Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ади-Парва 35 страница



дут проявлять большую доброту по отношению к своим любящим друзьям,

даруя им богатство и счастье.

Сказав это и поселив их в доме брахмана, мудрец Вьяса молвил Юд-

хиштхире, величайшему из земных венценосцев.

- Вы должны все ожидать меня здесь, ибо я возвращусь. Правильно

избрав место и время, вы все познаете величайшую радость.

О царь, стоя со сложенными ладонями, Пандавы и их мать скащали

мудрецу:

- Да будет так!

Затем Шрила Вьяса, воплощение Верховной Личности Бога, Господь

святой, покорстуя лишь своей непогрешимой воле, отправился в другое

место.

ТРУДНЫЙ ВЫБОР БРАХМАНА

Царь Джанамеджайя сказал:

- Стало быть, эти великие воины, сыновья Кунти, отправились в

Экачакру. Но что делали Пандавы в дальнейшем, о лучший из брахма-

нов?

Шри Вайшампаяна ответил:

- Великие эти воины, сыновья Кунти, и в самом деле отправились в

Экачакру, но в доме брахмана они проводили очень мало времени: пе-

реодевшись смиренными отшельниками, целыми днями бродили, выпраши-

вая подаяния, о царь; [в этих своих блужданиях] они видели красивые

местности с чудесными разнообразными лелсами, рекаи и озерами. Бла-

годаря своим отменным душевным качествам и добронравию Пандавы по-

любились всем жителям этого города.

Каждый вечер они передавали Кунти все, ими собранное. Четыре

доблестных брата и сама Кунти съедали половину всей принесенной

еды, другую половину поглощал могучий Бхима. Так, о могущественный

царь Бахрата, проводили они день за днем, а время меж тем все текло

и текло.

Однажды, когда оставив дома Бхимасену, чтобы матери было не так

скучно, царевичи отправились нищенствовать, Кунти услышала ужасные

скорбные стоны, разносившиеся по всему дому брахмана. О многочтимый

царь Бхарата, Кунти была милосердной и благочестивой, можно ска-

зать, святой женщиной; горестные стоны брахмана и его семьи надры-

вали ей сердце. Преисполнившись печали, эта кроткая женщина позвала

своего сына Бхиму и сказала полным сочувствия голосом:

- О мой сын, злесь, в доме брахмана, нас прнимают как почетных

гостей, мы живем очень хорошо, без каких бы то ни было ссор, надеж-

но укрытые от сыновей Дхритараштры. Я все время думаю, сын, как бы

нам отблагодарить брахмана, ибо за подобный радушный прием принято

преподностиь что-нибудь хозяину. В конце концов о людях судят по

тому, как они благодаря за совершенное им добро. Человек истинно

благородный никогда не забывает об оказанной ему услуге и стремится

воздать за нее еще большей услугой. Этого брахмана, очевидно, пос-

тигла жестокая беда, и если я смогу помочь ему в трудную минуту, я

совершу благое деяние.

Бхима сказал:

- Прежде всего мы должны узнать, какая беда постигла брахмана. А

когда мы выясним, что случилось, я непременно помогу ему, какие бы

трудности ни пришлось преодолеть.

Шри Вайшампаяна сказал:

О повелитель, пока эти двое беседовали между собой, они внось

услышали громкие причитания брахмана и его жены. И тогда Кунти пос-

пешила во внутреннюю часть дома благородного брахмана, точно коро-

ва-мать, бросающаяся на спасение попавшего в ловушку теленка. Там

она увидела всю семью в сборе: самого брахмана, чье лицо было иска-

жено горем, его жену, сына и дочь.

