Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Итак, пока мы выделили четыре основные линии, по которым можно рассматривать развитие нравственных характеристик людей в условиях первобытного общества: осмысление угрызений совести, понимание справедливости как восстановления нарушенного равновесия, трудовая взаимопомощь, связанная с коллективными действиями и с половозрастным разделением труда, протест против несовершенства мира и желание исправить его за счет собственного совершенствования. Первые три линии развития нравственного сознания еще позволяют рассматривать нравственные обязанности человека в свете доминанты коллектива над индивидом, в плане такой регламентации поведения, которая способствует осуществлению каждым членом первобытного коллектива именно таких действий, которые прежде всего направлены на сохранение целого, на поддержание привычных уравнительных отношений друг с другом и отношений с природой, построенных принципиально по той же модели уравнительного равенства.
Однако в связи с протестом против несовершенства мира и желанием исправить это за счет собственного совершенствования нравственному осмыслению подвергаются индивидуальные качества, человек постепенно все более и более осознает ценность индивидуального бытия, начинает воспринимать смерть как несправедливое явление, которое может быть побеждено. Еще одна важная нравственная характеристика человека, имеющая, пожалуй, наиболее непосредственное отношение к процессу его индивидуализации, выражается в стремлении к утверждению собственного достоинства. О стремлении к утверждению достоинства личности в условиях первобытного общества свидетельствует, во-первых, строгое запрещение всяких насмешек над физическими увечьями, во-вторых — соревновательный характер магических действий, в-третьих — обычай дарообмена.
Запрет насмешек над увечьями при одновременном существовании смеховой культуры, сопровождающей в частности обычаи, связанные с праздниками сатурналий, в которых насмешкам подвергается сам властитель или божество, подчеркивает, что первобытный человек (правда, по-видимому, уже на достаточно поздних стадиях развития родового строя, когда и начинают справляться сатурналии) фиксирует разницу между такими характеристиками личности, которые в принципе могут быть изменены, и такими, которые не поддаются никакому изменению.
Соревновательный характер магических действий также является весьма примечательной чертой. Он свидетельствует о том, что целью их производства является не просто символическая расправа над противником или изображение успешной охоты, а и выявление индивидуальных различий между соплеменниками, которые могут быть учтены при распределении социальных ролей.
В работе Йохана Хейзинги «Человек играющий» утверждается, что празднества, связанные со сменой времен года в Древнем Китае, не только позволяют выделить в них игровой элемент, связанный с состязательностью, но и демонстрируют высокую оценку результатов состязания в социальном смысле. По его мнению, «на основе подобных календарных состязаний между племенными фратиями происходила иерархизация общества. Процесс феодализации отправлялся от престижа, который воины добывали себе в поединках»*.
* Хейзинт Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня.— М., 1992.— С. 71.
Не менее интересен другой обычай, зафиксированный этнографами при исследовании древних культур. Это так называемый «потлач»: обычай, предполагающий соревновательное уничтожение собственности во имя демонстрации силы и утверждения достоинства*. тот обычай фиксирует уже иные отношения, отвечающие начальным стадиям развития классового общества. Он отражает формирование психологии, отождествляющей достоинство с собственностью. То, что собственность выражала могущество в некотором метафизическом смысле, можно подтвердить многими примерами, хотя бы тем, что в процессе возникновения первых государств на занятие высших должностей с общего согласия вводился имущественный ценз. Богатство оценивалось в позитивном плане как могущество человека, способного быть полезным обществу. Убедительным подтверждением значения индивидуальных характеристик для первобытного человека может служить также обычай дарообмена. В обмене подарками, несомненно, выражена не одна демонстрация добрых намерений, но и, очевидно, представлено стремление к выражению собственного личного статуса. Каждый стремился преподнести подарок лучше того, который был преподнесен ему. Здесь несомненно выявление индивидуальных различий и связанных с ними моментов нравственной самооценки.
