Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие сведения о стране и ее культуре



Япония (по-японски Ниппон, Никон - страна восходящего Солнца) - госу­дарство, расположенное на островах Тихого океана вблизи побережья Восточ­ной Азии. В составе территории Японии около 4 тыс. островов; главные из них - Хоккайдо (северная часть страны), Хонсю и Сикоку (центральная часть), Кюсю (южная часть). Связям между островами способствуют крупные инженерные со­оружения (мосты, подводные тоннели). Площадь - 372,2 тыс. км2. Население - более 115 млн человек.

Основные религии - синтоизм и буддизм. Синтоизм (от япон. синто - путь богов) - более древняя религия, в основе которой лежит культ божеств природы и предков. Буддизм, возникший в Древней Индии, проник в Япо­нию в V веке. Обе религии спокойно сосуществуют; первая, в основном, свя­зана с религиозно-бытовыми нуждами повседневной жизни; вторая - с обря­дами погребения и заупокойными обрядами (с самого начала, в основном, ис­поведовалась знатью). В IV веке началось проникновение в Японию через Нагасаки христианства.

Островное положение обусловило особенности исторического развития Япо­нии. Это одна из немногих стран мира, не изведывавших иноземного вторжения и насильственного насаждения или искоренения каких-либо общественных инсти­тутов и форм государственности. Многие века Япония была «закрытой» страной; любые контакты с иностранцами (даже рыбаков в океане) карались смертью.

Зарождение художественной культуры относится к началу эпохи неолита (8-е тысячелетие до н.э.). Низкий уровень развития производственных сил не помешал появлению высокого мастерства в обработке изделий из камня и гли­ны (керамики). В 4-3-ем тысячелетиях до н.э. в декорировании поверхностей изделий широко использовался узор, названный дземон, напоминающий витую веревочку (буквально «веревочный узор»). Наименование «Дземон» получила и эпоха этих тысячелетий неолита. С началом земледелия и олицетворением сил, сохранявших посевы и домашний очаг, связано появление в 3-1-м тысячелетиях до н.э. керамических фигурок (высотой от 4 до 25 см) - идолов - «догу». Они весьма условно трактовали человеческое тело, отличались напряженной экспрессией, покрывались орнаментом и служили оберегами.

Период Эдо (1614-1868), получивший свое наименование по имени новой столицы Японии (Эдо - современный Токио) - последний период развития фео­дальной культуры. В художественных воззрениях сказалась полнокровная яр­кость мировосприятия, пристрастие к открытой декоративности.

Укие-э - направление в живописи, главным объектом которой был простой человек, современник художника. Основатель направления - Иваса Матаб» (1578-1650).

Тории Киенага (1752-1815) - художник-график направления «укие-э» рабо­тал в жанре «красавицы»; облику женщин в его произведениях присущи удли­ненные благородные пропорции, горделивая грация, обаяние зрелой красоты.

Китагава Утамаро (1753-1806) - художник, также посвятивший свое твор­чество изображению женщин, развил традиции Т. Киенаги. Создал образ краса­вицы с изящной формой и посадкой головы на удлиненной шее, идеальным ова­лом лица, приподнятыми (в удивлении) бровями.

Кацусика Хокусай (1760-1870) - живописец, график, иллюстратор книг, оформлял и поздравительные открытки, в его творчестве гравюра пережила еще один высокий подъем. Он автор, в частности, серий «36 видов горы Фудзи» (1823-1829), «100 видов горы Фудзи» (1834-1835) и др. [23.9].

Феодальный строй в Японии, в основном, сложился в VI—VIII веках. В 1867-1868 годах буржуазная революция положила начало периоду Мэйдзи (по имени императора-реформатора) - времени обновления. Происходит резкий ска­чок в развитии страны, закладываются основы капитализма. Строятся железные дорога, заводы, электростанции, появляется парламент, открываются банки, университеты, устанавливаются дипломатические контакты с другими странами. Из Европы и Америки стали проникать новые взгляды и вместе с ними новые (для Японии) течения и направления, а также концепции культуры. Одновре­менно начинается «открытие» японской культуры, изобразительного искусства Европой. Возникает подлинный диалог культур. Японская культура оказала сильное влияние на формирование новых течений в европейской живописи, а затем - и стиля модерн [23.8].

