Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Портрет Филадельфии и Елизаветы



Уортон»

ЯКОБ ИОРДАНС. “Сатир в гостях у крестьянина”, “Праздник бобового короля” и другие произведения. Фламандский натюр-

морт.ЯКОБ ЙОРДАНС(1593-1678) Якоб Йорданс делит с ван Дейком славу наследника Рубенса. И ван Дейк, и Йорданс испытали влияние его многогранного творчества

Якоб Йорданс написал несколько картин, посвящённых празднику Бобового короля — одному из самых популярных и любимых в то время. Художник так хорошо сумел передать дух бесшабашного веселья, что многие называли его полотна самыми «фламандскими» из всех созданных мастерами Фландрии. Праздник Бобового короля отмечался 6 января, в день поклонения волхвов Младенцу Христу. На стол непременно ставился традиционный пирог с запечённым внутри бобом. Тот, кто находил этот боб в своём куске, объявлялся королём праздника, и все должны были беспрекословно подчиняться ему. По кличу «Король пьёт!» каждый осушал свой бокал. Замешкавшегося подвергали «штрафу». Благодаря традиционному кличу все полотна Йорданса на эту тему имеют два названия: «Праздник Бобового короля» и «Король пьёт!».

“Сатир в гостях у крестьянина” В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от наивной веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе присутствует козлоногий сатир. Почтенный бюргер, отец семейства может стать королём на время праздника, если найдёт в своём куске пирога запечённый боб.

Йордане написал ряд картин на тему этого нидерландского обычая: «Бобовый король» (около 1638 г.) «Король пьёт» (около 1656 г.) Обычно он писал семейные пары. На холсте, запечатлевшем «Чета Сурпелен» Величественная осанка мужчины не может ввести в заблуждение зрителей. Глава этого семейства, конечно, дородная матрона, покойно, но не особенно изысканно расположившаяся в кресле. Рядом устроился на жёрдочке попугай — неизменный в подобных портретах персонаж, символизирующий бюргерское тщеславие. Но есть у Йорданса и более одухотворённые образы. «Диоген» Большое полотно изображает торжище (рынок). На первом плане громоздятся овощи, живность. Между горами снеди -почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев. И среди этого изобилия — сутулая, измождённая фигура старика. Он движется прямо на зри-

теля из глубины картины, разрезая композицию надвое, как корабль, рассекающий волны. Безумный мудрец ищет того, кто достоин имени Человека.

4. Франс Снейдерс.(1579—1657) В знаменитой серии «лавок» «Рыбная лавка»,«Фруктовая лавка»,«Натюрморт с лебедем»

Художник изобразил столы, переполненные всевозможной снедью, чаше всего дичью или рыбой. Трофеи охотников и рыболовов неисчислимы и разнообразны: здесь и павлин, и тюлень, и черепаха. Казалось бы, груды мёртвых тушек должны создавать гнетущее настроение,

но Снейдерс всеми силами старается этого избежать. Располагая дары природы в неожиданных сочетаниях и при резком освещении, показывая многообразие фактур и красок (серебристая рыбья чешуя, упругое пёстрое оперение птици, мягкий мех зверей), художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни. Перед зрителем воплощение дух старой доброй Фландрии, любви её народа к этим дарам и простодушной мечты о благодатной Стране бездельников, где жареные куропатки влетают в рот всем желающим.

