Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Любой искусственно вводимый в практику жизни группы людей запрет содержит противопоставление социального биологическому, представляет попытку сознания взять верх над природными влечениями, или изменить отношения, основанные на инстинкте. В этом смысле необычайно интересно и важно выяснить суть происхождения одного из самых первых и самых строгих запретов, лежащего в основании всей истории общества — запрета кровосмешения.
По данному вопросу в литературе представлены следующие основные точки зрения: а) экзогамный запрет направлен на ограничение вреда от смешанных браков. Он возникает в результате осознанных усилий людей (Л. Морган, Л. Файсон, Л.Я. Штернберг), или же — в другой интерпретации — возникает просто как результат выживаемости групп, выполнявших запрет по какой-то иллюзорной причине (Дж. Фрезер, Е.Ю. Кричевский); б) запрет обусловлен стремлением к достижению мирного сосуществования через взаимные браки между промискуитетными* первоначально общинами (Э Тайлор, К. Леви-Строс), такие браки давали право охотиться на чужой территории (A.M. Золотарев); в) запрет связан с утверждением тотема как невротического замещения свергнутого некогда властелина отца, которому принадлежали все самки данной группы. (З. Фрейд); г) запрет отражает простое притупление полового влечения к надоевшим родственницам. Это ведет к закреплению практики похищения подружек со стороны (Г. Спенсер, И. Бентам, К. Каутский); д) теория трудовых половых запретов и возникновения из этого дуально-родовой организации (Ю.И. Семенов); е) экзогамия возникает из метафизического страха возвращения к основам собственного бытия, т. е. возвращения в небытие (Н. Бердяев).
* Промискуитет — предполагаемая стадия неупорядоченных половых отношений в первобытном обществе.
Первую точку зрения относительно сознательного стремления к ограничению кровосмешения следует отвергнуть по той причине, что на первых порах развития общества беременность вообще не соотносилась с половым актом. Она объяснялась тем, что женщина съела проросшее ячменное зерно, искупалась при луне в реке, но не тем, что она жила с мужчиной. Позднее роль полового акта была осознана, но в качестве причины отсутствия беременности или неудачного потомства всегда представлялась женщина. Как отмечает Леви-Брюль: «Бесплодие всегда рассматривается как явление, которое зависит от женщины. Туземцы... знают физиологическую роль полового акта, но так как они не считают беременность реально зависимой от него, то им в голову не приходит, что вину в отсутствии зачатия следует приписать иногда стороне, участвующей в оплодотворении,— мужчине»*. Отсюда ясно, что сознательные ограничения жизни мужчин с определенными женщинами вовсе не были направлены на ограничение вреда, который мог бы последовать для потомства от кровосмешения.
* Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.— М., 1930.— С. 296.
Среди других точек зрения заслуживают внимания позиции Фрейда, Леви-Строса и теория трудовых запретов.
Фрейд полагал, что идея первородного греха отражает идущее от древней формы табуирования своеобразное раскаяние по поводу совершенного акта устранения отца (вожака). К нему ребенок мужского пола испытывает двойственное амбивалентное чувство: с одной стороны — зависть и желание занять его место, с другой стороны — признательность и дружеское расположение за любовь (у человека) или защиту от врагов (в зверином сообществе). Отсюда возникают неврозы, в которых образ отца-властелина замещается каким-либо животным, которого ребенок боится, но одновременно стремится к нему, желает отождествить себя с ним. Вот как Фрейд представляет себе реальный механизм возникновения табу: «Объединившиеся братья находились во власти тех же противоречивых чувств к отцу, которые мы можем доказать у каждого из наших детей и у наших невротиков, как содержание амбивалентности отцовского комплекса. Они ненавидели отца, который является таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им. Устранив его, утолив свою ненависть и осуществив свое желание отождествиться с ним, они должны были попасть во власть усилившихся нежных душевных движений. Это приняло форму раскаяния, возникло сознание вины, совпадающее здесь с испытанным всеми раскаянием. Мертвый теперь стал сильнее, чем он был при жизни; все это произошло так, как мы теперь еще можем проследить на судьбах людей. То, чему он прежде мешал своим существованием, они сами себе теперь запрещали, попав в психическое состояние хорошо известного нам из психоанализа «позднего послушания». Они отменили поступок, объявив недопустимым убийство заместителя отца тотема, и отказались от его плодов, отказавшись от освободившихся женщин. Таким образом, из сознания вины сына они создали два основных табу тотема, которые должны были поэтому совпасть с обоими вытесненными желаниями эдипового комплекса. Кто поступал наоборот, тот обвинялся в единственных двух преступлениях, составляющих предмет заботы примитивного общества»*.
