Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В предшествующей скептицизму традиции сам мир рассматривался как универсальный субъект. В его центре почти во всех концепциях греческой философии (даже материалистических) находилась «Душа-правительница». Познание и понимание добродетели в основном восходило к представлению о месте человека в универсальном порядке бытия. Скептики прерывают эту традицию, объявляя мир непознаваемым, и, по существу, оставляя человека наедине с самим собой. Они считают, что спокойствие духа, которое также, как и у многих других античных философов, является их идеалом, можно достичь и в неизвестном, непонятном для человека мире. Я думаю, что в своем представлении о необходимости производства жизненного идеала, в условиях принципиальной ограниченности возможностей познания, скептики не правы только в степени: мы действительно вынуждены жить и хотим быть счастливыми в мире, который не можем до конца познать.
Идеи скептицизма были представлены во многих античных школах. Парменид утверждал, что воспринимаемое с помощью ощущений не дает истинного знания. Гераклит говорил, что хотя логос всеобщ, многие живут так, как будто у них имеется особое понимание. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю», Платон полагал, что людям доступен лишь правдоподобный смысл (правильное мнение). Аристотель также считал, что человеческое познание ограничено. Одновременное видение всех форм принадлежит, с его точки зрения, лишь божественному разуму. Ближе всего к оправданному, вытекающему из неопределенности положения субъекта в мире скептицизму, подошел Демокрит. Его идея о том, что холод и тепло относительны, даются по уговору, хотя в действительности существуют лишь атомы и пустота, предвосхищает локковское различие первичных и вторичных качеств, а его принцип умеренности прямо следует из того, что мы не знаем, какая из страстей наилучшая. Тем не менее Демокрит, как сторонник абсолютного детерминизма, по логике вещей тоже должен был верить в достижимость исчерпывающего (по крайней мере для какой-то ограниченной сферы бытия) знания.
В результате осознания сложностей процесса познания, связанных с тем, что сущности оказываются замаскированными, что они не раскрываются непосредственно на основе наблюдения явлений земного мира, у многих философов рождалось желание приблизиться к некоторому метафизическому миру, постичь идеи, имеющие самостоятельное бытие, что, как казалось, обеспечило бы обладание истинным, всеобъемлющим знанием. Но в действительности, обретение такого знания фактически означало бы устранение субъективности, ведь оно лишило бы человека неопределенности его положения в мире, из-за которой и развиваются все механизмы опережающего отражения, в том числе и такой развитый механизм, как сознание. Скептицизм пробивает первую брешь в обычном для древнегреческих мыслителей стремлении к обладанию всеохватывающим знанием, он вообще ставит под сомнение пользу от такого знания, даже если бы его было возможно получить.
Основателем скептицизма считается Пиррон (IV — нач. III в. до н. э.). Он полагал, что состояние спокойствия духа достигается в результате воздержания от суждений. Своей жизнью Пиррон, как и многие другие греческие философы, демонстрировал непоколебимую веру в собственные идеи. Это выражалось в том, что данные идеи использовались как жизненные принципы. Считая мир непознаваемым, Пиррон, по-видимому, считал, что невозможно оценить и степень вероятности опасностей, которые нас в нем подстерегают. Поэтому он ходил по улицам, не замечая ничего, не опасаясь повозок, и от опасностей философа уберегали его ученики.
Пытаясь кратко выразить суть концепции скептицизма, Тимон формулирует три вопроса и дает на них следующие соответствующие доктрине ответы: какова природа вещей?— непознаваемость; как мы должны к ним относиться?— воздерживаться; какую мы получаем выгоду из такого отношения?— невозмутимость.
Идеалом такой невозмутимости, наверное, можно считать поведение Пиррона во время кораблекрушения, когда он, указав на поросенка, спокойно принимавшего пищу и просто не воспринимавшего ситуацию, сказал, что это идеал поведения истинного мудреца и все должны следовать ему. Данный пример хорошо показывает, что совсем не всякое знание дает человеку практическую пользу. Так, адекватное восприятие ситуации кораблекрушения только усиливает беспокойство.
