Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Среди старейших независимых бюро широкого профиля своей высокой профессиональной репутацией выделяется бюро, первоначально называвшееся «Группа ГК», возглавляемое Кендзи Экуаном.
Кендзи Экуан (род. в 1929) - крупный японский деятель дизайна, чье имя широко известно во всем мире. Почетные звания и общественные должности, занимаемые Экуаном, многочисленны, в их числе: президент Ассоциации японских дизайнеров, президент ИКСИДа (1976-1977), почетный доктор и член различных дизайнерских вузов и научно-исследовательских институтов ведущих стран мира. Он автор нескольких книг о дизайне, изданных в Японии и за ее рубежами, с 1957 года - глава фирмы, которая к началу 1990-х годов включала в себя 7 самостоятельных подразделений в Токио, Киото и Лос-Анджелесе.
Экуан многократно посещал Советский Союз, участвовал в семинарах «Интердизайн». Высоко оценивая их, говорил: «Интердизайн - это модель международной школы дизайна. Повезло тем, кто стал ее учениками: пока учишься - идешь в гору. Идешь к своей цели...». Он также гостеприимно принимал у себя в Японии наших дизайнеров, помогал в проведении выставок в Токио и стажировке в его фирме.
С 1950 года Экуан учился в Токийском университете изящных искусств и музыки. Так как более близкого к дизайну вуза в то время не было, то, занимаясь на факультете декоративного искусства и ремесел, он три года учился делать своими руками шкатулки, шелковые подушечки и т.д. К концу третьего курса, понимая, что японскому потребителю нужны, в первую очередь, красивые и добротные утилитарные вещи (велосипеды, посуда, сумки), предложил администрации университета принести в аудиторию американский велосипед, изучить его, разобрав по частям, и самим постараться спроектировать еще лучшее изделие. На последнем курсе он вместе с товарищами объявил настоящую забастовку, требуя открытия отделения дизайна. Эти начинания поддерживал лишь один профессор Иватаро Койке, который и учил основам проектирования. Дело закончилось тем, что Экуан был вынужден повторно проучиться на последнем курсе.
После университета Экуан уговорил троих однокурсников открыть самостоятельную дизайнерскую студию. К их собственному удивлению, заказы не заставили себя долго ждать. В честь любимого профессора Койке они назвали свое бюро «Группа Койке» - GK («ГК»).
В конце 1960-х годов в бюро работали 50 человек, в т.ч. 28 с высшим дизайнерским образованием. Выполнялись разработки практически для всех областей дизайна: средства транспорта, конторское и бытовое оборудование, мебель, текстиль, упаковка, реклама и пр., велись теоретические и экспериментальные исследования. Научно-исследовательский отдел возглавлял Нисидзава Такеси, работавший в бюро с первых лет его основания и успешно закончивший аспирантуру при Высшей школе в г. Ульме (1965-1966). Насколько важной и плодотворной была деятельность в этой области, свидетельствует публикация концептуального исследования «Дизайн жилой среды» (1965). Оно стало первой попыткой формулирования теоретической программы деятельности специалистов, а бюро - одной из наиболее сильных и организованных групп японских дизайнеров. Работа получила престижную международную премию в США.
Через 30 лет фирма GK industrial design associated насчитывала 200 сотрудников и являлась крупнейшей дизайнерской фирмой в Японии.
Экуан утверждает, что в своем творчестве следует двум основным принципам. Первый проектный принцип - «меньшим - большее». Национальное кредо японского уклада жизни «маленький, но сильный» Экуан трансформировал в «сильный, потому что маленький». Применительно к дизайну это означает: минимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие технические и эстетические качества изделия, что и составит его особую «силу».
Второй принцип - многофункциональность, которую он обозначает как «простота сложного» (или «сложная простота»). Большинство вещей в японском быте такими и являются - конструктивно простые, они отвечают широкой гамме функций.
На этих принципах базируется все творчество Экуана. Традиционным заказчиком GK и на первом этапе, и многие годы спустя была фирма «Ямаха», для которой лично Экуаном и сотрудниками его фирмы выполнено немало разработок, в том числе мотоциклов, мотороллеров, мотосаней.
Однажды, готовя выставку продукции «Ямахи», Экуан показал себя не серьезным мэтром утилитарного дизайна, а фонтанирующим фантастическими идеями художником. Он расписал все экспонирующиеся мотоциклы яркими причудливыми рисунками, нанося их прямо на корпус, бачок, сиденье, колеса. И поставил мотоциклы «на попа». Посетители во все глаза смотрели на хорошо известные им машины и не узнавали их - они видели странных пришельцев, гигантских стрекоз и кузнечиков. Это была, разумеется, шутка, эксперимент, хотя и не без обучающих целей [23.10].
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1486 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!