* См.: Там же.—С. 75.
Линия развития нравственного самосознания, связанная с формированием представления о достоинстве человека и стремлением к его утверждению сыграла необычайно важную роль в процессе становления и развития классового общества.
Действительно, зададимся вопросом о том, как идет процесс накопления собственности, как разрушаются весьма строгие нравственные нормы, требующие равного распределения, которые, конечно, мешали возможной дифференциации? Интересен также вопрос о том, откуда возникает само желание к накоплению богатства?
Когда результаты производства были ничтожно малы, уравнительное равенство возникало естественно, как единственно возможное условие выживания. Но индивидуальные различия в самом процессе трудовой деятельности все равно имелись. Более ответственные функции в процессе охоты или изготовления орудий доставались более умелым и ловким. С ними были связаны различия метафизического статуса, подтверждаемого уважением, отражаемым в именах, указывающих на особые индивидуальные качества (верный глаз, сильная рука и т.д.). Отсюда закономерно следует и зарождение чувства гордости, собственного достоинства, очевидно подтверждаемого обычаем дарообмена.
Смысл дарообмена, осуществлявшегося первоначально между племенами, а затем между отдельными лицами, заключался в выражении добрых намерений, желания к мирному сосуществованию, отражал признание факта наличия в данном регионе разных племен, которые просто вынуждены были как-то решать вопросы о распределении охотничьих территорий. Но говоря о дарообмене, нельзя ограничиться только этим. В обмене подарками, несомненно, выражено и стремление к выражению собственного статуса, собственного достоинства, так как каждый стремился сделать подарок не хуже, а во многих случаях — даже лучше, чем тот, который был сделан ему. В качестве даров выбирались вещи, свидетельствующие о силе, ловкости (например, охотничий трофей) или о какой-либо другой способности (например, искусство в определенном ремесле) ее владельца. Отношения равенства в дарообмене соблюдаются, но они оказываются ценными не сами по себе, а в связи с выражением созидательных способностей личности, определяющих меру ее достоинства.
Мы согласны с мнением, согласно которому вещь (собственность) вообще возникла у человека не в силу его потребности*. Без признания того, что в приобретении собственности начинает видится утверждение достоинства человека, вообще невозможно объяснить социальные последствия неолитической революции, ибо простого увеличения производительности труда недостаточно для того, чтобы опрокинуть весь строй норм уравнительного распределения, характерного для первобытного общества.
* См.: Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.— М., 1978,— с. 63.
О богатстве как выражении достоинства свидетельствует накопление сокровищ. В частности, огромные сокровища, найденные дорийцами в ахейских храмах. Известно, что ахейцы занимались пиратством. Но многие богатства приобретались совсем не для потребления. На них ничего не покупалось, они не включались в экономический оборот, а просто оседали в подвалах храмов в качестве подтверждения могущества приобретателя. С экономической точки зрения, вообще, мало целесообразно снаряжать военный корабль, отвлекать массу людей от обычного процесса производства в надежде на богатую, но часто призрачную поживу. Это выглядит гораздо более нелепо по сравнению с практикой постоянного завоевания-перемещения, характерного для кочевников, ведь морская экспедиция требует гораздо больших затрат при ее подготовке по сравнению с подготовкой экипировки всадника. Если от нее и может быть эффект, то в условиях достаточно развитых денежных отношений и товарного обмена, которого в эпоху ахейской Греции не было. По-видимому, культура ахейской Греции отражает продолжение практики сосредоточения ценных вещей в руках вождя племени, что как раз было средством выражения его достоинства, его метафизического статуса.
