Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Поскольку репрессии коснулись многих людей, я расскажу, как мои родители попали в Рябинино.
Жили в Белоруссии, городе Могилев. Мой отец своего отца не помнит. Детей было 8 человек: 4 сестры, 4 брата. Воспитывал их дедушка. Жили единолично, старший брат и 2 сестры создали свои семьи. Свадьбы справили и стали жить отдельно. А бабушкина семья по-прежнему оставалась большой: пятеро детей. Самого младшего брата звали Коля. Подружился с одной вдовушкой (у неё было 2-ое детей), стал из дому воровать и мясо, и сало, и прочие продукты. Старшие братья стали его воспитывать: «Коля, ты брось это дело». Он не соглашался, тогда на гумне (где зерно молотят) затеяли драку, и он старшему брату выбил глаз и говорит: « Вы меня ещё запомните».
И вот в 1930 году приходит он с активистами и говорит, что семью надо выслать. Надо так надо. Когда пришли раскулачивать, дедушка попросился выйти по нужде и в коридоре повесился. А бабушка моя решила взять с собой Александра, моего отца. В то время в семье отца было двое детей: старшая сестра, я (мне шёл 2ой годик). В дороге от Соликамска до Чердыни родилась ещё одна сестра. Привезли в Покчу, отца отправили на лесозаготовки в Красновишерск.
Вскоре вышел указ о том, что самых старых можно отправлять домой с места высылки, бабушка неграмотная собралась возвращаться на родину и хотела взять меня, но отец не отдал. И бабушка уехала со старшей внучкой, так и жили там до войны.
Приехала на родину, а в доме Коля живёт, бабушка тоже стала жить в принадлежавшем ей когда-то доме. Коля ушёл в партизаны, из колхоза воровал баранов - его немцы его схватили и казнили на глазах у односельчан. Вскоре собирают всех наших родственников: хотели отправить в Германию. Но они отказались. Тогда согнали всех родственников в дом и сожгли. Сейчас уже никого в живых нет.
А семью моего отца перевели в Булатово, так как там были построены бараки. Длинные бараки, ни кроватей, ничего. Спали семьями на полу: и мужья, и жёны, и дети. Там же, в Булатово, я пошёл в школу. В 1942 году закончил 7 классов, поступил в медтехникум г. Березники. Учился год, но не понравилось. И я поступил в Пермь, в речное училище. Закончил его в 1945 году. Стал плавать на теплоходах по маршрутам Пермь- Астрахань, Ульяновск, Горький. В 1951 году меня призвали в Армию (пермяков было 120 человек). Привезли нас в Приморский край. Недалеко от Владивостока прошли курс молодого бойца. Потом привезли нас в Порт-Артур. Часть определили в школу механиков, я тоже попал туда. Учился год, потом работал на больших бомбардировщиках, каждый из которых берёт 3 тонны бомб, вооружён пушками, пулемётами и прочими боеприпасами. Через некоторое время эти бомбардировщики заменили реактивными самолетами «ИЛ-28», на них я работал год, потом перевели бортмехаником на самолёт. Служил 5 лет, проработал до 1955года, демобилизовался. Приехал в Рябинино (родители ещё живы были), устроился на флот Рябининского сплавного рейда. В 40 лет поступил в Чердынский лесотехникум. В 1985году вышел на пенсию. В рейде работал техноруком, механиком, мастером, наставником, в рабочем комитете. В общей сложности отработал 53 года.
Мать умерла в 1961 году, отец в 1973году. В 1946 году переехали в Рябинино, жили по улице Пожарный проезд. «Не дай бог то пережить, что мы пережили»,- говорил отец.
У нас с женой три сына. Все связаны с авиацией. Старший живёт в Перми, работал на заводе. Средний летал на больших самолётах, которые берут по 50 тонн груза, живёт в Запорожье. Младший 20 лет летал на вертолёте, живёт в Ростове.
Даутова (Эльзер) Ирма Яковлевна
|
Когда мне исполнилось 4 года, наша семья переехала в Грузию, жили в г. Зукдеды на квартире.
А в 1941 году нас выслали в Казахстан (с. Ермаковка, Троицкого р-на, Кокчетанской обл.). Везли товарным поездом, как свиней, свиньи кое-где и то в лучших условиях находятся, чем мы в то время. В вагоне и спали, и нужду справляли. Ехали голодные. Никто не думал, что так далеко увезут.
|
Вскоре отца забрали в трудармию, Московскую обл., Донской район, там он работал в шахте.
А в 1942 году, когда сестре исполнилось 16 лет, её тоже отправили в трудармию в Рябинино. Сестра здесь лес валила, здесь и замуж вышла.
А я с 10 лет работала, то колоски собирала, то пшеницу веяла, то быков пасла.
В Казахстане жили на квартире у хозяйки, потом уже председатель за то, что мама работала в правлении, дал нам небольшую квартиру.
Через какое-то время разрешили переехать к отцу.
В 1953 году приехали в Рябинино. Так мама захотела, чтобы соединить семью, а то мы там, а Эльза здесь (в Рябинино) одна. Все работали на Рябининском рейде, жили под комендатурой: раз в месяц ездили в г. Чердынь отмечаться.
Когда родители вышли на пенсию, уехали на юг, в Одесскую область. Здесь (на Урале) мама сильно болела, даже ходить не могла: не по климату ей было. А там (на юге) ничего и ходила ещё, и с хозяйством управлялась. Сейчас родителей и сестры уже нет в живых.
Да и я ничего хорошего не видела, теперь бы только жить, да здоровье не позволяет.
Ирма (в центре) с сестрой Гильдой (слева) и друзьями
Дата публикования: 2023-10-24; Прочитано: 1434 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!