Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Жизнь средневекового христианского мира, конечно, невозможно представить без истории церкви, превращавшейся по мере развития средневекового общества во все более мощную политическую организацию. Роль церкви как хозяйственного и политического руководителя проявилась сразу же после варварских завоеваний. «В хаосе варварских нашествий епископы и монахи, св. Северин например, стали универсальными руководителями разваливающегося общества: к своей религиозной роли они прибавили политическую, вступая в переговоры с варварами, хозяйственную, распределяя продовольствие и милостыню, социальную, защищая слабых от могущественных, и даже военную, организуя сопротивление или борясь «духовным оружием», когда нет оружия материального. Силой обстоятельств они пришли к клерикализму, смешению полномочий»*.
* Ле Гофф Ж. Указ, соч.— С. 37.
Усиление политической роли церкви и возникновение весьма своеобразной взаимозависимости между папами и королями в истории средневекового Запада определяется необходимостью сохранения некоторой социальной стабильности при условиях постоянных завоеваний, перекраивающих территорию. Дело в том, что во время завоеваний личная собственность прямо не экспроприировалась. Изменялись лишь отношения соподчинения, касающиеся прежде всего крупных земельных собственников. Малочисленные варвары просто не могли организовать какой-либо собственный эффективный контроль над производством, предложив принципиально отличную от существующей форму собственности или перераспределив имеющееся богатство. Гарантом сохранения собственности могла выступать в таких условиях только вселенская церковь, не знающая границ. Это, по-видимому, понимали и варварские короли, стремящиеся использовать силу церкви в своих интересах, т. е. как силу, способную помочь удержать контроль над возможно большей территорией. Стремление же к захвату огромных территорий, думается, определялось факторами чисто психологическими. С этим связывалось представление о могуществе. В действительности же при разумном хозяйстве с меньших территорий можно было бы получить, гораздо большую выгоду в смысле экономической прибыли.
В 754 г. опираясь на фальсифицированный в папской канцелярии документ, франкский король Мартела Пипин Короткий признал за римским понтификом светскую власть над частью Италии вокруг Рима. Возникло папское государство (патримоний св. Петра). В том же году папа официально признал за Пипином титул короля.
В результате этого каролингская монархия за полвека объединила под своим господством большие территории и провозгласила восстановление Западной империи под именем Священная Римская империя германской нации. (Основана германским королем Отоном I и фактически существовала с 962 по 1648 г. В годы расцвета она включала часть Италии, Чехию, Бургундию, Нидерланды, швейцарские земли).
Усиления роли церкви сопровождалось возникновением любопытной политической организации, при которой происходило взаимопроникновение светской и церковной власти: короли председательствовали на церковных соборах, епископы же освящали власть королей. Эта взаимная зависимость долгое время ограничивала националистические тенденции, проявлявшиеся в европейском развитии и превращала Европу в единый, хотя и разделенный на разные страны организм, в котором люди, объединенные единой идеологией, имели большие возможности для перемещения, пользовались определенной защитой, находясь в разных регионах, что облегчало развитие торговли и культурной жизни.
Более того, я полагаю, что именно благодаря влиянию католической церкви возник институт конституционной монархии, в основе которого лежит идея о том, что сам монарх не обладает безграничной властью, что его действия находятся под контролем высших чинов церкви и ее главы — римского папы. После усиления национальных государств функции духовного внешнего контроля в значительной степени были перемещены на национальные конституции.
Католическая церковь, несомненно, обладала определенной наднациональной властью и претендовала на собственную роль в обустройстве земного мира. Для восточной церкви, как уже говорилось, наоборот, была характерна позиция, согласно которой именно царь, правитель соединяет небесный и земной миры. Это, естественно, не способствовало формированию конституционных монархий, а духовно поддерживало режим абсолютной царской власти.
Но развитие отношений папской и королевской власти не было мирным. Усиление светской власти, связанное с развитием национальных монархий, привело к крупным конфликтам. Впервые это явно проявилось при Фридрихе II — германском короле и императоре Священной Римской империи. Фридрих II (просто однофамилец известного прусского короля просветителя), весьма образованный, воспитанный в культурной среде королевства двух Сицилии, пытался подчинить своей власти всю Италию. Папы воевали за сохранение светской власти над территорией, якобы отданной им согласно «дару Константина». Эта борьба закончилась поражением Фридриха, низложенного и отлученного от церкви на Лионском соборе 1245 г. Но против светской власти пап выступили короли новых мощных национальных держав, прежде всего — Франции. Конфликт французского короля Филиппа Красивого с папой Бонифацием привел к своеобразному «пленению» папства в Авиньоне в 1305— 1376 гг. Сам Бонифаций, готовившийся отлучить короля от церкви, умер вскоре после того, как выступавший в составе вооруженных сил короля рыцарь Шарра Колонна дал ему пощечину рыцарской перчаткой. Папство, однако, выстояло в условиях авиньонского пленения и даже укрепило свое духовное и политическое влияние, превратившись в реальную наднациональную власть.
В целом можно сказать, что христианская идеология и церковная организация сыграли важную роль в социальном и экономическом развитии общества средневекового Запада. На базе идеалов христианской религии были сформулированы щадящие правила ведения войны. Они обеспечивали защиту клирикам, женщинам, детям, крестьянам, купцам и иногда рабочему скоту. Эта защита гарантировалась клятвой воинов. Первое постановление, призванное уважать Божий мир, было вынесено синодом в Шарру в 989 г. Несмотря на непрекращающиеся военные конфликты, христианский мир все-таки развивался как единое целое.