* Фрейд З. Тотем и табу.— М, 1923.— С. 152.
Фрейдовская концепция интересна тем, что выводит нравственность из реального основания, амбивалентного отношения к отцу-вожаку. Но Фрейд не объясняет, как индивидуальное невротическое замещение (в котором представлены произвольно выбранные животные) становится единым для данной группы людей тотемом. Он также не рассматривает динамики развития обрядов, совершающихся с участием тотема, в частности, не объясняет, почему разрывание тотема на куски и его совместное съедение постепенно превращается в обряд жертвоприношения, в котором символически убивается и съедается собственный бог.
Достаточно интересно проблема происхождения нравственности и сознания человека в целом, в связи с невротическим замещением, рассматривается в концепции Ю.М. Бородая. Он справедливо отмечает, что Фрейд воспринял миф буквально, «поддался обаянию широко распространенных мифологем и обрядов, ритуализировавших реальную антропогенетическую ситуацию в виде космически гипертрофированного единого акта первородного грехопадения»*. Реальная ситуация выглядит сложнее. Фрейд не говорит, откуда берется раскаяние, он исходит из того, что у человека уже есть совесть, в то время как это еще нужно объяснить.
* Бородай Ю.М. От фантазии к реальности.— М, 1995,— С. 223.
Бородай пытается найти реальные основания для объяснения возникновения экзогамного запрета так, как они могли бы быть представлены в антропосоциогенезе. С его точки зрения, в истории развития предобщества возникла ситуация, когда удовлетворение половой потребности стало восприниматься как неминуемая смерть в связи с постоянными раздорами между вожаком и остальными членами стаи. Это привело к необходимости запрета. Автор связывает разрешение ситуации с отысканием способа ее имитации, переживания в воображении и возможной в силу факта такой имитации обратимости, то есть отмены, сопровождающейся введением запрета. «В отличие от реального действия, идеальная операция (воображение) обратима. Это значит, что тот, кто смог «убить отца» в воображении, смог сохранив себя физически, пережить, почувствовать весь смертный страх, весь жуткий ужас, связанный с этим «деянием» и вывести из этого «урок» — отменить свое деяние и впредь настрого запретить его себе. Но это значит, что он тем самым смог произвести табу — первую, архаическую форму совести. Ведь совесть есть способность раскаиваться в собственном воображаемом поступке и делать его впредь запретным»*.
* Бородой Ю.М. От фантазии к реальности.— М, 1995.— С. 224.
Данной концепции нельзя отказать в остроумии и логической согласованности концов. Особенно если учесть раскрываемую автором символику изображений Зевса, в которой змея (образ эрекции) птица (образ семени) и топор с двумя лезвиями (образ смерти) составляли неразрывное единство. Известный обряд умерщвления бога, описанный многими исследователями первобытного мышления, трактуется в контексте названной теории именно как идеальное воспроизведение ситуации умерщвления собственного тотема, отмены на время оргиастического празднества полового запрета и затем — раскаяния в содеянном, что предстает как психотерапевтическая процедура, из которой рождается совесть, что и обеспечивает реальную силу запрета, основанного на внутреннем самопринуждении.
Но автору можно сделать замечание, похожее на то, которое он сам делает Фрейду. Фрейд не объясняет, откуда берется раскаяние. Тем самым амбивалентность чувств членов группы, устраняющих предполагаемого вожака, властителя гарема остается непонятной. У Ю.М. Бородая это объясняется через гештальт*, в котором обычная эротика прочно связывается с образом неминуемой смерти. Но возникает вопрос о том, как мог возникнуть подобный гештальт. Ведь гештальт это уже целостный образ видения ситуации, предполагающий ее своеобразную идеальную (включающую элемент обобщения, достраивания образа) системную обработку. Короче, гештальт уже предполагает сознание, но сознание как идеальное, согласно автору, возникает из идеального представления ситуации, в которой блокируется обычный инстинктивный способ удовлетворения некоторой биологической потребности. Получается все тот же крут: сознание рождается из совести, из запрета, нарушающего привычный способ инстинктивного поведения, но запрет, и связанная с его воспроизведением идеальная конструкция замещающего удовлетворения половой потребности (съедение собственного тотема), уже предполагает сознание.