Брахман сказал:

- Какое несчастье родиться в мире, где не только не сбываются

наши мечты, но мы испытываем обжигающую, словно огонь, боль, в ми-

ре, где мы так сильно зависим от других и наша участь - глубочайшая

печаль. Жизнь сама по себе величайшее горе, жизнь сама по себе сжи-

гающая огневица; всякий, живущий и работающий в этом мире, обречен

выбирать среди противоречивых заблуждений. Даже если человек оди-

нок, если он не заботится ни о доброчестии, ни о преуспеянии, ни о

телесных утехах, все равно подобная жизнь почитается величайшим

несчастьем. Некоторые говорят, какое величайшее благо - овобождение

[от перерождений], но у меня нет никакой надежды, что я смогу его

достичь. Того же, кто обретает обычное - не духовное - богатство,

осаждают все силы ада. Жажда богатства - худшее из несчастий, но

тот, кому удается разбогатеть, страдает еще сильнее. Человек, боль-

ше всего на свете любящий деньги, испытывает поистине невыносимые

страдания, когда их лишается. Я не вижу для себя другого выхода,

кроме как бежать со своей женой и детьми в безопасное песто.

Ты очень хорошо знаешь, брахманка, что я много раз, ради твоего

собственного же блага уговаривал тебя покинуть этот город, но ты

даже не желала меня слушать. На все мои многочисленные просьбы,

глупая женщина, у тебя был лишь один ответ: "Здесь я родилась и вы-

росла, здесь родился и вырос мой отец". Но твой старый отец и мать

уже давно вознеслись в небеса, так же, как другие пожилые родствен-

ники и подруги. Какие радости ты видишь, живя в этом городе? Привя-

занность к родственникам помешала тебе прислушаться к моим словам,

а теперь вся твоя семья обречна на гибель, и, сознавая это, я невы-

носимо страдаю. Единственной для меня выход - умереть самому. Я не

могу лишиться хоть кого-нибудь из своей семьи и продолжать жить,

как [может быть, поступил бы на моем месте] жестокий, бессердечный

человек. Я всегда исполнял все свои религиозные обязанности вместе

с женой; она для меня как родимая мать, эта женщина, всегда сдер-

жанная, верная подруга, ниспосланная мне богами, больше, чем

кто-либо другой помогавшая мне во всех жизненных делах. Она была

выбрана для меня моим почтенным отцом и матерью и с самого начала

делила со мной все обязанности и тяготы семейной жизни. Дорогая моя

жена, ты образованная женщина из благородного семейства, мать моих

детей, и после того как в соответствии со всеми нашими обычаями я

принял тебя и мы скрепили наш брак священным обрядом, с пением

мантр, как я могу пожертвовать тобой - святой супругой, безупречной

и верной, только чтобы спасти мою жизнь? И как смогу я пожертвовать

любимой дочерью, не достигшей даже расцвета юности, тем более зре-

лости. Высокий духом творец этого мира поручил мне заботиться о ней

ради ее будущего мужа. Я хотел бы вознестись на высокие планеты,

где обитают мои предки, но это мое желание может осуществиться

только благодаря праведному оразу жизни и благочестию [будущего]

сына моей дочери. Только мне она обязана своим рождением, как же я

могу покинуть ее?

Некоторые полагают, что отцам свойственная большая привязанность

к сыновьям, нежели дочерям, но я люблю обоих своих детей с одинако-

вой силой. Лишь благодаря сыну я надеюсь достичь высших миров,

продлить свой род и обрести вечное блаженство, но ведь моя дочь -

совсем еще невинное дитя. Как же я могу оставить ее? Ведь это все

равно что отречься от собственной души; за такой грех я был бы об-

речен терзаться в сумрачном мире павших духов. К тому же, покинь я

их, у них не хватит сил, чтобы выжить. Пожертвовать хоть одним из

них было бы жестоким деянием, заслуживающим осуждения мудрецов; но

если я пожертвую самим собой, их всех ожидает неминуемая гибель.

Горе, испытываемое мною, подавляет меня, и я не вижу выхода. О

жестокая напасть! Что станется со мной и моей семьей? Лучше уж по-

гибнуть всем нам, ибо я не могу больше выносить такую жизнь!

Жена брахмана сказала:

- Ты не должен сетовать так горько, будто ты обыкновенный прос-

толюдин. Ты брахман, знаток духовной науки, и ни при каких обсто-

ятельствах не имеешь права предаваться подобным сетованиям. Телес-

ную оболочку ожидает неминуемое разрушение, ибо все люди смертны.

