Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В нашей литературе представлены следующие позиции на проблему возникновения морали:
1. Возникновение нравственности связывается с возникновением первых социальных отношений, способствующих упорядочиванию полового общения: возникновением экзогамного запрета и затем — дуально-родовой организации.
Эту точку зрения представляют такие авторы, как: Ю.И. Семенов, С.П. Толстов, A.M. Золотарев, Ю.М. Бородай.
При этом причины подобной трансформации общества объясняются разными факторами: охотничьи и трудовые запреты, направленные на снижение агрессивности во время охоты и полевых работ (Семенов); поиски условий мирного существования с соседними племенами (Золотарев) или интерпретации фрейдистского типа, апеллирующей к обострившейся в определенных условиях реакции сознания вины перед свергнутым вожаком-самцом, что сделало возникший благодаря этой реакции запрет сакральным (Бородай).
2. Выведение нравственности из факторов, связанных с взаимными трудовыми обязательствами, кооперацией, взаимопомощью, регламентацией половозрастного разделения труда. Эту точку зрения выражают А.Ф. Шишкин, Е.Г. Федоренко, В.Ф. Зыбковец, Р.В. Петропавловский, Т.М. Ярошевский, С.А. Токарев, Д.Ж. Валеев.
Данный подход так же, как и первый, относит возникновение морали к очень ранним стадиям развития человеческого общества. Согласно мнению некоторых из названных авторов, мораль является наиболее фундаментальным феноменом человеческого бытия. Она возникает на древнейшей стадии развития человеческого общества, еще до религии, до того как развилось явление, получившее название первобытного синкретизма.
С точки зрения Д.Ж. Валеева, нравственность, например, была даже в первобытном человеческом стаде. Зародившаяся социальность уже имела в себе как тенденцию потенцию моральности, ибо налицо совместная трудовая деятельность формирующихся людей и органически вытекающая из нее взаимопомощь.
3. Выведение нравственности из противоречий в развитии личности, в основном проявляющих себя в процессе возникновения классового общества. Этот подход разделяют О.Г. Дробницкий, А.А. Гусейнов, В.А. Ребрин, В.Н. Колбановский, А.Г. Спиркин, А.И. Титаренко, Ю.В. Согомонов и др.
Основополагающим для данного подхода является признание противоречивого характера отношений личности и общности, наличия противоречий между интересами отдельных людей, а также допущение определенной свободы выбора, вариативности поведения, что и становится предметом нравственных оценок, объектом моральной регуляции. Данный подход в отличие от двух первых относит мораль к более поздним этапам развития человеческого общества, в основном к этапу разложения родового строя и возникновения классового общества. Именно тогда перед людьми встают сложные проблемы самоопределения, появляется реальная свобода выбора, что и отражается в возникновении собственно моральной регуляции, которая отличается от обычая свободой выбора, известным противопоставлением должного и сущего, преодолением рамок локального племенного общения.
Иногда названный подход определяют как личностный, так как упор здесь делается не на средства идентификации индивида с группой (такими средствами являлись обычаи, традиции), а именно на факте различия интересов. Как полагается в данном подходе, мораль развивается из более элементарных средств регуляции (обычая и традиции) за счет их трансформации и дифференциации. А.А. Гусейнов рассматривает возникновение морали как переход от принципа уравнительного равенства, проявляющегося, в частности, в родовом возмездии, кровной мести, талионе к правилам в большей степени учитывающим индивидуальную мотивацию и индивидуальную ответственность за совершенные поступки. Это объясняется индивидуализацией социального бытия, распадом родовых уз, в результате чего род не желает более брать на себя ответственность за поступки своих членов. Кровная месть становится делом отдельных семей. Затем возникают правила, в еще большей степени ориентированные на индивидуальную ответственность и индивидуальную мотивацию. «Отдельная личность, порвавшая пуповинную связь с кровнородственным объединением, получает социально-нравственную реальность. При этом она действует в условиях возрастающей неопределенности общественного бытия, когда объективные следствия поступков все более и более выходят из-под контроля действующего индивида и оказываются трудно предсказуемыми. Одни голые поступки, взятые вне соотнесения с внутренними замыслами, не дают правильного представления об отдельном человеке, и, следовательно, нормы равного возмездия уже не могут эффективно регулировать отношения между социально-индивидуализированными субъектами. Именно в основном по этой линии идет «ревизия» талиона как формы общения»*.
* Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности.— М., 1982.— С. 111.