* Гештальт— (нем.— форма, образ, структура) — целостный образ, формирующийся в сознании человека при восприятии объектов, при представлении о них.
Если сама ситуация символического поедания бога воспроизводится для того, чтобы породить совесть, она выглядит скорее как созданная психотерапевтом, чем как реальная, возникшая естественно-исторически. Наоборот, если совесть порождается в своей основе некоторым другим механизмом, отличающимся от добровольно наложенного запрета, ситуация выглядит вполне правомерной в плане постепенного превращения реального раскаяния в символику, которая уже позднее может, конечно, приобрести значение психотерапевтической практики усиления нравственного начала в смысле идеального воспроизведения ситуации угрызения совести. Кроме того, в этой концепции все так же не ясно, почему тотемом становится именно то, а не другое животное. Объяснение Бородая, заключающееся в том, что бывший вожак просто чем-то похож на выбранного в качестве тотема животного, не выглядит убедительным.
Разбирая проблему тотемизма, Леви-Строс обращает внимание на тот факт, что дошедшие до нас мифы свидетельствуют об одновременном возникновении сразу нескольких тотемов, соответствующих проживающим на данной территории родам. Один из мифов говорит, например, о том, что пять индейских кланов восходят к шести таинственным антропоморфным существам, вышедшим из океана, чтобы соединиться с людьми. Один из них, испытывавший к индейцам большой интерес, посмотрел на одного из людей, в результате чего тот умер. Спутники заставили его вернуться назад в морские глубины. «Невзирая на изувеченный вид, в каком этот миф дошел до нас,— подчеркивает Леви-Строс,— он представляет значительный интерес. Согласно ему, прежде всего, невозможно прямое, непосредственное отношение между человеком и тотемом. Единственно возможная связь между ними должна быть «замаскированной», следовательно, метафоричной. В соответствии с засвидетельствованными в Австралии и в Америке фактами, тотемное животное иногда обозначается другим именем, а не тем, которое принадлежит реальному животному, так что название клана обычно не вызывает в сознании туземцев непосредственной зоологической или ботанической ассоциации. Во-вторых, миф устанавливает и другую оппозицию, между личной связью и коллективной. Индеец умер не только от того, что на него посмотрело сверхъестественное существо, но также от факта странного поведения этого последнего, поскольку другие существа действуют более скромно и в группе.
При таком двойном отношении тотемическая связь имплицитно отличается от связи с духом-охранителем, предполагающей прямой контакт, увенчивающий индивидуальные и уединенные поиски. Итак именно сама концепция туземцев, как ее выражает миф, предлагает нам отделить коллективные тотемы от индивидуальных духов-охранителей и обосновывает опосредованный и метафорический характер связи между человеком и клановым эпонимом. Наконец, она предостерегает против попытки сконструировать тотемическую систему путем добавления связей, каждая из которых взята отдельно, всякий раз объединяя одну группу людей с одним животным видом, тогда как изначальной является связь между двумя системами: одной — основанной на различении групп, и другой — на различении видов; таким образом, с самого начала берутся, в корреляции и оппозиции, с одной стороны, множество групп, а с другой стороны — множество видов»*. Ясно, что подобный подход, логически подтверждаемый многими мифами, совершенно не сочетается с идеей тотема как замещенного прародителя, служащего для символики воспроизводства экзогамного запрета.
* Леви-Строс К. Первобытное мышление.— М., 1994.— С. 51.