Зачем же оплакивать то, что осуждено на гибель? В конце концеов

все, чем обладает мужчина, включая жену, сына и дочь, служит для

его собственного удовольствия. Дух же вечен и зависит только от во-

ли Господней. ПОэтому, обладая всесовершенным духовным знанием, пе-

рестань так беспокоиться: я решила, что сма пойду вместо вас всех.

С тех пор как стоит мир, высший долг женищны - делать все для блага

своего верного супруга, если надо, то и ценой собственной жизни.

Подобным деянием я избавлю тебя от страданий и снискаю бессмертную

славу как в этом, так и в ином мире. А сейчас я скажу тебе, каких

религиозных принципов мы должны придерживаться в своих поступках,

ибо они несомненно будут содействовать твоему процветанию и уукреп-

лению твоей добродетели: то, что я сделаю, будет способствовать

осуществлению цели, ради которой мужчина и ищет себе жену. Я родила

тебе хорошую дочь и сына и, стало быть, полностью выполнила свой

долг перед тобой. Ты сможешь прокормить и защитить от всех бед на-

ших детей. Я бы не смогла сделать это так же успешно, как ты. Без

тебя я просто мучилась бы, не в силах удовлетворить потребности

семьи. Как, спрашивается, могут выжить без тебя двое детей и что

будет со мной? Ведь я окажусь беззащитной вдовой с двумя детьми.

Как смогу я обеспечить достойную жизнь своим детям, не сходя с пути

праведного?

Как смогу уберечь я нашу дочь от чванных беспутных мужчин, не-

достойных войти в нашу семью? Как алчные стервятники слетаются на

брошенный кем-нибудь кусок мяса, так и все мужчины гоняются за жен-

щиной, не имеющей сильного заступника. О лучший из брахманоу, за

мной будут охотиться подлые распутники, и у меня не достанет сил

следовать праведным путем, столь чтимым всеми доброчестивыми людь-

ми.

Если ты не будешь следить за религиозным воспитанием нашей доче-

ри, хватит ли у меня сил и воли, чтобы удержать ее на пути, которым

следовали ее отец и предки? Хватит ли у меня настойчивости, чтобы

воспитать необходимые благие качества в сыне, если он останется без

отца и будет легкой добычей для всех, кто пожелает воспользоваться

его беззащитностью? Сумею ли я научить его соблюдать принципы рели-

гии так же неукоснительно, как ты? Всякие подлецы, отталкивая меня

прочь, будут преследовать эту непорочную девушку, унаследовавшую от

тебя все твои благие качества, эти подлецы, применив силу, все рав-

но похитят ее, как вороны крадут очищенное масло с места, где со-

вершается жертвоприношение.

Если судьба судит мне увидеть, что твой сын вырастет непохожим

на своего отца, твоя дочь попадет в руки негодяев, а сама я, прези-

раемая людьми, оскверню свою душу общением с испорченными до мозга

костей людьми, мне не останетс яничего другого, кроме как умереть.

Если лишившись отца, мои дети к тому же лишатся и матери, не подле-

жит сомнению, что оба они погибнут, словно рыбы в высохшем пруду.

Оставшись без тебя, мы все трое непременно погибнет. Поэтому

мной-то ты и должен пожертвовать. О брахман, для женщины нет боль-

шей радости, нет более благородного поступка, чем отправиться в

последнее путешествие ранее своего супруга; она ни в коем случае не

должна допускать, чтобы он умер ранее ее, и пытаться занять его

место в жизни детей. Я готова пожертвовать и сыном, и дочерью, и

всеми своими родственниками, ибо я живу только ради тебя. Постоян-

ная забота о благе мужа для женщины гораздо важнее, чем даже испол-

нение священных обрядов, отшельнический подвиг, пение мантр и мило-

сердные деяния. То, что я хочу свершить, является праведным деяни-

ем, полностью одобряемым Верховным Господом, и [учитывая сложивши-

еся обстоятельства] несомненно желательным и благотворным для тебя

и нашей семьи.

