Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Как отмечает французский исследователь Жак Ле Гофф, в христианском мире представлены некоторые общие тенденции, унаследованные от Римской империи и отдельные элементы социальной жизни, также развитые на римской почве. Рим как бы передал средневековой Европе драматическую борьбу двух путей развития, символизируемую легендой о споре двух братьев-основателей. Ромул выступал за замкнутый мир, огороженный стеной. Рем мечтал о Риме с открытым пространством без границ и стен*. Рим, как известно, в целом пошел по первому пути, хотя в условиях империи, занимающей большую территорию, он неизбежно ассимилировал достижения греческой и восточной культур. В истории средневековой Европы то же противоречие выразилось в виде противостояния тенденции к неограниченному общению, развивавшейся наказе вселенской религии и расширяющейся торговой деятельности, и тенденции к самоизоляции, сформированной на базе принципов социальной организации феодального общества.
* См.; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.— М., 1992. —С.9.
История средневековой Европы начинается с варварских завоеваний территорий, принадлежавших ранее Римской империи. Понятно, что, подчинив себе обширные территории, варвары должны были как-то организовать на них экономическую жизнь, найти средства обеспечения социальной стабильности общества и обеспечить политический контроль над всеми реально способными носить оружие лицами, которые проживали на данной территории.
Это порождает необходимость возникновения государства. Как отмечал еще Энгельс, у германцев государство возникает именно потому, что они вынуждены были осуществлять контроль над завоеванными римскими территориями. Но эти государства были весьма своеобразные. В них, конечно, не было столь развитого административного аппарата управления, какой был в Римской империи. В них не было развитых путей сообщения, так как в условиях постоянных перемещений варваров, постоянных завоеваний за дорогами просто некому было следить; не было всех характерных для императорского Рима видов финансовой деятельности, связанной с системой откупов (получение права на сбор налогов), так как не было развитого рынка. Но весь этот регресс, своеобразный исторический упадок как раз и явился условием возникновения феодального общества, а вместе с ним — и условием возникновения нового стиля мышления человека. Средневековый человек, с одной стороны, больше верит в свои силы, он помещает себя в центр творения, полагая, что весь окружающий мир в конечном счете создан для него, с другой стороны, в своих моральных воззрениях он не надеется на собственный разум, отказывается от тех нравственных исканий, которые дали огромный разброс решения мировоззренческих проблем в античном обществе и безропотно принимает на себя роль раба божьего, беспрекословно следующего указаниям своего хозяина.
Первые государства средневековой Европы (а это Королевство остготов, расположенное на территории современной Италии, Королевство вестготов, расположенное на территории современной Испании, Королевство франков, расположенное на территории современной Франции и Германии, более мелкое Королевство бургундов, также расположенное на территории современной Франции) не были очень стабильными.
Бичом всех названных государств было отсутствие единой системы контроля над территориями и неупорядоченная система наследования королевского титула. В них не существовало единого представления о праве и собственности.
В раннесредневековом законодательстве проявляется чуждый римской юридической традиции принцип персонализации права. «В варварском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространявшегося на всех жителей его территории, но каждого человека судили по правовому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал; франка по франкскому обычаю или, точнее, по закону своей группы среди франков, например, салическому; бургунда — по бургундскому, а римлянина — по римскому праву. Отсюда удивительные расхождения, когда за насилие над девушкой римлянин наказывался смертью, а бургунд штрафом; напротив, свободная женщина, живущая с рабом, по римскому закону всего лишь сожительница, не теряющая своих прирожденных прав, тогда как салический закон низводил ее до положения рабыни»*. Теодорих пытался ввести единую юрисдикцию для всех наций, находящихся под его властью. Но он был практически последним продолжателем римской традиции.
* Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.— С. 34.
