысл многих общих нравственных принципов (патриотизм, коллективизм, индивидуализм) и добродетелей (трудолюбие, доблесть, великодушие). В разъяснении данных принципов и добродетелей обязательно производятся суждения, связанные с утверждением некоторых ценностей (ценностного приоритета выживаемости рода, или, наоборот,— ценности индивидуальной жизни, ценности труда как способа поддержания жизни и развития самого человека и т. д.).
В западной моральной теории, в аксиологии в ценностях часто пытаются найти некоторый устойчивый онтологический пласт морального бытия. Ценности объявляются особой реальностью, существующей наряду и независимо от материального мира и мира смыслов, порожденных сознанием. В утверждении мира ценностей как особой метафизической реальности прослеживается желание противопоставить ценность и оценку, найти основание для морально должного, которое было бы более значимым, чем относительная оценка, производимая тем или иным конкретным историческим субъектом.
В подобных теориях субъективное бытие, по существу присущее только индивидуализированным формам жизни, способным ориентироваться, воспринимать и перерабатывать информацию, неоправданно приписывается морали, космическому духу, самим ценностям (М. Шелер, Н. Гартман), то есть общим понятиям, произвольно сконструированным метафизическим конструкциям. Даже если принять такую позицию (что само по себе безосновательно), неизбежно возникает вопрос о том, почему отдельный человек должен заботиться о жизни духа, почему существование какого-мира ценностей является значимым для него самого. Предлагаемый ответ чаще всего заключается в утверждении того, что человек просто принадлежит к подобным мирам какой-то своей частью, что по существу является ничем иным, как обычным механицизмом, упрощенным представлением, демонстрирующим теоретическую несостоятельность дать действительный ответ.
С моей точки зрения, подлинная онтология морали должна быть найдена в бытии тех субъектов, которые живут нравственной жизнью. Этими субъектами, конечно, прежде всего являются отдельные личности. Но их сознание объединяется с нравственным сознанием социально-исторических общностей и общества в целом за счет процессов, которые так же, как и в ходе возникновения новых норм морали, замкнуты на практическое освоение. Личность раскрывает для себя смысл нравственной нормы, как бы участвуя в процессе ее возникновения, осуществляя сотворчество данной нормы. Но, в отличие от процессов духовно-практического освоения в масштабах общества, для личности исходным является общественное требование, предписываемое ей в форме должного. Это создает впечатление того, что в морали должное соотносится с абсолютно ценным и предшествует ценностно относительному, что оно носит абсолютный, надличностный характер и, как бы, может быть объяснено только исходя из представления о наличии особого метафизического мира.
Желание представить ценности в виде особой онтологической реальности связано также с тем, что в процессе складывания социальных норм онтологическая нагрузка исходного ценностного отношения к действительности возрастает. Из простого ценностного суждения это отношение превращается уже в устойчивое, закрепленное в культурных представлениях, стереотипах и специальных институтах данного общества нормативное представление. Недоучет того обстоятельства, что исходная оценка и ценность, соотносимая с подтвердившей свою жизнеспособность нормой, есть разные по своему онтологическому статусу отношения, что во втором случае ценность оказывается не просто мнением, оценкой отдельного субъекта, а именно получившим объективацию нормативно-ценностным отношением, приводит к неверному утверждению того, что признак самостоятельного бытия якобы присущ Ценности изначально. На самом деле сложившееся, закрепленное в культурных представлениях данного общества ценностное отношение всегда соотносится с нормой. Оно прежде всего есть факт выражения ценности самой нормы, хотя в сознании обычно представляется как-то, что ей предшествует. Последнее обусловлено непониманием специфики практической адаптации сознания к процессам бытия, неоправданным переносом онтологического статуса ценности, выступающей в качестве основания сложившейся нормы, на отношения типа исходных оценок.
Ценностное отношение, следовательно, представлено в процессе духовно-практического освоения действительности в нескольких взаимосвязанных аспектах.
Во-первых, это исходные для процессов духовно-практического отражения оценки действительности. Им же, видимо, соответствует определенный класс нравственных отношений, связанных с наиболее общими моральными суждениями, основанными на рациональной аргументации, апеллирующими к справедливости, ответственности, благу и т. д.
Во вторых, ценности выражают факт существования уже утвердившихся социальных, в том числе и моральных, норм (норма как ценность). С этим классом ценностей связаны нравственные отношения нормативного характера. Они могут возникать не только в связи с вербально выраженными нормами, каких в морали не так уж много, но и в связи с понятиями нравственного сознания, получающими некоторую формализацию в устойчивых представлениях людей, стереотипах житейской мудрости, пословицах и поговорках. Именно в данных отношениях заключено онтологическое основание нравов. Оно содержится в самой морали, а не в производстве и материальных отношениях, которые лишь опосредованно, через понимание интересов и объективных условий их удовлетворения оказывают влияние на мотивы поведения человека.
В-третьих, ценностное отношение дано в системе аргументации необходимости исполнения социальных норм, предлагаемой личности со стороны общества.
В-четвертых, ценностное отношение дано в оценках отдельных поступков, осуществляемых на базе уже действующих, утвердившихся в обществе социальных норм.
Наконец, в-пятых, ценностное отношение представлено в сознании личности в виде итога постижения всей системы общественных требований. Норма показывает личности исходную необходимость постижения разрешенных (социально санкционированных) каналов взаимодействия с другими людьми. Ценность же не только подтверждает необходимость выполнения нормы, но в целом способствует и более глубокому пониманию ее содержания.
Обычно ценность рассматривается в качестве основания именно нравственной нормы, предполагающей добровольное принятие ее в качестве руководства к действию со стороны каждой отдельной личности. Конечно, добровольное исполнение моральной нормы, отсутствие жестких санкций необходимо предполагает, что содержание нормы понимается не только в смысле фактического предписания, но и в смысле общественного значения. Однако ценностное основание имеют и другие нормы. Дело в том, что только элементарные традиционные нормы действуют в обществе в качестве таких регуляторов, содержание которых исчерпывающе передается в самой норме. Более сложные типы норм, такие как нормы права, морали, обычая действуют в определенных системах регуляции, представляют такие регуляторы поведения, содержание которых не может быть понято вне связи с этими системами, как в смысле обоснования необходимости их исполнения, так, в значительной мере, и в смысле понимания направленности конкретных действий, необходимых для выполнения требований, содержащихся в той или иной норме.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!