Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Особенностью средневекового общества является его иерархизированность. Логика восприятия мира средневековым человеком была логикой иерархии. Это отражалось в философских концепциях (например в неоплатонизме), затем нашло отражение в христианской теологии (иерархия ангелов, иерархия идущая от образа Христа и апостолов, иерархия служителей церкви). Иерархичность соответствовала лестнице вассалитета, отношениям мастера и учеников, купеческим гильдиям и т. д.
Каждый человек в таких условиях как бы заранее знал свое место в мире, ощущал и безропотно принимал тот крест, который ему предстояло нести. И каждый человек, собственно, имел свою нравственность. Даже принадлежавшим к одному и тому же сословию отводилось строго определенное место в самом этом сословии, что отражалось в правилах этикета.
Этикет возник как правило уважительного отношения к королю. Но очень быстро превратился в способ фиксации статуса личности, связанного с ее сословной принадлежностью. Он стал способом выражения взаимного почтения среди равных и средством демонстрации преклонения перед тем, кто выше по происхождению, должности и богатству. Честь как нравственная категория, фиксирующая прежде всего именно внешние статусные условия бытия личности (слово, однокоренное со словом почесть, почитание), стала основной мерой выражения достоинства в средневековом обществе.
По большим социальным группам типы нравственных систем феодального общества можно разбить на следующие группы: мораль высших дворян; рыцарская мораль; мещанская мораль (горожане — мастера и подмастерья и купцы); мораль маргиналов.
Основной добродетелью средневекового общества, как уже говорилась, стала верность. Верность человека к человеку освящалась его верностью к Богу. С верностью был связан сам принцип политической и экономической организации средневекового общества, построенного на отношениях личной зависимости. Но верность нельзя понимать как однонаправленное отношение, развивающееся по лестнице вассалитета лишь от низших звеньев к высшим. Сюзерен также имел обязательства пред своими вассалами, а король перед своими подданными. В отличие от восточных деспотий, где правитель однозначно рассматривался как наместник бога на земле и в легендах сам вел свою родословную от богов, в конституционных монархиях король, несмотря на неоднократные попытки присвоить себе божественные функции, все же оставался человеком. Даже будучи всевластным правителем в своем национальном королевстве, он оставался в духовном подчинении у Вселенской церкви. В определенном смысле над ним осуществлялся внешний контроль, его действия оценивались как справедливые или несправедливые, со стороны той власти, которая утвердила за собой право говорить от имени бога. На определенном этапе развития средневекового общества идея внешнего контроля над высшей светской властью выразилась в принципе формализации условий деятельности этой власти в рамках ее собственной организации, привела к созданию национальных конституций.
Сложная структура взаимопроникновения светской и духовной власти создавала особые условия для развития самосознания личности. Внепространственный, неантропоморфный Бог не позволял этому сознанию замкнуться рамками национальных границ. Горизонт видения мира расширялся благодаря наличию вынесенной за этот мир точке отсчета. Отсюда человек получил возможность сравнивать и оценивать порядки жизни в разных странах и местностях, он уже не мыслил так, как мыслил грек, считающий именно свой полис наилучшим, или египтянин, противопоставляющий свою красную освященную богом землю всем другим землям. Купцы, паломники, скитальцы, постоянно перемещающиеся по дорогам средневекового общества, были носителями информации, дающей возможность проведения подобного сравнения.
Более того, вынесение точки отсчета, идеала совершенствования за пределы мира радикально перевернуло строй мышления человека также в том плане, что сам мир перестал рассматриваться как нечто священное и неприкосновенное. Средневековый человек уже не боялся разгневать морского бога или обидеть ветер. Все эти силы перестали иметь магическое значение. Наоборот, они стали рассматриваться как существующие ради самого человека. В христианской доктрине человек перемещается в центр творения. Он выходит из-под власти космических сил. Сам космос, земля, вода оказываются созданными ради человека, который один только творится Богом по его собственному образу и подобию. Уже в древнем гераклеопольском (египетском) креативном мифе содержится представление о том, что бог создал воздух для того, чтобы дышали носы человеческие, землю для того, чтобы по ней ступала человеческая нога*. В иудейской и христианской традиции такое понимание стало доминирующим. Оно означает, что человек ставится выше окружающего его мира. Он уже не заботится о сохранении его равновесия, так как он пытался делать это в первобытном обществе. Наоборот, у него оказываются развязаны руки. Он становится завоевателем мира, его покорителем, на нем лежит высокая задача направить этот мир к предустановленной Богом цели развития, заключающейся в обожении всей вселенной, наполнении космоса божественной любовью.
* См.: Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.— М.; Л., 1956.— С. 84.
Здесь, правда, в христианской интерпретации есть определенное противоречие, заключающееся, с одной стороны, в призыве человека к осуществлению высокой миссии преображения космоса, с другой стороны — в ориентации его на ожидание конца свята, связанного со вторым пришествием Христа. Но в данном случае мы не делаем это предметом специального анализа. Важно подчеркнуть то, что задачи человека в обустройстве его материального бытия порождают требование к развитию многих добродетелей, которые лишь в относительном смысле оказываются связанными с христианской религиозной доктриной. Они развиваются как правила поведения человека в том сообществе, к которому он принадлежит, как правила поведения, допускающие меру выражения собственных притязаний в зависимости оттого места, которое человек занимает в данном сообществе. Отсюда, например, происходит деление купечества на гильдии, мастеров на цехи, в которых в свою очередь существует жесткое разделение на мастеров и подмастерьев.