Разбирая теорию Малиновского, а также Фрейда, Леви-Строс отмечает невозможность вывести обычаи из сменяющихся чувств человека. Он справедливо говорит о том, что та или иная ситуация кажется человеку напряженной не потому, что она представлена таковой до обычая. Обычай не гасит эмоциональное напряжение, а наоборот порождает его. «Обычаи даны человеку как внешние нормы до возникновения внутренних чувств, и эти внечувственные нормы детерминируют индивидуальные чувства, как обстоятельства, в которых те смогут или должны будут проявиться»*. Здесь, правда, возникает вопрос о том, откуда берутся обычаи, ответ на который Леви-Строс считает найти невозможным**. В основном в объяснении тотемизма он принимает позднюю теорию Рэдклиф-Брауна, суть который заключается в том, что сам животный мир мыслится в терминах социального. В качестве тотемов берутся не обязательно какие-либо грозные животные, часто это птицы, вообще имеющие лишь незначительные различия. Смысл такого выбора заключается в том, чтобы подчеркнуть, что между проживающими на данной территории группами существуют такие же конкурирующие отношения, как и между избранными для их осмысления животными. «Понятно,...что природные виды отбираются не из-за того, что они «хороши, чтобы кушать», а потому, что «хороши, чтобы думать»***. При этом Леви-Строс опирается также на Бергсона, отмечая, что его теория удивительно похожа на теорию Рэдклиф-Брауна. Бергсон, в частности, обращает внимание на чрезвычайно важный факт, касающийся того обстоятельства, что для человека все животные на одно лицо****. Именно поэтому они и служат для то го, чтобы погасить индивидуальность, представить безликое социальное отношение. В отличие от родового бога или индивидуального бога-спасителя, у которого всегда представлены индивидуальные черты, в тотемическом мышлении именно все животные данного вида выражают абстрактную принадлежность людей к данному роду. Не здесь ли следует искать основу логического мышления, оперирующего абстрактными понятиями. На использование образов различных животных в качестве основы классификации окружающих явлений указывал также Руссо.
* Там же.— С. 85.
** См.: Леви-Строс К. Первобытное мышление.— М., 1994.— С. 85.
*** Там же,— С.97.
**** См.: там же.— С. 104.
Относительно возникновения экзогамии Леви-Строс не предлагает определенного решения. Он допускает возможность, согласно которой «два враждующих племени однажды решили заключить мир и, чтобы лучше его обеспечить, условились, что отныне мужчины из одного племени будут брать в жены женщин из другого, и наоборот»*. Но такое объяснение называется им — гадательным, в силу отсутствия определенных исторических свидетельств. Однако независимо от вопроса о возникновении тотема и тотемического мышления, его основная функция видится в фиксации различных оппозиций.
* Там же,— С. 93.
Итак, прямое перенесение особенностей индивидуального человеческого самочувствия на условия возникновения общества, по-видимому, оказывается неправомерным. Этнографические исследования очевидно показывают, что социальные функции тотема отражают многообразие жизни племен, населяющих некоторый регион, а не жизнь одного племени. В этой связи кажется убедительной еще одна теория возникновения экзогамного запрета, рассматривающая его возникновение из более простых охотничьих и трудовых запретов половой жизни, направленных на преодоление зоологического индивидуализма. Это так называемая теория дуально-родовой организации. Она, в основном, разработана Ю.И. Семеновым. В этой теории полагается, что становление современного человека как биологического вида, возникновение дуально-родовой организации, переход к производящему типу производства произошли в истории развития общества одновременно.
Этнографические исследования фиксируют факт наличия в сознании первобытных людей представления о том, что нарушение охотничьего запрета обязательно вызывает какую-то неудачу. Например, если кто-то из соплеменников погибал во время охоты, это связывалось с тем, что кто-то перед охотой тайно жил с женщиной. Аналоги этого взгляда можно найти в библии: «Кто жил с женщиной, тот до вечера не чист».
Со временем к охотничьим запретам добавились хозяйственные. Они запрещали половые связи на весь период проведения полевых работ. Ю.И. Семенов показывает, что легенды об амазонках, по-видимому, возникают именно на базе данных запретов. При этом обращает на себя внимание историческая трансформация содержания этих легенд, заключающаяся в том, что амазонки постепенно становятся как бы все более и более мирными.
Первичные легенды говорят о том, что женщины-амазонки сразу же убивают попавшего к ним мужчину после удовлетворения своих страстей. Легенды второго типа указывают на безопасный для мужчины период пребывания в племени амазонок, после прохождения которого он убивается. Наконец, легенды третьего типа говорят о том, что нахождение мужчины в племени амазонок вообще не представляет для него опасности. На базе анализа данных легенд Ю.И. Семенов делает вывод о том, что разные группы людей стремились к контактам друг с другом по мере возрастания плотности населения Земли. Случайные связи между ними постепенно превращались в привычные формы заключения брака между разными родами. В результате этого возникла дуально-родовая организация, т. е. конституировался институт племени, состоящего из двух родов, браки между которыми из случайных стали закономерными. «Общий ход развития вел... к превращению половых отношений между членами разных коллективов из случайности в правило, а затем и в необходимость, к трансформации их из фактора, обострявшего отношения между человеческими группами, в фактор, тесно связывающий их друг с другом» *. В данной теории обращает на себя внимание тяга к новому, к контактам с другими группами как к чему-то неизведанному, наполненному риском и потому — несомненно, эмоционально насыщенному. Известны обычаи походов юношей и девушек в соседние поселения с целью вступления в половые отношения. Они также первоначально были связаны с риском, осуществлялись тайно. Но постепенно возможные наказания при поимке становились все более и более мягкими**.