5. АДРИАН БРАУЗЕР (1606—1638) Был принят в гильдию Святого Луки. Завсегдатай питейных заведений, вечный несостоятельный должник, Г Браувер часто расплачивался своими работами. Он создал множество картин и рисунков. Его высоко ценил Рубенс, обычно скупой на похвалы собратьям-художникам. Вначале творчество Браувера не выходило за границы

популярного в Нидерландах комического жанра. Картинам голландского периода «Праздник убоя свиней» Свойственны грубоватая весёлость и пестрота красок. В этот период героями Браувера вместо благодушных увальней-селян всё чаще становились теряющие человеческий облик обитатели городского дна. Они глотают омерзительные снадобья, морщатся от дурного запаха, корчатся под ножом доморощенных хирургов «Горькое лекарство» «Неприятные отцовские обязанности» «Операция на плече» А если веселятся, то нарочито и бессмысленно, как завсегдатаи притона в картине «Курильщики» одурманенные, с остекленевшими глазами наркоманов.Для антверпенских работ характерны крупные планы, небольшое число фигур, острый интерес к мимике. Сочетания красок — неяркие, но гармоничные, в основном оливково-зелёных и серо-коричневых тонов. К лучшим произведениям Браувера относятся написанные им незадолго до смерти приблизительно два десятка полотен. «Пьющие за столом» «Пейзаж с играющими в шары» Неприметные виды задворок с серыми заборами и пес чаными склонами под облачным небом привлекают особой задушевностью. Мастер словно пытается вырваться из чада кабаков на свежий воздух.

4. Искусство Голландии XVII века. Ни в одной стране до этого живопись не пережила такого быстрого и интенсивного подъема, выдающиеся художники исчисляются десятками. Профессия живописца становится одной из самых распространенных. Картины

приобретают самые широкие слои населения — голландский живописец работает преимущественно на рынок. Голландские художники — это обычно сыновья ремесленников, торговцев, чиновников.В голландском искусстве существовало большое число

различных художественных направлений, связанных обычно с определенными художественными центрами. Сложилась школа Франса Хальса в Гарлеме, школа Рембрандта в Амстердаме, так объединились вокруг Фабрициуса и Вермеера их приверженцы в Дельфте. Известное значение имели и художественные традиции, укоренившиеся в отдельных центрах. Прекрасное для голландского художника заключено во множестве явлений реального бытия; постижение их сущности является основой для создания художественного произведения; глубина проникновения в эти явления и правдивость их передачи становятся мерилом значительности и красоты художественного образа. Этот подход характерен для крупнейших голландских живописцев — для величайших голландских мастеров Рембрандта и Хальса, Фабрициуса и Вермеера, для художников бытового жанра — Стена, Хооха, Метсю, Терборха, Адриана ван Остаде, для пейзажистов — Геркулеса Сегерса и Якоба ван Рейсдаля, анималистов — Пауля Поттера и Альберта Кейпа, мастеров натюрморта — Класа и Хеды, Бейерена и Кальфа. Если до 17 в. в европейском искусстве преобладала библейско-мифологическая тематика, а затем портрет, а другие жанры были слабо развиты. Огромный подъем переживают жанры: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Характерно, что библейские и мифологические сюжеты в голландском искусстве утрачивают идеально обобщенные формы воплощения и трактуются с той же степенью жизненной конкретности, что и бытовые картины. В композиционных картинах и портретах Рембрандта предельно индивидуализированные образы носят в то же время глубочайший общечеловеческий характер; пейзажи Якоба ван Рейсдаля даже в передаче отдельного ландшафтного мотива дают синтетическую картину природы. Для голландской живописи типично не только четкое деление по жанрам, но и расщепление каждого из этих жанров на многочисленные подвиды. Живописцы различаются не только как мастера картин на библейские и мифологические сюжеты, жанристы, портретисты, пейзажисты, анималисты — их деление еще более дробно: одни жанристы пишут сцены из быта бюргеров и офицеров, вторые — из крестьянской жизни, третьи сцены из быта ученых и врачей; пейзажисты делятся не только на маринистов, изобразителей лесных уголков или широких равнинных видов. Нередко тот или иной жанр становится традиционным в какой-нибудь художественной школе; пристрастие гарлемских живописцев натюрморта к так называемым «завтракам», а утрехтских — к изображению цветов. Исторический процесс развития голландской живописи 17 века можно разделить на три основных этапа: период становления (1609—1640), период расцвета (1640—1670), период упадка (после 1670).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1172 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...