Крайне важна выраженная в приведенном положении мысль о возрастании неопределенности социального бытия. В силу этого нравственное сознание просто не может сделать результат поступка единственным критерием его оценки. Для общества становятся крайне важными именно его мотивы. Это имеет значение даже в том случае, если поступок непосредственно не приводит к положительному результату, так как позволяет, тем не менее, создать представление о человеке как особой личности, от которой можно в будущем ожидать поведение определенной степени надежности. Личность постепенно все более сама становится автономным центром, утверждающим нравственные требования (хотя это и не происходит без влияния общества, культурных представлений данной эпохи), причем такие, которые формулируются как должное, которое может отличаться от сущего, от массового поведения, представленного в реальности. Для этого употребляются правила, радикально отличающие от правила равного воздаяния, зафиксированного в талионе («зуб за зуб», «око за око»), например, широко известное золотое правило нравственности: «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
А.И. Титаренко отмечал значение противоречий между интересами людей как одно из условий, вызывающее развитие нравственности. Тем не менее он был против того, чтобы связывать возникновение морали исключительно с этапом возникновения классового общества, и считал, что отдельные элементы нравственной регуляции возникают еще в рамках родового строя, они развивается, меняя свою форму вместе с его трансформацией. «Возникающее нравственное сознание вначале развивается в рамках нерасчлененного первобытного мышления. Первые нравственные понятия поэтому исключительно многозначны. Так «добро» обычно имеет значение и физической силы, и выносливости, и материальных предметов (благ)*. Более точный, более определенный смысл нравственных понятий возникает по мере их соотнесения с поступками отдельных людей, нравственной регламентацией социальных функций. Его точку зрения иногда называют синтетической.
* Марксистская этика.— М., 1986.— С. 63.
Конечно, если принимать за исходные определения морали всеобщность предъявления нравственного требования как обязательную форму его выражения, свободу выбора, обязательное противопоставление должного и сущего (причем противопоставление не замаскированное, а сознательно утверждаемое), мораль нельзя отнести даже к раннему классовому обществу. Так, относительная свобода выбора может быть исторически впервые соотнесена только со структурой рабовладельческого общества полисного типа, всеобщность предъявления нравственного требования в основном появляется только в стоической философии, конфликт должного и сущего явно осознается только в христианстве. Идя по пути ограничения понимания морали столь общими определениями, мы можем потерять историческую конкретность.
В нашей литературе прошлых лет существовала упрощенная точка зрения, согласно которой полагалось невозможным говорить о личности при родовом строе. Это объяснялось тем, что безусловный приоритет в родовом обществе принадлежит коллективным формам сознания, стереотипному поведению, основанному на традициях, передаваемых из поколения в поколение в неизменном или мало измененном виде. Индивид полагался здесь полностью растворенным в коллективных отношениях. Эта позиция ведет свое начало от взглядов Э. Дюркгейма, У. Самнера, Ф. Тенниса, считавших, что в условиях первобытного общества индивид полностью поглощен группой, всецело подчинен обычаю. Я не разделяю эту точку зрения, поскольку на ней лежит налет упрощенного социологизма. Думается, более правы те исследователи, которые признают определенные формы проявления индивидуальности на ранних стадиях развития человеческого общества. Такой позиции придерживался, например, Б. Малиновский. Он отмечал, что дикарь не может быть рассмотрен ни как крайний коллективист, ни как крайний индивидуалист*. Многие черты жизни первобытного общества, обычаи действительно свидетельствуют о развитии определенной степени индивидуальности. Это, например, соблюдение пространственной дистанции, имеющее место даже при обычных разговорах, индивидуальные прозвища, уединения перед какими-то важными событиями. Собственно моральным требованием, направленным на защиту индивидуальности, выглядит запрещение насмешек над разного рода физическими увечьями.
* Malinovski В. Crime and Custom in Savage Society.— London, 1940.— P. 56.
Первобытная община на достаточно ранних этапах своего развития очевидно демонстрирует нравственную регламентацию половозрастного разделения труда и разделения труда в соответствии с определенными способностями (кто в большей степени участвует в охоте, кто выполняет работы по поддержанию совместного жилища и т. д.).