Мудрецы знают, что человек стремится обзавестись детьми, богат-

ством и любящими друзьями, для того чтобы избавиться от [угрожающих

ему] бед и горя. Если сопоставить тебя и всех нас, то окажется, что

ты гораздо важнее, чем все мы, вместе взятые. Разумные люди несом-

ненно подтвердят, что я права. Поступи же со мной так, как следует

поступить ради собственного спасения. Позволь же мне осуществить

задуманное, о благородный, и позаботься о наших двух детях.

Знатоки [религиозного] закона, во всяком случае, утверждают, что

закон строго-настрого запрещает убивать женщин. Говорят, что этот

запрет знают даже ракшасы, поэтому, возможно, он пощадит меня. Вся-

кого мужчину он, конечно, убьет, однако убьет ли он женщину - сом-

нительно. Поэтому ты, знающий закон, должен отослать меня к ракша-

су. До сих пор я жила счастливо, ибо ты и дети относились ко мне с

большой любовью, и всю свою жизнь я вела себя добродетельно. После

того, как я родила тебе любящих детей, я не боюсь потерять жизнь. К

тому же я старею. Я желаю тебе только счастья. Тщательно обдумав

наше положение, я пришла к окончательному решению. Лишившись меня,

о благородный, ты подыщешь себе другую женщину и таким образом смо-

жешь выполнять свои религиозные обязанности [как отец и муж]. Мой

добрый супруг, религия допускает многоженство, но она строго запре-

щает женщинам предавать своего первого мужа. Если и ты тоже тща-

тельно обдумаешь положение, ты сам увидишь, как неприемлемо твое

желание опжертвовать собой. Но благодаря мне ты сможешь спасти се-

бя, наших двоих детей, а значит, и семью.

Шри Вайшампаяна сказал:

Выслушав рассуждения жены, о Бхарата, брахман крепко обнял ее, и

они оба, в глубоком горе, стали безмолвно лить слезы.

Шри Вайшампаяна продолжил:

Слышавшая этот разговор безмерно горюющих родителей, их дочь

также почувствовалал сильное горе.

- Почему вы так горестно рыдаете, будто у вас нет никого, кто

мог бы вам помочь? - сказала она. - Я должна вам кое-что сказать;

прошу вас, послушайте меня и примите мое предложение. В соответ-

ствии с нашими религиозными законами, вы должны принест ив жертву

меня. Без вас я все равно пропаду, поэтому пожертвуйте мной, мной

одной, ради спасения всех. Ведь, обзаводясь детьим, родители всегда

надеются, что в один прекрасный день те спасут их, [если они ока-

жутся в беде]. ТАкая беда как раз и нависла над нами; вы оба должны

спастись с моей помощью, ибо я подобна той ладье, которая перепра-

вит вас через океан горя. Как в этом, так и в ином мире предназна-

чение детей - оберегать свою семью от жиненных бед, поэтому-то муд-

рые и называют ребенка "путрой". Вот почему все престарелые родите-

ли ждут, чтобы дочери родили им внуков. Если я спасу жизнь отца, то

окажу большую услугу предкам. Мой брат совсем еще мал, и если,

отец, ты уйдешь в иной мир, нет никаких сомнений, что он скоро по-

гибнет. Некому будет приносить жертвы предкам, а это доставит им

много мучений. Если же я останусь без отца, матери и брата, на меня

посыплются все худшие и худшие несчастья, и я умру самой ужасной

смертью.

Если же ты отец, вместе с моей матерью и маленьким братишкой,

будете свободны и здоровы, наш род не прервется и приношения пред-

кам будут регулярно продолжаться. Сын - как бы душа отца, жена -

его лучший друг, но дочь для отца лишь обуза. Освободись же от этой

обузы и поступи со мной так, как того требуют наши религиозные за-

коны. Если же я лишусь отца, то куда бы я, несчастная, беззащитная

молодая девушка ни направилась, повсюду меня будут подстерегать од-

ни только горести. Либо я спасу всю нашу семью, либо же дорогой

отец, лучший из брахманов, ты покинешь этот мир, оставив меня

здесь, и я буду несчастнейшим существом. Поэтому ты должен обдумать

мое предложение.