С точки зрения скептиков, во многом традиционная для античности идея зависимости добродетели от знания, представление о том, что на пути познания можно достичь большего счастья, является ложной. Они считают, что в таком случае индивид оказывается рабом по отношению к истине: он или сожалеет о том, что не обладают ею, или боится ее лишиться. Таким образом, стремление к истине, так же как и намеренное стремление к счастью, приводит только к ненужному беспокойству души.
Скептики отрицают значение общезначимых этических понятий не только тем, что указывают на различие нравов разных народов и различие предпочтений разных людей, они теоретически пытаются обосновать, что достижение таких представлений не может дать человеку счастья. Секст Эмпирик (2-я пол. II — нач. III в.), один из наиболее известных представителей данного течения, оставивший после себя много сочинений, пишет по поводу стремления человека к достижению истинного блага следующее: «Не уловивши блага, он будет сильно тревожиться от желания овладеть им, а достигнув его, никогда не успокоится вследствие избытка радости или заботы о полученном»*.
* Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т.— Т. 2,— М., 1976.— С. 26.
В то же время вывод о том, что спокойствие духа наступает в результате воздержания от суждений, скептики рассматривают как случайно получивший подтверждение факт обыденной жизни, ведь если бы это следовало из теории, то также было бы основано на суждении. Практика, таким образом, оказывается выше теории. Если теоретическое рассуждение в пользу подтверждения тезиса о том, что стремление к конечному благу не нужно и допускается, оно возможно только как следующее вслед за практикой. Зафиксировать здесь такую последовательность является весьма важным, ведь она свидетельствует о понимании того, что счастье как спокойствие духа является выражением определенного эмоционального состояния, эмоция же не может быть создана теорией, она — факт субъективной жизни.
Для доказательства тезиса о невозможности достижения истины скептики разработали 10 способов демонстрации трудностей согласования видимого и мыслимого: 1) у различных существ различные наслаждения; 2) у различных людей различные способности (агривянин Андрон, по словам Аристотеля, перешел через Ливийскую пустыню, а для других это невозможно); 3) различия в наших чувственных отверстиях (яблоко зрению представляется желтым, вкусу — сладким); 4) различие предрасположений (молодость, старость, отвага, страх различны для различных людей); 5) различие в восприятии законов, вера в предания. Одно и то же для одних справедливо, для других несправедливо, для одних добро, для других зло. Персы не считают невозможным жениться на собственной дочери, а у эллинов это противозаконно; 6) соединения и взаимодействия показывают, что ничто не является самим собой; 7) восприятия различны в зависимости от расстояния; 8) различие эффекта действия в разных количествах от одного и того же (вино в небольших количествах укрепляет тело, в больших количествах — приносит вред здоровью); 9) постоянные события не вызывают удивления, но те же события — там, где они происходят реже, удивляют (наводнения и землетрясения одних поражают, для других — привычны); 10) восприятие всего происходит в соотносительности (камень в воздухе тяжел, в воде — легок)*.
* См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.— М., 1979.— С. 385-387.
Проанализировав эти пункты, легко увидеть, что релятивизм скептиков развивается именно через выявление субъективности, понимание того, что субъект представляет собой особую единицу бытия, принципы существования которой не совпадают непосредственно с бытийственными принципами организации порядка мира в целом. Особенно ценными здесь мне представляются идеи о влиянии на восприятие состояний субъекта (п. 4), утверждение веры в традиции (п. 5), различие восприятия в зависимости от постоянства событий (п. 9).
