Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозные факторы формирования идентичности Китая



Религиозный аспект исторически играл определенную роль в формировании идентичности народов, населяющих Поднебесную. В настоящее время в Китае пользуются привилегиями пять религий: буддизм, даосизм, ислам, а также две ветви христианства – католицизм и протестантизм. Православное христианство, хотя и имеет своих приверженцев на северо-востоке и в Синьцзяне, официально не признано. Китайское законодательство дает гражданам право свободы вероисповдания. В настоящее время в Китае около 200 миллионов верующих (при населении 1,3 миллиарда человек), около 100 тысяч мест отправления культа. Буддизм и даосизм наиболее распространены как массовые верования среди китайцев, число последователей буддизма достигает 100 миллионов человек. Роль религии заметно выше среди национальных меньшинств, общая численность которых превышает 100 миллионов человек. Доля верующих среди них составляет примерно половину, что делает религиозность важным фактором межэтнической стабильности. В Китае примерно 20 миллионов мусульман. Основная их часть компактно проживает на северо-западе страны.

Религиозные конфликты не угрожают устойчивому развитию Китая, где ни одна из конфессий не имеет доминирующего положения. Целью всех конфессий, распространенных в Китае (и прежде всего конфуцианства) является достижение равновесия/гармонии между всеми слоями общества, внутренним и внешним миром, также обществом и природой. Наивысшей целью государства также должно быть достижение гармонии с окружающим миром. В часности, в 2005 году на первое место в заявлениях китайских лидеров вышли лозунги движения к гармоничному обществу. В обновленную концепцию гармоничности входят политическая стабильность, уменьшение имущественной поляризации в обществе, поддержание экологического баланса, равномерное развитие регионов.

Идеология равновесия, лежащая в основе конфуцианства и даосизма – основных идеологических систем Китая, – безусловно, на каком-то этапе затормозила технологическое, экономическое и социальное развитие китайского общества и обусловила его временное отставание от европейской цивилизации. Однако именно эта идеология обеспечивает в настоящее время невероятную эффективность политики Срединного Царства на мировой арене, и фактически уже сделала Китай самым мощным в экономическом отношении государством мира. Кроме того, как отмечает А. А. Сусоколов, концепция баланса сил и разновесия, лежащая в основе китайской идеологии, несомненно, в гораздо большей степени соответствует задачам, стоящим перед современным человечеством, чем альтернативные концепции[51]. Конфуцианство распространяло свои нормы и ценности не только на сферу морали, но и на ритуал, церемониал, обряды, обычаи, обычное право и «по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения... успешно выполняло роль религии»[52].

С одной стороны, общественно-политический идеал Китая не изменяется на протяжении двух с половиной тысяч лет, а с другой стороны Китай – это динамично развивающаяся, эффективно реагирующая на вызовы времени цивилизация. В основе осмысления учения Конфуция через категорию древности лежит чрезвычайно интересная проблема – роль традиций в современности. В истории Китая традиции стали тем каркасом, на который нанизывались новые идеи и концепции, причем не в виде чистых новаций, а всего лишь как новый комментарий к уже известному и общепринятому.

Особое внимание в конфуцианстве уделяется значению государственной идеи. Проблемы, связанные с методами добродетельного правителя (вандао) и правителя, управляющего с помощью силы (бадао), стали предметом широкой дискуссии между двумя политическими группировками, представленными конфуцианцами и легистами, спорившими о том, как добиться единства страны. По мнению ученика Конфуция Мэн-цзы, основной причиной того, что правитель, идущий по пути добродетели и осуществляющий управление на основе человеколюбия, не имеет противников в Поднебесной, заключается в том, что он приобрел сердце народа. Исходя из этого, он полагал, что «для приобретения Поднебесной существует путь – приобретение народа означает приобретение Поднебесной; для приобретения народа существует путь – приобретение сердец народа; для приобретения сердец народа существует путь – собирать все, что хочет народ, и отдавать ему, не осуществлять ничего, чего не любит народ[53].

