Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

С художественной литературой



В ДЕТСКОМ САДУ

Цель методики ознакомления детей с художественной литературой в детском саду — формирование будущего большого, как сказал С.Я.Маршак, «талантливого чита­теля», литературно образованного человека.

Что представляет собой в идеале литературно образо­ванный человек, умный, талантливый читатель?


Попытки создания модели такого читателя были рань­ше и осуществляются в настоящее время. Имеется боль­шая библиография по этому вопросу, которая включает исследования психологов, литературоведов, философов, социологов, и все-таки ответить на вопрос о том, что же представляет собой литературно образованный че­ловек, квалифицированный читатель, способный к пол­ноценному восприятию литературы, однозначно доволь­но сложно.

Исследования советских ученых, помогают определить основные черты полноценного эстетического восприя­тия художественной литературы. Такое восприятие уче­ные называют концептуальным или системным, оно пред­полагает не только понимание сюжета произведения, но и его концепции, авторского замысла, авторского миро­ощущения и отношения к событиям, к героям, их пере­живаниям, чувствам, способность исторически и крити­чески осмыслить произведение, проникнуть в систему мышления автора, а иногда и поспорить с ним. Психолог О.И.Никифорова выделяет такой критерий полноцен­ного восприятия, как умение читателя уверенно отли­чить художественное произведение от нехудожественно­го, умение детально оценить форму литературного про­изведения, способность к восприятию метафорического языка искусства. Одновременно все психологи подчерки­вают, что высокий уровень осмысления не отрицает, а, наоборот, обязательно предполагает эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбу героев. «Активное, целостное, сис­темное восприятие на высшей ступени — это восприятие произведения во всем богатстве его содержания и фор­мы», — пишет Б.С.Мейлах.

Формирование квалифицированного читателя процесс длительный и сложный. Каждая ступень народного обра­зования решает свои задачи обучения литературе, кото­рые в конечном итоге складываются в систему литера­турного образования человека. Каково место детского сада в этой системе? Каковы задачи и содержание литератур­ного образования ребенка дошкольного возраста? В на­стоящее время это место еще не определено. Единой вза­имосвязанной программы литературного образования молодого человека от дошкольного возраста до момента его выпуска из школы не существует. Анализ методиче­ской литературы и школьных программ свидетельствует


о том, что школа еще почти не ориентируется на тот довольно обширный литературный опыт, который при­обретает ребенок в детском саду. Это отражается и в бы­тующем утверждении, когда начальная школа называет­ся первой ступенью в литературном образовании ребенка.

Для того, чтобы определить место детского сада в об­щей системе литературного образования, следует хотя бы кратко рассмотреть задачи, программируемые на каждой ступени школьного литературного образования.

В начальной школе основными задачами преподавания литературы являются: 1) формирование навыка чтения; 2) воспитание сознательного чтения.

При этом подчеркивается, что главная задача началь­ной школы — это выработка беглого чтения. Задачи же воспитания сознательного чтения достаточно однотипны в каждом классе и с точки зрения литературного развития ребенка малоэффективны.

Собственно литературное образование школьника на­чинается в 4 классе, так как именно с этого времени дети не только читают произведения художественной литера­туры, но и впервые знакомятся с теорией литературы, с литературоведением. В 4 классе дети получают довольно обширный круг литературоведческих знаний. Это поня­тия о языке художественной литературы, о прозе и по­эзии, ритме, рифме, о прямом и переносном значении слов, сравнении, эпитете и т.д. Методисты единодушно отмечают трудность постижения детьми литературных по­нятий, ищут пути упрощения этих знаний для детей.

Средняя школа... — это новый этап литературного образования. Здесь курс построен на историко-литера­турной основе. Школьники изучают литературу в ее историческом процессе развития, знакомятся с такими сложными вопросами, как традиция и новаторство, пре­емственность, эпоха, идеи и т.п.

Уже беглый обзор ступеней литературного образова­ния в школе дает возможность увидеть место и назначе­ние детского сада в этой системе. Каковы же специфи­ческие цели и задачи литературного образования ребенка в детском саду? Это, прежде всего, подготовка его к даль­нейшим ступеням литературного образования. Не к обу­чению в первом классе школы (к чему очень часто сво­дятся задачи подготовки ребенка к обучению в школе), а подготовка к долгосрочному литературному образова­нию, в том числе и практическая подготовка к будуще-


му теоретическому литературоведческому образованию в старших классах.

