Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чтению наизусть, рассказыванию



Воспитание детей средствами художественной литера­туры включает в себя два связанных между собой процес­са: слушание литературных произведений и воспроизве­дение некоторых небольших и несложных стихотворений, рассказов, сказок, т.е. чтение наизусть и пересказы самих детей. Связь между этими процессами выражается в том, что от уровня восприятия детей зави­сит качество воспроизведения ими литературных произвел ений (в источни­ке — курсив). <...>

Обучение детей выразительному чтению — сложный педагогический процесс. Предпосылки, обеспечивающие положительные результаты обучения, создаются уже в раннем возрасте, когда дети начинают учиться говорить, воспроизводить интонации речи взрослого.

Овладение речью с первых лет жиз­ни ребенка тесно связано с художе­ственным словом; при этом важную роль играют специфические особенности литературных произведений — ритмичное построение слов в стихах, наличие рифмы, об­разный язык.

Проведенные нами исследования показали, что вос­произведение текстов детьми от 1 до 2 лет связано с р а з-витием у них способности вниматель­но, сосредоточенно слушать. Когда они овладевают ею в той или иной степени, начинает разви­ваться и процесс воспроизведения текста.

На первых порах дети, слушая потешки, издают вос­клицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что по существу не име­ет еще непосредственного отношения к тексту, это ско-


рее эмоциональная реакция на получаемые при слуша­нии впечатления.

Затем малыши начинают подражать крикам животных, о которых рассказывается в стихотворении. Наконец при слушании потешек, стихотворений дети пытаются про­говаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, а в 2—2,5 года они способны повторить уже весь текст, состоящий из 3—4 строчек.

Так происходит процесс развития активной речи де­тей, и положительная роль художественных текстов вы­ступает здесь с полной очевидностью.

Установлено также, что дети улавливают восприни­маемые слухом особенности художественного текста: рит­мически проговаривают окончания стихотворных строк, воспроизводят ритм в движениях (покачивание корпуса, головы, постукивание рукой по столу и т.д.).

Дети в возрасте 1,5—2 лет способны воспроизвести и некоторые выразительные средства, которыми пользу­ется взрослый, читая им стихотворение или потешку, в частности элементы интонации: они повышают голос в конце воспроизводимой ими фразы («бай-бай» или «улетела, аи!»), протягивают или, наоборот, отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных (пред­положим, «му-у» или «ам, ам!»). Дети, еще не овладев­шие в совершенстве речью, произносят неразборчивый комплекс звуков, соответствующий по интонации той или иной строчке текста, которая была им прочитана.

Положительное влияние художественных текстов ска­зывается и на развитии собственной речи ребенка: обо­гащается его словарь, развивается чувство ритма, фор­мируется элементарное умение изменять голос (повы­шение и понижение голоса, протяжное и отрывистое произнесение звуков), являющееся основой для возник­новения интонаций.

В то же время следует отметить, что элементы выра­зительности, наблюдаемые у детей при воспроизведе­нии (частичном или полном) текстов стихотворений, носят неосознанный характер и возникают только в силу присущей этому возрасту способности к подражанию. Дети непроизвольно копируют взрослых без определен­ного сознательного намерения произнести слово или несколько слов выразительно, ритмично. Однако это ни в коей степени не снижает педагогической значимости приведенных выше утверждений о способности


детей уже в раннем возрасте улавли­вать и воспроизводить элементы вы­разительных средств. Эту способность необхо­димо формировать и совершенствовать в пределах возрастных возможностей, так как это необходимое ус­ловие успешного обучения детей выразительному чте­нию литературных произведений. <...>

Согласно указаниям Программы воспитания в детском саду, следует проводить систематическое и последователь­ное обучение выразительному чтению детей от 3 до 7 лет. <...>

При обучении дошкольников выразительному чтению ставятся определенные педагогические задачи. В данном случае требования к ним как к исполнителям ограничены и определяются возрастными возможностями детей (см. Программу воспитания в детском саду). Однако основой в работе с детьми служат положения искусства художе­ственного чтения.