* См.: Семенов Ю.И. На заре человеческой истории.— М, 1989,-с. 276.
** См.: там же.— С. 274.
Теория дуально-родовой организации объясняет возникновение полового запрета, института племени и современного образа человека как единый процесс. Быстрый переход от полеоантропа к неоантропу* объясняется в ней именно введением полового запрета, повлиявшего на закрепление в облике современного человека детских черт неандертальца. Первой формой брака, согласно данной теории, становится групповой дуально-родовой брак.
* Термины, отражающие наиболее общее эволюционное различие человека современного вида (неоантропа) и предшествующие ему формы.
Названная теория имеет множество привлекательных моментов. Прежде всего она позволяет объяснить качественный скачок в развитии общества при переходе от полеоантропа к неоантропу, а также позволяет преодолеть ошибочный взгляд на стремление первобытных групп людей к самоизоляции. Она отвергает представление о чужом как совершенно неведомом, диком, сама мысль о котором заставляет консолидироваться в ожидании встречи с врагом.
Слабым моментом названной теории, однако, является выведение нового типа организации из случайных внешних факторов. Эта теория должна быть как-то согласована с собранными Морганом данными об исторических формах развития брака и семьи, которые показывают, что первобытные люди стремились к постоянному все более и более последовательному проведению полового запрета. Это уже внутренний фактор, который не может быть просто объяснен из количественного роста охотничьих и хозяйственных запретов, постепенно сделавших половую жизнь внутри группы крайне затруднительной.
Мы не думаем, что возникновение нового типа социальной организации может быть выведено лишь из количественного возрастания половых запретов, вне учета каких-то других, идущих от попыток осознанной интерпретации мира факторов. Ведь в таком случае возникла бы организация, в которой половая жизнь осуществлялась бы лишь во время оргиастических праздников и была бы запрещена на все остальное время, т. е. фактически имела бы место только раз в году после сбора урожая. Учитывая то обстоятельство, что, в отличие от многих животных, тяга человека к половой жизни не ограничивается периодами течки, трудно предположить, что половая жизнь первобытных людей проходила таким образом.
Возможно, приемлемым здесь будет бердяевское объяснение, согласно которому первобытный человек испытывал страх полового контакта с матерью в виде трансформированного страха смерти, превращенного в страх перед родом, в смысле опасения возвращения к началам собственного бытия*.
* См.: Бердяев Н.А. О назначении человека.— М., 1993.— С. 67.
Но это тоже не единственный фактор, объясняющий возникновение экзогамии, так как необходимо учесть то обстоятельство, что экзогамный запрет отвечает, по-видимому, уже достаточно развитой общественной организации, в которой осуществляется переход от присваивающего типа производства к производящему. В данной организации идея тотема как способа идентификации с родом соединяется со множеством других идей.
Обстановка празднества, веселья, в которой производится разрывание и съедание тотема, говорит о том, что вся процедура отнюдь не направлена на то, чтобы продуцировать раскаяние о содеянном и способствовать утверждению следующих из этого раскаяния запретов. Ведь и люди гораздо более цивилизованных обществ отнюдь не испытывают никаких угрызений совести от того, что они, скажем, едят символическое тело Христа, идентифицируя себя с христианской церковью.
Я думаю, что съедание тотема, конечно, служит способом идентификации человека с родом, но поедающий тотем человек не просто ест тело бога, как бы приобщаясь к нему, но уже и сам является богом, который ест свое инакобытие, преодолевая тем самым смерть. Происходит то же изменение ролей между богом и человеком, какое можно видеть в сатурналиях по отношению к самому божеству.