Приведенные примеры, связи представления о достоинстве с собственностью, с обладанием вещью, несомненно, говорят о том, что нравственное сознание начинает допускать неравенство, более того, последнее становится необходимым для выражения индивидуальных характеристик, создания имиджа могущества. Но связано ли последнее только с обладанием вещью или имеет отношение и к ее созданию. О позитивном ответе на этот вопрос говорит то, что сама ценность вещей связывается со сложностью процесса их изготовления или добычи. Об этом свидетельствует практика превращения в предметы дарообмена именно тех вещей, которые было трудно добыть, а также характерная для восточной традиции высокая оценка ремесленного труда. Человек, создававший хорошую вещь как бы повышал тем самым собственный метафизический статус. Поэтому изготовление некачественных вещей, желание как-то словчить было совершенно нехарактерно для начальных стадий развития ремесленного производства.
Не менее показателен и распространенный на Востоке феномен говорящей вещи. То, что вещь наделяется сознанием, собственно, не удивительно. Это свидетельствует о сугубо человеческом антропоморфном способе освоения окружающей действительности. Интересно другое: с величием вещи связывается величие ее изготовителя. Но вещь может оказаться даже могущественнее того, кто ее создал. В ряде случаев она как бы фиксирует могущество всех поколений, принявших участие в ее создании и имевших возможность так или иначе общаться с ней. Здесь, наряду с перенесением на определенные вещи, прежде всего какие-то монументальные сооружения, признаков первопредка, отражается также видение сути общественной жизни в коллективном труде и преемственности культуры. Показательна в этом плане надпись, сделанная царем Нововалинского царства Набополисаром (VII в. до н. э.) на восстановленных им стенах Вавилона: «Я Набополиссар, царь Вавилона, избранник Набу и Мардука, Имгул-Белл большую стену Вавилона, которая до меня обветшала, разрушилась, заложил я на прежнем основании... Стена, замолви перед Мардуком, моим господином, слово на благо мне»*. Стена здесь способна говорить, быть заступницей, что, несомненно, свидетельствует о ее могуществе и отражает весь строй мыслей традиционного общества, в котором никакие новации, никакие положительные деяния невозможны без наличия связи с традицией, без стремления к укреплению последней.
* Цит. по: Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока.— М„ 1986.— С. 82.
Возведение высоких стен, оборонительных сооружений намного превосходящих военную необходимость вокруг Иерихона (VII в. до н. э.), а именно: ров шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м, каменная стена толщиной 1,6 м, сохранившаяся на высоту 3,94 м, башня, сохранившаяся на высоту 8,15 м* также свидетельствует о желании правителей создать и оставить после себя нечто фундаментальное, ведь потенциальными врагами иерехонцев были люди докерамического неолита, неспособные брать такие укрепления.
* См.: Там же.
Внимание нравственного сознания к индивидуальным качествам личности, к способностям, которые могут быть использованы в общественном производстве, более всего проявляется после смены присваивающего типа производства производящим. Это также можно подтвердить анализом мифов. Так, для индоевропейской и славянской мифологии характерны разнообразные, но схожие в своей основе варианты мифа о поединке бога громовержца (Перуна) со своим противником — властителем подземного царства. Последний полагается связанным с богатством и властью над темными силами. Он обычно предстает в виде существа змеиной породы. Громовержец преследует его и убивает, рассекая на части. После чего начинается плодоносящий дождь. Это символизирует то, что подземные силы плодородия выходят наружу, но происходит это не само по себе, а в результате усилий людей, которые в мифологическом мышлении восходят к усилиям культурного героя. Герой побеждает силы тьмы, скрывающие заключенные в земле богатства, и дает возможность использовать их на благо людей.
