Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Рассмотрев теоретические основы идентичности, перейдем к раскрытию ее роли, особенно национальной и государственной, в международном туризме. Национальная идентичность – культурная норма, отражающая эмоциональные реакции индивидов по отношению к своей нации и национальной политической системе[23]. Значение национальной идентичности в последнее время повышается. И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнова отмечают следующие причины роста значимости национальной идентичности в современном мире: неравномерное развитие наций, порождающих экспансию более развитых стран, мировая конкуренция за ресурсы, акцентирование национальной нетерпимости в СМИ, потребность в безопасности и объединение с этой целью в группы со сходными ценностями, поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией нестабильном мире, интенсификация межнациональных контактов: как непосредственных – трудовая миграция, туризм, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации[24].
Проявления национальной идентичности – это чувства принадлежности, включенности, или, наоборот, отторжения. Различают две характеристики национальной идентичности – общность и отличительность. Общность – степень гомогенности (однородности) нации, которая достигается мифами и представлениями о своей истории, территории, институтах, языке и религии. Общность отражает внутреннее измерение национальной идентичности. Отличительность показывает, насколько похожа или отлична нация от других наций – членов международного сообщества. Точно так же, как человек может узнать, какой он – щедрый или жадный, храбрый или трусливый – только через общение с другими людьми, нации узнают о своей уникальности и особенностях во взаимодействии с другими нациями – членами международного сообщества. Отличительность отражает внешнее измерение национальной идентичности.
Национальную идентичность необходимо отличать от этнической идентичности. Этническая идентичность – чувство лояльности и принадлежности к этнической группе. Она не имеет отношения к государственным институтам, которые обычно приводят к появлению национальной идентичности. Национальная идентичность включает символические, социально сконструированные значения, общие для нации в целом, а не только внутриэтнические, что хорошо отражено в определении Бенедикта Андерсона «нация - воображаемое политическое сообщество»[25]. В структуре национальной идентичности можно выделить три компонента: когнитивный – знания об особенностях собственной нации и осознания себя ее членом; аффективный – эмоциональное отношение к своей и чужим нациям; поведенческий – соответствие нормам поведения своей нации.
Изменения национальной идентичности наступают в результате увеличивающегося напряжения между старыми и вновь возникшими смыслами (что указывает на кризис идентичности). Изменения идентичности происходит в двух формах – изменения формы и изменения содержания. Различают два вида изменений формы национальной идентичности: эволюционные и революционные. Эволюционные изменения происходят в результате постепенной адаптации страны к внутреннему или международному давлению. Революционные изменения происходят, когда общество должно ответить на огромный и всеобъемлющий по своему потенциалу вызов. Революционные изменения происходят в результате социальной революции, войны или любых других событий, непосредственно затрагивающих существовавший прежде образ себя. Примерами революционных изменений национальной идентичности могут служить трансформация относительно открытой экономической системы России в экономическую изоляцию после Первой Мировой Войны и Октябрьской революции 1917 года, а также изменения в Японии и Германии после Второй Мировой Войны. Поражение этих стран-агрессоров, которые развязали войну, повлияло на их идентичность кардинальным образом. С другой стороны, китайские экономические реформы, начиная с 1979 года, могут служить иллюстрацией эволюционных изменений, которые медленно, но уверенно размывали коммунистическую идентичность и создавали новый предпринимательский и капиталистический образ, который во все возрастающей степени находил свое отражение в государственных институтах.
Изменения национальной идентичности происходят как в историческом процессе (филогенезе), так и в процессе индивидуального развития (онтогенезе).
Изменения национальной идентичности в филогенезе осуществляются в четырех формах. Первой формой национальной идентичности является «горизонтальная идентичность» - сознание родства по крови и браку. Вторая форма национальной идентичности – осознание общности происхождения. Формируется идея «вертикального родства», которая проявляется в мифах о происхождении народа от героев и культе предков. Третья форма национальной идентичности формируется на основе территориальной общности. Четвертая, современная форма национальной идентичности возникла в XVIII веке на основе языка и культуры. Формирование идентичности – это процесс, всегда открытый изменениям и никогда не заканчивающийся. Нация, говоря словами Эрнста Ренана, является результатом «плебисцита повседневной жизни». Идентичность формируется в процессе придания смысла реальности посредством установления или переустановления определенных ценностей. Следовательно, это процесс обретения смысла, посредством которого вновь выявленные и сильно оспариваемые смыслы эволюционируют в менее оспариваемые институциализированные смыслы. На первой стадии в результате исторических практик в обществе появляются новые смыслы, допускающие иное толкование прошлого и настоящего. На этой стадии выявленные смыслы сильно оспариваются и минимальны по своему влиянию на превосходящую силу главного дискурса. На второй стадии, однако, вновь возникшие смыслы получают шанс увеличить свое влияние. Благодаря благоприятному стечению обстоятельств, повторяющимся историческим практикам, и деятельности политических акторов, новые смыслы распространяются в обществе и приобретают главенствующий статус. Наконец, на третьей стадии формирование идентичности достигает точки, когда новые смыслы успешно консолидируются и социально и политически используются. Между тем, история продолжается. Вновь возникающие смыслы бросают вызовы содержанию и границам старой идентичности и приводят к изменениям. Идентичность меняется в процессе постоянного соревнования между старыми и новыми смыслами. Это интерактивный феномен, который всегда конструируется в ходе взаимодействия «Я» со своим окружением. Соприкасаясь с новыми смыслами, исторические практики играют роль, которую психологи назвали «Значимый Другой». Основными факторами, формирующими национальную идентичность, являются территория, климат, историческая память, религия, мифы, язык, политическое устройство государства, культура и общность экономических интересов. П.А. Сорокин писал: «Перефразируя слова Архимеда, можно сказать: «Дайте мне эти факторы, и я различным их сочетанием создам вам самые различные нации, начиная от бесправных судр и кончая полноправными браминами»[26].
Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 4340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!