В праздниках сатурналий царь, как земной представитель божества, подвергается своеобразному надругательству. Он символически лишается всех своих регалий, таскается за уши, всячески унижается. Затем, после произнесения клятвы верности божеству и своему народу, царю возвращаются символы его власти. В некоторых исследованиях данная процедура представляется как напоминание правителю о его обязанностях и относительности его властных полномочий*. В работе О.М. Фрейденберг насмешки над правителем или полководцем трактуются как образ расправы с состоянием его инобытия, т. е. с состоянием смерти, победа над которой дает новое рождение или омоложение**. Это объяснение показывает более глубокие метафизические основы того, что в какое-то время, конечно, могло приобрести и дополнительный смысл напоминания правителю о том, что он является таковым только в том случае, если он правильно выполняет свои функции, т. е. прежде всего следит за традиционным порядком жизни, зафиксированным в приносимой им клятве верховному божеству. Когда сжигается идол божества или съедается тотем, фактически уничтожается не само это божество, а его иное, соответствующее смерти и связанному с ней одряхлению состояние. Само же божество получает символическое новое рождение и, как полагается, наполняется новыми силами жизни.
* См.: Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока.— М„ 1986,— С. 119.
** См.: Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра.— М., 1997.— с. 97-99.
Но здесь возникает закономерный вопрос о том, какое отношение ко всему этому имеет запрет промискуитета, ведь во время жертвоприношения нарушается не только запрет на убийство собственного тотема, но одновременно происходит оргиастическое празднество, при котором осуществляется нарушение экзогамного запрета.
Для объяснения этого необходимо обратиться к символике плодородия, отвечающей уже условиям жизни не охотничьего, а сельскохозяйственного общества, осуществляющего не присваивающий, а производящий тип производства. Особенность мировосприятия данного общества заключается как раз в том, что символы плодородия связываются с оплодотворением, т. е., иначе говоря, с представлением о свободном, можно сказать, осуществляемом в расширенных масштабах беспорядочном половом общении.
Понятно, что эта символика ставит в недоумение по поводу того, в результате чего же возникает экзогамный запрет? Почему беспорядочное половое общение допускается только во время оргиастических праздников?
Решают ли охотничьи и хозяйственные запреты данную проблему? Полагаю что нет, ведь тогда, как уже говорилось, логично предположить, что половая жизнь проходила бы от праздника до праздника. Но это не так. Видимо, для объяснения важнейшего для древнего и современного общества запрета кровосмешения следует найти какое-то дополнительное обстоятельство.
Ответ на вопрос о том, почему для идентификации отдельного человека с группой был необходим род, понятен. Рождение от матери является наиболее простым наглядным фактом, который может быть положен в основу такой идентификации. Но почему рожденный от данной матери не может жить с ней, а затем и со своими сородичами? Весьма заманчивым является объяснение, идущее от хозяйственной целесообразности организовать более широкое социальное целое, в частности, найти основания для замирения враждующих родовых групп, проживающих на данной территории, получить право охоты на территории, принадлежащей разным родам и т. д. Но мыслил ли первобытный человек в таких категориях? Нам кажется, что это маловероятно. Данный фактор, возможно, сыграл роль тогда, когда образовывались союзы племен, но первичное выделение рода должно быть объяснено на основе внутренних, а не внешних факторов, т. е. необходимо объяснить, как некоторая первичная группа, внутри которой осуществлялось беспорядочное половое общение, разделилась затем на несколько родов, образовав племя.
Скорее всего, исходной причиной экзогамного запрета является некоторое метафизическое представление, связанное с запрещением обратного хода времени. Это даже не страх смерти, не страх возврата к основам своего бытия, такое было бы как раз желательно с точки зрения мировоззрения первобытного человека, а именно запрещение хода времени вспять. Обретение новой жизни в мысли древнего человека это именно возрождение, рождение через смерть. Связь со своей матерью, скорее всего, воспринималась бы в сознании первобытного человека как символ нерождения, что было бы нарушением закономерного хода вещей, блокировкой чего-то такого, без чего невозможен нормальный цикл бытия, в том числе и собственное рождение как часть этого цикла, так как каждый человек отождествляет себя с умирающим и возрождающимся тотемом.