Попытка определить место детского сада в системе школьного образования, в том числе и литературного, была предпринята в 30-е годы Л.С.Выготским. Он так го­ворил о программе детского сада: «Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она дол­жна быть программой самого ребенка»1. Говоря о задаче ознакомления детей с литературой, Л.С.Выготский ука­зывал, что она состоит не в том; чтобы изучать классиче­скую литератору, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства». Ины­ми словами, задача детского сада — заложить практичес­кую, сенсорно-эмоциональную основу полноценного вос­приятия и понимания художественной литературы.

Что конкретно может дать и дает детский сад в этом отношении?

Прежде всего, достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность. Именно в эти годы ребенок широко знакомится с русским и мировым фоль­клором во всем разнообразии его жанров — от колы­бельных песенок, поте-шек, считалок до сказок и бы­лин, с русской и зарубежной классикой (братьями Гримм, Ш.Перро, Г.Х.Андерсеном, А.С.Пушкиным, Л.Н.Тол­стым, П.П.Ершовым, К.И.Чуковским, С.Я.Маршаком, А.Милном, А.Линдгрен и многими другими).

Кроме того, именно в дошкольные годы ребенок не­обычайно восприимчив и чуток к слову, эмоционально отзывчив и активен в восприятии литературы. Этот пе­риод наиболее благоприятен для формирования практи­ческих основ эстетического восприятия литературы.

В дошкольном возрасте происходит активное разви­тие воссоздающего воображения, необходимого для сво­бодного воссоздания словесного образа, развитие пони­мания основных связей в произведении, понимания героя, его действий, поступков, переживаний, мотивов этих поступков и переживаний. Происходит формирова­ние эмоциональной активности ребенка, способности содействовать, сопереживать с героями, развитие спо­собности понимать образный строй произведения.

'Выготский Л. С. Избр. психол. исслед. — М., 1956. — С. 436.


Своевременное формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литерату­ры поможет ему в дальнейшем преодолеть трудности ли­тературного образования на первых этапах в начальной школе, связанные с переходом на новый тип восприятия литературы (самостоятельное чтение вместо слушания), преодолеть примат логического над эмоциональным, свой­ственный обучению в школе. Кроме того, детский сад под­готовит ребенка и к будущему теоретическому образова­нию в средней школе, помогая ему освоить на практиче­ском уровне способы художественного изображения в литературе — переносный смысл слов и фраз, ритм, риф­му, ассонансы и аллитерации и т.д.

Важная роль дошкольного возраста в литературном раз­витии ребенка делает необходимой разработку задач и со­держания работы по ознакомлению детей с художествен­ной литературой в детском саду.

Важнейшим условием научной разработки этих задач является знание законов психического развития ребен­ка-дошкольника, изучение возможностей восприятия литературных произведений детьми разного возраста, выявление и учет «ближайшей зоны развития детей» (Л.С.Выготский).

Исследования советских психологов и педагогов, в частности Д.М.Арановской-Дубовис, А.В.Запорожца, А.М.Леушиной, Л.С.Славиной, Н.А.Циванюк и др., дают возможность выявить особенности эстетического восприя­тия и этапы его развития на разных ступенях дошкольного детства и определить в связи с этим задачи работы по фор­мированию восприятия художественной литературы в млад­шем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

Каковы же особенности восприятия литературы у де­тей на разных этапах дошкольного возраста?

Младшая группа (3—4 года) (в источнике — курсив). В этом возрасте дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Понима­ние при этом тесно связано с непосредственным личным опытом. Как показывают данные психолога Н.А.Циванюк, элементы повествования, не знакомые детям по непо­средственному жизненному опыту, не вызывают у них никаких наглядных представлений, в таких случаях не­понятным становится даже главный герой сказки «Коло­бок». Поэтому понимание сюжета у детей этого возраста бывает нередко фрагментарным, внеконтекстным. Дети


лучше осмысливают начало сказки, действие героя и ко­нец произведения. В произведении дети устанавливают наи­более простые связи, прежде всего последовательность событий. Прерывание прямой последовательности собы­тий в сюжете, появление в нем скрытого замысла, часто затрудняет восприятие.