Данная система мифологических представлений сформирована на базе двойственного восприятия земли: с одной стороны, она кормилица-матушка, так как из нее все произрастает, с другой стороны,— место обитания темных и злых сил, так как в земле в то же время все гниет, портится, разрушается, оттуда исходит угроза в виде змей, болотных топей и т. д. На основе этих простых наблюдений и формируется система взглядов, в которой земля одновременно предстает и как место сосредоточения питательных жизненных сил, в том числе эликсира бессмертия, и как место обитания злых демонов. Эта символика уже очевидно представлена в образе мирового дерева, служащего, как известно, первым способом упорядочивания пространства. Во многих мифах о смерти герой похищает у демонов эликсир бессмертия и через крону дерева достигает места обитания бессмертных душ. Что же касается властителя подземного царства и одновременно бога земледелия и скотоводства (в славянской мифологии — Велес), то это существо проделало в истории культуры длительный путь от побежденного змея (Горыныча) до злобного, восставшего против бога дьявола, представленного в образе змея-искусителя.
Тема культурного героя чрезвычайно характерна для китайских мифов. Причем, если в ранних мифах герой похищает предметы культурного быта у властителей иного мира или получает их в качестве дара, в более поздний период он уже сам изготовляет орудия труда и предлагает новые способы организации социальной жизни. Так, «Фу-си изобрел рыболовные сети, Суй-жэнь — огонь, Шэнь-нун — заступ-лэй, он положил начало земледелию, рытью первых колодцев, определил целебные свойства трав, организовал меновую торговлю; Хуан-ди изобрел средства передвижения — лодки и колесницы, а также предметы одежды из материи, начал устройство общественных дорог. С его именем связывают и начало счета годам (календарь), а иногда и письменности (по другой версии ее создал четырехглазый Цан-цзе)»*.
* Рифтин Б.Л. Китайская мифология // Мифы народов мира.— М., 1997. —Т.1. —С.655.
Здесь совершенно очевидно отражение процесса перехода от присваивающего типа производства к производящему. Образ героя, представленный во всех поздних мифологиях, чрезвычайно важен. Он показывает, что формирующееся нравственное сознание начинает формулировать идеал, образец для подражания, несмотря на то, что для объяснения культурной деятельности все еще продолжает использоваться старое мифотворческое клише, заключающее в себе апелляцию к прецеденту, как объяснению последующего массового изменения образа действия людей.
Идеал героя становится своеобразным критерием определения того направления, по которому производится оценка меры достоинства людей. В результате этого процесс индивидуализации получает стимулы развития не только, и, даже, не столько со стороны стремления к утверждению своего, уже осознанного интереса, сколько со стороны общественного признания результатов индивидуальной хозяйственной деятельности.
Развитие производства производящего типа приводит к изменению хозяйственной функции семьи. Рост производительности труда, с одной стороны, и развитие представлений о достоинстве в связи с успехами хозяйственной деятельности, приобретением собственности, с другой, приводят к тому, что именно отдельная семья становится наиболее важной хозяйственной единицей. Парная семья, возникшая в результате стремления к более последовательному проведению экзогамного запрета, начинает разрастаться, включать в себя близких родственников, совместно участвующий в хозяйственной деятельности. Тем самым она превращается в семью патриархальную, основанную на власти отца, на праве принадлежащей ему собственности. Это становится возможным только в результате перехода к отцовскому праву наследования.
Характеризуя переход от материнского права к отцовскому, Ф. Энгельс говорит, что это была одна из самых радикальных и в то же время просто совершившихся революций*. Бескровность переворота объясняется тем, что в нем, собственно, были заинтересованы все. И мужчины, и женщины, живущие уже отдельными семьями имели одинаковый интерес в том, чтобы передать имущество своим детям. Для этого надо было сломать традиции определения рода по материнской линии и связанное с ними материнское право наследования. При материнском праве дети женщины оставались в роде матери и не получали богатства, которым уже располагал мужчина.
* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 21.— С. 59.