Различие человека как субъекта и мира как объекта его представления, получившее у скептиков форму крайнего релятивизма, тем не менее имеет принципиальное значение. Это ставит предел распространенному в мифологии и в философской метафизике перенесению субъективных характеристик организации человека и принципов деятельности людей (достижение результатов деятельности на основе заранее продуманного плана, стремление к упорядочиванию жизни, рациональному поведению) на принципы организации мира в целом. Но тогда активность, на которую способен человек, также должна быть понята отлично от той ограниченной меры, которая может быть задана ему со стороны некоторой мировой гармонии, например, со стороны форм, заключенных во вселенском разуме (Аристотель), и в таком случае она не имеет заранее полагаемых пределов, может развиваться безгранично на основе развития новых средств труда, освоения новых видов деятельности. Добродетель также не может быть объяснена через необходимость подчинения порядку организации космоса, она должна быть понята на адекватной субъективному интересу основе. Простого знания о добродетели, в отличие оттого, что полагал Сократ, оказывается в таком случае недостаточно для ее реализации.
Скептики говорили, что строгая приверженность определенным принципам морали приводит к лишнему беспокойству, к сожалению о неправильно совершенных поступках или переживанию в связи с тем, что ты недостаточно добродетелен. Следовательно, быть добродетельным оказывается невыгодным в личностям плане. Такой вывод может показаться аморальным, но подобный аморализм вполне объясним. Представление о том, что добродетельное поведение основано на том, что человек включен в мировую гармонию, уже разрушено, а другая основа еще не найдена. Совсем не случайно, скептицизм как доведенная до крайности теория сомнения развивается именно в эпоху эллинизма, когда конфликт личности и общества усиливается, когда рушатся привычные представления о полисной организации, для которой гармония личной и общественной жизни казалась естественной, а стремление каждого к обладанию гражданскими добродетелями представлялось чем-то само собой разумеющимся. Однако эта естественность была лишь результатом неразвитой индивидуальности, все еще отождествляющей законы своего бытия с универсальными принципами организации жизни вселенной. Отказ от апелляции к мировому разуму, знанию, несмотря на то, что это сопровождается падением престижа общественной морали, тем не менее, составил необходимый этап на пути поисков нравственного самосознания. В логическом продолжении и в дальнейшем движении развития нравственного самосознания тезис о том, что быть добродетельным невыгодно, заставляет найти иную основу понимания добродетели, найти способ реального соединения принципов морали с принципами субъективного бытия.
Итак, пока мы можем отметить в основном две новые идеи скептиков, важные в плане движения к более глубокому пониманию субъективности: спокойствие духа (счастье) как сопутствующий отсутствию определенного суждения о мире результат и необходимость практической жизни в непознаваемом мире. Второе положение согласуется с привычным для античности тезисом о том, что лучше подчиняться закону, чем не подчиняться ему, даже если и нет уверенности в том, что он правильный. У скептиков это связано с разделением вопроса о возможностях теоретического познания и практики, которая позволяет как-то приспосабливаться к миру, хотя о нем и невозможно истинное знание.
Необходимость подчинения закону или, точнее,— общепринятому мнению, у скептиков выражена достаточно слабо, проявляется лишь как смутная идея. Но в античности в целом уже присутствует идея о том, что общепринятое является правильным в смысле большей степени вероятности, так как, во-первых, общепринятое всегда является умеренным, крайности же осуждаются в большинстве философских концепций тоге периода, во вторых — в общепринятом заключен некоторый универсальный смысл, раскрывающийся через языковый контекст употребления общих понятий (последнее скептики, правда, отрицали, такое представление было сформулировано Сократом).
Тем не менее, понимание того, что человек живет и вынужден практически действовать в мире, который он никогда не сможет познать, в принципе рождает желание найти какие-то способы приспособления к миру, возможные в условиях ограниченного знания. Эта идея получает достаточно интересную разработку в Новой Платоновской Академии, члены которой тоже выражали идеи скептицизма.
