Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идентичность государства



Наряду с ростом значимости национальной идентичности, также возрастает роль идентичности государства. Немецкий социолог Н. Элиас пишет: «В настоящее время среди групп, с которыми соотносится Мы-идентичность отдельного человека, особенно большое значение имеют государст­ва»[28]. Несмотря на то, что в последнее время много пишут о том, что связи между гражданами и го­сударством ослабевают, и возрас­тает значение субнациональных и транснациональных идентичностей, государство продолжает оставаться главным актором международных отношений. Число государств растет. Многие из вновь возникших государств, особенно на постсоветском пространстве и в Восточной Европе, рассматривают национальную идентичность как главную дви­жущую силу, благодаря которой они возникли как само­стоятельные акторы международных отношений. Там, где ситуация нестабильна и опасна, у идеи отмирания государства нет прочной основы. В полиэтничных обществах одной из главных задач государства является поддержание баланса между этническими идентичностями и сглаживание конфликтов между ними. Международные отношения продолжают строиться на принципах национального суве­ренитета. От воли государств зависят судьбы транснациональных корпораций, международных организаций и надгосударственных общностей, таких, как Евросоюз. Поэтому государство традиционно рассматривается в ка­честве сосредоточения коллективной идентичности.

Идентичность госу­дарства – «относительно устойчивые, свя­занные с конкретной ролью осмысления и ожидания по поводу себя, которые основываются на теориях, коллек­тивно разделяемых участниками по поводу себя и других, и образующих структуру социального мира»[29]. Эти ожидания организуют рациональный выбор и в то же время сами оформляются нормами международной политики. Государства через сво­их лидеров реализуют на международной арене определенные идентичности, например, жертв аг­рессии, сверхдержав, зависимых стран[30]. Вместе с тем идентичность государства несводима к характеристикам лидера. Рассмотрение идентичности го­сударства требует трех уровней анали­за - международного (или системного) уровня, уровня государства и уровня индивида. Успешность государства зависит от соответствия его идентичности общепринятым в международном сообществе принципам и нормам. О’Генри в новелле «Дороги, которые мы выбираем» пишет, что подлинное мерило человеческого – это пути, которые мы выбираем, и расстояния, которые мы способны пройти[31]. Развивая эту мысль писателя, можно сказать, что мерило государственной идентичности образовано иерархией всех возможностей, открытых перед государством; множеством осознанных возможностей и теми из них, которые удалось реализовать.

Идентичность имплицитно присутствует восновных парадигмах международных отношений – политическом реализме, либеральном идеализме и особенно конструктивизме. Например, американский неореалист С. Уолт, рассматривая факторы формирования военно-политических союзов в сфере противодействия угрозам, уделяет внимание идеологии и идеологической солидарности[32]. Французский реалист Р. Арон считал, что идентичность проявляется в трех «вечных целях» государств - стремлении к безопасности, силе и славе[33]. Идентичность играла ведущую роль и в исследованиях, выполненных с позиций либерального идеализма. В них, в частности, подчеркивалось, что разделяемая демократическая идентичность способствует снижению количества конфликтов между государствами[34]. В качестве основных участников международных отношений конструктивизм рассматривает государства, наделенные чувством «Я», то есть государства, характеризующиеся уникальной идентичностью. По мнению конструктивистов, корни национальных интересов лежат в идентичности государств: представлении государства о себе, о системе, и о своем месте в системе. Конструктивисты считают, что идентичность государства имеет интерсубъективную природу и зависит не только от своего представления о себе, но и от мнения других государств. Именно поэтому национальные интересы не обязательно являются эгоистическими.

Приведем наиболее известные классификации идентичностей государства.

А. Вендт выделяет два типа идентичности государства на основании того, кем оно себя воспринимает: врагом или другом «Другого»[35]. Коллективная идентичность подразумевает эмпатию и солидарность. Все относятся друг к другу с уважением, а решения принимаются на основе компромисса. Эгоистическая идентичность предполагает, что «Другие» рассматриваются в качестве объектов манипуляции с целью реализации собственных интересов. Эгоистическая мотивация может играть важную роль на ранних этапах. Со временем, в процессе расширения международного сотрудничества, участники международных отношений приобретают все более коллективные идентичности. Происходит процесс, который не поощряет абсолютную свободу действий. Он связан с усилением диффузии взаимности и готовностью понести определенные затраты. В качестве примера Вендт приводит Евросоюз.

А. Вендт различает четыре типа государственной идентичности[36]. Корпоративная идентичность представляет собой черты, которые делают государство государством, относят его к этой категории общностей и определяют его целостность. Под угрозой потери корпоративной идентичности государство должно защищать свой суверенитет. Типовая идентичность общая характеристика, которая присуща группе государств, например, демократическим. Под угрозой утраты демократической идентичности государство должно защищать права человека, отстаивать либеральные ценности и рыночную экономику. Ролевая идентичность – это свойство государства, на основании которого другое государство ожидает от него вполне определенного поведения, например, соперника, противника, гегемона или дружеского партнера. Коллективная идентичность проявляется в том случае, когда государство отождествляет себя с сообществом других государств. Под страхом утраты коллективной идентичности государство должно проявлять дружественность и лояльно относится к своим союзникам.

