Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
<...> При изучении проблемы формирования у ребенка художественного мышления нам интересно было проследить, как на протяжении дошкольного детства меняется соотношение между воспринимаемым рисунком и текстом литературного произведения и на этом материале показать процесс изменения взаимоотношений двух сигнальных систем в дошкольном возрасте.
Психологи А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запо-рожец на материале своих исследований доказывают, что формирование любого внутреннего умственного процесса начинается с освоения внешних действий с предметами.
Исходя из этого, мы предположили, что понимание литературного произведения на ранних этапах развития ребенка достигается путем внешне развернутых действий, в частности путем прослеживания на наглядном материале-иллюстрации тех персонажей и действий, которые описываются в тексте. Мы предположили, что иллюстрация в процессе формирования художественного мышления будет играть решающую принципиальную роль.
С детьми проводились три серии экспериментов, в которых выяснялась роль иллюстрации в понимании текста, различного как по содержанию, так и по композиции. <...>
...В первой серии экспериментов выявлялось влияние различных иллюстраций на понимание детьми народной сказки, текст которой представлял развернутое драматическое описание отдельных действий и поступков персонажей и сюжет которой очень динамичен. В качестве экспериментального литературного текста мы брали народную сказку «Волк и семеро козлят» в обработке Л.Толстого и две серии иллюстраций к ней — иллюстрации художника В.Васнецова и иллюстрации художника Т.Козулиной. Одним детям предъявлялись 11 иллюстраций одного художника, другим 11 иллюстраций — другого. Художник Т.Козулина пытается в своих рисунках более последовательно и точно воспроизвести весь ход событий, описанных в тексте, а художник В.Васнецов иллюстрирует лишь некоторые места сказки, давая рисунки, хотя более
красочные и выразительные, но не всегда точно соответствующие содержанию.
Опыты первой серии носили характер естественного эксперимента и приближались по своей форме к занятиям, которые обычно проводятся в детском саду.
Сравнивая пересказ детьми сказки, прослушанной без рассматривания картинок, с пересказом этой же сказки после восприятия детьми серии иллюстраций, мы установили, что художественные иллюстрации оказывают значительное влияние на понимание текста детьми всех возрастов. Это влияние сказалось в том, что после восприятия соответствующих иллюстраций увеличивается общее количество воспроизводимых детьми отрывков; улучшается понимание основных смысловых моментов; возрастает связанность пересказа содержания сказки; дети излагают прослушанный текст более выразительно, более образно.
Наряду с этим, в некоторых случаях наблюдается отрицательное влияние иллюстраций на понимание сказки. Такое явление чаще всего встречается в опытах с младшими дошкольниками при неправильном восприятии ими иллюстраций. Проявляется это отрицательное влияние в том, что уменьшается количество воспроизводимых малышами моментов художественного текста или в том, что дети под влиянием ошибочно воспринятых иллюстраций извращают содержание сказки.
Эксперименты показали, что влияние иллюстраций на понимание текста в разные периоды дошкольного детства различно и сильнее у младших дошкольников, чем у старших.
При проведении первой серии экспериментов мы также убедились, что в тех случаях, когда текст сопровождается иллюстрациями, более точно и последовательно передающими основные моменты содержания сказки (как это сделано художником Т.Козулиной), эти иллюстрации позволяют ребенку шаг за шагом проследить те события, о которых ему рассказывают, — эффективность воспроизведения содержания сказки оказывается более высокой во всех возрастных группах. Если же иллюстрации недостаточно точно соответствуют содержанию сказки (см. рисунки художника В. Васнецова), и ребенок лишен возможности проследить на наглядном материале основные действия и взаимоотношения героев, эффективность воспроизведения содержания сказки во всех возрастных группах оказывается относительно меньшей.
Исследуя психологическую природу влияния рисунка на понимание маленьким ребенком прослушанного текста, мы обнаруживаем, что это влияние на ранних ступенях развития является не только более сильным, но и качественно отличным от того, которое наблюдается на более поздних ступенях.
На основании полученных данных мы считаем возможным говорить о двух этапах в формировании понимания дошкольником литературного произведения На обоих этапах роль иллюстрации чрезвычайно велика, но характер этой роли при переходе от одного этапа к другому принципиально меняется. Эти этапы в формировании художественного мышления ребенка не могут быть строго приурочены к определенному возрасту, так как они определяются не только психологическими особенностями детей данного возраста, но и особенностями воспринимаемого ребенком литературного произведения и особенностями иллюстраций. Эти этапы только намечают общую линию формирования.
