Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторические факторы формирования идентичности Китая



Осмысление и адекватная оценка особенностей идентичности Китая немыслимы без анализа его истории.

Независимая культура и древнейшее государственное образование на территории современного Китая возникли в среднем течении Хуанхэ во второй четверти II тысячелетия до нашей эры. Создание основ политической государственной идентичности можно отнести к эпохе Восточной династии Чжоу (VIII-III вв. до н.э.), когда сложилась богатая практика иерархизированных отношений между «срединными государствами» и чжоуского Китая с окружающими его соседями. Чжоуская доктрина о «Сыне Неба» как мироустроителе и владыке Вселенной и «варварской периферии» легла в основу учения Конфуция об исключительности «хуася» (одно из самоназваний древних китайцев), оказавшего существенное воздействие на формирование и развитие социокультурных особенностей Китая.

В истории Китая можно условно выделить пять этапов, повлиявших на формирование его социокультурных особенностей: Династия Цинь (221 – 206 до н.э.), Династия Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), Династия Суй и Тан (581 - 907), Новая история (1840 - 1911), Китайская республика Сунь Ятсена (1911 - 1949), Китайская Народная Республика (1949 – наст. время).

Династия Цинь – первое в истории единое высокоцентрализованное государство. В 221 году до нашей эры царство Цинь, покончив с сепаратизмом Воюющих царств, основало первое в истории Китая единое многонациональное высокоцентрализованное государство – империю Цинь. Насаждение феодольного земледелия, унификация мер и весов, развитие средств сообщения, унификация и упрощение иероглифической письменности, стандартизация делопроизводства объективно укрепили идентичность и государственность. Сформировавшиеся при Циньшихуане феодальные общественные отношения сохранялись в Китае свыше 2000 лет. Легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи.

До основания империи Цинь постепенно завершался процесс формирования культурных особенностей древних китайцев. Это объединение территорий древнекитайских царств в рамках централизованного государства имело по меньшей мере два существенных последствия. Во-первых, изменилось содержание понятия Чжунго (срединные государства). Вплоть до последних веков до нашей эры «го» лишь весьма условно могло быть переведено на русский язык словом «государство». Фактически «го» представляло собой наследственное владение как часть поднебесной – объект верховной власти. После объединения страны у термина «го» появилось значение «государство». Соответственно Чжунго приобрело теперь свое современное значение. Одновременно с этим появляются понятия «внешние страны», «государства за пределами Китайской империи». Они отражали представление о том, что помимо страны, населенной древними китайцами, могут существовать иные государства, – идея, принципиально не свойственная конфуцианской системе мировозрения. Во-вторых, соответствующим образом было преодолено существовавшее до того времени несовпадение границ государства и этноса. Поэтому словосочетание чжунго жэнь стало со временем одним из основных этнических самоназваний китайцев.

Династия Хань – формирование государственного устройства и социокультурных особенностей на основании конфуцианства и даосизма. Наряду с Римом и Парфией ханьский Китай стал одной из крупнейших и могущественнейших держав древнего мира, централизованная власть была расширена с практически контpолиpовавшегося Центpального Китая до западных земель (нынешних Синьцзяна и Сpедней Азии). Император дважды посылал посла Чжан Цяня в западные земли проложить путь через западные отроги Синьцзяна до восточного побережья Средиземного моpя, по которому превосходные изделия из китайского шелка тоpговцы непpеpывным потоком везли на Запад. Этот путь впоследствии получил название «Шелкового пути». Династия Восточная Хань через Шелковый путь установила обмен в культуре и торговле со странами Западной Азии. С развитием тесных связей между Западом и Востоком в Китае в первом веке нашел распространение буддизм. Кроме вышеописанного значительного расширения его территории пять столетий существования империи Хань были отмечены небывалым укреплением древнекитайского централизованного государственного устройства, и соответственно, государственной политической идентификации.

В первых десятилетиях правления династии для восстановления экономики страны была принята программа даосов, включавшая сокращение государственных расходов и снижение налогов и поборов. Но постепенно все большее влияние приобретали конфуцианцы, прозорливо стремившиеся к руководству системой образования. При императоре У-ди они сильно изменились, вобрав в свою доктрину некоторые принципы легизма, и переориентировавшись с родовой знати на административный аппарат. В конечном счете, именно в эту эпоху сложилась конфуциано-даосская, дуалистическая система духовной жизни Китая, которая с некоторыми дополнениями (например, буддизмом) просуществовала потом более двух тысячелетий. Между активным, государственническим конфуцианством и инертным, индивидуалистическим даосизмом происходила подчас острая борьба. Но это была борьба в рамках единой системы, способствующая не распаду, а наоборот, поддержанию единства.

Династии Суй и Тан – эпоха расцвета и благополучия. Правители танского Китая проводили прогрессивную политику и привели Китай к «золотому веку» в развитии китайской цивилизации. В те времена территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии. Экономические и административные нововведения прежних династий были восприняты и закреплены в танскую эпоху. Наиболее значимым достижением стала созданная в Танскую эпоху правовая система, которая в конечном счете порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства. Мир и порядок в стране в годы Танской империи и разумная политика правителей быстро привели к сельскохозяйственному подъему, росту торговли и увеличению числа городов.

