Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Близко к эволюционной этике примыкает направление, называемое космизмом. Для всей космической философии принципиальной является идея выхода человечества в космос, освоения небесного пространства. Думается, что здесь отражается взгляд, согласно которому земной мир сам по себе, даже в смысле его естественных законов, несовершенен. Отсюда проистекают и неизбежные беды человека. Для обретения подлинного счастья и смысла бытия, в том числе — для обретения бессмертия, необходимо поэтому выйти в космос. Другое основание для стремления к освоению космического пространства составляет желание преодоления пределов земного бытия, обретения такого поля деятельности, которое открывает человеку бесконечные возможности самореализации.
Тенденция космологизма представлена в философии с самого начала ее возникновения (Гераклит, Платон, Аристотель, Стоики, Плотин, идея микрокосма в эпоху Возрождения, М. Шелер и др.) Но космизм как самостоятельное философское течение, полагающее не только зависимость человека от космических сил, но и наполняющее эту зависимость особым нравственным смыслом, превращающим факт ее осознания в ведущий нравственный мотив поведения, а также допускающим практический выход человека в космос,— преимущественно русское явление. Это объясняется системой представлений, созданных благодаря влиянию ортодоксальной православной христианской доктрины, хотя, конечно, не весь космизм имеет религиозную направленность. Вл. Лосский отмечает близость эволюционных идей, высказанных В. Соловьевым, О. Контом, Н. Федоровым, С. Булгаковым, характерной для Восточной церкви идее обожения космоса*, предполагающей переход последнего от неустойчивого, хаотического состояния к совершенной организации, наполненной божественной любовью, преобразованной под влиянием божественных энергий. Всякая тварь, согласно этим представлениям, стремится к движению от неполной благодати к состоянию обожения, «ибо тварь уже в своем первозданном состоянии была разлучена с Богом, так как обожение, соединение с Богом было ее целью, ее конечным завершением»**. Этот процесс, согласно ортодоксальным христианским воззрениям, мог бы совершаться в раю. Но на его пути встал первородный грех, что усложнило эволюцию всего космоса. Для выправления пути человека к Богу потребовалась жертва Христа. Но человек не может ограничиться пассивным принятием этой жертвы. Он, виновный в искажении собственной природы и в нарушении нормальной эволюции всего космоса, включается в работу по преобразованию последнего, ощущает заботу о всякой твари. «Ощущение «космического»,— отмечает Вл. Лосский,— никогда не было чуждо духовному аспекту Восточной Церкви. Оно выражается как в богословии, так и в литургической поэзии, в иконографии, а может быть, главным образом в аскетических творениях учителей духовной жизни: «Что такое сердце милующее?» — спрашивает себя св. Исаак Сирин и отвечает: «Возгорание сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари»***.Таким образом, ясно, что «на пути своего соединения с Богом человек не отстраняет от себя тварного, но собирает в своей любви весь раздробленный грехом космос, чтобы был он в конце преображен благодатью»****. Нет необходимости доказывать, насколько эти идеи близки ряду положений эволюционной этики, особенно тем течениям, в которых человек как венец эволюции рассматривается в качестве силы, закономерно управляющей природными процессами.
* См.: Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое богословие.— Киев, 1991.— С. 167.
** Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое богословие.— Киев, 1991.— С.159.
*** Там же.— С. 166.
**** Там же.—С. 166-167.
Широкую известность в рамках данного направления получил русский философ Н.Ф. Федоров, отстаивающий возможность воскрешения мертвых путем духовной концентрации, так что сын за счет духовного сосредоточения воскрешает своего отца, этот отец — своего и т. д. Федоров также отстаивал идею «исторического кладбища» как места сохранения останков, полагая, что создание обстановки «музея древностей» помогает человеку концентрироваться. Но основные нравственные вопросы возникают для Федорова не в связи с самим воскрешением, а в связи с тем, ради чего следует его осуществлять (или искать возможность его осуществления). Преодоление смерти является у Федорова условием остановки истории, что представляется ему необходимым для обретения высшего смысла бытия, так как в совершающейся истории настоящее обязательно приносится в жертву будущему. Выход в космос при этом оказывается необходимым в связи с тем, что без достижения его совершенного состояния история, само собой разумеется, не может быть завершена. «Отказавшись от обладания небесным пространством,— говорит Н.Ф.Федоров,— мы должны будем и отказаться... от нравственного существования человечества, от безусловной нравственности, т. е. «души»*. Эволюционные идеи восприняты здесь именно в смысле завершения эволюции. Что же может представлять из себя отвечающая этому завершению, наполненная высшим нравственным смыслом душа, остается большим вопросом? Ведь эмоциональная, да и интеллектуальная жизнь души возможна только в динамике. Динамика же несовместима с завершением. Философию Федорова обычно называют религиозным космизмом. В определенной степени сюда же могут быть отнесены такие мыслители, как Тейяр-де-Шарден, Вл. Соловьев. Были предложены также эстетические основания космической философии, согласно которым мир неизбежно приходит к прекрасному целому, в котором гармонически сочетаются все отдельные компоненты. По существу это — возрождение древнего взгляда о космосе как упорядочивающем начале, которое противостоит хаосу. Выраженные в художественной форме у В.Ф. Одоевского, А.В. Сухово-Кобылина названные идеи предстают в плане поиска смысла истории, который обнаруживается в упорядочивающей земное бытие и небесное пространство деятельности человека.
* Федоров Н.Ф. Соч.— М., 1982.— С. 361.
Естественно-научный космизм представлен философией К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского. Идея несовершенства земного бытия получает в естественно-научном космизме развитие в плане утверждения необходимости и разработки конкретных средств управления земной эволюцией с позиций упорядочивания всего универсума, превращения его в сферу разума.
Поэтому Вернадский разрабатывал свое знаменитое учение о ноосфере, в которой разум организует все околоземное пространство, полностью гармонизирует отношения общества и природы. Он полагал, что жизнь существует вечно. Она появляется на Земле тогда, когда для этого создаются подходящие условия. Все пространство заполнено излучением. Вещество биосферы концентрирует энергию космического излучения и равномерно ее распределяет. В этическом плане жизнь поэтому в принципе невозможна без кооперации. Но развивающийся разум доходит до этого не сразу, а лишь в ходе определенной эволюции. В итоге этой эволюции он становится организующей силой планетарного и даже вселенского масштаба. Для перехода к ноосфере требуются три условия: вселенскость, единство человечества, усиление роли народных масс в общественной жизни. Ноосфера затем переходит в космосферу, что означает достижение еще большей упорядоченности в отношении человека и природы. Важным достижением человечества на этом пути является переход от гетеротрофного производства продуктов питания к автотрофному, что Вернадский связывал с производством искусственного белка. Переход к автотрофному типу производства позволит избежать уничтожения себе подобных для поддержания жизни, в результате чего осуществится великий нравственный идеал. Человек перестает насиловать свою природу сознанием того, что он уничтожает себе подобных.
Чижевский интересуется влиянием активности Солнца на глобальные изменения климата и другие события земной истории. Цель опять же заключается в том, чтобы поставить подобные явления под контроль набирающего мощь человеческого разума.
Циолковский прорабатывает очень конкретные вопросы создания ракетной техники, думая, однако, о ракете, прежде всего, как о средстве распространения разума от одной планеты к другой. Среди естественно-научных космистов концепция Циолковского в философском плане, пожалуй, наиболее интересна. Он строит монистическую концепцию вокруг идеи атома водорода как элементарного бессмертного существа. «Живое существо,— полагает Циолковский,— есть только союз других существ, более простых, например, клеточек. И клеточка только союз сложных... материй; и всякая материя есть союз из металлов, газов и жидкостей. И эти последние — союз водородных атомов. А водородный атом — союз неизвестных элементов природы. Где же истинное начало жизни? Где первобытный гражданин вселенной? Конечно, это атом»*. Атом водорода, согласно представлениям Циолковского, определяет всеобщую чувствительность материи и даже ее способность к нравственным характеристикам.
* Циолковский К.Э. Научная этика.— Калуга, 1930.— С. 27.