Ради меня самой, ради всей семьи, во имя исполнения религиозного

долга пожертвуй мной, о благородный брахман, ибо именно меня надле-

жит принести в жертву. Поскольку ты неизбежно вынужден подчиниться

обстоятельствам, Господь не покарает тебя, я же обрету величайшее

благо, когда ты окропишь святою водой свою мертвую дочь.

Если ты вознесешься на небо, отец, мы будем вести такую же жал-

кую жизнь, как бродячие собаки, вымаливая себе еду у других. Но ес-

ли вы все избавитесь от [угрожающей вам] беды, будете здоровы и

сильны, я буду обитать в бессмертном мире, и мое сердце будет пре-

исполнено радости.

Выслушав настойчивые мольбы юной девушки, отец, мать, да и сама

девушка громко запричитали и заплакали. Увидев, что вся семья рыда-

ет, крохотный сын брахмана открыл глазки и по-детски невнтно проле-

петал:

- Не плачьте, папочка и мамочка. И ты, сестренка, не плачь. - Он

смеясь подошел к каждому из них, затем взял соломинку и радостным

голосом сказал. - Вот этой соломинкой я убью пожирающего людей рак-

шаса.

Хотя сердца его родителей и сестры были по-прежнему объяты го-

рем, услышав лепет ребенка, они сразу повеселели.

"Сейчас самое время [исполнить то, что я замыслила]", - подумала

Кунти, подошла к брахману и его семье и обратилась к ним со слова-

ми, подобными нектару бессмертия.

БХИМА УБИВАЕТ ДЕМОНА

Кунти Деви сказала:

- Почему вы все так страдаете? Расскажите мне обо всем и, как

только я пойму суть дела, я постараюсь, если есть хоть какая-нибудь

возможность, рассеять ваше горе.

Брахман сказал:

- О отшельница, твои слова вполне достойны святой женщины, какой

ты являешься, однако уверяю тебя: ни одно человеческое существо не

может рассеять наше горе. Вблизи этого города обитает могучий рак-

шас по имени Бака, он правит и городом и всеми его окрестностями.

Бака - злобный пожиратель людей.

Этот могущественный царь-демон охраняет наш город, его окрес-

тности и всю страну; благодаря ему мы можем не бояться других царей

и кого бы то ни было.

Но за свое покровительство он наложил на нас тяжкую дань: каждый

день в сопровождении одного человека мы должны посылать ему полную

повозку риса и двух буйволов. Люди отправляются к нему один за дру-

гим и когда, по прошествии многих лет, настает чей-либо черед,

сспасение почти невозможно. Если же кто-нибудь и пытается избежать

исполнения этого ужасного долга, ракшас убивает его вместе с женой

и детьми и тотчас же пожирает. Наш законный, но не имеющий факти-

ческой власти царь живет в Ветракийе, он не может придумать никако-

го способа возвратить нам всем мир и покой, навсегда освободив от

этого демона.

Должен признаться, что мы вполне заслужили подобную участь, ибо

живем во владениях царя слишком слабого [чтобы защитить своих под-

данных]. Дурное правление царя - источник вечного беспокойства для

нас. В конце концов кто может приказывать брахману, как ему посту-

пать. Брахманы живут своим собственным умом, не повинуясь ничьей

воле. Наделенные многими святыми достоинствами, они свободны, как

ветер или птица, и могут идти куда им угодно.

Говорят, что каждый человек должен прежде всего найти себе дос-

тойного царя, затем жену и лишь после этого постараться нажить бо-

гатство. Только добившись этих трех целей, он сможет содержать род-

ственников и детей. К большому своему сожалению, я нарушил установ-

ленный порядок, [начав с поисков жены и богатства] и поэтому ока-

зался в ужасном бедственном положении, и теперь мы все страдаем.