В дальнейшем принцип персонификации права сменился принципом территоризации. Единое право действовало на определенной территории, где обычно верх брал закон какой-либо одной доминирующей этнической группы. Эти территории были меньше всей территории, находившейся под властью того или иного государя. Территоризация права соответствовала Духу изоляции, присущему феодальному обществу. Даже в поздних национальных государствах, где были введены единые законы, она сохранилась в виде присущих данной местности традиций и нравов, которые нередко имели не меньшее значение, чем законы.
Варвары, пришедшие на римские территории, столкнулись с достаточно сложной задачей сохранения своих обычаев и традиций. Они были очень малочисленны. Ни вестготы, ни франки, ни другие группы завоевателей не насчитывали более 100 тыс. чел. Имеются расчеты, которые показывают, что общее число варваров, осевших на римском Западе составляло всего 5% населения*. Это затрудняло не только задачу сохранения культурного наследия, но и задачу утверждения выгодных для завоевателей способов распределения захваченного богатства.
* Ле Гофф Ж. Указ, соч.— С. 33.
Будучи относительно малочисленной группой, варвары не могли просто присвоить собственность завоеванных народов. Они, конечно, стремились продемонстрировать свою независимость, приобретая небольшие участки земли, но так же, как и коренное население, быстро попадали в зависимость от более крупных земельных собственников. Занятие сельским хозяйством в качестве батраков, конечно, не было престижным и желательным. Поэтому в конце концов новым правителям не оставалось ничего, кроме политики поддержки насильственного закрепления крестьян за определенными территориями, контроль над которыми полностью находился во власти феодала. Это неизбежно привело к свертыванию денежного обмена и натурализации хозяйства.
Отсутствие порядка наследования, способного сохранить единую власть, приводило к постоянным раздорам при разделе наследства и вызывало не только кризисы власти, но и кризисы всей государственной организации. Данное обстоятельство, например, закономерно привело к разделу империи Карла Великого после его смерти. В силу того, что Каролинги рассматривали свое государство как личную собственность, империя неизбежно разделилась между сыновьями правителя.
Король в отмеченных условиях был прежде всего военным руководителем. Он обеспечивал контроль над своей территорией за счет прямой силы. Но подобный контроль, собственно, ничего не мог дать в условиях натурализации хозяйства, когда нельзя было даже собирать подати в виде денежного налога. Стремление как-то наладить систему государственной жизни, упорядочить организацию армии и обеспечить общий контроль над определенными территориями привело к возникновению так называемой ленной системы. Как отмечает О. Егер, рассматривая основы жизни франкского государства, при завоеваниях в распоряжении завоевателей оказалось столько земель, что можно было не касаться земельных владений романского населения. Лишь небольшая его часть была обращена в трибутариев, обожженных постоянным налогом (чиншем). Наиболее богатые землевладельцы, а также епископы легко сблизились с новой земледельческой знатью, которую составляли завоеватели, или, вернее, дружинники, принадлежавшие к военной свите короля. Каждый из дружинников получал свою часть из земель, находящихся в распоряжении короля, как аллод или жребий, в полное и наследное владение, но только с ограничением — некоторая доля этого владения, т.н. салическая земля, не могла переходить по наследству женщинам, т.к. владелец аллода был обязан нести воинскую службу по защите страны. Но поскольку короли нуждались в постоянном войске, они создавали себе нечто подобное, выделяя из своего королевского земельного владения участки под названием бенефициев тем, кто принимал в качестве левдов обязательства постоянной придворной и военной службы при особе короля. Эти бенефиции составляли, таким образом, нечто вроде вознаграждения за службу, и только король имел право отнять данное им владение, если вознагражденный оказывался неверным или чем-либо провинился перед королем. Многие из наиболее богатых людей получали, таким образом, сверх своего аллода и королевский бенефиций и принимали за это определенные обязательства, становились в непосредственное и постоянное подчинение королю. Но и крупные землевладельцы, и епископы, у которых церкви были наделены земельными владениями, также нуждались в постоянных служебных отправлениях. В виде вознаграждения тем, кто им служил, они выделяли бенефиции из своего аллода. «Таким образом создавалась новая политическая система, которой предстояло великое будущее и которая под названием ленной системы стала отличительной чертой последующих столетий. Во главе этой системы стоял король, при беспрерывных походах и вызванных ими ненадежных, неустановившихся отношениях, при общем положении своего народа среди исконного населения страны, имевший достаточно возможности проявить власть, в которой все нуждались и на которую все рассчитывали. Свою власть король проявлял в скромных формах: на повозке, влекомой волами, он медленно объезжал страну, всем доступный, останавливался в тех местах, куда обычно народ собирался к нему на суд»*.