Роль разума во вселенной проявляется в устранении зла. Одной из главных причин несовершенства во вселенной, по мысли Циолковского, является автогония, т. е. самозарождение жизни. Разум ставит процесс распространения жизни под свой контроль. Способные ко злу лишаются права производства потомства. «Сознательные существа», каких среди разумных меньшинство, должны взять на себя труд по «исправлению» человеческой природы. Поэтому все, уклоняющееся ко злу, оставляется без потомства. Это своего рода «суд не страшный, а милостивый для несовершенных», ведь после их естественного умирания без потомства, они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. Устраняя несовершенную жизнь на некоторых планетах, совершенные будут заселять их своим зрелым родом. «Разум и могущество высших существ, зародившихся на высших планетах, ликвидирует зачаточную жизнь на иных планетах и заселяют их своим потомством»*.
* Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы.— Калуга, 1928.— С. 5.
Таким образом, разум отбирает совершенные формы жизни, устраняя несовершенные. Это в конце концов приведет к преобразованию самого первичного носителя жизни. Он окажется неспособным источать импульсы несовершенного существования. В конце концов во вселенной установится новая мораль, наступит состояние всеобщего счастья.
В работе «Любовь к самому себе, или истинное себялюбие» Циолковский формулирует несколько нравственных императивов: «делающий добро другим делает его себе»; «делая зло другим, человек причиняет зло самому себе»; «не должно быть никаких страданий ни на Земле ни на других планетах, ни вообще в космосе».
Идея связи человека с космосом, представление о неуничтожимости жизни, ее вечности как космического феномена, позволяет человеку объединять смысл своей преобразовательной деятельности с деятельностью вселенского разума или высших сил иного порядка (энергетических, негэнтропийных). В плане индивидуальной мотивации это имеет огромное значение, так как позволяет найти определенный смысл объединения своего бытия с бытием более общего целого: в пределе — бытием космоса как пронизанного разумом образования. При этом устраняется такой антропоцентризм, под который подводится элементарная основа, например идея спасения, как эгоистическое желание бесконечного продолжения своей собственной жизни.
Однако метод рассуждения космистов является исключительно системным. Он не оставляет места представлению о мире как о хаосе. Поэтому принижается роль случайности, а значит, и сужается поле для самостоятельного нравственного выбора, производимого каждой отдельной личностью в конкретных обстоятельствах жизни. Случайность здесь, так же как и в гегелевской диалектике, может рассматриваться лишь как форма проявления необходимости. Современная же философская теория все более рассматривает случайные и необходимые факторы как кооперирующиеся друг с другом на равных. В нравственном плане это гораздо более привлекательно, так как иной взгляд закономерно формирует позицию, стремящуюся уничтожить случайность. Но такое уничтожение будет означать и уничтожение индивидуальности, подчинение человека не им выработанным, незыблемым правилам жизни, по существу ликвидирующим свободу, а следовательно, и ограничивающим творческое самовыражение личности.
Индивидуальная ответственность в такой концепции подменяется коллективной. Но остается непонятной, кто конкретно будет говорить от имени вселенского разума, кто будет принимать окончательные решения. Коллективная анонимная ответственность, в действительности, является очень опасной, так как отдельные индивидуальные решения получают в ней форму «сакрального» одобрения и воспринимаются как безусловно верные. Кроме того, слишком большое упование на разум может быть так же опасно, как и его недооценка, ведь не следует забывать, что реально принимающий решения разум ограничен, это отнюдь не всевидящий и всезнающий божественный разум. Стихия эволюционного, исторического развития опирается на такие законы, которые способствуют отбору практически целесообразных, жизнеспособных форм вне контроля разума, и это является сдерживающим механизмом против ошибок самого разума. Высокоорганизованный разум поэтому не должен стремиться ограничить существующее в природе и обществе многообразие, подвести все под единый стандарт совершенства. В этом отношении зловеще и неверно выглядят призывы Циолковского организовать контроль высшего разума над низшим, допускающий уничтожение низших цивилизаций, или утверждение Тейяра-де-Шардена о необходимости тотального общественного контроля над процессами деторождения в целях предотвращения ухудшения генофонда*.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 998 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!