Дошкольная педагогика рассматривает выразительное чтение детей как деятельность, которая способствует обо­гащению личности ребенка, особенно эмоциональной сфе­ры его, содействует развитию его художественных способ­ностей. Орудием этой деятельности является слово, речь, причем речь, обладающая специфическим качеством — выразительностью.

В результате исследований установлено, что речь до­школьников в большинстве случаев отличается эмо­циональностью, выразительностью. Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копи­ровать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают инто­нации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

Эта особенность речи, свойственная маленьким де­тям, подмечена и высоко оценивается теоретиками и ма­стерами искусства художественного слова. Живость, непосредственность выразительной дет­ской речи, правдивость интонаций они относят к тем качествам, которые предъявляются искус­ству профессиональных чтецов. <...>

Внимательное" изучение выразительности детской речи открывает другую ее сторону — недостаточную осознанность, неустойчивость. Ярко вы-



раженные интонации являются у детей непроизвольной реакцией на получаемые впечатления. Преднамеренной вы­разительности у маленьких детей не наблюдается. Чем стар­ше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчи­няться сознанию и воле. Появляется способность управ­лять своими чувствами: обнаруживать или, наоборот, тор­мозить выражение их в речи. У многих, особенно у застен­чивых, робких детей, торможение преобладает, речь становится монотонной, однообразной; этот недостаток им приходится преодолевать в школьные годы. Поэтому очень важно учить дошкольников выразительной речи, чему в немалой степени способствует работа с ними над чтением наизусть и пересказом художественных текстов.

В разговорной речи дети выражают свои собственные мысли и чувства. При чтении наизусть и пересказе они дол­жны уметь передать мысли и чувства автора произведения, свое эмоциональное отношение к тому, о чем в нем гово­рится. Для этого необходимо осмыслить содержание произ­ведения, испытать чувства, переданные в нем, и выразить их, пользуясь существующими средствами: интонациями, паузами и пр. Следовательно, в деятельность ребенка включается элемент созна­тельности, преднамеренности. Способно­сти, умения, которые он приобретает, обучаясь вырази­тельно читать литературные произведения, помогают ему повысить качество и своей разговорной речи. <...>

Выразительное чтение — деятель­ность, тесно связанная с эмоциональ­ным восприятием, анализом и оцен­кой произведения. <...> Содержание читаемого произведения и форма выразительного исполнения его образуют неразрывное единство. Слушатели восприни­мают одновременно и заключенные в произведении мыс­ли, идеи и эмоциональное отношение к ним исполните­ля. Ведущим, определяющим в вос­приятии является содержание.

Если внимательно следить за интонацией чтения, мож­но выделить ее особенности, уловить происходящие в ней изменения, ее разнообразные оттенки. Интонация, наиболее острая форма речевого воздействия, — это зву­ковое явление.

Воспитатели нередко сосредоточивают внимание де­тей в первую очередь на том, каким голосом надо читать


то или иное произведение, какими интонациями окра­сить текст, как использовать темп и т.д. Однако, по мне­нию многих современных профессиональных чтецов-ис­полнителей, изучающих как практику, так и теорию вопроса, начинать следует вовсе не с того, как читать. Прежде всего нужно выяснить, что исполнитель должен передать слуша­телям, какие мысли и чувства выра­зи т ь. А это достигается предварительной аналитической работой над. произведением, в результате которой рож­даются убедительные, живые интонации, определяются и другие выразительные средства. Тогда исполнение бу­дет правдивым, искренним, убедительным, между тем как предварительное определение тона, интонации со­здает искусственность чтения, направляет внимание только на внешнюю выразительность без органической связи ее с содержанием исполняемого произведения.

Это важное положение профессионального искусства художественного слова должно быть учтено при изучении и практической разработке вопросов воспитания детей дошкольного возраста средствами художественного слова.