Наступил наш черед, и всей нашей семье угрожает погибель, ибо я

должен заплатить требуемую дань, принеся в жертву одно человеческое

существо. Я никогда не смогу набрать достаточно денег, чтобы отку-

питься, [послав вместо себя кого-нибудь другого]. И я никогда не

смогу решиться пожертвовать кем-либо из дорогих мне людей. И я не

вижу никакого способа спастись от ракшаса. Погрузившись в океан го-

ря, я не могу ничего придумать для нашего избавления; это неимовер-

но трудно. Остается один выход: пойти к этому ракшасу со всей своей

семьей, чтобы чудовище собжрало нас всех.

Кунти Деви сказала:

- Ты ни в коем случае не должен впадать в отчаяние, ибо несом-

ненно существует способ избавиться от ракшаса. У тебя есть малень-

кий сын и святая непорочная дочь. Я не думаю, чтобы тебе, детям или

жене следовало идти на верную гибель. У меня есть пятеро сыновей,

брахман, и один из них, забрав все необходимые приношения, может

отправиться вместо тебя к этому многогрешному злодею.

Брахман сказал:

- Хотя я и хочу жить, я никак не могу рпинять твое предолжение.

Как я могу ради своей выгоды отправить на верную смерть гостящего у

меня брахмана? Даже у самых низкородных и нечестивых женщин нет та-

кого обычая, чтобы жертвовать собой и своим сыном ради брахмана.

кажется, я знаю, что лучше всегодля меня; и если уж приходится вы-

бирать меж убийством брахмана и самопожертвованием, я должен выб-

рать второе. Убийство брахмана - величайший грех, который не подле-

жит искуплению, даже если совершен ненамеренно, поэтому я предпочи-

таю пожертвовать собственной жизнью. Я отнюдь не жела смерти, доб-

рая женищна, но если я паду от чужой руки, на мне не будет никакой

вины. Если же я сознательно допущу убийство брахмана, я не вижу ни-

какой возможности искупить столь подлое и бессердечное преступле-

ние. А уж погубить человека, который попросил у меня крова, послать

на смерть того, кто взывает к милосердию, и вовсе непростительная

жестокость. Еще в древние времена великие мудрецы, хорошо понимав-

шие, в чем состоит религиозный долг, когды ты бываешь в трудном по-

ложении, утверждали, что [ни при каких условиях] никто не должен

совершать постыдных или жестоких деяний. Уж лучше мне погибнуть

вместе с женой, чем допустить, чтобы при каких бы то ни было обсто-

ятельствах был убит брахман.

Кунти Деви сказала:

- Ученый брахман, я убеждена, что такие, как ты, мудрецы, нужда-

ются в защите, и ничто не сможет поколебать этого моего убеждения.

Не могу я и сказать, что не люблю своего сына. Будь у меня даже сто

сыновей, я бы всем сердцем любила каждого из них. Но дело в том,

что ракшас не обладает достаточной силой, чтобы убить моего сына.

Мой сын - превосходный знаток мантр. Мощь его велика, и он может,

как огонь, спалять все живое. Я глубоко уверена, что он отнесет

ракшасу все требуемые приношения, но сумеет от него избавиться. С

моим доблестным сыноим уже не раз сражались могучие, исполинского

роста ракшасы, но он одолел из всех без исключения. Но об этом ни в

коем случае не следует говорить другим людям, брахман, ибо они за-

хотят знать все подробности и, одолеваемые любопытством, будут нас-

тойчиво приставать к моим сыновьям. Но даже если бы мой сын, без

позволения гуру, объяснил им, каким знанием обладает, они все равно

не смогли бы воспользоваться этим объяснением. Так считают святые

мудрецы.

Шри Вайшампаяна сказал:

Убежденные этими словами Кунти, брахман и его жена радостно при-

няли ее предложение, которое было для них подобно нектару бессмер-

тия, напитку богов. Затем Кунти и брахман отправились к Бхиме и

пропросили его исполнить это [многотрудное] дело. Он согласился,

сказав:

- Да будет так.