* Егер О. Всемирная история: В 4 т.— Т. 2. Средние века.— СПб., 1997.— С. 68.
На основе ленной системы позднее развился вассалитет.
Суть вассалитета, означавшего дальнейшее дробление собственности, также состояла в передаче другому лицу части полномочий собственника, прежде всего — права получения гарантированной передаваемой частью собственности дохода в обмен на требование военной поддержки. Оказавшись не в состоянии самостоятельно контролировать производственный процесс на обширных территориях, подчиненных ему политически в смысле прямого военного господства, властелин был вынужден распределить эти территории между зависимыми от него людьми. Такая практика закреплялась традицией и отражалась в понятиях фьефа и оммажа. «Фьеф» (ленн) означал часть собственности, передаваемой в пользование. Им чаще всего была земля. «Оммаж» означал взаимные обязательства, которые стороны принимали на себя.
Вассалитет порождает представление о феодальном обществе, его нравственной и социальной структуре как отношениях личной зависимости. Сеньоры и вассалы, несомненно, были лично зависимыми, связанными словом, за котором стояли определенные обязательства. Сам сеньор находился в зависимости от более крупного собственника (сюзерена). Крестьяне, конечно, тоже были лично зависимыми от владельца земли. Но эта зависимость имела ограничения. Феодал мог наказывать крестьян, но не имел права обращаться с ними как с рабами. Часть отношений между феодалом и крестьянами находилась в компетенции общественного судопроизводства. Оно получило значительное развитие в национальных монархиях. Общественное судопроизводство создает такой класс отношений, в которых форма личной зависимости уже преодолевается, человек начинает чувствовать свою принадлежность к некоторому общему целому, которое становится условием его существования. Это способствует развитию национальной психологии.
Жак Ле Гофф связывает с понятиями фьефа и оммажа основные определения феодального общества в узком смысле слова (как определенного принципа социальной организации). Социальная организация, отвечающая практике применения фьефа и оммажа, возникает в эпоху поздних Каролингов. Вассал влагал свои руки в сомкнутые руки сеньора и произносил: «Сир, я становлюсь вашим человеком». Первые упоминания о таком порядке относятся к середине XI в. До XIII в. передача фьефа чаще всего подтверждалась словом, а не письменным документом. Против неверного вассала сеньор мог предпринять меры вплоть до изъятия фьефа. Вассал тоже мог отказать в верности сеньору, который не выполняет своих обязательств. Это должно было сопровождаться торжественным отказом от фьефа. Сеньор первоначально владел фьефом как собственностью, вассал же лишь пользовался доходами. Но постепенно права вассала все более и более возрастают, приближаясь к праву собственности. Рост власти вассала над фьефом был обеспечен установлением наследственности фьефа. Первоначально почти каждый вассал был человеком нескольких сеньоров. Это вносило путаницу, так как позволяло обещать самому щедрому из сеньоров преимущество верности. Чтобы устранить эту неопределенность, наиболее могучие сеньоры стремились добиться приоритетного оммажа (тесный оммаж). Это дало основание для возникновения известной лестницы вассалитета, правилом которой было: вассал моего вассала не мой вассал. Из этой системы затем возникла абсолютная монархия, сопровождающаяся уменьшением власти сеньоров, утверждением их более сильной зависимости от короля.
