Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурные особенности Китая



Культура Китая берет свое начало в глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

Одной из важнейших особенностей китайской культуры является понятие «китаецентризм». На протяжении веков и даже тысячелетий основой внешней политики Китая являлся китаецентризм, то есть представление о том, что во всем мире есть только одно идеальное государство – Китай, который находится в центре Вселенной, а все остальные страны населяют варвары, так как их экономическое, политическое и культурное развитие стоит на более низком уровне. Поэтому одной из главных целей правителей Китая считалось «преобразование варваров», приобщение их к китайской цивилизации. В течение длительного времени китайскими правящими кругами проводилась целенаправленная политика по укоренению этих представлений среди простого народа. В результате китайцы просто не могли себе представить, что в мире может быть еще хотя бы одна страна, равная Китаю по мощи и развитию, тем более превосходящая его.

Если Вы стоите на вершине холма в Имперском Саду позади Запрещенного Города, Вы видите имеющий форму квадрата комплекс зданий, окруженных большим квадратом, окруженным еще большим квадратом. Это китайское понимание мира, который является бесконечным в пространстве и времени с дворцом китайского императора в центре. Это единое целое, где никакие дихотомические противоположности не существуют.

Исходя из этого понимания мира, традиционное китайское интеллектуальное мышление не имело ничего общего с понятием «международности», для этого не существовало никакой структуры. Было ощущение места, с центром и постепенно дистанцирующей периферией; было ощущение времени, для поколений китайцев в их мыслях, и практика видела непрерывную историю и будущее, дистанцирующее постепенно от настоящего назад и вперед. Учитывая особенности местоположения страны, конфуцианцы выработали учение о неравноценности географического пространства, определявшего характер и способности людей той или иной местности. Земля центра империи противопоставлялась земле пограничных округов как более совершенная. Первая считалась областью гармонии; вторая – дисгармонии.

По мнению конфуцианцев, климатические условия, сама земля разделяли людей на отдельные группы, различающиеся по своим качествам, и земля центра была отделена от земель варваров, как внутренняя от внешней. Соответственно благотворное влияние китайского государя на внешнюю зону было затруднено естественными преградами.

Эта теория подтверждала догму о превосходстве Китая, так как он занимал срединное положение и управлялся наиболее благородными мужами. По мере удаления от центра, землю населяли нелюди (звери), рожденные в бесплодных землях, не знающие норм поведения, справедливости, долга. Сущность варваров могла измениться, когда они прибывали к правителю Китая на аудиенцию и выражали покорность. Можно сказать, что основы китаецентризма заложила сама природа, а правители древнего Китая их просто развили.

К тому же на протяжении многих веков китайцы были окружены кочевниками, которые нуждались в продуктах земледелия, перенимали китайские традиции, обычаи, поэтому возникала мысль о превосходстве собственного государства над остальными и о своей цивилизирующей роли в мире.

Такие государства, как Вьетнам, Корея стали вассалами Китая, Япония заимствовала у Китая его искусство и науки. Китай поддерживал торговые отношения с Индией, Персией, Византией, но эти контакты нисколько не поколебали убеждений китайцев об их исключительном месте в мире.

Таким образом, Китай был больше и богаче любого из окружавших его государств, искусство, наука, литература были более развитыми и разнообразными.

Конфуцианцы создали учение, согласно которому государство – это большая семья, и порядки в нем должны строиться на тех же патерналистских принципах, что и в семье. Добродетельный государь – отец подданных, обязанный заботиться о них.

Одной из важнейших основ социального порядка было строгое повиновение младшего старшему; любой старший – беспрекословный авторитет для младшего, слепое повиновение его слову, воле, желанию – вот норма поведения для младших. «Сын Неба – отец и мать народа, и потому он является правителем Поднебесной». Он самый мудрый, щедрый и великодушный правитель всех народов на земле и заботливый их отец. Поэтому все народы, близкие и далекие, должны быть послушными детьми императора, должны подчиняться его воле. Иначе их ожидало наказание.