Зарождение дизайна в Японии связано с эпохой буржуазной революции и активным заимствованием европейского опыта промышленного развития. В 1870-е годы Нотами Кайдзиро предложил правительству организовать проект­ные мастерские по разработке образцов изделий для массового производства. В 1880-е годы были проведены мероприятия, положившие начало развитию «дзу- анка» - профессии дизайнера в Японии. 1887 год - создается первое художе- ственно-промышленное училище в г. Канадзава. 1901 год - открывается отделе­ние промышленного проектирования в Токийском высшем промышленном учи­лище (ныне Технологический институт). В начале 1920-х годов большое влия­ние на тенденции внедрения искусства в промышленность оказали идеи Баухау­за и Веркбунда. 1928 год - при Министерстве торговли и промышленности под руководством Кунии Китаро создается Лаборатория промышленного искусства (ныне Институт исследования промышленных изделий).

После Второй мировой войны Японию полностью контролировали амери­канцы, которые, стремясь укрепиться на Дальнем Востоке, вложили в нее значительные средства. Япония в те годы создавала свою промышленность с «нуля». Японцы шутили: «Англию бомбили немецкие «Юнкерсы-88», а нас (Японию) - американские «сверхкрепости» «Б-29», поэтому англичане мог­ли заниматься восстановлением поврежденных предприятий, а мы должны были строить все заново». Был сделан упор на самые перспективные отрасли (точное приборостроение, электронику, производство и переработку пласт­масс и др.), сначала заимствуя все, что только можно было, из нового, пере­дового; потом японцы и сами начали создавать новое, внедряя его через свою продукцию по всему миру.

Первые послевоенные годы - это исключительно тяжелые экономические ус­ловия: небывалая инфляция, нищета, отсутствие предметов первой необходимо­сти, нехватка питания, жилья, почти четверть населения больна туберкулезом. Невиданный рост стоимости жизни; по сравнению с 1937 годом стоимость жиз­ни выросла в 15 раз, а зарплата - лишь в 4,4 раза. За войну Япония потеряла 25,4% национального богатства. Послевоенные реформы проводились в услови­ях оккупации и стремления американцев проводить свою политику - демилита­ризацию и демократизацию с задачей уничтожения конкурента. Но именно жесткость американцев вынуждала проводить радикальные реформы в сжатые сроки, что стало заслугой правительства и деловых кругов Японии.

Японская вековая традиция - примат (первенство) общественных интере­сов над личными и беспрекословное принятие действий государственной влас­ти. Поэтому население, в основной своей массе, поддерживало даже исключи­тельно жесткие экономические мероприятия. За пять неполных лет были ус­пешно реализованы все основные реформистские преобразования, а новый тип землевладения - всего за два года. Основой всей общественной жизни стала новая конституция: свобода мысли, совести, печати, равенство всех, право на создание трудящимися организаций и коллективных действий. Следуя исто­рическим традициям, император остался символом государства при правлении демократического правительства. Важнейшими моментами были отказ от ми­литаризации, отсутствие армии, отсутствие необходимости создания и произ­водства оружия (на оборону выделялся всего 1% валового дохода). При сохра­нении частной собственности государственная экономика имела антимонополь­ную, антитоталитарную направленность, поощрялась конкуренция финансовых групп и предпринимателей.

После войны, в начале 1950-х годов, надпись «Сделано в Японии» все еще выполняли как можно более мелкими буквами. На внешнем рынке эта надпись чаще всего ассоциировалась с «дешево, но плохо» и такими товарами как бу­мажные зонтики, кимоно, игрушки и дешевые безделушки. В последней трети XX века это уже значило: качество, доступность, надежность, современный ди­зайн. В японском дизайне оборудования жилища, мебели и бытовых вещей орга­нично соединились традиции мастеров-ремесленников (понимание эстетических основ формообразования утилитарных изделий, внимательное отношение к ма­териалам, прежде всего натуральным) с новейшими достижениями в науке и тех­нике, с современным высокотехнологичным производством.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 883 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...