Так, Е.А.Флерина в своих работах по художественно­му слову неоднократно указывала, что без предваритель­ного освоения произведения нельзя обеспечить вырази­тельность его исполнения. <...>

...Выразительное чтение требует некоторых специ­альных способностей, без которых эта деятель­ность не может успешно развиваться. К ним относится раз­витие у детей в процессе восприятия литературных произведений «поэтического слуха», т.е. воспри­имчивости к звучащему художественному слову в единстве его содержания и формы. В это понятие вклю­чается испособность улавливать особен­ности стихотворных произведений: ритм, рифму, способы организации слов (так называе­мые стихотворные строки).

Б. М. Теплое вкладывает в понятие «поэтический слух» также способность улавливать всевозможные оттенки ин­тонаций чтеца.

Тот факт, что дошкольникам доступно только слуша­ние литературных произведений, а не самостоятельное чтение про себя, является благоприятным условием для восприятия ими интонаций, темпа, пауз и других средств выразительного чтения.


Для развития поэтического слуха не требуется, чтобы детей знакомили с законами стихосложения. Воспита­тель, опираясь на присущую им еще в раннем детстве способность чувствовать ритм, различать интонации го­лоса, улавливать звуковую окраску слов, культивирует эту способность, расширяет сферу ее влияния и тем раз­вивает у детей тонкость слуха.

Изучение опыта передовых воспитателей, практиче­ские наблюдения показывают, что в дошкольном возра­сте дети при направляющем воздействии взрослых ста­новятся способными различать стихи и прозу, улавливать разницу в их звучании. Отмечено также, что они прояв­ляют интерес к художественным деталям, из которых складывается поэтическое произведение. Все это предпо­сылки для развития у детей начатков поэтического слуха.

Когда речь идет о поэтическом слухе, внимание направ­ляется к внешним признакам художественного произведе­ния: к его звучанию, эмоциональной окраске. Но содержа­ние произведения не отступает при этом на второй план. Оно требует соответствующей ему формы и составляет не­разрывное единство с нею. Если произведение доступно пониманию детей, они, как правило, воспринимают его содержание без особого труда. Способность чувствовать од­новременно и красоту формы выражения содержания по­вышает уровень детского восприятия искусства.

На основе исследований можно утверждать, что та­кая способность развивается у детей в результате целе­направленного воспитания и наиболее заметно прояв­ляется в старшем дошкольном возрасте. <...>

...Важное значение имеет способность живо, эмоционально откликаться на литера­турное произведение, т.е. испытывать пережи­вания, настроения в соответствии с впечатлениями, по­лучаемыми при слушании.

Дошкольный период детства характеризуется, как из­вестно, повышенной эмоциональностью, и это благопри­ятствует обучению детей выразительному чтению. Важно, чтобы при общении с искусством слова дети были в со­стоянии искренне, непосредственно откликаться на опи­санные в произведении события, сочувствовать его геро­ям, проникаться настроениями, переданными в нем. Многочисленные исследования подтверждают, что под влиянием подлинного искусства подобные эмоциональ­ные состояния легко возникают у дошкольников.


Глубина и направленность эмоций детей обусловле­ны их возрастными интересами и уже имеющимся у них жизненным опытом. Дети способны испытывать опре­деленные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях: малыши сочувствуют зайке, которого де­вочка оставила под дождем; старшие дети радуются уже, когда добро торжествует над злом и несправедливостью, у них более богатый, чем у малышей, мир чувств и пере­живаний.

Сила эмоций детей зависит также от характера возни­кающих у них при слушании представлений. Чем ярче, убедительнее образы литератур­ных произведений, тем сильнее про­являются чувства дошкольников. Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.

Свои переживания, чувства, определившиеся отно­шения дошкольники, как правило, выражают открыто, непосредственно — мимикой, жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему и надо» или «она хорошая, добрая»).

Для успешного обучения выразительному чтению боль­шое значение имеет способность сохранять живость эмоциональных впечатлений, умение выразить прочувствованное и пережитое.

Каждая из перечисленных выше способностей, взятая отдельно, еще не обеспечивает в достаточной степени успешности обучения выразительному чтению. Они вы­полняют свое назначение только в тесном взаимодей­ствии между собой: восприимчивость к звучащей поэти­ческой речи благоприятствует развитию эмоциональной отзывчивости, которая в свою очередь взаимодействует со способностью выражать вовне пережитое с помощью разнообразных средств.