Патриархальная семья как переходная форма к моногамии сохраняла во многих случаях и многоженство, но смысл заключается уже не в нем, а в организации известного числа лиц (свободных и несвободных) для ухода за стадами, подчинение их всех отцовской власти. При этом несвободные тоже могли иметь жену и детей. В результате развития подобной социальной организации складывалось противоречие: семейные узы связывали детей и родителей, в детях виделось продолжение выполнения тех хозяйственных функций, которые осуществляла семья и наследование того метафизического статуса, который имел глава семьи, однако подкрепить этот статус, увековечить свое достоинство наследованием своего богатства отец семейства не мог. Женщина также желала добра своим детям и видела в процветании своих детей свое собственное могущество, как раньше она чувствовала это в процветании собственного рода. Таким образом, в изменении права наследования оказались заинтересованными именно все.
Говоря о непосредственных способах утверждения отцовского права, Энгельс обращает внимание на различные уловки, которые в рамках прежних обычаев позволяли совершенно изменить порядок вещей. Например, «у племен шауни, майями и делаваров укоренился обычай: называя детей одним из родовых имен отцовского рода, приобщать их таким путем к этому роду, чтобы они могли наследовать своему отцу»*.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.— Т. 21.— С. 60.
Эта сторона проблемы очень интересно представлена также в лекциях замечательного русского историка В.О. Ключевского по методологии русской истории. «Естественный факт единоутробного происхождения,— отмечает В.О. Ключевский,— не позволял материнскому роду отдавать женщину в собственность чужеродца, но идея собственности побуждала мужа-чужеродца стремиться сделать жену и детей, от нее прижитых, своею собственностью. И вот, начинается борьба. Чтобы разрушить естественный факт единоутробного происхождения, мужчина-чужеродец должен был противопоставить ему фикцию, т. е. право, и правом разрушить факт кровного родства; право это, в виде целого ряда фикций, и развилось из понятия о собственности. Первоначально, род материнский отдавал мужу-чужеродцу свою женщину не в собственность, а только в пользование. Способы приобретения этого пользования были различными: умычка (т. е. плен), покупка и уже после всего, сговор...»*. Далее Ключевский отмечает, что желание мужа видеть в детях своих наследников приводило к тому, что он кроме законных жен стремился иметь еще и рабынь, детям которых передавал свое имущество. «Рабыня — лицо без рода и, следовательно, становилась сама собой собственностью мужа, поэтому и дети ее считались личным достоянием господина и они только получали наследство от своего отца, тогда как его дети от законной жены были наследниками материнского рода. С течением времени обычай передачи наследства детям от рабыни видоизменился, превратив следствие в причину; если первоначально передача наследства была следствием происхождения, то впоследствии передача этого наследства стала причиной родства...»*. Как видим, Ключевский уделяет очень большое внимание вторичным правовым факторам. И он прав: в последующей истории общества всегда удавалось утвердить посредством права фактически несуществующие отношения родства.
* Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека (приложение).— м„ 1988.— С.177.
* Там же.— С. 178.
Переход к отцовскому праву показывает, что человек, хотя первоначально еще очень робко, боясь отступить от обычаев предков, начинает тем не менее сознательно творить свою новую природу. В отцовском праве он впервые создает такие социальные отношения, которые в полном смысле слова можно назвать искусственными, не имеющими никаких аналогов в ассоциативном мышлении, направленном на наблюдение и воспроизводство природных циклов. Эти отношения требуют для своего воспроизводства общеобязательных социальных норм. Последние, в каком-то смысле, действительно являются фикцией. Они, с одной стороны, не представлены нигде, кроме как в голове человека, их нельзя наблюдать, нельзя пощупать. Однако человек принимает данные фикции как объективные условия его бытия. Тем самым, с другой стороны, те же самые фикции уже не фикции, а устойчивые формы (способы) человеческой коммуникации (образцы, по которым строятся человеческие взаимоотношения), и представлены они уже не только в голове человека, а и в культурном коде, в писаных и неписаных правилах, передающихся от поколения к поколению людей. Эти правила, однако, ничто без восприятия их со стороны каждой, принадлежащей к данной культуре личности. Не в этом ли взаимодействии нужно искать объяснение возникшего далее в философском мышлении понятия формы, которая существует объективно, независимо от индивидуального бытия той или иной вещи, но наполняется реальным содержанием только в том случае, если сама эта индивидуальная вещь стремится к тому, чтобы соответствовать своей идеальной модели.