Кроме того, дело не только в том, традиционно или не традиционно поведение индивида, подчинено оно обычаю или нет, а в том, какой смысл вкладывается в его исполнение. Выполнение традиции, или обычая, никогда не основано только на самом факте того, что люди, принадлежащие к старшим поколениям, вели себя таким же образом. Утверждение любой нормы в общественной жизни предполагает некоторое метафизическое основание, объясняющее ее целесообразность. Иначе норма не может длительное время воспроизводиться в жизнедеятельности людей, и, соответственно не может быть подтверждена практически за счет выживаемости той группы, которая ее исполняет. Метафизическое основание раскрывает представления людей об окружающей их реальности и о них самих, так как человек прежде всего интерпретирует реальность, соотнося ее с наиболее доступными ему собственными психическими процессами, явлениями сознания. Саморефлексия, таким образом, оказывается элементом общего рефлексивного отношения к действительности и даже предшествует ему.
Средства регламентации поведения людей в первобытном обществе очень часто характеризуют как внешние регламентации, мало связанные с критической мотивацией, ориентированной на прояснение собственного отношения к тем или иным запретам, их добровольного принятия или, наоборот, скрытого сопротивления таким запретам. Но что значит внешние? По существу, этот термин не может употребляться без ответа на вопрос о том, что же представляют из себя внутренние средства детерминации? Различие между самосознанием мудреца и формальными требованиями закона, которое будет позднее фиксировано в греческой философии, не имело для первобытного общества значения. Так называемые внешние, строго регламентированные требования к поведению в действительности являлись убеждениями людей архаического общества. Они выполняли функцию самоидентификации человека с родом, племенем и являлись важнейшими средствами развития их самосознания.
Внешние регламентации также часто связываются с утверждением тезиса о том, что для первобытного общества характерно преобладание коллективных форм сознания над индивидуальными. При этом мыслители, утверждающие такой тезис, не отдают себе отчета, что сами коллективные формы не могут зародиться без индивидуального самосознания, что и то, и другое, по существу, всегда представляет две стороны одного и того же явления, а именно — явления коллективного объединения относительно независимых индивидов в единый социальный организм. Различие здесь может быть только в степени и в самих формах, в которых представлено коллективное и индивидуальное сознание.
Б.Ф. Поршневым высказывалась позиция, согласно которой представления о внешнем, о людях другого племени предшествуют в процессе развития самосознания представлению о себе как некоторой сплоченной группе. «Для того чтобы появилось субъективное «мы», требовалось повстречаться и обособиться с каким-то «они». Иначе говоря, если рассматривать вопрос именно в субъективной, психологической плоскости, «они» еще первичнее, чем «мы». Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о «них»...может подчас быть очень слабо выражено, вовсе отсутствовать сознание «мы» при ясном выраженном сознании, что есть «они». «Они» — это «не мы», а, наоборот, «мы» — это «не они». Только ощущение, что есть «они», рождает желание самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы»*. Отношения «мы» и «они» рассматриваются здесь в качестве первичных по сравнению с отношениями «я» и «ты».
* Поршнев Б.Г. Социальная психология и история.— М., 1979.— С. 81.
Обращение Б.Ф. Поршнева к противопоставлению они и мы выглядит привлекательным в плане исторического подхода. Но и в его позиции присутствует элемент некоторой абстракции, заключающейся в том, что подобное противопоставление уже требует мышления, основа формирования которого остается непонятной. В результате внешние связи приобретают первостепенное значение по сравнению с внутренними. Отмечая слабости концепции Б.Ф. Поршнева, Ф.Т. Михайлов справедливо говорит о том, что она не учитывает половозрастного разделения труда внутри племени и вообще производства сознания как общественного продукта, связанного именно с новыми социальными отношениями и потребностями, развивающимися в самом племени, а не в его абстрактном противопоставлении страшному они*.
* См.: Михайлов Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида.— М, 1990.— С. 148.
Противопоставление «мы» «они» сочетается с характерным для первобытного общества бинарным стилем мышления. Некоторые исследователи полагают, что бинарность соответствует именно дуальному принципу организации племени. Другие выводят бинарность из особенностей эмоционально-чувственного познания (Леви-Строс). Так или иначе, бинарность составляет существенную черту мышления первобытного человека.
В духе бинарности развиваются и первые нравственные характеристики, происходит противопоставление добра и зла, с чем нередко связывается возникновение морали. А.И. Титаренко, например, определял мораль именно как «особый способ освоения социальной действительности, связанный с противопоставлением добра и зла»*. Нет сомнения в том, что свое воспринимается для архаического человека как более понятное, и потому — не таящее в себе опасности. Но достаточно ли этого для безоговорочного объявления чужого злым? Соединение двух противоположных родов в племя было, по существу, соединением своего и чужого, но именно оно дало начало племенной организации, сыгравшей столь важную роль в истории первобытного общества и человечества в целом.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2085 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!