Искусство художественного чтения выдвигает положе­ние о необходимости овладения техникой исполнения (постановка дыхания, голоса, произ­ношения). <...>

Начиная с младшего дошкольного возраста целесо­образно формировать у детей навык произносить худо­жественные тексты внятно, договаривать слова до кон­ца, не искажая и не комкая трудных для произнесения


звуков. Приобретаемые навыки, когда они становятся устойчивыми, положительно влияют и на разговорную речь.

Выяснилось, что в начальном периоде дошкольного детства особенно большое значение имеет полезная при­вычка читать стихи в несколько замедленном темпе, так как это дает детям возможность справиться с выговари-ванием трудных для произнесения звуков или сложных словосочетаний.

В среднем и тем более старшем возрасте дети уже вполне овладевают своим речевым аппаратом, что позволяет требо­вать от них при чтении художественных текстов наиболее удобного, естественного и соответствующего содержанию темпа. Внимание к темпу детского чтения наизусть, рассказывания помогает предупредить разви­тие таких часто наблюдающихся недостатков, как излиш­няя растянутость или, наоборот, скороговорка в речи. <...>

У детей старшей группы расширяются возможности управлять своим голосом: они научаются сознательно ре­гулировать не только силу голоса (громко — тихо), но и высоту.

Умение пользоваться голосом, изменять по мере на­добности его звучание придает ему гибкость, подвиж­ность.

Элементарные умения, навыки в области дыхания, произношения служат прочной базой для фор­мирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразитель­ному чтению, рассказыванию. <...>

Основная задача —научить детей ос­мысленному чтению наизусть, расска­зыванию с полным пониманием со­держания исполняемого произведения. Для этого при чтении произведения воспитатель должен выделять голосом наиболее важные по смыслу слова, пра­вильно делать паузы.

Собранные в процессе исследования факты убеждают в том, что дети без особого труда справляются с осмыс­ленной передачей прозаических произведении. При усло­вии, если они хорошо поняли их содержание, расстанов­ка ударений, пауз осуществляется естественно, органично, так же как это имеет место в разговорной речи ребенка, когда ему ясно, что он хочет сказать.


Иную картину мы наблюдали при чтении детьми наи­зусть стихотворений. Они часто выделяют голосом рифму­ющиеся слова, особенно если эти слова находятся в смеж­ных строчках. У детей создается привычка чеканить риф­мы, излишне подчеркивать их. Это объясняется, по нашему мнению, неоднократно отмечаемым психологами и педа­гогами тяготением детей к рифме, которая легко прослу­шивается и поэтому вызывает их интерес. Между тем уси­ленное выделение рифмы нередко нарушает смысл сти­хотворения, придает ему некрасивое звучание. Поэтому взрослый должен, разъясняя дошкольникам содержание стихотворения, помочь им правильно расста­вить смысловые ударения. Причем важно сохранить ритмичность чтения, чтобы стихотворение не звучало как проза. <...>

При условии целенаправленного воздействия взрос­лых дети уже в младшем дошкольном возрасте могут произносить стихи, рассказывать небольшие сказочки, правильно передавая их смысл. Живость и непо­средственность исполнения детей определяется тем, что они с большой эмоциональностью относятся к тому, о чем говорится в произведении (о праздничном флажке, который девочка держит в ру­ках; о прыгающем мячике, спящей кукле и пр.).

Чтобы конкретизировать для детей раннего возраста содержание текста, целесообразно, как уже говорилось ранее, сопровождать чтение показом игрушек, игровыми действиями с ними, соответствующими сюжету произ­ведения. Это поможет детям понять художественный текст, а затем осмысленно, живо передать его содержание.

