Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новые направления в дизайне 1970—1980-х и последующих годов. Комбинированные комплексы для жилого интерьера



В зарубежном дизайне, в т.ч. немецком, в 1980-х годах активизировались по­иски новых приемов организации жилого интерьера. Одним из направлений та­кого поиска стало создание вместо отдельных изделий объемного и многосто­роннего оборудования, как бы «оттолкнувшегося» от стен и занимающего в по­мещении центральное место. К проектированию комбинированных мебельных комплектов, предусматривающих трансформацию и расширение функций для относительно небольших пространств, обратился в ФРГ Ш. Веверка.

Штефан Веверка (род. в 1928), немецкий дизайнер, художник широких ин­тересов и разносторонних способностей. С одинаковым увлечением он рисует и занимается живописью. Сущность его как художника двойственна: беспощадный реалист, он порой сюрреалистичен и ироничен, а иногда его творчество приоб­ретает черты клоунады. Знаменитым Веверка становится в 1960-е годы, будучи членом международной «Команды десяти» («Team Теп»), которая, прежде всего, известна своей критикой функционализма. Как художник поп-арта, Веверка вы­ставлялся в то время во многих музеях. Его художественные опыты со стульями были направлены на конструктивное расчленение традиционного предмета. Ве­верка распиливал стул, разделял на отдельные детали и снова соединял их, при­давая созданному новый смысл

С 1977 года Веверка начинает проектировать мебель для фирмы «Текта». Ди­зайнер интерьера, он создает столы и шкафы, кресла и диваны. Несмотря на ан- тиклассические - модернистские - тенденции, его мебель обладает конструктив­ной эстетикой и высоким функционализмом.

В начале 1980-х годов Веверка обращается к созданию комбинированной ме­бели, которая позволяет трансформировать и расширять функции затесненного пространства. Его проектные идеи вполне ложатся на концептуальную канву фу­турологических поисков Дж. Коломбо - многофункциональных блоков-аірега- тов (см. Лекцию 20).

В 1984 году Ш. Веверка разработал, а фирма «Текта» изготовила, набор ори­гинального многофункционального бытового оборудования, состоящий из мно­говариантно компонуемого мебельного комплекса «Целла» и кухонного блока, рассчитанных на свободную установку в жилых помещениях малогабаритных квартир одиноких людей.

Набор был разработан с учетом основных протекающих в жилище функцио- нально-бытовых процессов, потребительских требований к жилому оборудова­нию тех лет и обеспечивал возможность комплексного оборудования жилища из минимального количества составных элементов, занимая меньшую площадь по сравнению с традиционным оборудованием [16].

Комплект «Целла» состоит из софы-книжной полки, рабочего места, вы­сокого сиденья-шкафа, комода для белья и кушетки, которые могут использо­ваться как отдельно стоящие, в разных комбинациях друг с другом, и в виде единого блока. Рабочее место (габариты 185x120x216 см) включает письмен­ный стол с двумя выдвижными ящиками, емкость с четырьмя откидными двер­цами, стены-перегородки с полками для визуальной и звуковой изоляции ра­бочего места и дополняется контейнером с выдвижным ящиком, который мо­жет одновременно использоваться в комплекте с кухонным блоком (в выдвиж­ном ящике предусмотрено отделение для столовых приборов). Под специаль­ным высоким сидением со съемными, обитыми кожей подушками встроен шкаф; другой шкаф для разной утвари предусмотрен в ступеньке. Кушетка об­рамлена с трех сторон четырьмя мягкими, обитыми черной кожей подушками- валиками, которые крепятся к ложу кожаными ремнями. В изготовлении ме­бели были использованы разные материалы и цветные отделки, придававшие ей своеобразный вид (натуральный бук, ясень с белой, серой, красной и жел­той отделкой, опаловое стекло, черная и белая кожа, ткани).

Кухонный блок «Дерево» выполнен в виде вертикальной хромированной стойки на опоре с вмонтированными коммуникациями и расположенным вокруг стойки на разной высоте кухонным оборудованием - гранитным сегментом со встроенной трехконфорочной электроплитой, мойкой из белого плексигласа, ра­бочей плоскостью из бука, полкой, полотенцедержателем, кольцами, в которые можно вставить емкости для хранения пряностей и кухонные ножи.

«Кухонное дерево» как самостоятельная система изготавливалось в США со­вместно немецкой «Тектой» и американской фирмой «Гробал Фурнитуре». Ав­торитетный американский журнал «Industrial Design» (1986, № 4) включил эту кухонную систему в число лучших дизайнерских проектов 32-го ежегодного об­зора и присудил ей премию. Особо было отмечено, что система приспособлена для быстрой транспортировки и установки. Она сконструирована на основании принципа «мини-макси» (минимум площади - максимум бытовых приборов), предложенного американским дизайнером Дж. Нельсоном.