В центре восприятия литературного произведения — герой. Детей интересует внешность героя (какой герой), его действия и поступки. Представить героя, воссоздать его образ в воображении самостоятельно дети чаще всего не могут и требуют иллюстрации, помогающей увидеть героя и каждое его действие. В поведении героя они вы­деляют, прежде всего, его действия, но не видят еще переживаний, скрытых мотивов поступков. Так, они не­редко положительно оценивают медведя из сказки «Маша и медведь» («потому что он Машеньку к бабушке с де­душкой принес»), игнорируя скрытый замысел и истин­ный мотив действий Маши. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Активно содействуя с ге­роем в воображаемой ситуации, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение героя и т.п.), вместе с тем эмоциональное отношение к героям в этом возрасте нередко бывает внеконтекстным. Оно определяется чаще всего ограниченным жизненным опы­том детей, который не всегда совпадает с данными текста. Так, дети (по данным исследования психолога Н.А.Циванюк) называют хорошим в сказке «Теремок» мишку, раздавившего домик, на том основании, что у них дома тоже есть мишка.

Своеобразие восприятия литературного произведения у детей 3—4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается, главным образом, на сложив­шийся жизненный опыт, еще очень ограниченный и уз­кий. Этот опыт превалирует над осознанием текста, мешая понять ребенку те ситуации, которые не совпадают с его собственным опытом.

Особенности восприятия литературных произведений в младшем дошкольном возрасте определяют следующие задачи педагогической работы:

1. Обогащать жизненный опыт малышей знаниями
и впечатлениями, необходимыми им для осознания лите­
ратурного произведения.

2. Помогать детям соотносить имеющийся у них жиз­
ненный опыт с фактами литературного произведения.


3. Помогать устанавливать простейшие связи в произ­
ведении.

4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героя, пра­
вильно оценивать их.

5. Помогать детям преодолевать внеконтекстностъ в эмо­
циональном отношении к героям.

Средняя группа (4—5 л е т). К четырем годам у детей наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с увеличением круга их конкретных представлений, с, расширением опыта знаний и отношений. Дети более осмысленно восприни­мают литературные произведения. Они легко устанавлива­ют последовательные и простые причинные связи в сю­жете. Могут вычленить из цепи событий нужное (по данным НАЦиванюк). Однако скрытые, замаскированные собы­тия и замыслы дети еще не осознают или осознают с боль­шим трудом. Так, дети этого возраста не понимают до конца поведения и намерений ежей в сказке «Заяц и еж».

При восприятии героя дети 4—5 лет, как и в предыду­щем возрасте, ориентируются на его поступки, хорошо видят простые, так называемые открытые мотивы поступ­ков. Скрытые же мотивы поступков героя, связанные со сложными внутренними переживаниями, детям еще не­понятны.

Характеризуя героя, дети чаще всего дают правиль­ную оценку его поступка, опираясь в своей оценке на знание норм поведения. Но в этом возрасте из всех по­ступков героя дети выделяют один наиболее яркий, ко­торый и выступает для них как главный в характеристике героя. Например, дети положительно оценивают главную героиню рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка» за то, что она любила своих животных, но игнорируют при этом ту легкость, с которой она расставалась со своими друзьями, меняла их на новых.

Эмоциональное отношение к героям в этом возрасте более контекстно, чем в предыдущем. Активно содей­ствуя герою, дети определяют свое эмоциональное от­ношение к нему прежде всего оценкой поступков ге­роя, которая при этом более устойчива и объективна, чем у детей 3—4 лет.

В связи с особенностями восприятия литературы в этом возрасте можно поставить следующие задачи работы:

1. Помогать детям устанавливать в произведении раз­нообразные связи.


2. Обращать внимание детей на разнообразные поступ­
ки в поведении героя.

3. Учить детей видеть простые, открытые мотивы по­
ступков героя.

4. Учить детей определять свое эмоциональное отно­
шение к герою и мотивировать его.

Старшая группа (5—6 лет). С пятилетнего возраста начинается новая стадия в литературном разви­тии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, воз­никает пристальный интерес к содержанию произведе­ния, к постижению его внутреннего смысла.

Вот как говорит об этом периоде К.И.Чуковский: «Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответ­ствующая более высокой культуре».