Нельзя отрицать и духовное единение людей на базе наднациональной христианской церкви, культурное развитие, обеспеченное в результате связанного с разработкой христианской доктрины интереса к греческой философии. Христианская церковь реально способствовала распространению знания, за счет поддержки развития университетов, создания библиотек в крупных монастырях.
Другой важной страницей, показывающей влияние церкви на жизнь средневекового общества, может быть история монашества.
Различается восточное (черное монашество) и западное (белое). Восточные монахи предстают как люди, целиком посвятившие себя Богу и вмешивающиеся в мирские дела в ограниченной степени, в основном в плане осуществления благотворительности. Такова по крайней мере была исходная идея, хотя, конечно, на практике монастыри, даже на Востоке, например в России, играли очень значительную политическую роль в силу своего духовного авторитета. Западное, так называемое белое монашество, с самого начала выступало в качестве такого религиозного движения, которое ставило задачи выполнения определенных функций социальной, светской жизни. Это давало католической церкви возможность более непосредственно участвовать в исполнении разнообразных социальных функций, по сравнению с восточной ортодоксальной христианской церковью, что в общем-то оказалось исторически перспективным.
Первоначально монашеский образ жизни складывался в Египте и Палестине во время гонений на первых христиан (III —IV вв.). Монахи называли себя анахоретами, что означает — одинокие. Сначала они, действительно, удалялись в пустыни и проводили время в одиноких жилищах. Основная нравственная идея этого заключалась в том, чтобы (кроме свободы от преследований) освободить себя от всякой мирской суеты, полностью посвятить себя Богу. В дальнейшем служители церкви стали говорить, что смысл монашеского подвига, в частности, смысл отдельных наиболее сильных проявлений смирения (отшельничество), заключается в нравственном очищении, приобретении особого опыта, который в какой-то мере может быть затем передан обычным людям в виде советов.
Основателем монашества считается Антоний Великий (251-356). Он провел 20 лет в одиночестве в развалинах старой крепости на берегу Нила. Затем из людей, начавших часто посещать его и считавших себя его учениками, организовалась первая монашеская община (305 г.). Еще раньше Антония начал подвижническую жизнь Павел Фивский. Вокруг него, однако, не образовалось никакой общины. В 312 г. Антоний удалился от возникшей в месте его жизни общины и жил в пустыне, где встречался с Павлом Фивским, который до этой встречи не видел с момента своего удаления ни одного человеческого лица. Антоний организовал так называемое отшельническое иночество. Более крупное совместное поселение монахов — иночество общежительное — основал Пахомий Великий (292-348). Он написал первый монастырский устав. Одним из главных монашеских обетов Пахомий утверждал нестяжательство. Монахи не должны были приносить в монастырь никакого имущества, результаты их работы принадлежали всей общине. Большим преступлением считалось, если кто-то из братии сберегал у себя в келье хотя бы немного денег. В XV —XVI вв. в истории русского монашества возник длительный спор между теми, кто придерживался принципа нестяжательства, и теми, кто, наоборот, выступал за монастырскую собственность. Идеологом нестяжателей был Нил Сорский. Он считал, что монашеская миссия в отношении мирян заключается в утешении словом божьим. Поэтому монастыри не должны приобретать собственность. Инок должен жить плодами рук своих и даже подаяние принимать только в исключительных случаях. Идеолог другого направления — Иосиф Волоцкий полагал, что монастыри должны иметь собственность и стремиться к ее увеличению, так как для совершения благотворительных дел нужно иметь средства. В конце концов победило именно это направление.
История западного монашества начинается с ордена Св. Бенедикта, возникшего в 530 г. Западные монашеские организации — рыцарские ордена — возникают в виде реакции определенных церковных кругов на втягивание церкви в коммерческую и политическую деятельности. Девизом этих орденов первоначально был призыв к евангельской простоте. Но западное монашество не устранилось от мирской жизни, а, наоборот, приняло в ней активное и весьма своеобразное участие.
Цели деятельности рыцарских монашеских организаций различались. Были нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев, ставившие своей целью доказать возможность жизни в простоте, не заботясь о приобретении богатств на земле. Они жили сбором подаяния. Как остроумно заметил Эразм Роттердамский в своем знаменитом памфлете «Похвала глупости», эти монахи суетятся у паперти церквей, с большим проворством оттесняя настоящих нуждающихся (эти ордена в то же время ведали инквизицией). Были ордена, ставящие целью благотворительность, например, госпитальеры. Некоторые ордена, проповедуя ручной труд, обращались к новым видам хозяйственной деятельности, вводили трехпольный севооборот, совершенствовали орудия труда. Это было продолжением традиции, заложенной бенедиктинцами. Особое развитие ордена получили во время крестовых походов. Мирные госпитальеры превратились в связи с выполнением высокой миссии освобождения храма Господня в безжалостных воинов, покорителей мусульманского мира. Воинственными монахами были тевтонцы, мальтийцы. Но среди рыцарских орденов были и совершенно удивительные интерпретации христианской религии. Например, трубадуры проповедовали любовь к прекрасной даме как развитие одного из проявлений христианской любви. Католическая церковь на удивление просто, а точнее с большой прозорливостью, поощряла деятельность монашеских орденов, утверждала их уставы, освящала храмы. В целом западное монашество внесло большое разнообразие в христианскую религиозную жизнь и подготовило в самом христианстве (в католицизме) инновационные тенденции. На базе белого монашества возникло новое рыцарство. Воинская доблесть снова стала добродетелью. Теперь уже освященной христианской церковью, несмотря на ярко выраженную в Нагорной проповеди доктрину ненасилия.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1651 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!