Запрет инцеста может быть нарушен только бессмертными богами, для которых обычного хода времени не существует. Поэтому не удивительно, что он нарушается во время празднеств умирающего и воскрешающегося божества. Ведь тогда каждый человек чувствует себя богом. Он существует вне обычного времени, т. е. он выходит из цикла жизненных превращений, соединяясь с вечностью (известно, что время праздника во всей культурной традиции — это другое необычное время). В обычный же цикл времени попадает во время праздника само божество. Для этого его разрывают и съедают. Дело еще более усложняется для понимания внешнего наблюдателя по мере выделения элиты общества, претендующей на представительство функций божества в обычной жизни. Возможно, ключ к разгадке заключен в мифах, показывающих, что инцест разрешен избранным (богам и отождествляемой с ними элите общества) и не разрешен всем остальным. Соревновательный характер первобытных магий, а затем обычаи инвективы*, в которых происходило взаимное высмеивание друг друга (а фактически высмеивание инобытия, что являющееся символическим условием преодоления смерти), потребовали как-то разделить общину. Этим разделением руководили вождь и жрец. Соответственно, на них, как людей, выделенных из обычного круга, наделенных качествами божества, не распространялся и экзогамный запрет. Право избранных на нарушение экзогамного запрета, на инцест зафиксировано в мифологических представлениях. В частности, анализ индоевропейских мифов показывает распространенность мотива инцеста, его связь с символикой близнечного культа и представлениями о плодородии. «Возможно,— отмечают В.В. Иванов и В.Н. Топоров,— что в индоевропейском корне iemo- обозначалось не только близнечное божество плодородия [связь плодородия с инцестом и близнечным культом подтверждается типологически, ср. латыш. Jumis (Юмис), «полевое божество», «сдвоенный плод»], но и всякое сочетание двух разных начал, в т. ч. мужского и женского (андрогинное божество, ср. образ Гермафродита как сочетание двух мифологических существ и т. п.)... Распространенность мотива инцеста и приурочивание его к началу целой брачной традиции и к первому человеку или первому царю может найти историческую параллель в известном обычае инцеста в высшем слое иерархического общества древневосточного типа»**.
* Инвектива (лат.— бранная речь) — резкое выступление против кого-, чего-нибудь, обличительная речь, оскорбление, выпад.
** Иванов В.В., Топоров В.Н. Индоевропейская мифология. // Мифы народов мира.— М, 1997.— Т. 1.— С. 529.
Дополнительную, а возможно, исторически и более раннюю роль, по отношению к названному фактору запрета инцеста на основе разделения смертных и богов и запрещения обратного хода времени, думается, играл фактор, связанный с запретами крови. Запрет пролития крови своего соплеменника это один из строжайших запретов первобытного общества. Земля, зараженная кровью своего соплеменника, считается опасной, а нахождение на ней человека, ставшего причиной пролития крови — опасной для всего племени. Но во время родов также проливается кровь. Этот наглядный факт не может пройти мимо сознания первобытного человека, сильнейшим образом реагирующего на постоянные циклические явления. В таких условиях интимная связь с женщиной, являющейся собственной матерью попросту может восприниматься как опасная не только для самих матери и сына, но и для всей первобытной группы людей. Отсюда возникает желание дистанцировать эту связь, перенеся эту дистанцию не только на прямых потомков, но постепенно на все более и более отдаленных родственников. Огромное множество запретов, распространяющихся на двоюродных и троюродных братьев среди индейцев, говорит именно о желании такого дистанцирования.
Вместе с дуально-родовой организацией возникает весь строй мышления и все особенности нравственной жизни, характерные для племенной организации, о которой мы можем судить уже более определенно, так как она отвечает человеку современного вида и о ее духовной жизни имеются достаточно очевидные свидетельства в виде наскальной живописи, украшений, культуры захоронения, мифологии, свидетельств этнографов о жизни первобытных племен. Несомненно, что именно 30—35 тыс. лет назад совершился необычайно важный поворот в жизни человека. Только после этого этапа появляются способы упорядочивания пространства (изображение дерева, использование морфологических классификаторов), появляются развитые идеи о справедливости как равном воздаянии, налицо факт соревновательных магий, наконец — наверное, самое важное появляется социальная иерархия, связанная с обособлением группы лиц, занятых управлением и отправлением религиозных культов. Эта иерархия ведет к дифференциации лиц, к возникновению метафизических представлений, в которых расширяется стремление к утверждения достоинства через различные обычаи, направленные на мистическое усиление божественного начала лица, сосредоточившего в своих руках функции управления. Все это сыграло огромную роль в процессе возникновения классового общества.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!