Принцип «мини-макси», в т.ч. в виде «дерева-елочки», успешно использо­вался ранее и используется в наши дни для решения различных функциональ­ных задач на производстве, в медицине, торговле, выставочных экспозициях и т.д. Например, на этом принципе студентами-дипломниками Высшей школы формообразования в Ульме (1960) был разработан ряд проектов стоматологиче­ского оборудования.

Дизайнерская группа «Фрогдизайн»

Период конца 1960-начала 1970-х годов характеризуется затуханием социаль­ного давления на культуру и дизайн, в это время на первом плане у молодежных движений было отрицание любых эстетических взглядов, связанных с нарушени­ем экологии и насилием над личностью. Явно стало проявляться влияние массо­вой культуры, поп-арта и других явлений, пришедших из Англии и США.

Одной из ключевых фигур нового поколения немецких дизайнеров становит­ся X. Эсслингер. Хартмут Эсслингер (род. в 1945) после школы изучал электро­технику, стал инженером, увлекся дизайном. Учась в Высшем специальном учи­лище г. Швебиш-Гмюнде, основывает собственную независимую фирму, начинает проектировать радио- и телевизионную аппаратуру. Первые же шаги Эсслингера на профессиональном поприще в полной мере характеризуют творческое лицо бу­дущего дизайнера: эмоциональность и напористость, атакующий, подчас агрессив­ный стиль и, конечно же, вера в себя. «Я хотел уйти от функционального дизайна к чему-нибудь эмоциональному», - говорит он сам [22.6]. Уже в 1969 году он по­лучает государственную премию «Гуте Форм» («Хорошая форма»).

Вместе с самым первым сотрудником и единомышленником Андресом Хау- гом он в 1971 году разрабатывает целую серию аппаратуры, включающую в себя цветной телевизор, стереоаппаратуру и ряд дополнительных устройств под на­званием «Вега систем». Председатель правления фирмы «Вега» Дитер Мотте предложил окрестить телевизор, имевший зеленый цвет, «лягушкой» (the frog). Так как лягушка является символом города Альтенштайг, где располагалась фир­ма, Эсслингеру пришла в голову счастливая идея использовать этот образ в ка­честве фирменного знака. Эта была удачная находка - лягушка у многих наро­дов символизирует плодовитость, творческие силы, удачу. Кроме того, это также аббревиатура названия Федеративной Республики Германии на английском язы­ке. После того, как весь мир узнал «лягушку» через развернутую рекламную кампанию, начатую в 1975 году и получившую особый размах в 1982 после со­здания филиала фирмы в США, он решил переименовать свою фирму «Эсслин­гер дизайн» во «Фрогдизайн».

Кроме дочернего отделения в г. Кемпбелл (штат Калифорния, США) имеет­ся отделение и в Токио (Япония). Услугами фирмы постоянно пользуются бо­лее 70-ти крупнейших промышленных компаний во всем мире “ в США, Евро­пе и Азии. Эсслингер с коллегами разрабатывает широкий круг изделий, в т.ч. компьютеры, фотоаппараты, бинокли, синтезаторы, сантехнику, телевизионную технику, телефоны и пр. Первым опытом международных контактов для Эсслин­гера стало сотрудничество с компанией «Сони» (Япония), которая в 1975 году приобрела фирму «Вега». Через два года в острой конкурентной борьбе с таки­ми известными итальянскими дизайнерами как Ауленти, Беллини, Дзанузо он добился контракта с французской фирмой «Луи Виттон» на разработку новой серии дорожных чемоданов.

Девиз фирмы - «Форма следует эмоции». Перед дизайнерами ставится зада­ча создания не просто нового изделия с определенной утилитарной функцией, а нового образа вещи, который был бы эффектным не только сам по себе, но и в двухмерной подаче на страницах журнала, на фотографии, в рекламе [16].

Успеху Эсслингера (кроме таланта и креативности творчества) в значитель­ной мере способствовали два фактора: последовательное и целенаправленное ис­пользование в работе новейшей вычислительной техники и особенно активная разработка рекламной трафики, успешно представляющей и популяризирующей фирменный стиль фирмы «Фрогдизайн». Графические образы фирмы в проспек­тах и других материалах рекламно-пропагандистского характера всегда броски и выдержаны в стиле «хай-тек».





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1741 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...