Политическим руководством страны были взяты на вооружение основные принципы конфуцианства. Первый среди них – совмещение непротиворечивого единства. Версией принципа совмещения является управленческий алгоритм «отпустить – зажать» или «оживить – упорядочить». Это также и возможность сочетания различных форм собственности и различных политических систем в границах единой конфуцианской цивилизации. Для современного Китая является обычным введение пакетов мер, кажущихся сторонним наблюдателям “противоречивыми”, но на деле они весьма оправданы. Примером может служить принцип «Одна страна – две системы» для районов Сангана и Аомени. Следующий принцип – “срединность”. В народном менталитете и политике принципиальный характер “срединности” проявляется в нескольких аспектах. Красной нитью через технико-экономический курс и практику освоения иностранных инвестиций проходит, например, идея соответствия получаемых технологий средним хозяйственным условиям страны, средним доходам, массовым привычкам населения и так далее. В политической и экономической сферах был взят курс на формирование среднего класса. “Срединность” также предполагает наличие единого центра управления хозяйством, отношения соподчинения с региональными столицами.

Главной силой, противостоявшей конфуцианству именно в сфере политики, были легисты. Влияние легизма на формирование китайской национальной идентичности, как доказывается многими специалистами, было огромным. Школа легизма сложилась в IV веке до нашей эры. Легисты отвергали управление, основанное на ритуалах и традициях, и отстаивали концепцию управления на основе законов. Они высмеивали рассуждения конфуцианцев о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви, называя их «игрой в слова». В «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») основоположник легизма Шан Ян необходимость управления на основе закона обосновывается тем, что человек от природы зол[54]. Злое начало, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, но его проявления могут быть предотвращены строгими законами. В легистской работе «Рассматривать все по нынешнему времени» подчеркивается необходимость изменения законов в соответствии с изменившимися требованиями времени: «Любой закон прежних правителей был необходим в свое время»[55].

Концепция легизма, его теоретические положения были совершенно противоположны конфуцианскому учению. Если Конфуций и его последователи исходили из положения, что вначале необходимо создать идеальную теорию управления государством, а затем следовать ей, то легисты исходили из реальных требований времени. Доктрина легизма первоначально состояла из двух направлений. Первой была школа Шэнь Бухая, которая сделала основной акцент на выработке методов управления и системы контроля администрации при посредстве развитого бюрократического аппарата. Второе направление, школа Шан Яна, превыше всего ставила закон и систему наказаний. Оба эти течения не только были родственны друг другу, но и отражали одну и ту же объективную тенденцию – противопоставить сепаратистским устремлениям и разрухе общества сильную центральную власть с хорошо налаженным административно-бюрократическим аппаратом.

Именно легисты провели ряд реформ, узаконивших частную собственность. Вместе с тем, очень актуально для современных государств звучит положение легистов относительно того, что все сырьевые ресурсы страны, а также горы и водоемы должны находиться в руках государства.

Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

Вся схема государственного аппарата, иерархии чинов и сословий судопроизводства была взята у легизма. Зато сами чиновники, осуществлявшие управление страной, набирались из среды убежденных конфуцианцев. Это сочетание легистских методов и конфуцианских идеалов всегда обеспечивало китайским политикам как эффективность, так и стабильность. Таким образом, в истории конфуцианство постепенно примирилось с законом и научилось сочетать добродетель с исполнением законов.

Сущность конфуцианской морали состоит в том, чтобы «не принуждать другого делать то, чего не желаешь делать сам»[56]. Политика гуманного правителя требует так называемое «вандао», сущность которого определяется «равновесием и справедливостью»[57]. Китай длительное время относился к межгосударственным контактам таким образом: все феодальные династии дружески относились к соседям в виде режима преподнесения дани, и успешно сохраняли дружеские отношения между собой.

Конфуцианство рассматривало семью как прообраз всей общественной организации: мы члены определенной группы, а не индивидуальности. Стабильность общества основана на отношениях неравенства между людьми, точно также как и в семье. Примерами таких отношений являются отношения отца и сына, старшего и младшего братьев, мужчины и женщины, правителя и подданного, старшего и младшего друзей. Согласно этим принципам, отец должен относиться к сыну доброжелательно, а сын к отцу – с сыновней почтительно­стью; старший брат должен относиться к младшему с добротой, а младший брат к старшему – с уважением; муж должен относиться к жене справедливо, а жена к мужу – услужливо; правитель должен относиться к подданным благожелательно, а подданные к правителю – с верностью. Китайцы убеждены в том, что игнорирование этих типов является причиной беспорядка, преступности и недостаточной общественной ответственности во многих западных странах, где в основном придерживаются только взаимоотношений типа «муж-жена».

Следует отметить, что формальные религиозные институты в Китае при самых масштабных переменах в политической системе большой роли не играли. Специфика китайской культуры такова, что религия не является основой ее развития. Если конфуцианство еще имело сакральные элементы (например, ритуал поклонения императора Небу), то ныне конфуцианство окончательно редуцировано к светскому этико-политическому учению.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 1369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...