Основной нравственной добродетелью в названной структуре становится верность. Она соответствует порядку заключения оммажа. Верность также обусловлена изменением тактики ведения войны в связи с разработкой новых технических средств, новых вооружений. По мере того как в действие вводятся одетые в доспехи рыцарские войска, на территориях строятся очень солидные укрепления, обнесенные стенами города, основное значение приобретает не личная доблесть во время боя, а опять же верность, которая гарантирует то, что сеньор может положиться на войска своего вассала.
Возникновению сильных национальных государств предшествовало увеличение продуктивности сельского хозяйства, сделавшее более выгодным сохранение стабильной территории, находящейся под охраной сильной власти. Без этого было бы невозможно введение новых технологий, связанных с использованием колесного плуга с отвалом и посадкой продуктивных культур (бобов, чечевицы, гороха), требующих соблюдения сроков посадки и предварительной подготовки земель. Класс рыцарей начинает вводить новые технологии приблизительно с X в. К 1075 г. рыцарство, вначале представляющее группу, отличающуюся богатством и видом служения, становится наследственной кастой. Оно делится на два эшелона: кастелянов — владельцев замков (доминионов), осуществлявших на данной территории всю полноту публичной власти, и простых рыцарей, имевших в подчинении небольшое число лично зависимых людей. Со временем эти рыцари продублировали замки сеньоров. Сами же сеньории укрупнились, кастелянские полномочия были сосредоточены в руках совсем небольшой группы, лично преданной королю. Но это произошло уже в процессе становления абсолютных монархий.
С XII в. система феодализма постепенно начинала поворачивать от натуральной формы хозяйства к денежной. Развивались независимые города, появился достаточно развитый рынок, улучшились сухопутные пути. Крупным феодалам стало проще осуществлять контроль над большей территорией, не прибегая к помощи посредников. Появилась возможность получать подати в виде денежной ренты. На всех западноевропейских землях в XIII в. распространилось движение по освобождению крестьян. Барщина и трудовые повинности заменялись фиксированной податью (цензом). Экономическая эволюция, начавшаяся с XIII в., не благоприятствовала мелкому и среднему рыцарству, которое залезало в долги и вынуждено было продавать свои земли.
По мере развития новых экономических отношений, связанных с возрастанием роли денежного оборота, и по мере усиления политической власти королей, вассалитет, служивший ранее важным средством поддержания социальных устоев феодального общества, становится не нужен. В крупных национальных монархиях короли расправляются с непокорными сеньорами, претендующим на политическую самостоятельность, и создают новые принципы общественной жизни, основанные на крупном землевладении, судопроизводстве, конституционном определении порядка общественной жизни. Вассалитет просуществовал в странах Западной Европы относительно недолго, около двух с небольшим столетий и не был универсальным явлением в развитии феодального общества. Россия, например, не знала такого принципа социальной организации. Она в силу причин, связанных с необходимостью централизации, вызванной борьбой против татаро-монгольского ига, сразу перешла от отдельных княжеств к централизму, в котором отдельные земельные собственники были подчинены непосредственно царю.
Возможно, феодализм, в узком смысле слова связан именно с понятиями фьефа и оммажа. Но важнейшим принципом в организации крупных национальных монархий становится награда землей за верность и заслуги перед королем (в том числе — за воинские доблести). В Древнем Риме воинам тоже давали земли в виде награды за верную службу. Но по крайней мере в начале развития Римской империи предполагалось, что они сами вместе со своими домочадцами будут обрабатывать собственные наделы. В феодальном обществе владельцами земель стали высшие военные руководители (офицерство). За счет владения землей с закрепленными за ней крестьянами они имели постоянный доход, намного превосходивший то жалование, которое они получали на военной или государственной службе. Таким образом возник новый привилегированный класс. Так как армия в большинстве случаев комплектовалась принудительно, за счет введения воинской повинности, какая-либо стимуляция рядовых воинов перестала иметь решающее значение. Если даже армия комплектовалась добровольно, наемники в ранних феодальных государствах все равно содержались не на средства правительства, а на средства сеньора, отдельного феодала, который в случае военной необходимости выступал со своим отрядом и привлекал силы своих вассалов. Приоритетное значение в такой системе, конечно, имела не личная воинская доблесть, а именно преданность.