Шри Вайшампаяна продолжил:

- О Бхарата, после того как Бхима дал свое слово, сказав: "Да

будет так", все прочие Пандавы возвратились домой, принеся с собой

все собранное ими подаяние. Юдхиштхира, сын Панду хорошо знал сво-

его брата и по его лицу сразу же догадался, что он что-то задумал.

Сидя наедине со своей матерью, он спросил у нее:

- НАш Бхима, со всей своей ужасающей мощью и доблестью, что-то

замышляет. Он получил разрешение свершить здесь какой-то подвиг?

Кунти Деви сказала:

- Да, по моему велению, Бхима, испепелитель врагов, свершит ве-

ликий подвиг, чтобы помочь брахману и освободить этот город.

Поняв, в чем дело, Махараджа Юдхиштхира сказал:

- Как ты можешь поощрять его на подобное безрассудство? Святые

осуждают матерей, жертвующих своими сыновьями. Почему ты хочешь по-

жертвовать своим сыном ради кого-то другого? Принося в жертву сво-

его сына, ты нарушаешь нравственные заповеди этого мира. Если мы

все спокойно спим по ночам, то только благодаря силе его рук, толь-

ко благодаря им мы можем вернуть себе царство, украденное у нас

подлыми двоюродными братьями. Столь безгранично велики сила и доб-

лесть Бзимы, что лишь при одной мысли о нем Дурьодхана и Шакуни те-

ряют сон в сових дворцах. Лишь могуществом этого греоя мы были спа-

сены от гибели в смоляном доме и от [происков] многих злодеев, и

это он убил Пурочану. Только его безмерная мощь внушает нам уверен-

ность, что мы перебьем всех сыновей Дхритараштны и вновь утвердим

свою законную власть над этой богатейшей землей. Что же побудило

тебя поручить ему такое рисковнное дело? Может быть, осаждающие те-

бя горести помутили твой ум и ты утратила свою прежнюю проницатель-

ность?

Кунти Деви сказала:

- Юдхиштхира, у тебя нет оснований так тревожиться за Бхиму, и

уж конечно, я приняла свое решение не потому, что у меня какое-то

умопомрачение. Мы жили оченьо счастливо в доме этого брахмана, мой

сын, и я подумала, что мы долджны его как-то отблагодарить. В конце

концов величие человека измеряется его благодарностью, способностью

не забывать причиненное ему добро. После того как я видела, какое

великое мужество явил Бхима в смоляном доме, а также при убийстве

Хидимбы, я питаю к нему полнейшее доверие. Великая мощь, заключа-

ющаяся в руках Бхимы, равна силе тысяч слонов, именно она, его

мощь, спасла вас всех, которые и сами подобны слонам, когда он вы-

нес вас из Варанаваты. Нет и не будет никого, кто мог бы сравниться

силой с Бхимой. Он смог выстоять в поединке даже с лучшим из богов,

Громовержцем Индрой. Давным-давно, через несколько дней после его

рождения, он соскользнул с моих колен на горный склон и уже тогда

его тело было так твердо, что своими руками и ногами он искрошил

камни.

Я тщательно взвесила умом, насколько велика сила Бхимы, и только

после этого приняла решение, Пандава, уплатить наш долг ученому

брахману. Мое решение отнюдь не плод алчности или бездумности, а

тем более заблуждения. Только после тщательного обдумывания я поня-

ла, в чем состоит наш долг. Таким путем мы сможем достичь двх це-

лей: отблагодарить хозяев этого дома и свершить благочестивейшее

деяние. Я слышала от людей знающих, чо воин, помогающий в беде

брахману, вознесется на планеты, где обитают благочестивцы. Воин,

спасающий другого воина от гибели, обретает широкую славу и в этом

мире и в следующем. Воин, помогающий в сражении торговцу, несомнен-

но будет пользоваться любовью всех жителей страны. А царь, спаса-

ющий простого труженика, который умоляет о защите, возродится в





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.049 с)...