Выводы
¨ В теоретической этике представлены два кардинально различающихся подхода к пониманию процесса возникновения морали. Одни ученые считают, что мораль возникла в истории человечества очень рано, была вызвана наглядной взаимозависимостью людей, необходимостью их трудовой кооперации. В этом смысле мораль появляется даже раньше религии, раньше того, как начинается общая мировоззренческая интерпретация мира. К ранним этапам развития общества относят мораль и те ученые, которые считают, что она развивается из первых фундаментальных запретов, таких как экзогамный запрет, запрет употребления в качестве пищи мяса тотемического животного, запрет пролития крови своих соплеменников. В таком случае мораль также выступает как первичный феномен. Ведь с этих запретов фактически и начинается действительная история развития человеческого общества. Другие ученые, наоборот, считают, что мораль возникает на достаточно поздних этапах общественного развития, становится средством упорядочивания разделения труда, и более всего проявляет себя уже в процессе возникновения классового общества. Это, с их точки зрения, обусловлено тем, что именно в этот период перед людьми встают сложные мировоззренческие вопросы, появляется определенная свобода выбора.
¨ В логике последнего подхода даются определения морали, основанные на выявлении ее отличий от более простых средств воздействия на поведение: таких как обычаи, традиции, табу. Эти отличия видятся в том, что средства морального воздействия предполагают свободу личного выбора, в них отражается конфликт должного и сущего, требования адресуются к неограниченному человеческому сообществу, а не членам какой-то локальной группы.
¨ С точки зрения таких критериев мораль, конечно, может рассматриваться только как весьма поздний феномен. Идея всеобщей формы выражения нравственного требования по существу получает свое завершенное теоретическое осмысление лишь в этике Нового времени.
¨ Однако ущерб методологии, развивающейся на основе выявления различий между нравственными и традиционными или обычными нормами, заключается, на мой взгляд в том, что сравниваются формы предъявления и действия уже существующих норм, но не принимаются во внимание сходства и различия процесса их возникновения. Между тем никакая норма не возникает в истории, не будучи как-то обоснованной. Без какого-то, пусть даже иллюзорного представления о необходимости ее исполнения, норма просто не воспроизводилась бы в жизни нескольких поколений людей, что необходимо для подтверждения ее практической целесообразности, для прогресса тех сообществ, которые данную норму выполняют. Такое идейное основание нормы обязательно содержит некоторое исходное нравственное отношение, ведь любая норма и предлагается ради лучшей организации совместной жизни, ради достижения гармонии нравственных чувств. Что же касается первых норм, с которых начинается действительная история человеческого общества, то они, видимо, отражают факт глобальной нравственной неудовлетворенности характером бытия, предлагают его радикально изменить, то есть вводят реальность, которой вообще не было до утверждения этих норм.
¨ Учитывая исходный нравственный смысл, заключенный в основании любой нормы (даже очень простой, в очень малой степени предполагающей свободный выбор, например, в жестком запрете, нарушение которого обязательно карается изгнанием из места общего проживания), можно утверждать, что элементы нравственного самосознания появляются очень рано. Развитие последнего начинается с первых запретов и продолжается во всей истории человечества вплоть до его современного состояния.
¨ Непосредственный же процесс возникновения достаточно развитого нравственного самосознания, отвечающего цивилизации, можно, на мой взгляд, проследить по следующим 5 линиям.
1. Осмысление угрызений совести.
2. Развитие первых представлений о справедливости, связанных с идеей поддержания равновесия.
3. Осознание значения трудовой взаимопомощи.
4. Протест против несовершенства мира и желание исправить его за счет собственного совершенствования.
5. Стремление к утверждению личного достоинства.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1542 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!