С возрастом становится содержательнее, богаче жиз­ненный опыт и духовная жизнь ребенка. В процессе обу­чения он постепенно овладевает способностью выражать вовне вызванные стихотворением или рассказом чувства, определять свое отношение к прослушанному. К 6—7 го­дам интонационная выразительность чтения у детей за­метно обогащается. <...>

Задача в о спитателеи — формировать и обогащать чувства детей, вырабаты­вать у них умение выражать свои чувства. Если такая воспитательная работа проводит­ся с детьми последовательно, систематически, с первого года поступления в детский сад, то в старшем дошколь-


ном возрасте они становятся способными выражать в речи разнообразные чувства: радость и печаль, удовольствие и огорчение — и переключаться с одного настроения на другое. <...>

Обучение выразительному чтению наизусть, расска­зыванию рассматривается как педагогический процесс, который строится на активном взаимодей­ствии детского коллектива и воспи­тателя. Активность детей выражается в мобилизации ими своих внутренних сил и способностей, использо­вании умений и навыков при выполнении заданий вос­питателя. <...>

Активность детей имеет большую воспитательную цен­ность, когда она сочетается с сознательностью. Если ребе­нок понимает, что надо научиться правильно и красиво прочитать наизусть стихотворение, у него возникает со­знательное желание выполнить это как можно лучше и он мобилизует имеющийся у него запас умений. <...>

Воспитание активности и сознательности детей лежит в основе обучения их выразительному чтению и обеспе­чивает последовательное достижение положительных ре­зультатов.

Прослеживая путь, который проходят при этом дети, мы установили, что они идут от подражания взрослому к проявлению самостоя­тельности и творческой инициативы.

Подражание при обучении выразительному чтению в дошкольном возрасте — закономерное явление. Дети предварительно прослушивают литературное произведе­ние, которое читает им взрослый. Другим путем они по­знакомиться с ним не могут, так как не умеют еще читать.

Дети слышат интонации взрослого, замечают измене­ния их. У них развивается слуховое внимание, складывается некоторый слуховой опыт. Запоминая и повторяя прослу­шанное произведение, ребенок, опираясь на полученный слуховой опыт, воспроизводит интонации взрослого, ко­торые ему удалось уловить.

С одной стороны, способность детей к подражанию играет положительную роль: чтение воспитателя являет­ся для них образцом, и чем совершеннее этот образец, тем большую пользу он приносит детям. Опыт взрослых, который усваивается путем подражания, постепенно ста­новится личным опытом детей и служит отправной точ­кой их художественного развития.

18-2П1 529


С другой стороны, подражание может перерасти в ме­ханическое копирование, что противоречит задачам ху­дожественного воспитания и развития детей.

Задача заключается в том, чтобы, используя то положительное, что не­сет в себе способность детей к под­ражанию, постепенно вырабатывать у них умение самостоятельно выпол­нять з ад а н и я. <...>

Постепенно к старшему дошкольному возрасту у де­тей вырабатывается умение слышать самих себя. Оно требует от ребенка внимания, больших воле­вых усилий. У детей развивается полезная для самостоя­тельных no-исков выразительности чуткость к измене­ниям голоса, оттенкам интонаций.

Самостоятельное выполнение дошкольниками боль­шей или меньшей трудности задач, возникающих в про­цессе выразительной передачи литературных произ­ведений, служит прочной основой для последующего повышения качественного уровня этой деятельности. Дети становятся способными в пределах возрастных возмож­ностей проявлять творческую инициативу, т.е. разнооб­разно комбинировать приобретенные умения, пользо­ваться интонациями для выражения своих собственных, оригинальных замыслов.

Элементарные формы творческой активности наблю­даются уже в младших группах детского сада, но они но­сят большей частью неустойчивый, нередко случайный характер. <...>

Творческая активность, инициатива выражаются наи­более ярко в среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте. <...>

Итак, успешность овладения выразительностью чте­ния наизусть обусловлена уровнем развития восприятия, мышления, чувств, воображения, наличием определен­ных способностей, системы умений и навыков. Содержа­ние и объем этих умений и навыков определяются на основе положений искусства художественного чтения, а также данных психологии о возрастном развитии де­тей-дошкольников. <...>

Печатается по изд.: Карпинская Н.С. Ху­дожественное слово в воспитании детей. — М., 1972. - С. 102-125.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1399 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...