Каковы особенности понимания литературного про­изведения на шестом году жизни? В этом возрасте дети способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непо­средственном опыте. В связи с этим возникает возмож­ность знакомить детей с познавательными произведени­ями в доступных и интересных им формах. Дети способны увидеть и установить в произведении более многообраз­ные связи и отношения. Поэтому наиболее любимыми и популярными у пятилеток становятся «длинные» про­изведения, «толстые» книжки, такие, как «Золотой клю­чик» А.Толстого, «Чиполлино» Д.Родари, «Приключения Незнайки» Н.Носова и др.

Существенным явлением в развитии восприятия ли­тературы в старшем дошкольном возрасте следует счи­тать появление у детей наряду с жизненным опытом литературного, проявляющегося прежде всего в созна­тельном отношении к авторскому слову. Воспринимая литературное произведение в единстве содержания и формы, ребенок впервые становится способным к осоз­нанию словесного образа, к отношению к нему как автор­скому приему.

При восприятии литературного героя дети восприни­мают главным образом его действия и поступки, но начи­нают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные — страх, слезы, ра­дость. В связи с этим детям становится доступен более слож­ный герой, а не только однозначный, лишенный внут-


ренних переживаний. С чем связана возможность ребенка проникать в сферу внутренней жизни героя? В деятельно­сти восприятия ребенка возникает новое приобретение — способность не только активно содействовать герою, но и сопереживать с ним, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы по­ступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами.

Усложняется эмоциональное отношение детей к геро­ям, оно в редких случаях бывает чисто субъективным. Чаще всего эмоциональное отношение зависит от оцен­ки ребенком поступков героя, опирается на характерис­тику героя в произведении, становится более адекват­ным авторскому замыслу.

В связи с возросшими возможностями детей в восприя­тии литературных произведений можно поставить следую­щие программные задачи работы по ознакомлению с ли­тературными произведениями в старшей группе детского сада:

1. Учить детей устанавливать многообразные связи
в сюжете произведения.

2. Помогать детям не только видеть поступки, но и рас­
крывать переживания героев.

3. Помогать детям видеть скрытые мотивы поступков
героев.

4. Формировать у детей осознанное эмоциональное от­
ношение к героям, произведения.

5. Обращать внимание детей на язык произведения, ав­
торские приемы изображения.

Подготовительная группа (6-7 л е т). В этот период дети начинают осмысливать многие произ­ведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внут­ренний смысл, в эмоциональный подтекст.

Понимание литературного героя становится более слож­ным. Дети видят в его поведении разнообразные, а иногда и противоречивые поступки, а в его переживаниях они выделяют не только ярко выраженные внешне чувства (страх, слезы, боязнь), но и более сложные (стыд, не­удобство, боязнь за другого). Дети осознают более слож­ные, скрытые мотивы поступков.

В связи с этим усложняется эмоциональное отноше­ние детей к героям, оно чаще всего не зависит от отдель­ного, даже наиболее яркого поступка, а обосновывается


с учетом всей коллизии произведения. Такое отношение предполагает способность ребенка не только содейство­вать и сопереживать с героем произведения, но и стать в отдельных случаях над героем, рассматривать события с авторской точки зрения.

В связи с этим могут быть поставлены такие задачи формирования восприятия литературы в подготовитель­ной группе:

1. Расширять наряду с жизненным опытом детей их ли­
тературный опыт.

2. Учить детей проникать в смысл произведения, видеть
авторскую позицию.

3 Помогать детям видеть и осмысливать не только дей­ствия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков.

4. Учить детей основываться в эмоциональном отноше­
нии на осмыслении всей коллизии произведения.

5. Помогать детям видеть смысловую и эмоциональную
роль слова в произведении.

Изучение особенностей восприятия и понимания ли­тературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет видеть постепенно возрастающие воз­можности детей в художественном восприятии.

Тщательное исследование этих возможностей детей в разнообразных аспектах (психологическом, педагогиче­ском, литературоведческом) позволит разработать содер­жание литературного образования ребенка в дошкольном возрасте и создать программу, которая включит в себя не только отбор литературного материала, но и задачи фор­мирования восприятия художественной литературы.

Печатается по изд.: Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. — Л., 1978. - С. 81-89.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...