Преданность высшему государственному лицу, царю или королю приобрела особое значение в период развития абсолютных монархий. Это отражают, например, теоретические споры между Иваном Грозным и Андреем Курбским в истории русского государства. Курбский отстаивал права удельных князей, в том числе очень важное право «отхода», которое позволяло отойти со своими войсками и территориями под начало другого великого князя. Так что свой собственный переход на сторону Литвы Курбский, вообще говоря, не рассматривал как предательство. Иван Грозный защищал позицию централизованного правления, аргументировал необходимость усиления царский власти. В Европе эта позиция была обоснована многим раньше в трудах Византийского мыслителя VI в. нашей эры Агапита. Ее суть сводится к тому что греховный, земной, и небесный, божественный, миры предельно разделены. Единственным связующим звеном между Богом и миром является царь как наместник Бога на земле. Церковь же помогает духовному объединению верующих, не касаясь вопросов обустройства земного бытия, а лишь помогая царю в выполнении его миссии. Курбский, наоборот, делал акцент на возможности индивидуального общения каждого подданного с Богом, и, следовательно, на самостоятельных решениях, на которые он способен.
В Западной Европе этапом, подготавливающим возникновение централизованных национальных монархий, стало развитие приоритетного оммажа. Выделение в лестнице вассалитета приоритетной линии открывало путь к развитию государств, объединенных под властью одного повелителя. Но необходимо отметить и другие условия их образования. Это прежде всего существовавшее достаточно долгое время право крестьян менять своего господина и возможность побега в город, который делал сбежавшего свободным. Трудно сказать откуда был взят обычай перехода. По-видимому, он сохранился с тех времен, когда феодал, сеньор или князь рассматривался прежде всего в качестве военного защитника мирного населения от воинственных скотоводческих племен, а оброк рассматривался как необходимая для содержания дружины повинность. Право перехода и возможность побега в города приводили к выравниванию уровня эксплуатации, способствовали развитию привычных ожиданий, и там самым вызывали стабилизацию условий жизни в рамках определенной территории. Так складывались определенные народности.
В целом развитие феодального общества в Европе дало ощутимые результаты в смысле улучшения экономического благосостояния. Это подтверждается ростом населения, которое между X и XIV вв., вероятно, удвоилось. Согласно Дж.К. Расселу, население Западной Европы с 14,7 млн чел. около 600 г. дошло до 22,6 млн чел. к 950 г. И стало насчитывать 54,4 млн перед Черной смертью 1348 г. Чума и усиление мусульман несколько сократили христианский мир, но не отменили развивающихся в нем прогрессивных технологических и социальных тенденций.
Особое значение в жизни средневекового общества постепенно приобрели города. Средневековый город это не только центр политической жизни. Это торговый центр, причем не просто торговый центр, представляющий место обмена товаров ремесленного производства, а именно центр деятельности купцов, которые выступают как посредники между производителями и потребителями. Трудно оценить, сколько невзгод вынесли на себе купцы, начавшие движение по дорогам средневекового общества, наполненным разбойниками, но несомненно одно: они, выступив в качестве особого звена между производителями и потребителями, создали новый стимул развития производства. Теперь можно было производить не только для того чтобы самому принести свой товар на рынок, но и для того, чтобы за определенную плату отдать свой товар тому, кто готов взять на себя заботу о дальнейших условиях его реализации. Это давало стимул для расширенного производства, и в то же время способствовало развитию представления о взаимной зависимости между людьми, о такой социальной связи, которая выходит за рамки национальных границ, преодолевает особенности разных духовных традиций. Купцы играли доминирующую роль в организации порядков городской жизни и были основной социальной силой, обеспечивающей городское самоуправление. Рост городов как крупных купеческих центров начинается в основном с XI — XII вв., когда так называемые восточные купцы, продающие пряности и дорогие ткани, сменяются европейскими купцами, осуществляющими постоянную посредническую деятельность между производителями.