К первому раннему этапу понимания литературного произведения можем отнести те случаи, когда литературный текст хотя играет уже для ребенка существенную роль, однако служит еще лишь указанием на обстоятельства, понимание которых может быть достигнуто лишь путем непосредственного ознакомления с их наглядным изображением. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка самую действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
На основе полученных данных можно сделать и более конкретные, практические выводы: желательно, чтобы рисунки к литературному тексту, предназначенные для детей младшего дошкольного возраста, воспроизводили все основные события так, чтобы ребенок мог шаг за шагом проследить все то, о чем ему рассказывают.
Дети среднего и старшего возраста уже могут понимать внешнюю последовательность событий, фабулу литературного произведения без опоры на наглядные изображения. Но такое понимание становится возможным в том случае, если в тексте дается развернутое драматизированное описание конкретных действий и взаимоотношений героев произведения. В этих условиях возникают ранние формы так называемого «внутреннего содействия героям произведения» и «мысленного прослеживания словесно описанных событий»,
на которые указывает ряд исследователей восприятия дошкольниками сказки (Арановская, Запорожец, Концевая, Хоменко). Однако и для тех детей, которые могут понять фабулу, внутренний смысл произведения, общественная оценка действия героя, нравственное содержание его поступков представляет еще большие трудности.
На этой ступени развития (особенно в старшем дошкольном возрасте) основное значение иллюстрации, на наш взгляд, заключается не столько в передаче внешнего хода событий, сколько в раскрытии для ребенка внутреннего смысла художественного текста.
Данная проблема изучалась нами в последующих сериях экспериментов.
Во второй и третьей сериях экспериментов изучалась роль различных иллюстраций в понимании дошкольниками смысла произведений, рассказывающих о значении труда взрослых и раскрывающих нравственный смысл различного рода поступков, имеющих важное значение в нравственном воспитании детей.
Методика проведения экспериментов в обеих сериях была одинаковой и максимально приближалась к восприятию иллюстрированной книги ребенком-дошкольником в естественных условиях: ребенку зачитывался экспериментальный текст и показывались иллюстрирующие данный текст рисунки (одной группе детей давались рисунки, помещенные в книге, другой — специальные контрольные рисунки, изготовленные по нашему указанию худ. Т.Шехтер).
Затем с помощью определенных, одних и тех же для всех детей вопросов экспериментатор выявлял понимание детьми основной идеи рассказа.
Во второй серии в качестве экспериментального текста мы взяли два рассказа В. Осеевой «Лекарство» и «Сыновья», в которых развивается тема о нравственных обязанностях детей по отношению к родителям. В третьей серии использовался рассказ С.Баруздина «Мамина работа», дающий малышам первое представление об общественном значении труда советских людей.
Как показывает педагогический опыт и наше специальное исследование, относительно легко схватывая внешний ход событий, описанных в подобных рассказах нравственного содержания, дети плохо понимают их внутренний смысл, их идейное содержание.
Учитывая это, мы имели все основания предполагать, что решающую помощь детям в уяснении внутреннего смысла художественного произведения должна оказывать иллюстрация. Однако анализ существующих иллюстраций к рассказам, знакомящих детей с трудом взрослых, с нравственным смыслом различных поступков, показывает, что часто в качестве сюжета рисунков выбирается какой-нибудь второстепенный в смысловом отношении эпизод. В подобных иллюстрациях не выделяются и не подчеркиваются те черты героев, в которых обнаруживается их внутренняя сущность.
Наши эксперименты показывают, что если литературное произведение иллюстрируется такого рода рисунками, дети-дошкольники плохо понимают внутренний смысл прослушанного рассказа.
Рассмотрим понимание дошкольниками рассказа В.Осеевой «Сыновья», рисунки художника А.Давыдовой. Так, в единственной иллюстрации к рассказу изображены женщины, встретившиеся у колодца, и старик. Основные моменты рассказа, в которых обнаруживается отношение различных сыновей к своим матерям, не получили никакого отражения в рисунке.
После знакомства с содержанием рассказа и иллюстрацией к нему дети на вопрос экспериментатора «Какой из трех мальчиков больше всех им понравился?» отвечают: «Тот, который через голову кувыркается, колесом ходит». Если все же они и называют сына, который помог матери донести ведра с водой, то мораль рассказа не всегда для них бывает понятна. Так, Юра, 6 лет, разъясняя, почему ему понравился третий мальчик, говорит: «Мне этот мальчик понравился потому, что он был силач — ведро с водой поднял».
На вопрос же «Почему старик сказал, что он видит только одного сына», даже старшие дети отвечают: «Он плохо видел» или: «Другие мальчики убежали, их не было видно» и т.п. При количественной обработке экспериментальных данных оказалось, что процент детей, правильно понявших смысл прослушанного рассказа во всех возрастных группах был довольно низким.