У. Блум выделяет три типа идентичности государства на основе ее соотношения с внешней политикой[37]. Первый тип – идентичность как инструмент внешней политики - используется для мобилизации населения с целью решения внешнеполитических проблем. Примером может служить мессианский национализм, свойственный России и США. Такая идентичность почти всегда приводила к агрессивным действиям по отношению к другим нациям и затрудняла вхождение в мировое сообщество. Второй тип, напротив, использует внешнюю политику как инструмент создания идентичности государства. В этом случае правительство предпринимает внешнеполитические действия, что­бы мобилизовать своих граждан с целью создания или укрепления государственной идентичности. Например, для сплочения населения перед лицом внешнего врага и/или отвлечения их внимания от внутренних проблем правительства могут развязывать войны. Наконец, третий тип представленпереходными идентичностями государств, подвергшихся влиянию внешних сил. Такой тип идентичности представлен, например, странами, в которых произошли «цветные революции».

Наиболее развернутой является классификация И. Призела, который выделяет пять типов отношений между идентичностью и внешней политикой государства[38].

Первый тип представлен идентичностями, имеющими в своей основе политические институты, а не религию, язык или мифы об общих предках. Этот тип идентичностей присущ таким странам, как США и Великобритания. Их политические институты сложились еще в XVIII веке и до настоящего времени остаются основным источником легитимности. В силу своего возникновения в эпоху просвещения, данные государства уверены, что их политические системы ра­циональны и напогрешимы, а политические ценности – универсальны.

Второй тип идентичностей свойственен государст­вам, вышедшим из-под влияния сверхдержав – США и СССР. Это, главным образом, государства, расположенные в Центральной и Восточной Европе, Цен­тральной и Южной Америке. Эти страны испытывают сильное чувство культурной и политической «обиды» по отношению к завоевателям. Эта «обида» порождает чувство политической и социальной несправедливости, нанесенной коренному населению, стремление защищать свою куль­туру, а также восхищение прошлым. Страны Восточной Европы прославляют XVIII век, в котором они достигли своего расцвета, а мексиканцы и перуанцы – эпоху, предшествовав­шую открытию Нового Света. Всем им свойственно резко негативное отношение к своему положению в качестве пе­риферии европейской цивилизаций и маргинального ста­туса – в международной системе. Насаж­дение в странах Восточной Европы норм и порядков, ца­ривших в то время в СССР, начиная с 1948 года, лишило регион возможности создать новую идентичность так, как это произошло в Западной Европе по­сле окончания Второй мировой войны. Пока существовал СССР, он представлял собой «Другого», против кото­рого в идентичности стран Восточной Европы возник инвертированный национализм. Исчезновение «коммунистического врага» сделало не­обходимым не только переопределение идентичности, но и создание нового «Другого», от которого будет исходить уг­роза и давление. Им стал Запад. Данный образ подогрева­лся чувством отвергнутости: восточно-европейские госу­дарства обвиняли Запад в «предательстве» их интересов в ходе Ялтинской конференции. Запад также утра­тил свою целостность после распада советского лагеря. Все это лишило Вос­точную Европу той точки отсчета, от которой можно было бы начинать поиск новой национальной идентичности.

Третий тип – это комбинированная идентичность. Примером может служить Франция. С одной стороны, Фран­ция – государство с освященными веками политическими традициями, которые дают стабильный ориентир для ее национальной идентичности. Поэтому характерной чертой французской идентичности явля­ется ее уникальная культура. С другой стороны, в своей бурной истории Франция постоянно предпринимала попытки расширить сферы своего влияния. В связи с этим внешняя политика Франции представляет комбинацию действий, направленных на защиту уникальной культуры и ут­верждение статуса Франции как великой державы.

Четвертый тип идентичности государства возник в XX веке и представлен бывшими европейскими коло­ниями в Африке и Азии. Национальная идентичность данных государств складывалась в период борьбы против колониальных властей и поэтому основана на чувстве «анти-». Апелляция к колониаль­ному прошлому продолжает служить в качестве единст­венного объединяющего элемента. Правящая элита стара­ется поддержать очень хрупкую идентичность, используя обиды колониального периода, несправедливое положение в международной системе, общие проблемы культурного и экономического империализма. Особенностью внешней политики этих государств является региональное сотрудничество – член­ство в Лиге Арабских Государств, Организации Африкан­ского Единства, участие в Движении неприсоединения.

Пятый тип идентичности – религиозный национализм, который возникает в странах, религия которых отличается от других конфессий. Примером может служить Иран - единственная шиит­ская мусульманская страна, претендующая на роль «защитника веры» исламского мира. Иран называет себя «последним бастионом» на пути деградации, охватившей остальные исламские страны, исповедующие суннизм. Таким образом, Иран использует религию для укрепления собственной идентичности и внутриполитического режима.

Контрольные вопросы:

1. Почему значение идентичности возрастает в эпоху перемен в международных отношениях?

2. Какие характеристики идентичности Вы знаете?

3. Назовите основные виды идентичности в международных отношениях.

4. Какие факторы приводят к изменениям идентичности в международных отношениях?

5. Какие ученые ввели в научный оборот понятия «идентичность» и «идентификация»?

6. Какие теории идентичности Вы знаете?

7. Перечислите основных представителей психоаналитического направления в исследовании идентичности.

8. В чем заключаются особенности понимания идентичности представителями символического интеракционизма?

9. Какой вклад в исследование идентичности сделали когнитивно-ориентированные психологи?

10. Охарактеризуйте конструктивизм как ведущую парадигму международных отношений в исследовании идентичности.

11. Как изменяется национальная идентичность в фило- и онтогенезе?

12. Как соотносятся между собой понятия «идентичность» и «идентичность государства»?

13. Какие типы идентичности государства Вы знаете?





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 5166 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...