Цеховая организация регламентировала всю социальную жизнь людей, занимающихся ремесленным производством. Сюда относятся условия производства, уже упоминавшиеся стандарты качества, регламентация времени в течение которого можно было работать (светлое время суток), регламентация стандартов способа производства. Английский ремесленник, например, не мог производить ткань на французский манер.
Правила внутрицеховой организации жестко регламентировали, на какой период можно брать учеников, сколько их можно иметь и т. д. Понятно, что институт учеников, подмастерьев, заключал в себе скрытую эксплуатацию. Учеников брали на длительный период, регламентированный в договоре, который заключался мастером с отцом ученика. Отец обычно принимал обязательство обеспечивать ученика одеждой, период обучения чаще всего составлял 8 лет. Кроме обучения ремеслу подмастерье должен был демонстрировать почтение к мастеру, беспрекословно выполнять возложенную на него работу. Мастер обязывался кормить ученика и сформировать у него навыки к ремеслу. Было, однако, много случаев, когда подмастерье так и не становился мастером, в силу того, что не мог купить лицензию, не имея средств для того, чтобы начать самостоятельное производство. Право заниматься ремеслом покупалось у короля, или чаще — у перекупщика, который покупал лицензию на весь вид данного ремесленного производства.
Цехи защищали права своих членов. Например, цех нищих защищал право, касающееся обретения свободы после года жизни в городе, распространяющееся на беглых крестьян.
Для цеховой организации также был характерен свой этикет. Он жестко регламентировал поведение людей во время цеховых собраний и во время общих обедов. Обеды, празднества были приняты. Но на них запрещалось напиваться, драться, проливать вина. За все нарушения полагались штрафы. Самым строгим наказанием было отлучение от цеха, что фактически было равнозначно изгнанию из города.
Условия жизни крестьянских общин породили свою собственную мораль. Здесь прежде всего развивались принципы коллективной взаимопомощи, ориентированные на целесообразное выполнение производственных функций. Помощь со стороны общины требовалась, например, когда нужно было собрать урожай на поле, принадлежащем одному из ее членов. Работа по обработке поля не требовала участия всей общины, но собрать урожай в короткие сроки одному было невозможно. Это и породило обычай взаимопомощи, в соответствии с которым человек мог попросить своих соседей о помощи в сборе урожая. Такая работа выполнялась без всякого специального вознаграждения, и урожай полностью принадлежал тому, в чьем владении находилось поле. Но обратившийся с просьбой о помощи должен был накормить помогающих бесплатным обедом. Все это было очень жестко регламентировано обычаями. Взаимопомощь проявлялась также при пожарах, когда потерпевшему всем миром помогали ставить новый дом, при неожиданной потере трудоспособности, связанной с внезапной болезнью и т. д. Сельская община выработала свои представления о справедливости, связанные с распределением общинных земель в зависимости от количества едоков и трудоспособных в семье. Развитая на базе общинных принципов общежития мораль оказалась настолько сильной, что она долгое время сохранялась в сознании людей даже тогда, когда сельская община интенсивно разлагалась.
В России, где община была очень сильна, сформированные на ее базе принципы морали долгое время абсолютизировались. Они составили основу идеологии народнического движения, а после Октябрьской революции долгое время пропагандировались в связи с развитием колхозного движения. Многим моралистам неоправданно, с нашей точки зрения, казалось, что те принципы социальной защиты, которые, в действительности, должны дать государство и система частного страхования, могут быть обеспечены на основе неформального объединения граждан. Необщинная жизнь на самом деле имеет не только свои привлекательные, но и опасные в нравственном плане стороны. Это касается, прежде всего, подмены индивидуальной ответственности коллективной и отсутствием надежности в обеспечении неотъемлемых прав человека (решение общины может заключать в себе и неоправданный произвол). Подлинное развитие индивидуальности человека, конечно, требует выхода его мышления за узкие рамки общинного горизонта.
Мораль маргиналов трудно поддается описанию, так как их образ жизни связан с выходом за канон, за самый основной принцип организации средневекового общества, который был связан с привязкой правил поведения к территории, к своему графству, королевству, общине и т. д. Бродяжничество, по существу, означало утверждение нового типа индивидуальности, выход за отведенное каждому в иерархии сословного общества место. Но перемещались, конечно, не только нищие. Постоянные группы путешествующих лиц составляли бродячие музыканты, артисты, религиозные паломники. Все эти люди рассчитывали на проявление определенного гостеприимства со стороны лиц, постоянно живущих в городах и сельских поселениях. Они также рассчитывали на определенную степень защиты, гарантированную правом и обычаями тех мест, в которых они находились. Обычаи, устанавливающие ответственность перед пришельцем, имели очень большое значение, особенно на ранних этапах развития средневекового общества, в организации жизни которого был очень важен общинный принцип. Община несла ответственность за поступки, совершенные на ее территории. «Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед Богом все свое пропавшее, а население и градоправитель, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все пропавшее»*.
* См.: Хрестоматия по истории Древнего Востока.— Т. 1.— М, 1980.— С. 155.
Определенную группу перемещающихся лиц составляли также лишенные земельной собственности странствующие рыцари. Они в какой-то степени также выходили за рамки обычных функций, выполнявшихся в производстве рыцарским сословием. Защита нуждающихся, совершение подвигов во благо всего общества — стало одним из основных жизненных принципов этой группы людей. На этой базе, кроме обычной для средневекового общества добродетели верности развивались добродетели, отражающие черты героической морали. Это такие добродетели, как храбрость, честь, вежливость, стремление дать защиту нуждающимся.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!