В этот период в Китае развивались христианство, мусульманство и особенно буддизм, но династия Тан приняла конфуцианство в качество государственной официальной морально-политической основы своего господства, создав новую модель отношений с соседними странами. Эта модель называется современными китайскими учеными-международниками «восточной международной системой» и отличается от системы западных международных отношений[46]. В основе этой модели лежит стремление к созданию такой системы, в которой «Центральная (то есть Китайская) империя должна помогать окружающим ее странам, а последние должны сознательно уважать ее авторитет».[47] Это означает, что в реальной международно-политической практике каждая из сторон должна нести свою долю ответственности: главы соседних стран регулярно наносят визиты китайскому императору, выражая ему свое поклонение и подчинение его политике; в свою очередь центральный император не просто принимает подношения от глав этих стран (князей и феодалов), а отвечает им официальным признанием, дарует им право господства на соответствующей территории, гарантирует защиту их безопасности, дарит им достижения китайских передовых технологий, культуры и прочее. Подобная модель существовала во взаимоотношениях Китая с Кореей, Вьетнамом и другими соседними странами в период династии Тан, и имела место во всех последующих династиях вплоть до династии Цин.

Новая история (1840 – 1911 гг.). В последних годах существования Цин феодальный строй ограничил хозяйственное развитие. Династия следила за строжайшей регламентацией внешних контактов и придерживалась тезиса о непогрешимости и превосходстве ортодоксальной китайской культуры над культурой других народов. Национальная идеология на основе конфуцианства стала страдать догматизмом и в конечном итоге оторвалась от реальности. Китай сильно отстал не только от европейских стран, но и от соседней Японии. Причинами этого в определенной степени стали крайне идеалистические взгляды на сущность международных отношений и внешнеполитические ориентации, когда Китай столкнулся с передовыми вооружениями, технологиями и агрессивной внешней политикой европейских государств[48].

В начале XIX века начался быстрый pаспад династии Цин. Плохое управление внутри страны и неспокойная обстановка в разных районах привели к грандиозному восстанию. Одновременно европейские державы сделали попытку силой заставить Китай открыть двери для европейских товаров. В результате ряда сокрушительных поражений в «опиумных войнах», китайско-французской 1884-1885 годов и китайско-японской 1894-1895 годов, Китай постепенно оказался в положении полуколониального и полуфеодального государства и впал в состояние смуты вплоть до 1949 года. Насильственный, военно-силовой характер воздействия и навязывание Китаю новых норм и институтов международных отношений вызвали ответную реакцию «отторжения» чуждой модели поведения и психологичесую анестезию. Ведущую роль при этом стала играть концепция «Ти – юн» («китайское учение – основное; западное учение – прикладное»). Одновременно, это сочетание давления изнутри и извне дало импульс для формирования новой идентичности в социальных, политических и идеологических областях.

Китайская республика Сунь Ятсена (1911 – 1949 гг.). Несмотря на то, что дверь во внешний мир открылась неблагоприятным образом, Китай начал воспринимать его и черпать полезные для себя новшества, предпринимались попытки создать новые ориентации для возвышения страны – Кан Ювэй и «100 дней реформ», Сунь Ятсен и его «три народных принципа» (часто трактуемые как национализм, демократия и социализм). Опираясь на них, коммунисты, одержавшие победу над японскими оккупантами и окончившие гражданскую войну, сформировали новое народное государство, основанное на новой ориентации – создание сильного, могущественного и единого Китая, играющего в мире роль одной из великих держав.

Китайская Народная Республика (1949 г –настоящее время). После образования КНР в Китае произошли коренные перемены. Особенно этот процесс ускорился после вступления КНР в ООН в начале 1970-х годов. С окончанием холодной войны в мире обозначились две мощные тенденции: многополярность в политике и глобализация в экономике. До 1970-х годов Китай являлся революционным внесистемным государством и существовал в отрыве от мирового сообщества. В 1970-е годы соображения военной безопасности и собственные национальные интересы постепенно вытесняли идеологическую окраску и революционный характер Китая.

В конце 2003 года в Китае вместо уже несоответствующей всем современным реалиям начертанной Дэн Сяопином политики «сокрытия возможностей», сформулировали новую идеологию общения с внешним миром, построенную вокруг лозунга «мирное возвышение». Исходным стал тезис о том, что Китай может быть сильным и могучим, не нанося при этом ущерба развитию соседних стран и мирового сообщества в целом. Основой данной идеологии было предложено сделать конфуцианское мировоззрение единения без унификации[49]. В современном политическом контексте эта фраза Конфуция истолкована как желание Китая укреплять мир, гармонию и сотрудничество с Западом (единение) без перехода на позиции союзника Запада и признания его ценностей (унификации). В интересах мирного возвышения Китаю предлагают «настойчиво добиваться, чтобы китайское мировоззрение единения без унификации разделялось и понималось народами всех стран мира и, далее, чтобы оно получило на практике коллективное признание всеми странами мира, сформировало соответствующий этому международный механизм и институты. Одновременно Китай должен настойчиво использовать китайское мировоззрение единения без унификации для борьбы с гегемонизмом и политикой силы, для исправления несправедливых и неразумных элементов в международном порядке»[50].





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 2064 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...