Академики, в частности — Аркесилай, Карнеад, Клитомах полагали, что диалектика Платона, превращенная из средства достижения универсального знания в самоцель, отлично подходит для защиты идей скептицизма. В то же время Карнеад понимал, что в процессе жизни приходится принимать какие-то решения, что знания могут оказать в этом помощь. Однако выводы, полученные с помощью применения диалектического метода, имеют лишь вероятностный характер. При решении практических вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности, следует руководствоваться разными степенями вероятности. Наиболее важные решения следует принимать на основе всесторонне обследованной вероятности.
Использование платоновской диалектики как средства просчета вероятностей близко методу софистов, основанному на демонстрации практических последствий разных допущений, но у скептиков это имеет более абстрактную, интеллектуальную форму выражения. Их метод все-таки прежде всего направлен на демонстрацию необходимости отказа от категорических суждений о мире.
В практическом плане интеллектуальные упражнения скептиков зачастую сопровождались утверждением совершенно безнравственных выводов. Так Карнеад, бывший вместе с посольством, посланным Афинами в Рим, прочитал там несколько лекций. В первой лекции он защищал идеи справедливости и высказывался в пользу необходимости выполнения нравственных обязанностей перед народом, государством и т. д. Во второй же лекции он, наоборот, утверждал, что великие государства стали таковыми только в результате несправедливых действий, что если бы исходить из справедливости, Риму нужно было бы отдать все свои завоеванные территории, что при кораблекрушении нужно прежде всего спасать свою жизнь. Тем самым он возмутил защитника традиционной римской морали Катона.
Утверждение противоположных тезисов, однако, не смущает представителей скептической философии. Наоборот, это является демонстрацией всесилия человеческого разума, и это, собственно, только и позволяет достигнуть состояния спокойствия, связанного с воздержанием от утверждения категорических суждений о добре и зле. «Скептическая этика исходит из убеждения, что разум имеет нравственно регулирующее значение только как самоотрицающий разум. Более того, согласно скептикам, человек тогда и счастлив, когда разум находится в постоянном поиске и беспрерывно разрушает свои собственные построения, когда он по каждому вопросу может выставить противоположные суждения»*.
* Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.— М., 1987.— С. 191 -192.
Может показаться, что в концепции скептиков содержится некоторое противоречие. Так, с одной стороны, они пытаются показать практическую бесполезность познания, советуют воздерживаться от суждений, с другой стороны, заставляют разум находиться в постоянном поиске, выдвигать определенные допущения и их же опровергать. Возникает вопрос о том, зачем же нужен этот постоянный поиск, если результат заранее известен, неужели же такая кропотливая работа нужна только для того, чтобы доказать ограниченные возможности познания и ненужность общезначимых представлений о добродетели?
Я думаю, что скептики совершенно правильно возражали против познания в смысле поиска некоторых метафизических сущностей. И дело даже не в том, что метафизическая реальность является произвольной конструкцией человеческого разума. Скептики поняли, что метафизика это тупиковое направление развития человеческой мысли, так как люди различны, живут в разных обстоятельствах, считать, что все эти различия несущественны и свидетельствуют лишь о несовершенстве земного мира, нельзя, то есть нельзя однозначно отдавать приоритет общему и универсальному, что делало большинство античных философов. Скептики попытались предложить нечто другое. Их интеллектуальный поиск может быть рассмотрен как призыв к конкретному рассмотрению всех условий жизни человека, в которых ему так или иначе приходится принимать определенные решения, в том числе — и совершать свой нравственный выбор. Идеи Карнеада о том, что в жизненных делах, в зависимости от степени их важности, необходимо руководствоваться в разной степени обследованной вероятностью, свидетельствуют о том, что скептики не отрицали полностью практическую роль знания. Их призыв к отказу от суждений — это протест против интеллектуального насилия, которое человек способен учинить сам над собой тогда, когда он оказывается в плену собственных же метафизических построений, когда он начинает безоговорочно верить в произвольные конструкции собственного разума. История человечества показывает, что такого насилия было очень много. Оно продолжается и сейчас. В этом отношении предупреждение скептиков весьма актуально.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2982 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!