Такие низкие результаты вызваны, по-видимому, следующим обстоятельством: при осмыслении рассказа дети не имели чувственной опоры, лишены были возможности проследить наглядно те поступки и те взаимоотношения действующих лиц, в которых ярче всего выявляется
внутренний смысл произведения. Чтобы проверить это предположение, мы провели психолого-педагогический эксперимент, стремясь выяснить, как дети понимают внутренний смысл подобных произведений, когда рисунки иллюстрируют наиболее существенные моменты текста и передают типические черты персонажей. Для этой цели по нашим указаниям квалифицированной художницей были подготовлены специальные иллюстрации.
Дети после знакомства с контрольной иллюстрацией в большинстве случаев сразу схватывали нравственный смысл изображенной ситуации и говорили: «Больше всех понравился мальчик, который ведра нес, потому что он маме помог». Положительный сдвиг в понимании детьми рассказа «Сыновья» под влиянием экспериментального рисунка был весьма значительным.
Иллюстрация к рассказу В.Осеевой «Лекарство» также мало помогала детям понять внутренний смысл рассказа. Эта иллюстрация имеет довольно близкое отношение к основному смыслу рассказа, однако в ней не подчеркнуты характерные черты героев: капризная девочка, мучающая свою мать, изображена довольно милой и привлекательной; в позе матери не выражены болезнь и усталость. Таким образом, основные особенности и взаимоотношения действующих лиц в рисунке остаются невыявленными.
На вопрос о том, какая была девочка, многие дети отвечали: «Хорошая, у нее красивый бантик», «Девочка была хорошая, она сидела на стульчике, а мама убирала игрушки, потому что девочка маленькая, она не может еще убирать» и т.п.
В экспериментальной иллюстрации к рассказу «Лекарство» девочка была изображена непривлекательной, с капризным выражением лица; в позе и выражении лица матери художница попыталась передать ее болезненное состояние; доктор был изображен сердитым, укоризненно смотрящим на капризничающую девочку.
Большинство детей, прослушавших этот рассказ и рассмотревших экспериментальный рисунок, правильно поняли нравственный смысл рассказа.
В рассказе «Мамина работа» С.Баруздин, пытаясь дать детям элементарное представление о работе на ситценабивной фабрике, показывает социальную значимость труда взрослых. Рассказы подобного содержания являются хотя и несколько трудными, но очень полезными
для дошкольников, так как способствуют формированию у них правильного отношения к труду окружающих. Иллюстрации к рассказу «Мамина работа» художника М.Полякова изображают мало значимый для понимания содержания рассказа момент — Светлана идет с мамой по заводскому двору. Проведенные опыты показали, что данная иллюстрация не только не помогла понять текст, но и в ряде случаев затрудняла это понимание. Так, некоторые дети четырех лет решили, что мама делает материал на грузовых машинах, которые были изображены на рисунке. Другие же утверждали, что работа Светланиной мамы заключалась в том, что она «песок и кирпичи возила на машине», «детей катала», «возила на машине материю».
Затем тот же литературный текст, но сопровождаемый специальными иллюстрациями, мы предложили другой группе детей. Экспериментальные рисунки иллюстрировали те моменты текста, которые имеют наиболее существенное значение для понимания конкретного вида труда и той пользы, которую он приносит.
Данные второй и третьей серии экспериментов убедительно показывают, какое важное значение имеет правильно подобранная иллюстрация для понимания детьми дошкольного возраста общественного значения деятельности героев художественного произведения, нравственного смысла их поступков.
Для того чтобы выполнить эту важную роль, рисунок должен быть органически связан с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Прослеживая, вслед за текстом, на рисунке те поступки, те взаимоотношения действующих лиц, в которых наиболее ярко обнаруживается их сущность, — даже маленький ребенок может подняться до понимания основной идеи, внутреннего смысла художественного рассказа.
Итак, проведенное исследование показало, что художественное мышление у маленького ребенка проходит сложный путь развития. При этом на ранних ступенях развития (главным образом в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте) непосредственное переживание в наглядном изображении тех событий, о которых повествуется в тексте, служит ребенку основой для понимания литературного произведения. Именно из этих ранних форм наглядного ознакомления с содержанием
художественного произведения развиваются в дальнейшем более обобщенные и более совершенные формы понимания литературного произведения.
Однако указанная закономерность поэтапного формирования художественного мышления носит, по-видимому, общий характер и не может быть точно приурочена к определенному возрасту.
Так, например, как показали исследования Славиной, в понимании художественного описания более элементарных событий ребенок уже преддошкольного возраста поднимается на более высокий этап развития и может осмыслить их без помощи наглядных иллюстраций. В то же время ребенок даже среднего дошкольного возраста при восприятии художественного текста, передающего целую систему событий, находящихся в сложных временных и причинно-следственных взаимоотношениях, как бы спускается на более низкий уровень и нуждается в опоре на наглядный материал. <...>
Печатается по изд.: Вопросы эстетического Воспитания в детском саду. — М., 1960. — С. 77-85.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!