Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предпосылки возникновения капитализма и элементы капиталистической морали в недрах феодального общества



Начиная с XIII в. в государствах средневековой Европы начинают интенсивно развиваться товарно-денежные отношения. Это, конечно, является наибо­лее глубокой причиной, но не единственным услови­ем возникновения капиталистического общества. Первоначально возникновение элементов капитали­стического общества, например таких, как кредит и денежный капитал, приводит к усилению феодаль­ной организации.

Несомненным элементом капиталистической сис­темы организации хозяйства, возникшим в рамках феодализма, была мануфактура. Но денежный капитал первоначально мало поддерживал мануфактуры. День­ги крупных ростовщиков, церквей, выполнявших фун­кции кредитных касс, не вкладывались в организацию производства капиталистического типа. В частности, в Германии, «торгово-ростовщические капиталы Фуггеров, Вельдеров и Имгоффов лишь в незначительной части затрачиваются на поддержание мануфактур, типографий, плавилен и других раннекапиталистических предприятий; львиная их доля ссужается церков­ным и светским феодалам, императору и членам немецкого епископата. Процентные долги погашаются соответственно не за счет капиталистической, а за счет модернизированной феодальной эксплуатации. На деньги немецких ростовщиков содержатся наемные княжеские армии и другие орудия позднефеодального неэкономического принуждения»*. Таким образом, деньги ростовщиков шли на усиление элементов фео­дальной организации, хотя наживались в конечном счете за счет товарного обмена, взращенного города­ми, развивающимся ремесленным и мануфактурным производством, а также торговлей.

* Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.— М, 1991.— С. 62-63.

Развитие денежного хозяйства в целом дает допол­нительные возможности для эксплуатации. Появляет­ся возможность не только собирать подати в денежной форме, но и специализировать собственное хозяйство, производить какой-либо один продукт сельскохозяй­ственного производства, предназначенный для прода­жи, а то и организовать на своих землях производство мануфактурного типа. В некоторых случаях это приво­дит к возрождению практики закрепощения крестьян, развитию мер внеэкономического принуждения. Эта эволюция приводит к своеобразной рефеодализации, в XVI в. выражается в кризисе ренессансной культуры, развитой на базе свободных городов, особенно городов северной Италии. В большинстве западноевропейских стран еще слабому торгово-промышленному сословию вплоть до середины XVIII в. противостоят достаточно консолидированные и успешно осуществляющие хозяй­ственную деятельность привилегированные сословия.

Но привилегированные слои, успешно осуществ­ляющие экономическую деятельность на базе новых форм эксплуатации, не рассматривали деньги как ка­питал, не стремились к приобретению ради увеличе­ния самого капитала. Деньги скорее выступали для них как новый показатель богатства, универсальное сред­ство платежа, которое могло быть использовано на приобретение все той же феодальной собственности — земли и лесных угодий, а также — в целях потребле­ния. Дух экономии совершенно не был присущ этой категории населения

Мануфактуры XIV — XV вв. в основном не превра­тились в капиталистические предприятия. Во многих случаях они разорились и прекратили свое существо­вание, как это в массовом порядке имело место, например, в Италии. Тем не менее это не означает, что они не сыграли своей исторической роли. На базе деятель­ности небольших мануфактур, напоминающих скорее семейные общины, возник класс бюргерства, который стал носителем духа капитализма, социальной базой реформации в Германии.

Непосредственные производители в период по­зднего средневековья были поставлены в крайне тяжелые условия. Улиц, находящихся в личной зависи­мости от собственника земли, изымалась большая часть производимого продукта. Но и свободные городские производители (бюргеры) фактически подвергались эксплуатации в результате больших налогов за пользо­вание землей и непомерных платежей, выплачиваемых перекупщикам за сырье.

Настроение немецких бюргеров начала XVI в. вы­ливается во вселенский пессимизм, ощущение конца времени. В позднее средневековье крайне обостряется соретологическая* проблематика, идеи спасения, пред­вкушения бытия после смерти вытесняют рухнувшие надежды на устройство земной жизни. Последнее обус­ловлено многими обстоятельствами: уже упомянутым социальным гнетом, постоянными междоусобицами, страшными эпидемиями чумы, унесшими жизнь трети населения Европы, усилением мусульманского мира, грозящего постоянными завоеваниями. Это способству­ет вытеснению унаследованного христианством от ре­лигий Востока и широко представленного в Ветхом За­вете признания ценности земного бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель. Стены бюргерских домов в этот период часто украшает дюреровское изображение четырех всадников — предвест­ников антихриста, одетых в костюмы императора, папы, епископа и рыцаря — т. е. хорошо известных народу феодальных хищников. Самой популярной песней ста­новится средневековая песня «Media vitain mortre sumus» (Посреди жизни осаждены смертью).

* Соретология — развиваемое на религиозной почве учение о спасении.

Именно на основе данных социальных процессов можно понять две противостоящие друг другу эпохи и две противоположные структуры нравственного созна­ния, а именно эпоху Возрождения и Реформации.

Почву для распространения идей Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усили­вающий индивидуалистические тенденции в христи­анстве, во многом преодолевающий общинные прин­ципы церковной организации. Он является общим идейным источником ренессансной и реформационной парадигм. В идеологии Возрождения мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процес­сы в силу того, что он часть этих процессов, он микро­космос. В идеологии Реформации от подобного понима­ния мистицизма не остается и следа. Все представляет­ся как определяемое божественной волей. Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2327 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...