Китаецентризм – это не только мировоззрение, но и политика, проводимая китайскими правителями в целях успешного управления обществом. Доказав свою эффективность, эта политика использовалась на протяжении веков. С развитием общества происходила некоторая трансформация китаецентристских принципов. Но все же его костяк, заложенный в период Шан-Инь, Чжоу оставался да и остается до сих пор неизменным. Одной из его цементирующих основ являлся тезис о верховенстве Китая и величии китайского правителя. Вплоть до середины XIX века китайцы держались отчужденно, не проявляя интереса к Западу, не желая чему-либо учиться, не веря, что варвары могут передать что-либо ценное. Положение поменялось во второй половине XIX века, когда Китай подвергся агрессии западных держав и превратился в полуколонию. Но китайское мировосприятие существенно не изменилось. Оно было лишь модифицировано с учетом принципиально нового соотношения сил в мире. В современных условиях традиции китаецентризма могут подпитывать великодержавные амбиции Китая, возрождающегося в качестве влиятельного и самостоятельного фактора на мировой арене.

Китай – страна не только с самой большой численностью населения в мире, но и самая древняя цивилизация на планете. Это аграрное общество возникло на Желтой реке 5 тысяч лет назад, чем китайцы очень гордятся. В течение этого длительного пе­риода – практически всей письменной истории человечества – Китай сохранял исключительную изолированность. Эта страна, отрезанная от других народов бескрайним океаном на востоке, джунглями на юге, цепью высоких гор на западе и холодными степями на севере, никогда не завязывала длительных дружеских отношений с другими государствами. На протяжении двух тыся­челетий Китай был "вселенной в себе", втягивая в свою орбиту Корею, Вьетнам и других соседей и собирая дань с остальных стран, в том числе и с Японии. Культура Китая столетиями оказывала в Южной Азии влияние на музыку, танцы, живопись, религию, философию, архитектуру, театр, структуру и организацию общества и, прежде всего, на язык и литературу.

Запад, считая Китай "третьим миром", относительно отсталой страной с неразвитой технологией, разреженной инфраструкту­рой, ужасными санитарно-гигиеническими условиями, безудерж­ным загрязнением окружающей среды, старомодной политикой и недостаточной коммуникацией, становится жертвой собствен­ных мифов, поскольку заблуждается, недооценивая и не понимая силы Китая и влияния, которое он оказывает на своих соседей и в известном смысле на весь мир. Китай считает себя «Chung-Kuo» – Срединным царством, центром Вселенной и хранителем древней­ших традиций мира. Эта страна с ее миллиардным населением не чувствует ослабле­ния своего духовного влияния, которое она оказывала на окру­жающих в течение тысячелетий, а чувство превосходства своей культуры у китайцев развито даже больше, чем у японцев, которых они цивилизовали.

Если Вы будете иметь полное представление о том, как на вас смотрят китайцы, то вам будет легче с ними общаться и работать. Для такого отношения к иностранцам у китайцев есть веские причи­ны. В период "опиумных войн", с 1839 по 1860 год, Британия на­вязала китайцам бенгальский опиум, аннексировала Гонконг и объявила своей собственностью территорию нескольких китай­ских портов, включая Шанхай. Франция, Германия и Россия вскоре последовали ее примеру, в то время как Япония, подра­жая, как обычно, Западу, нанесла сокрушительный удар по Ки­таю в войне 1894—1895 годов и захватила Тайвань. Это послужило лишь прелюдией к полномасштабному вторжению иностранцев на континентальный Китай и к последующей гражданской войне после изгнания из страны японцев, которая завершилась победой сил Мао в 1949 году. Иностранные "дьяволы" вынуждены были от­казаться от своих прибыльных гетто в Шанхае и других городах Китая, оставив лишь Гонконг в руках союзников.