В это время происходит оживление денежного обмена. Большую роль в его развитии сыграла церковь. Церкви в то время выступали в виде кредитных касс и поддерживали купеческую деятельность как новый элемент городской культуры. В связи со все более активным участием церкви в мирских делах понимание труда как «наказания господне» постепенно заменяется в христианской доктрине представлением о труде как средстве к спасению. Здесь надо отметить, что несмотря на приоритет духовного над материальным и даже прямое осуждение накопления богатства ради него самого, христианская доктрина не осуждала труд как средство обеспечения жизни и даже способствовала увеличению его производительности во имя высвобождения свободного времени, которое могло бы быть посвящено Богу. Как отмечают В.П. Гайденко и Г.А. Смирнов: «Выполнение заповеди любви к ближнему ставит перед христианином главным образом духовные задачи, однако диктуемые этой заповедью жизненные установки предписывают также делать все необходимое для разумного устроения жизни, и экономической ее стороны и социальных отношений. Это, прежде всего, требование трудиться для поддержания своей жизни, чтобы не быть обременительным для других людей»*.
* История философии: Запад— Россия— Восток.— М., 1995.— С. 285.
Важным элементом городской жизни была цеховая организация. Предпосылкой развития ремесленного производства на Западе, по-видимому, было распределение отдельных специалистов по разным деревням, осуществляемое феодалом для обеспечения собственных нужд. Затем эти лица, фактически приобретающие новую профессию и уже переставшие быть крестьянами, так или иначе перемещались в города. Для защиты своих интересов они создавали цеховые организации.
Цехи не только осуществляли трудовую взаимопомощь, регулировали социальные основы производства, но и устанавливали стандарты качества. Квалификацию мастера оценивала коллегия мастеров. Нарушение стандарта качества не допускалось, так как, по существу, означало бы преимущество в конкуренции — такое же, какое дало бы применение машин. Нарушителя стандарта, поставщика на рынок некачественного товара, в средневековой Праге, например, сажали в клетку, возили по городу, а затем топили в Влтаве.
Средневековые города начинают бурно развиваться начиная с XII в. Особо интенсивное развитие получают независимые города Северной Италии. В 1176 г. они нанесли поражение Фридриху Барбароссе, ошеломившее феодальный мир. В 1302 г. пехотинцы фламандских городов наголову разбили цвет французского рыцарства. Тем не менее решающая роль в истории феодального общества принадлежала все же не городам, а национальным монархиям. Экономическая база городов была недостаточной для политической мощи первого порядка и даже для экономической деятельности широкого размаха. Развитие средневекового общества продемонстрировало, что возврат к полисной модели общественной жизни невозможен. Перед человеком в силу самих масштабов осуществляемой им деятельности открылся более широкий горизонт бытия.
Этому как нельзя лучше соответствовало христианское неантропоморфное понимание Бога. Как известно, оно пришло из иудейской традиции. Сами иудеи первоначально были в основном кочевниками скотоводами. Во время своих переходов, подчиненных поиску новых пастбищ, они сталкивались с высоко развитыми цивилизациями, видели прекрасные города. Сами же они ничего этого не имели. Единственный способ утвердить свой приоритет и приоритет своего бога (а объявление своего бога наилучшим и наиболее могущественным было характерно для всех народов) в таких условиях заключался в том, чтобы объявить этого бога как существующего вне пространства, как возвышающегося над всеми относительными различиями материального мира. И это решение оказалось очень перспективным с точки зрения развития самосознания личности. Оно позволило выйти за границы мышления, отдающего приоритет пространству, в котором разворачивается бытие, и обратить взоры к процессу, ко времени жизни, выполнению миссии, в общем — к истории, в которой человек приобретает новые возможности для организации своей собственной судьбы.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!