Неприязненное отношение китайцев к иностранцам можно понять как реакцию на вышеописанные события, и ее легко при­нять как должное. Обладают ли китайцы культурным превос­ходством над остальным миром – это другой вопрос. Важно, что они в это верят. Огромные, изумительные успехи в сфере духовной культуры и искусства, достижения китайской цивили­зации в целом не имеют себе равных в мире. Краткость истории Америки исключает американцев из числа серьезных соперников на звание лидера цивилизационного процесса. Ясное мышление и духовные ценности древних греков позволяют им принять участие в этом споре; организационные способности римлян и масштабы завоеваний Римской империи сравнимы с китайскими; эпоха итальянского Возрождения вывела на арену мировой цивилизации титанов, чьи произведения искусства равны по силе или даже превосходят шедевры китайских мастеров, будь то в области музыки, живописи, оперы, танцев или архитектуры. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Верди, Россини и Данте – этих гигантов трудно превзойти. Китайцы не будут спорить с этим. Они могут восхищаться творениями европейского искусства и своеобразием его жанров и способны оценить эффективность американских, британских и французских политических систем и технологические успехи этих стран. Свое превосходство они ощущают в сфере мораль­ных и духовных ценностей. Очень многие народы считают, что их нормы правильны, а поведение может служить образцом для подражания. Это само по себе неудивительно. Однако у китай­цев, так же как у русских и мусульман, чувство собственного превосходства сочетается с резкой критикой в адрес западных народов. Они считают, что крупные европейские страны, слыв­шие когда-то великими империями, – Великобритания, Фран­ция, Испания и Португалия – находятся в состоянии упадка, духовного разложения и распада, что американская культура стала приходить в упадок, не достигнув своего пика. Японцы, будучи когда-то ревностными последователями китайской фило­софии и ее заповедей, впали в материализм и потребительство. Россия же никогда не вызывала у них восхищения.

Наибо­лее сильное влияние на китайцев оказало конфуцианство. Под его влиянием сформиовалась китайская деловая культура. Известно, что в центре системы Конфуция лежит образ «благородного мужа», которого Учитель наделил пятью главными свойствами: человечностью, чувством долга, деликатностью, умом (знаниями) и верностью. К ним примыкает сыновняя почтительность, понимаемая в самом широком смысле как почитание и повиновение старшим вообще.

Основополагающая черта китайского национального характера — своеобразная смесь повиновения, тер­пения и упорства. Именно эти три черты формируют облик смиренного и покорного китайца, свято чтящего старших и начальников, терпеливо и упорно работающего, безропотно сносящего тяготы жизни. Только та­кие люди могли построить Великую китайскую стену, вести бесконеч­ные войны или становиться послушными и терпеливыми объектами самых диких коммунистических экспериментов. И именно такие люди смогли вытащить предельно отсталую страну на современные передовые рубежи технологии и экономики, и завалить весь мир своими товарами.

Приверженность правде и неприятие обмана, мягко гово­ря, – не самая сильная черта национального характера. Китайцы часто обма­нывают и при этом не испытывают угрызений совести. В конфу­цианском образе «благородного мужа» этой черты просто-напросто нет: честность вовсе не является обязательной чертой образа. Низкое качество китай­ских товаров – во многом следствие национального характера.

Китайцы очень привержены ритуалам, чинопочитанию, сохранению всех внешних атрибутов достоинства и крайне болезненно переносят «потерю лица».

Китайцы чувствительны к шуткам и юмору.

Китайцы крайне склонны смеши­вать семейные и деловые отношения, и уверены, что бизнес только выигрывает от распространения в нем родственных связей. Влия­тельные родовые кланы в китайском бизнесе во всем мире – лучшее тому подтверждение.

На китайцев оказывают влияние и некоторые другие фак­торы, которые не характерны для западного образа мышления. К ним относится среди прочего следующие:

· Даосизм – соблюдение здорового образа жизни, разумное вегетарианство и великодушие.

· Буддизм – в том числе достижение гармонии посредством медитации.

· Почитание предков – прошлое играет важную роль, оказы­вая сильное влияние на настоящее.

· Фенг-шуй (Feng shui) – религиозный принцип "вода и ветер", определяющий стиль при конструировании и расста­новке мебели, зеркал и дверей.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные этапы формирования идентичности Китая.

2. Расскажите об эволюции понятия «го» (государство) в истории Китая.

3. Какую роль в формировании идентичности Китая сыграли природно-географические факторы?

4. Каким образом природа повлияла на то, что внимание Китая целиком было сосредоточено на внутренних проблемах и очень редко обращалось на внешнюю политику?

5. Какие религии получили распространение в Китае?

6. Что такое конфуцианство: религия или философское учение? В чем его сущность?

7. В чем заключается учение легизма? Кто его основатель?

8. Как называется общенациональный китайский язык?

9. Какое влияние оказывает китайская иероглифическая письменность на мышление и менталитет китайцев?

10. Расскажите об особенностях невербального общения китайского народа?

11. Охарактеризуйте особенности китайского менталитета.

12. Что такое китаецентризм?





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 7479 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...